Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области
от 2 июля 2015 г. N 27
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия Брянского УФАС России) в составе:
Председатель Комиссии Брянского УФАС России:
<_>- руководитель Брянского УФАС России;
Заместитель председателя Комиссии Брянского УФАС России:
<_>- заместитель руководителя - начальник отдела закупок и ЖКХ Брянского УФАС России;
Членов Комиссии Брянского УФАС России:
<_>- начальник отдела по контролю за органами власти и природными ресурсами,
<_>- специалист-эксперт отдела товарных и финансовых рынков,
в присутствии:
<_>- представителя ответчика, начальника юридического отдела Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, без надлежащим образом оформленных полномочий;
<_>- представителя ответчика, главного специалиста технического отдела Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области, без надлежащим образом оформленных полномочий;
<_>- генерального директора ООО "РиК", действующего на основании приказа ООО "РиК" от 18.04.2012 г. N 1;
<_>- представителя заявителя ООО "РиК", действующего на основании доверенности от 29.06.2015 г. без регистрационного номера,
рассмотрев поступившую жалобу ООО "РиК" на действия некоммерческой организации Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015 г. (номер конкурса 5.ПСР.2015) (при рассмотрении жалобы велась аудиозапись посредством диктофона Panasonic RR-US395), установила следующее.
22.06.2015 г. на сайте некоммерческой организации Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области (далее - организатор конкурса) www.fkr32.ru размещено извещение о проведении конкурса на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015 г. - номер конкурса 1.ПСР.2015 (далее - Конкурс) и конкурсная документация на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015 г.
Конкурс проводится в соответствии с Порядком привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014 г. N 623-п. Кроме того, общий порядок организации и проведения торгов установлен статьей 448 ГК РФ.
Согласно протоколу о признании конкурса N 5.ПСР.2015 несостоявшимся от 30.06.2015 г., конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что на участие в конкурсе не поступило ни одной заявки.
Директор ООО "РиК" Кравцов С.А. поддержал доводы, изложенные в жалобе, и считает что действия организатора конкурса при:
- установления срока подачи заявок на участие в конкурсе менее 30 дней;
- установления в технической части конкурсной документации требования о выполнении полевых и камеральных работ;
- установления в технической части конкурсной документации требования о выполнении раздела "Конструктивные и объемно-планировачные решения" на основании экспертного заключения по техническому обследованию;
- установления в технической части конкурсной документации требования о выполнения всех разделов проектной документации, вне зависимости от работ, которые необходимо выполнить по лотам конкурса;
- установления требования в технической части конкурсной документации о выполнении работ по авторскому надзору;
- установления недостаточного срока выполнения работ по договору на право на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015 г.;
- установления требования в технической части конкурсной документации о необходимости представлять графический материал проектно-сметной документации только в формате "AutoCAD";
- не прикрепления к конкурсной документации обоснования стоимости разработки ПСД, затрат на авторский надзор, затрат на получения положительного заключения РЦЦС, затрат на проведение согласований с жильцами,
могли привести к ограничению конкуренции.
По сути доводов, изложенных в жалобе организатор конкурса в письменных пояснениях от 30.06.2015 г. N 1394/4, излагает следующее:
1. Положения пункта 2 ст. 448 ГК РФ не применяется при проведении вышеуказанного конкурса в виду следующего.
Порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме определен Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с ч. 5 ст. 182 Жилищного кодекса РФ порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливается субъектом Российской Федерации РФ.
Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014 г. N 623-п утвержден Порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которым предусмотрен срок для опубликования извещения о проведении конкурса.
Извещение о проведении конкурса опубликовано в сроки, предусмотренные п.п. 4.1 п. 4 Порядка привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014 г. N 623-п, согласно которому организатор конкурса не позднее пяти рабочих дней до даты окончания приема заявок размещает на своем официальном сайте в информационной сети Интернет извещение о проведении конкурса.
2. Состав работ указанных в технической части конкурсной документации не противоречит регламентам, устанавливающим требованиям к составу проектно-сметной документации.
3. Согласование сметной документации происходит путем выезда представителя проектной организации совместно с ответственным за капитальный ремонт от администрации муниципального образования, представителем управляющей компании и старшим по дому, где оговаривается дата согласования сметной документации.
4. ГАУ БО "Региональный центр ценообразования в строительстве Брянской области", согласно сложившейся практики, проверяет сметные расчеты в кратчайшие сроки.
5. Установления требования о выполнении авторского надзора обусловлена возможностью возникновения разногласий между организациями, осуществляющими строительный контроль и подрядной организацией, выполняющей капитальный ремонт.
Комиссия Брянского УФАС России, изучив материалы жалобы, письменные пояснения организатора конкурса и иные документы пришла к следующим выводам:
1. Организатором конкурса нарушены требования ч. 2 ст. 448 ГК РФ, согласно которой, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором торгов не менее чем за тридцать дней до их проведения, поскольку организатор конкурса разместил извещение о проведении конкурса на сайте www.fkr32.ru менее, чем за тридцать дней до дня проведения конкурса, а именно за 8 дней до дня проведения конкурса.
Довод организатора конкурса о том, что извещение о проведении аукциона размещено в сроки, предусмотренные п.п. 4.1 п. 4 Порядка привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014 г. N 623-п., не принимается Комиссией Брянского УФАС России в виду следующего.
Так, согласно ч. 2 ст. 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором торгов не менее чем за тридцать дней до их проведения.
Жилищным кодексом РФ не установлен срок, в течение которого должно быть опубликовано извещение о проведения таких конкурсов.
Однако организатор конкурса разместил извещение о проведении конкурса на сайте www.fkr32.ru менее, чем за тридцать дней до дня проведения конкурса.
Так, в соответствии со статьей 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно извещению о проведении конкурса дата проведения конкурса определена - 30.06.2015 г., извещение о проведении конкурса размещено организатором конкурса на сайте www.fkr32.ru 22.06.2015 г., то есть за 8 дней до дня проведения конкурса.
Вместе с тем Порядком привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства Брянской области от 22.12.2014 г. N 623-п, определен только срок, позднее которого не допускается размещать извещение о проведении конкурса. Общий срок размещения извещения о проведении конкурса Жилищным кодексом РФ и указанным Порядком не определен, следовательно, организатору конкурса необходимо руководствоваться требованиями ч. 2 ст. 448 ГК РФ, определяющей срок размещения извещения о проведении торгов.
Вместе с тем, сокращение организатором конкурса срока размещения извещения о проведении конкурса могло сократить круг участников конкурса в виду отсутствия возможности потенциальным участникам конкурса ознакомиться с информацией, содержащейся в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации и своевременно подготовить документы, необходимые для участия в конкурсе для возможности подать заявки в установленный срок.
2. Действия организатора конкурса при установлении в технической части конкурсной документации в составе работ на составление проектно-сметной документации требований о проведении дополнительных работ, не являющихся предметом конкурса, а именно - полевых и камеральных работ могло привести к отсутствию участников конкурса по причине принятия потенциальными участниками конкурса решения об отказе от участия в конкурсе, что содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, согласно которой при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Доводы организатора конкурса о том, что состав работ, указанных в технической части конкурсной документации не противоречит регламентам, устанавливающих требования к составу проектно-сметной документации, не принимаются Комиссией Брянского УФАС России, поскольку Градостроительным кодексом РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87, не предусмотрено проведение полевых и камеральных работ.
3. В действиях организатора конкурса по установлению в технической части конкурсной документации в разделе "Объем проектных работ" требования о выполнении раздела "Конструктивные и объемно-планировочные решения" на основании экспертного заключения по техническому обследованию, не предусмотренного Градостроительным кодексом РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87, могло привести к отсутствию заявок на участие в конкурсе в связи с принятием потенциальными участниками конкурса решения об отказе в участие в конкурсе, что содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
4. Действия организатора конкурса при установлении в технической части конкурсной документации требования о выполнении раздела "сведения об инженерном оборудовании, о сетях инжененерно-технического обеспечения, перечень инжерено-технических мероприятий, содержание технологических решений (предусмотреть замену внутренних сетей электроснабжения и электроосвещения, замену систем отопления, замену внутренних сетей водоснабжения и канализации на основании результатов обследования) могло привести к отсутствию участников конкурса по причине принятия потенциальными участниками конкурса решения об отказе от участия в конкурсе, что содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Так, предметом конкурса является выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для проведения капитального ремонта на объектах, включенных в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Брянской области на 2015 г. по лотам, указанным в конкурсной документации. В разделе 2 Технической части конкурсной документации указан перечень домов с указанием вида работ по каждому дому - разработка проектно-сметной документации для ремонта скатной кровли.
Таким образом, для разработки проектно-сметной документации для ремонта скатной кровли нет необходимости выполнять раздел "сведения об инженерном оборудовании, о сетях инжененерно-технического обеспечения, перечень инжерено-технических мероприятий, содержание технологических решений".
5. Действия организатора конкурса по установлении требования о выполнении работ по разработке проектно-сметной документации в срок в течении 45 дней (с 04 июля 2015 г. по 17 августа 2015 г) могло привести к отсутствию участников конкурса в связи с невозможность в указанный срок получить согласование сметной документации ГАУ БО "Региональный центр ценообразования в строительстве Брянской области", что содержит признаки нарушения части 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Довод организатора конкурса о том, что ГАУ БО "Региональный центр ценообразования в строительстве Брянской области" проверяет сметные расчеты в кратчайшие сроки не принимается Комиссией Брянского УФАС России в виду следующего.
Так, согласно п. 13 Положения о порядке проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, реконструкции, капитального ремонта, финансирование которых планируется осуществить полностью или частично за счет средств областного бюджета, утвержденного Постановлением Администрации Брянской области от 15.03.2011 г. N 187, проверка сметной стоимости проводится после оплаты и в предусмотренный договор срок, которые не может быть более 30 рабочих дней. Кроме того, согласно п. 18 Положения в случае отрицательного заключения, заявитель вправе представит материалы на повторную проверку после их доработки по замечаниям и предложениям, изложенным в отрицательном заключении.
Таким образом, максимальный срок согласования может составить более 45 календарных дня, тогда как срок выполнения работ по договору установлен организатором конкурса 45 календарных дней.
6. Действие организатора конкурса при установлении в технической части конкурсной документации требования о предоставлении графических материалов только в формате "AutoCAD", могло привести к невозможности принять участие в конкурсе претендентов, которые имеют возможность представить графические материалы в ином формате - nanoCAD, IntelliCAD, Caddie и т.д., что содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
7. Действие организатора конкурса при установлении в технической части конкурсной документации требования о выполнении дополнительных работ по проведению авторского надзора могло привести к отсутствию участников конкурса по причине необходимости проведения дополнительных работ, которые не являются предметом конкурса, что содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Довод организатора конкурса о том, что установление требования о выполнении работ по авторскому надзору обусловлено возможностью возникновения разногласий между организациями, осуществляющими строительный контроль и подрядной организацией, выполняющей капитальный ремонт, не принимается Комиссией Брянского УФАС России в связи с тем, что выполнения работ по авторскому надзору Градостроительным кодексом РФ и Положением о составе разделов проектной документации и требования к их содержанию", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 не предусмотрено.
8. Действие организатора конкурса по установлению в технической части конкурсной документации требования о получении победителем конкурса согласования проектно-сметной документации с управляющей компанией и собственниками помещений в многоквартирном доме, что не предусмотрено нормами Жилищного кодекса РФ, могло привести к отсутствию участников конкурса в связи с необходимостью выполнения дополнительных согласований, что содержит признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Довод организатора конкурса о том, согласование сметной документации происходит путем выезда представителя проектной организации совместно с ответственным за капитальный ремонт от администрации муниципального образования, представителем управляющей компании и старшим по дому не принимается Комиссией Брянского УФАС России, поскольку нормами Жилищного кодекса не предусмотрено согласование сметной документации с указанными лицами.
9. Отсутствие в конкурсной документации обоснования стоимости разработки ПСД, затрат на авторский надзор, на получение заключении ГАУ БО "РЦЦ БО" не содержит нарушения Порядка привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, поскольку указанным Порядком не предусмотрена обязанность организатора конкурса размещать вышеуказанную информацию. Кроме того, пунктом 13 извещения о проведении конкурса предусмотрен порядок предоставлению претенденту разъяснений положений конкурсной документации.
На основании вышеизложенного Комиссия Брянского УФАС России, руководствуясь ст. 18.1, ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать жалобу ООО "РиК" на действия организатора конкурса некоммерческую организацию Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Брянской области обоснованной в части:
- установления в технической части конкурсной документации требования о выполнении полевых и камеральных работ;
- установления в технической части конкурсной документации требования о выполнении раздела "Конструктивные и объемно-планировачные решения" на основании экспертного заключения по техническому обследованию;
- установления в технической части конкурсной документации требования о выполнении раздела "сведения об инженерном оборудовании, о сетях инжененерно-технического обеспечения, перечень инжерено-технических мероприятий, содержание технологических решений";
- установления требования в технической части конкурсной документации о выполнении работ по авторскому надзору;
- установления требования в технической части конкурсной документации о необходимости представлять графический материал проектно-сметной документации только в формате "AutoCAD";
- установления недостаточного срока для выполнения работ по разработке проектно-сметной документации.
2. Признать организатора конкурса нарушившим ч. 2 ст. 448 ГК РФ при сокращении сроков опубликования извещения о проведении конкурса.
3. Признать в действия организатора конкурса признаки нарушения ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при:
- установлении в технической части конкурсной документации требования о выполнении полевых и камеральных работ;
- установлении в технической части конкурсной документации требования о выполнении раздела "Конструктивные и объемно-планировачные решения" на основании экспертного заключения по техническому обследованию;
- установлении недостаточного срока выполнения работ по сотавлению проектно-сметной документации;
- установлении в технической части конкурсной документации требования о выполнении раздела "сведения об инженерном оборудовании, о сетях инжененерно-технического обеспечения, перечень инжерено-технических мероприятий, содержание технологических решений";
- установлении требования в технической части конкурсной документации о выполнении работ по авторскому надзору;
- установлении в технической части конкурсной документации требования о согласовании проектно-сметной документации с управляющей компанией и собственниками помещений в многоквартирном доме;
- установления требования в технической части конкурсной документации о необходимости представлять графический материал проектно-сметной документации только в формате "AutoCAD";
- размещении извещения о проведении конкурса с нарушением сроков, установленных ч. 2 ст. 448 ГК РФ.
4. Передать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России материалы для принятия решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии<_>
Заместитель председателя Комиссии<_>
Члены Комиссии<_>
<_>
66-62-99
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 2 июля 2015 г. N 27
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016