Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
от 3 июля 2015 г. N ИП-04/10224
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в составе:
<_>
в присутствии представителей заказчика - "Лениногорский кожно-венерологический диспансер" - филиал Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер" <_> в отсутствие заявителя <_> о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев жалобу <_> на действия заказчика - "Лениногорский кожно-венерологический диспансер" - филиал Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер" при проведении электронного аукциона N 0711200026815000014 на предмет: "Услуги по монтажным и пуско-наладочным работам системы мониторинга пожарной безопасности стационарных объектов на базе оборудования с программным обеспечением "Стрелец-Мониторинг" (или эквивалент) с выводом сигнала на пульт в пожарную часть", установила:
Извещение о проведении электронного аукциона N 0711200026815000014 на предмет: "Услуги по монтажным и пуско-наладочным работам системы мониторинга пожарной безопасности стационарных объектов на базе оборудования с программным обеспечением "Стрелец-Мониторинг" (или эквивалент) с выводом сигнала на пульт в пожарную часть" было размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 25.06.2015 года (с изм. от 30.06.2015 г.).
Заказчик - "Лениногорский кожно-венерологический диспансер" - филиал Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер"
Начальная (максимальная) цена контракта - 48 000.00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, извещение о проведении электронного аукциона N 0711200026815000014 на предмет: "Услуги по монтажным и пуско-наладочным работам системы мониторинга пожарной безопасности стационарных объектов на базе оборудования с программным обеспечением "Стрелец-Мониторинг" (или эквивалент) с выводом сигнала на пульт в пожарную часть" содержит нарушения действующего законодательства.
Представители заказчика с доводом, изложенным в жалобе заявителя, согласились, представили устные и письменные пояснения.
Заслушав представителей заказчика, а также изучив материалы, Комиссия установила следующее.
С 01.01.2012 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупке).
Целями регулирования Закона о закупке являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона о закупках в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона заказчики, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 настоящей статьи), не разместили в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, такие заказчики при закупке руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до дня размещения утвержденного положения о закупке.
Вместе с тем, заказчики (организаторы торгов), не разместившие положение о закупках, размещение закупки осуществляют в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком - "Лениногорский кожно-венерологический диспансер" - филиал Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер" положение о закупках не размещено. Следовательно, "Лениногорский кожно-венерологический диспансер" - филиал Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер" при проведении вышеуказанного электронного аукциона руководствуется требованиями законодательства о контрактной системе.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1.1. статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В пункте 8 раздела 1.5 аукционной документации, установлено обязательное требование к участникам закупки, а именно: отсутствие в предусмотренном Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
Таким образом, извещение о проведении электронного аукциона N0711200026815000014 должно содержать обязательное требование в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом извещение, опубликованное на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 25.06.2015 года, вышеуказанного требования не содержит, что является нарушением требований пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 8, части 1 статьи 2 Закона о закупках.
Вместе с тем, 30.06.2015 года заказчиком были внесены изменения в извещение в данной части.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки электронного аукциона N0711200026815000014 было установлено следующее.
1. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Руководствуясь пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
При этом, руководствуясь статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежат лицензированию.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона N 0711200026815000014, предметом вышеуказанного аукциона является оказание услуг по монтажным и пуско-наладочным работам системы мониторинга пожарной безопасности.
Следовательно, заказчику необходимо произвести работы, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию.
Вместе с тем, ни в извещении, ни в документации об электронном аукционе N 0711200026815000014 не установлены требования к участникам и исчерпывающий перечень документов которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно наличие лицензии на осуществление деятельности, являющейся предметом данной закупки.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение требований части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Согласно части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размер пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, определен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063.
В нарушение частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствует обязательное условие об ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с Порядком определения фиксированного размера штрафа, установленного Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N1063.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 18.1, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу <_> на действия заказчика - "Лениногорский кожно-венерологический диспансер" - филиал Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер" при проведении электронного аукциона N 0711200026815000014 на предмет: "Услуги по монтажным и пуско-наладочным работам системы мониторинга пожарной безопасности стационарных объектов на базе оборудования с программным обеспечением "Стрелец-Мониторинг" (или эквивалент) с выводом сигнала на пульт в пожарную часть", обоснованной.
2. Признать заказчика - "Лениногорский кожно-венерологический диспансер" - филиал Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер" нарушившим требования частей 5 и 8 статьи 34, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, части 4 статьи 8, части 1 статьи 2 Закона о закупках.
3. Выдать заказчику - "Лениногорский кожно-венерологический диспансер" - филиал Государственного автономного учреждения здравоохранения "Республиканский клинический кожно-венерологический диспансер" оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 3 июля 2015 г. N ИП-04/10224
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016