Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 26 декабря 2013 г. N 12 - 04/13
Резолютивная часть решения оглашена 13 декабря 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 26 декабря 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: |
- Семенова Е.Г. - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; |
Члены Комиссии |
- Расторгуева Ю.М. - начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; - Копылов С.А. - ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России, |
(далее - Комиссия), рассмотрев дело N 12 - 04/13 по признакам нарушения ОАО "Челябэнергосбыт" части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) в ходе рассмотрения коллективного обращения собственников многоквартирных жилых домов по адресам: г. Челябинск, ул. Академика Макеева, дома 15, 21, 25, ул. Академика Сахарова, дома 2, 10, ул. Братьев Каширина, дома 151, 157, 159, 161, 163, ул. Университетская Набережная, дома 80, 82, 88, 92, ул. Академика Королева, дом 47 (далее - многоквартирные жилые дома, расположенные в микрорайоне Тополиная аллея) установлено следующее.
01.01.2008 между ОАО "Челябэнергосбыт" и ООО "Энергоснабжающая сетевая компания" заключен договор N 948 об оказании услуг по передаче электроэнергии и компенсации потерь в сетях сетевой организации от 01.01.2008. Приложением N 6 к названному договору согласован регламент определения объемов электроэнергии, поступившей в сеть исполнителя, и фактических потерь электроэнергии в сетях исполнителя.
Между ООО "Энергоснабжающая сетевая компания" и ООО "Управляющая компания Микрорайон Западный", ООО "Управляющая компания "Микрорайон 33а", ООО "Управляющая компания "Тополиная аллея", ООО "Управляющая компания "Территория комфорта" составлены следующие акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности:
- акт N 2720-1 от 31.03.2009 (ул. Академика Макеева, 15, процент потерь в линиях (кабельных, воздушных) составляет 0 %);
- акт N 2727-1.2-33 от 23.06.2011 (ул. Академика Макеева, 21, процент потерь в линиях (кабельных, воздушных) составляет 0 %);
- акт N 2721-1 от 31.03.2009 (ул. Академика Макеева, 25, процент потерь в линиях (кабельных, воздушных) составляет 0 %);
- акт N 2654-2-34а от 10.11.2009 (ул. Братьев Кашириных, 163, процент потерь в линиях (кабельных, воздушных) составляет 0 %);
- акт N 2728-15-34 от 07.07.2009 (ул. Академика Королева, 47, процент потерь в линиях (кабельных, воздушных) составляет 0 %);
- акт N 2649-18-33а от 16.11.2009 (ул. Братьев Кашириных, 151, процент потерь в линиях (кабельных, воздушных) составляет 0 %);
- акт N 117-7-33 от 19.12.2011 (ул. Братьев Кашириных, 158, процент потерь в линиях (кабельных, воздушных) составляет (-0,44 %);
- акт N 2724-13-33 от 22.12.2011 (ул. Академика Королева, 50, процент потерь в линиях (кабельных, воздушных) составляет (-0,44 %);
- акт от 03.04.2007 (ул. Братьев Кашириных, 157, процент потерь в кабельных линиях не установлен);
- акт от 03.04.2007 (ул. Братьев Кашириных, 159, процент потерь в кабельных линиях не установлен);
- акт от 01.04.2006 (ул. Братьев Кашириных, 161, процент потерь в кабельных линиях не установлен);
- акт от 29.01.2008 (ул. Академика Сахарова, 2, процент потерь в кабельных линиях не установлен);
- акт от 29.01.2008 (ул. Академика Сахарова, 10, процент потерь в кабельных линиях не установлен);
- акт от 01.04.2007 (ул. Университетская Набережная, 80, процент потерь в кабельных линиях не установлен);
- акт от 01.04.2007 (ул. Университетская Набережная, 82, процент потерь в кабельных линиях не установлен);
- акт от 07.04.2008 (ул. Университетская Набережная, 88, процент потерь в кабельных линиях не установлен);
- акт от 29.01.2008 (ул. Университетская Набережная, 92, процент потерь в кабельных линиях не установлен).
Владельцем электросетевого оборудования в ТП и линии электропередач является ООО "Энергоснабжающая сетевая компания".
Потери учитываются на участке сети от границы балансовой принадлежности до места установки прибора учета. В соответствии со схемами электроснабжения жилых домов - это участок сети от электрощитовой жилого дома до ТП сетевой организации.
Между ОАО "Челябэнергосбыт" и ООО "Управляющая компания Микрорайон Западный", ООО "Управляющая компания "Микрорайон 33а", ООО "Управляющая компания "Тополиная аллея", ООО "Управляющая компания "Территория комфорта" заключены договоры на энергоснабжение N 456 от 28.12.2011, N 606 от 01.09.2007, N 615 от 01.08.2007, N 933 от 01.06.2009.
В Приложении N 8 к указанным договорам согласована установка приборов учета электроэнергии "Меркурий - 230" не на границе раздела сетей, а в трансформаторных подстанциях, расположенных по тем же адресам, что и жилые дома, на расстоянии от ВРУ домов, являющихся границей раздела.
Договорами, заключенными между управляющими компаниями и ОАО "Челябэнергосбыт" (Приложение N 8), предусмотрено, что фактическое электропотребление по показаниям расчетных приборов учета состоит из электропотребления для общедомовых нужд, бытового электропотребления и потерь во внутридомовых сетях. При передаче населения жилых домов на расчеты в ОАО "Челябэнергосбыт" управляющая компания оплачивает величину электропотребления, которая складывается из общедомовых нужд и потерь во внутридомовых сетях и определяется как разница между объемом электропотребления, определенным по показаниям расчетных приборов учета за вычетом процента потерь в ЛЭП (0,44 %) и объемом электропотребления в жилых помещениях.
Все имеющиеся (в рамках заключенных договоров) общедомовые приборы учета электроэнергии опломбированы и приняты в качестве расчетных средств учета, что подтверждается копиями актов на установку, техническое обслуживание измерительных комплексов учета электроэнергии, нарядов на установку и замену приборов учета. Электроэнергия поставляется потребителям.
На момент возбуждения настоящего дела со стороны ОАО "Челябэнергосбыт" не представлено документов, подтверждающих расчет величины потерь электрической энергии, произведенный в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии (с 01.08.2007 по 12.06.2012), а также расчет величины потерь, произведенный в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (с 12.06.2012 по 13.12.2013).
На заседании Комиссии представитель ОАО "Челябэнергосбыт" поддержал позицию, изложенную в письменных пояснениях от 08.07.2013, от 16.09.2013, и пояснил следующее.
Правовым, экономическим и технологическим обоснованием наличия в договорах энергоснабжения (N 456 от 28.12.2011, N 606 от 01.09.2007, N 615 от 01.08.2007, N 933 от 01.06.2009 с ООО "Управляющая компания Микрорайон Западный", ООО "Управляющая компания "Микрорайон 33а", ООО "Управляющая компания "Тополиная аллея", ООО "Управляющая компания "Территория комфорта") ссылки на установленный сетевой организацией коэффициент потерь в размере 0,44% в линии электропередач являются, в частности: ст. 544 ГК РФ (оплата за фактически принятое количество энергии), ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (оказание услуг по передаче электроэнергии, осуществляемое на основе договора возмездного оказания услуг), п. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (возможность установления договором на энергоснабжение обязанности поставщика по заключению договора оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от своего имени, но в интересах потребителя), п. 144 Положений о функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (при расположении расчетного прибора учета не на границе БП объем поставленной электроэнергии корректируется на величину потерь), п. 6.13 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (предоставление сетевой организацией услуг по передаче на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче э/энергии), Инструкция по организации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденная Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 326, акты разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, заключенные между сетевой организацией и непосредственными потребителями услуг - управляющими компаниями микрорайона "Тополиная аллея".
По мнению ОАО "Челябэнергосбыт", отсутствует федеральный орган, уполномоченный рассчитывать нормативы технологических потерь.
При заключении договоров энергоснабжения в случае несовпадения точек поставки с местом установки приборов учета для расчета % потерь в линиях электропередач использовалась методика, рекомендованная сетевой компанией ООО "ОЭСК-Челябинск".
Рекомендуемый данной методикой расчет потерь электроэнергии проводится в соответствии с Инструкцией по организации работы по расчету и обоснованию нормативных технологических потерь электроэнергии при ее передаче электрическим сетям, утвержденной Приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 326.
В ходе рассмотрения дела, используя рекомендованную сетевой компанией методику, на примере трех жилых домов, фигурирующих в настоящем деле, ОАО "Челябэнергосбыт" был произведен расчет % потерь в ЛЭП.
По результатам расчета средняя величина потерь составила 0,44 %, что соответствует величине % потерь, примененной ОАО "Челябэнергосбыт" в договорах энергоснабжения с управляющими компаниями Микрорайона "Западный" и рассчитанной сетевой компанией ООО "ЭСК" по жилым домам при тех же условиях (несовпадение точки поставки с местом установки ПУ), что подтверждается актами N 117-7-33 от 19.12.2011 г., N 2724-13-33 от 22.12.2011.
Применение такой величины потерь в ЛЭП (0,44%) не ущемляет интересы ни собственников жилых помещений МКД в Микрорайоне "Западный", ни интересы сетевой компании ООО "ЭСК", поскольку, во-первых, данная величина согласована в договорах энергоснабжения и сторонами не оспаривалась, во - вторых, размер % потерь, указываемый сетевой компанией, рассчитывается по рекомендованной Методике, соответствующей утвержденной Инструкции по расчету потерь, и в - третьих, алгоритм расчета, равно как и само применение потерь в ЛЭП, не противоречит действующему законодательству РФ.
Рассмотрев материалы дела N 12-04/13, заслушав доводы и пояснения участвующих в рассмотрении дела лиц, Комиссия приходит к выводу об отсутствии нарушения ОАО "Челябэнергосбыт" части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" по следующим основаниям.
Приказом руководителя Челябинского УФАС России от 01.09.2008 N 71 ОАО "Челябэнергосбыт" внесено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более, чем 35 процентов, как занимающее долю на рынке розничной продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области более 65 процентов.
Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО "Челябэнергосбыт" на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области признается доминирующим.
В силу своего доминирующего положения на рынке продажи электрической энергии (без ее передачи и распределения) на территории Челябинской области ОАО "Челябэнергосбыт" обязано соблюдать запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции, в том числе не допускать действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Материалами дела установлено, что ОАО "Челябэнергосбыт" при подписании договоров с управляющими компаниями и согласовании \ установлении величины потерь в ЛЭП не учитывало величину потерь, установленную актами разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, составленными между ООО "Энергоснабжающая сетевая компания" и ООО "Управляющая компания Микрорайон Западный", ООО "Управляющая компания "Микрорайон 33а", ООО "Управляющая компания "Тополиная аллея" (0 %), а установило данную величину потерь произвольно (по соглашению сторон), руководствуясь средней величиной потерь в ЛЭП в размере (0,44%).
Тогда как, величину потерь в ЛЭП, в соответствии с действующим законодательством, обязана рассчитывать сетевая организация.
Установленный ОАО "Челябэнергосбыт" способ определения количества потребленной электроэнергии в договорах с управляющими компаниями (по соглашения сторон) не соответствует законодательству об электроэнергетике.
В соответствии с п. 143 Основных положений функционирования рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства от 31.08.2006 N 530, в случае, если расчетный прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности электрических сетей, объем принятой в электрические сети (отпущенной из электрических сетей) электрической энергии корректируется с учетом величины нормативных потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности электрических сетей до места установки прибора учета, если соглашением сторон не установлен иной порядок корректировки. Величина нормативных потерь определяется в соответствии с методикой выполнения измерений, согласовываемой сторонами по договору и аттестованной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию и метрологии (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (до 12.06.2012).
Пунктом 144 Положения о функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, в случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании (с 12.06.2012 по настоящее время).
Иные способы взимания платы за потери электрической энергии при ее передаче законодательством не установлены.
Для установления уполномоченного федерального органа, который вправе издать акт, регламентирующий расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, Челябинское УФАС России обратилось за разъяснениями законодательства в ФАС России и Минэнерго России.
В ответ на обращение Челябинского УФАС России ФАС России и Минэнерго России сообщили, что расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с Инструкцией по организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденная приказом Минэнерго России от 30.12.2008 N 326 (регистрация в Минюсте России от 12.02.2009 N 13314).
Также, Минэнерго России сообщило, что если на дату вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (12.06.2012) в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь электрической энергии используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования Инструкции. В этом случае Инструкция используется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о ее использовании.
Инструкция предусматривает расчет технологических потерь электрической энергии на основаниях, указанных в пункте 55 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. В приложении N 1 Инструкции (Методика расчета технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в базовом периоде) приведены методы расчета условно-постоянных, нагрузочных потерь электрической энергии и потерь электрической энергии, обусловленных допустимыми погрешностями системы учета электрической энергии.
Технологические потери электрической энергии рассчитываются на основе паспортных данных оборудования, а в случае их отсутствия на основе приведенных в Инструкции табличных данных, при этом расчет нагрузочных потерь электрической энергии должен осуществляться методами расчета нагрузочных потерь электрической энергии в отдельных элементах электрических сетей - методом оперативных расчетов (пункт 21 приложения 1 Инструкции), а в случае отсутствия необходимой для расчета информации - методом средних нагрузок (пункт 22 приложения 1 Инструкции).
Таким образом, сетевая организация при расчете технологических потерь электрической энергии должна использовать наиболее точный метод расчета в зависимости от информационной обеспеченности.
При этом Минэнерго России, Комиссия Челябинского УФАС России считают, что сетевая организация (либо гарантирующий поставщик, в зависимости от договорной конструкции) должна проинформировать потребителя об используемом методе расчета.
Материалами дела установлено, что ОАО "Челябэнергосбыт" в рамках рассмотрения настоящего дела произвело расчет % потерь в ЛЭП на примере трех жилых домов, фигурирующих в настоящем деле.
По результатам расчета величина потерь составила 0,44 %, что соответствует величине % потерь, примененной ОАО "Челябэнергосбыт" в договорах энергоснабжения с управляющими компаниями Микрорайона "Западный" и рассчитанной сетевой компанией ООО "ЭСК" по жилым домам при тех же условиях (несовпадение точки поставки с местом установки ПУ), что подтверждается актами N 117-7-33 от 19.12.2011 г., N 2724-13-33 от 22.12.2011.
Учитывая, что способ определения величины потерь в ЛЭП, использованный ОАО "Челябэнергосбыт" в договорах с управляющими компаниями (по соглашению сторон), не привел к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и \ или ущемлению интересов других лиц, в том числе: к нарушению установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, Комиссия приняла решение о прекращении производства по делу, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства, а также выдаче ОАО "Челябэнергосбыт" рекомендаций.
Руководствуясь статьёй 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Дело о нарушении ОАО "Челябэнергосбыт" части 1 статьи 10, в том числе пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" производством прекратить, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
2. В целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства и ущемления прав потребителей электрической энергии рекомендовать:
2.1. ОАО "Челябэнергосбыт" при заключении договоров с потребителями, прибор учета которых расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств), обществу необходимо использовать сведения о величине потерь в ЛЭП, содержащиеся в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, составленными между сетевой организацией и потребителем.
2.2. Управляющим компаниям при подписании актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон с сетевыми организациями проверять правильность проведения сетевой организацией расчетов величины потерь, в отношении потребителей, прибор учета которых расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств).
2.3. Управляющим компаниям установить коллективный прибор учета электрической энергии на границе разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон.
Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель комиссии
Е.Г. Семенова
Члены комиссии
Ю.М. Расторгуева
С.А. Копылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 декабря 2013 г. N 12 - 04/13
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016