Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
от 30 июня 2015 г. N 04-50/228-2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>
в присутствии:
представителей ГКУ Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия": <_> доверенность от 18.07.2014 N 47, <_> доверенность от 02.07.2014 N 44,
представителя Республиканского агентства по государственным закупкам <_> доверенность от 03.02.2015,
представителя ООО "Дарханстрой" <_> доверенность от 05.06.2015,
в отсутствие представителя ООО "Комплект Сервис", надлежащим образом извещенного,
рассмотрев жалобу ООО "Комплект Сервис" (далее, в т.ч.- Заявитель, Общество), поступившую в ФАС России вх. от 23.06.2015 N 62528/15 на действия заказчика - ГКУ Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик) и уполномоченного органа - Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству объекта: "Детский сад на 150 мест в с. Нижняя Иволга Иволгинского района" (N 010220001615002453) (далее - Аукцион), и в результате рассмотрения жалобы в соответствии с частью 3 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), установила:
Заявитель не согласен с положением документации об аукционе в части незаконного включения в состав одного лота товаров, технологически и функционально не связанных с предметом Аукциона, что является препятствием для подачи заявок на участие в аукционе.
Предметом Аукциона является выполнение работ по строительству объекта, данный вид деятельности относится к специфичной сфере, для осуществления которой необходимо иметь определенные ресурсы, специальные разрешения.
Согласно документации об аукционе помимо выполнения общестроительных работ необходимо поставить технологическое оборудование пищеблока, мебель, медицинское оборудование, электронное оборудование и т.д., что не имеет никакой связи с предметом закупки.
По мнению Заявителя, включение указанного оборудования, мебели в состав одной закупки является незаконным, поскольку ограничивает круг лиц, претендующих на заключение государственного контракта, тем самым нарушаются требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Кроме того, Общество указывает, что компании, являясь участниками рынка специализированного оборудования, могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и поставить более качественное оборудование, максимально соответствующее потребностям заказчика, чем подрядчики, осуществляющие строительные работы.
Просит признать действия Заказчика и Уполномоченного органа незаконными, выдать предписание об устранении нарушения и привлечь виновных лиц к ответственности.
Представители Заказчика с доводами жалобы ООО "Комплект Сервис" не согласились, пояснили следующее:
Проектом государственного контракта и техническим заданием предусмотрено, что предметом контракта является выполнение строительных работ на объекте: Детский сад на 150 мест в с. Нижняя Иволга Иволгинского района" в соответствии с утвержденной проектной документацией. Частью проектной документации являются локальные сметы, получившие положительное заключение АУ РБ "Госэкспертиза" и прошедшие проверку достоверности определения сметной стоимости.
Победитель Аукциона помимо строительных работ должен согласно локальным сметам приобрести, поставить и смонтировать оборудование, мебель.
Таким образом, разработанные проектная (сметная) и аукционная документации предполагает строительство детского сада, готового к эксплуатации, то есть "под ключ".
В соответствии с пунктом 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147 метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию). Согласно пункту 2 приложения к указанному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря. Это позволяет объединить в одном предмете аукциона строительно-монтажные работы и закупку мебели и инвентаря, необходимого для эксплуатации готового объекта.
Выполнение строительно-монтажных работ по строительству объекта и оборудование внутренних помещений необходимым инвентарем, мебелью, оборудованием направлены на достижение единой цели - приведение здания детского сада в состояние, пригодное для осуществления образовательной деятельности.
Приобретение оборудования, мебели предусмотрено прошедшей государственную экспертизу проектно-сметной документацией на строительство указанного детского сада, которая является неотъемлемой частью договора.
Кроме того, основная задача законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, состоит в том, чтобы не столько обеспечить максимально широкий круг участников закупки, сколько выявить в результате торгов лицо, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений.
Также Заказчик отмечает, что на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки.
Заказчик считает, что довод Заявителя о том, что оборудование и мебель, которые необходимо приобрести в соответствии с документацией, не относятся к предмету аукциона, технологически и функционально с ним не связаны, не соответствует объективным обстоятельствам объявленного Аукциона, и сформированная таким образом закупка не влечет ограничение количества участников торгов.
Просит признать жалобу ООО "Комплект сервис" необоснованной.
Представители Уполномоченного органа и ООО "Дарханстрой" поддержали правовую позицию Заказчика, также считают жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении Аукциона N 010220001615002453. Начальная (максимальная) цена контракта - 123 812 910, 00 рублей.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:
описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.
Предметом контракта является то, что генеральный подрядчик обязуется своими и силами привлеченных субподрядных организаций выполнить строительные работы на объекте "Детский сад на 150 мест в с. Нижняя Иволга Иволгинского района" по заданию государственного заказчика с использованием собственных материалов и оборудования в соответствии с утвержденной проектной документацией, а государственный заказчик обязуется создать необходимые условия для выполнения работ, принять результат и оплатить Генеральному подрядчику обусловленную настоящим контрактом цену (п.1.1 проекта контракта).
Перечень и объем работ определяется в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1) (п. 1.2 проекта контракта).
Пунктом 14 Технического задания (приложение N 1 к государственному контракту) предусмотрено, что работы должны быть выполнены согласно проектной документации, техническому заданию и в соответствии с государственным контрактом.
На официальном сайте размещена проектная документация, где отражается весь объем работ, их качественные, количественные, технические характеристики, которая является частью документации об аукционе.
Так, в соответствии с документацией об аукционе подрядчик должен построить детский сад и поставить определенное проектной документацией оборудование, мебель, инвентарь: рукосушитель-автомат, картофелеочистка, слайсеры, шкафы холодильные, котлы пищеварочные, стеллажи кухонные, для белья, ванны моечные, столы кухонные, производственные, электроплиты, водонагреватели электрические, шкафы, игровые зоны, спортивный инвентарь, пианино, компьютеры, телевизоры, сейфы и т.д.
Таким образом, объектом закупки является выполнение полного комплекса работ, согласно проектно-сметной документации, предполагается строительство детского сада, готового к эксплуатации, то есть "под ключ".
Понятие "строительство объектов "под ключ" содержится в пункте 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147. Метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию). Согласно пункту 2 приложения к указанному Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Объединение в одну закупку строительных работ и поставка оборудования, мебели, инвентаря взаимосвязаны функционально и технологически, поскольку целью является создание готового к эксплуатации социально-значимого объекта - детского сада. Требуемое оборудование необходимо для функционирования детского сада. Размещение закупки подобным образом позволяет осуществить этот процесс непрерывным образом, сокращая временные затраты.
Объединение работ по строительству и поставке необходимого для организации воспитательного процесса оборудования позволяет в рассматриваемом случае обеспечить не только быстрое и качественное их выполнение, но и рациональное расходование бюджетных средств.
В рассматриваемом случае имеется связь работ по строительству с услугами по приобретению (монтажу) оборудования, инвентаря, мебели, единой целью аукциона является приведение помещений в состояние, пригодное для осуществления воспитательного процесса.
В соответствии с частью 9 статьи 105 настоящего закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. К своей жалобе ООО "Комплект Сервис" доказательств ограничения количества участников закупки объединением в одну закупку строительных работ и необходимого Заказчику поставляемого оборудования не представило. Более того, на участие в данном Аукционе подано 6 заявок.
Комиссия Бурятского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушений требования Закона о контрактной системе, в том числе незаконного ограничения количества участников закупки.
Кроме того, довод Заявителя о том, что участники рынка по поставке специализированного оборудования, могут сформировать наиболее конкурентное ценовое предложение и поставить более качественное оборудование, документально или иным образом не подтвержден, соответственно является несостоятельным.
По поводу довода ООО "Комплект Сервис" о нарушении части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции, Комиссия поясняет, что жалоба Заявителя не может быть предметом рассмотрения данной Комиссии. Жалоба была подана в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, на положения документации об аукционе. Жалоба по статье 17 Закона о защите конкуренции рассматривается в ином, предусмотренном указанным законом порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 3, 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Комплект Сервис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 30 июня 2015 г. N 04-50/228-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016