Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю
N 21-05/31-15А (опубликовано 7 июля 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "22" июня 2015 года
В полном объеме решение изготовлено "25" июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Светлова И.А. - руководитель Камчатского УФАС России;
Члены Комиссии:
- Кодерле И.В. - главный государственный инспектор отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС;
- Иванкова Наталья Александровна - ведущий специалист-эксперт отдела правового обеспечения и рекламы Камчатского УФАС,
рассмотрев дело N 21-05/31-15А по признакам нарушения адвокатского кабинета "Де Юре" в лице Л.части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившееся в введение в заблуждение граждан в отношении характера, способа и места производства документов для оформления полиса ОСАГО и тем самым нанося вред деловой репутации САО "ВСК" установила:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю поступила жалоба (вход. 2303 от 10.06.2015) от Страхового акционерного общества "ВСК" на действия адвокатского кабинета "Де Юре" в лице Л.
Из указанной жалобы следует, что Л., не являясь страховщиком, открыла офис по приему граждан (Кала Маркса 29\1, оф. 101), где за 3000 оформляет заявление на страхование, самостоятельно рассчитывает стоимость ОСАГО и готовит платежные документы для оплаты премии в банке. После этого, Л.подает в САО "ВСК" заявление на страхование и комплект документов, включая чек, подтверждающий факт оплаты страховой премии в банке. Получив такой пакет документов, САО "ВСК" обязано выдать полис ОСАГО. В случае задержки с выдачей полиса, из-за проведения мероприятий, направленных на проверку представленных документов, Л.дезорганизует деятельность Страховщика, подавая жалобы в прокуратуру, Центробанк, суды и иные контролирующие органы, тем самым вынуждая Страховщика совершать сделку.
В то же время граждане, обращающиеся от адвокатского кабинета "Де Юре" в лице Л., предоставляют диагностическую карту, полученную в г. Москве, что невозможно, так как их транспортное средство находится на территории Камчатского края. Это дает основания полагать, что диагностические карты получены гражданами без предъявления транспортного средства, что незаконно и не дает Страховщику права заключать договор страхования ОСАГО.
Также директор филиала САО "ВСК" обращался в приемную Президента РФ в Камчатском крае по факту недобросовестной конкуренции гр. Л.
Представитель адвокатского кабинета "Де Юре" Л.на рассмотрении дела N 21-05/31-15А не присутствовала, своего законного представителя не направила, с материалами дела не знакомилась. О дате и времени рассмотрения дела N 21-05/31-15А уведомлена надлежащим образом 17 июня 2015, что подтверждается реестром отслеживания почтовых отправлений. гр. Л. направила в адрес Камчатского УФАС ходатайство об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, вследствие чего, ей было отказано в удовлетворении вышеуказанного ходатайство по причине неверного указания нормы Закона, а также в силу того, что у гр. Л.имелось достаточно времени для ознакомления с материалами дела.
На рассмотрении дела N 21-05/31-15А 22 июня 2015 были представлены документы: диагностическая карта с регистрационным номером 2015041304570904378167 выданная ООО "ИНТЕГРАЛЬ" с регистрационным знаком А.К41. Данное транспортное средство принадлежит Жу., которая подтвердила факт того, что ее транспортное средство не осматривалось и не выезжало за пределы Камчатского края. Она обратилась в юридическую компанию "Де Юре" по адресу: пр. Карла Маркса, 19, офис 101 и заключила договор поручения с ИП Л., заплатив денежные средства согласно договору. Как ей было сказано в вышеуказанной юридической компании, что дальнейшие действия они берут на себя и ей можно не беспокоится. Но как выяснилось в процессе рассмотрения дела, гр. Ж., поняв, что ее обманывают, обратилась непосредственно в офис САО "ВСК" и получила полис ОСАГО самостоятельно.
Директор САО "ВСК" в ходе рассмотрения дела пояснил, что гр. Л. являясь адвокатом, не может не знать о правильности расчета страховой премии, но, тем не менее, заранее рассчитывая неверно размер страховой премии и приобщая к документам диагностические карты оператора технического осмотра ООО "Интеграль" гр. Л.заключала заблаговременно с физическими лицами договоры на представления их интересов в суде, так как знала, что с ней не будут заключены договоры ОСАГО.
В соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", одним из документов, представляемых гражданином для заключения договора обязательного страхования, является диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованием безопасности. Данная норма обеспечивает регулярное прохождение технического осмотра находящимся в эксплуатации транспортными средствами, и тем самым, способствует повышению безопасности дорожного движения. Учет сведений о результатах проведения технического осмотра осуществляется с помощью единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО). Операторы технического осмотра обязаны не позднее суток с момента окончания проведения технического осмотра передать в ЕАИСТО сведения необходимые для ее ведения. Технический осмотр - это официальная проверка технического состояния транспортного средства с целью подтверждения его (автомобиля) пригодность для эксплуатации на дорогах общего пользования. Техосмотр проводится уполномоченными на то организациями, а документ о техосмотре (диагностическая карта) дает автовладельцу право на покупку полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
Регламент и правила техосмотра устанавливаются Федеральным законом 170-ФЗ от 01.07.2011 "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно части 3 статье 5 вышеуказанного Закона технический осмотр проводится оператором технического осмотра в соответствии с областью аккредитации, указанной в аттестате аккредитации. Камчатским Управлением был проверен оператор технического осмотра ООО "ИНТЕГРАЛЬ" на наличие аттестата аккредитации. Согласно сведения из реестра операторов технического осмотра ООО "Интеграль" зарегистрирован в реестре операторов под N 05672.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона 170-ФЗ от 01.07.2011 "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для проведения технического осмотра владелец транспортного средства или его представитель, в том числе представитель, действующий на основании доверенности, оформленной в простой письменной форме, обязан представить оператору технического осмотра транспортное средство и следующие документы:
1) документ, удостоверяющий личность, и доверенность (для указанного в настоящей части представителя владельца транспортного средства);
2) свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства.
Вызывает сомнения, что транспортные средства, указанные в диагностических картах были представлены в ООО "ИНТЕГРАЛЬ" г. Москвы на технический осмотр из-за большой удаленности региона. Проведение технического осмотра осуществляется на основании договора о проведении технического осмотра, заключенного между владельцем транспортного средства или его представителем и оператором технического осмотра.
В материалах дела N 21-05/31-15А имеются копии заявлений о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: К., Ж., Р., в которых адвокатский кабинет "Де Юре" в лице гр. Л. самостоятельно рассчитывала страховую премию и тем самым намеренно вводила в заблуждение своих клиентов о правильности расчетов страховой премии.
Согласно п. 11 Раздела III Постановления Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком на основании сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования. Страховая премия по договору обязательного страхования должна быть уплачена страхователем страховщику наличными деньгами или по безналичному расчету при заключении договора обязательного страхования. Датой уплаты страховой премии считается или день уплаты страховой премии наличными деньгами страховщику, или день перечисления страховой премии на расчетный счет страховщика.
Расчет итоговой страховой премии производится в "Листе расчета страховой премии". Лист расчета премии (с указанием даты и ФИО, табельного номера агента, производившего расчет) должен быть приложен к договору (Полису). Как следует из материалов дела, лист расчета страховой премии отсутствует.
Стоимость ОСАГО ("страховая премия") устанавливается в соответствии с тарифами, утверждёнными Банком России. С октября 2014 года страховые компании имеют право изменять стоимость полиса в рамках "тарифного коридора" - максимальных и минимальных значений, поэтому цена страховки в разных компаниях может отличаться. Новый коридор базовой ставки с 12 апреля 2015 года: от 3432 до 4118 рублей. Одним из основных критериев, участвующим в расчете стоимости ОСАГО, является территориальная принадлежность страхователя. Следующими важными моментами при расчете стоимости ОСАГО является тип страхуемого транспортного средства, его мощность, возраст водителя, водительский стаж и наличие страховых событий при прошлых страхованиях. Сумма страховой премии = ТБ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС х КН
ТБ - базовый страховой тариф, различаются по типам транспортных средств (для категории "В" - 1980 руб.).
КТ - коэффициент учета территории преимущественного использования, зависит от места регистрации автомобиля КБМ - коэффициент учета наличия или отсутствия страховых выплат, зависит от хорошего поведения на дорогах.
КВС - коэффициент учета возраста и стажа водителя (возраст больше 22 лет и стаж более 3х лет - 1).
КО - коэффициент учета количества лиц (ограниченный - 1, неограниченный - 1,7).
КМ - коэффициент учета мощности двигателя, чем выше мощность, тем выше коэффициент (от 0,6 до 1,6).
КС - коэффициент учета периода использования транспортного средства, зависит от предполагаемого срока использования автомобиля в период действия полиса ОСАГО (весь год - 1, не больше 3х месяцев - 0,4).
КН - коэффициент учета нарушений (при ложной информации - 1,5).
Как видно из заполненных заявлений, вышеуказанные расчеты не производились.
Анализ имеющихся документов при рассмотрении дела N 21-05/31-15А показал, что адвокатский кабинет "Де Юре" в лице гр. Л. осуществляя оформление документов для заключения и получения полиса ОСАГО без обязательного осмотра автомобилей и неверного расчета страховых премий заблаговременно вводила своих клиентов в заблуждение, получая от данных действий прибыль, содержат признаки недобросовестной конкуренции в части получения преимуществ по отношению к страховым компаниям (в частности САО ВСК), а также возможного причинения им убытков в связи с отказом последних от заключения договоров ОСАГО с потенциальными страхователями без правильного оформления документов в соответствии с законодательством РФ.
Статья 4 Закона о защите конкуренции определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с п. 9 ст. 4 закона "О защите конкуренции", недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозсубъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Согласно ч. 1 ст. 14 федерального закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция не допускается.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1-2 статьи 48, частью 1 статьи 49 ч. 2 п. 1 ст. 48 Закона о защите конкуренции Комиссия решила:
Признать в действиях юридического кабинета "Де Юре" в лице Л. нарушение пункта 2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившееся во введение в заблуждение граждан при оформлении документов для заключения и получения полиса "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и тем самым нанося вред деловой репутации САО "ВСК".
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю N 21-05/31-15А (опубликовано 7 июля 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016