Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 24 июня 2015 г.
Резолютивная часть решения оглашена "10" июня 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "24" июня 2015 г.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
<_> |
- <_> |
<_> |
- <_> |
<_> |
- <_> |
рассмотрев дело N А-14/16 2015 по признакам нарушения ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Амурской области части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон "О защите конкуренции"), выраженного в занижении размера страховой премии по результатам участия в аукционе на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" (извещение N 012320000315000422), установила:
Амурским УФАС России по результатам рассмотрения жалобы САО "Военная страховая компания" в действиях ООО "Росгосстрах" выявлены признаки нарушения части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции", выраженные в занижении размера страховой премии по результатам участия в аукционе на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" (извещение N 012320000315000422).
Приказом Амурского УФАС России от 12.05.2015 N 79 в отношении ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Амурской области возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" и в соответствии с требованиями части 3 статьи 40 Закона "О защите конкуренции" создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 14.05.2015 рассмотрение дела назначено на 10.06.2015 в 10 час. 00 мин.
На заседание Комиссии 10.06.2015 явились: представитель филиала ООО "Росгосстрах" в Амурской области - <_> (доверенность от 01.01.2015 N 168), представитель САО "Военная страховая компания" в лице Благовещенского филиала - <_> (доверенность от 10.06.2015). ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" явку своего представителя не обеспечило, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя учреждения. Ходатайство удовлетворено.
Представитель заявителя пояснил, что филиал ООО "Росгосстрах" в Амурской области занизил страховую премию при участии в аукционе на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" (извещение N 012320000315000422), произвел расчет страховой премии с нарушением требований, предусмотренных действующим законодательством, вследствие чего САО "Военная страховая компания" в лице Благовещенского филиала понесло убытки, выразившиеся в неполучении прибыли от заключения контракта с заказчиком, так как победителем признан филиал ООО "Росгосстрах" в Амурской области. Представитель заявителя пояснил, что такие действия филиала ООО "Росгосстрах" в Амурской области, являются недобросовестной конкуренций, нарушают требования статьи 14 Закона "О защите конкуренции".
Представитель ответчика пояснила, что 25.02.2015 на сайте www.zakupki.gov.ru объявлен открытый аукцион в электронной форме на право заключения, государственного контракта на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Для участия в открытом аукционе, который проходил в электронной форме, требовалось предоставить необходимую информацию, документы, а так же расчет цены контракта. Сотрудником ООО "Росгосстрах" <_> был произведен расчет стоимости договоров ОСАГО, страховая премия по которым составила 165511,62 рублей. При расчете страховой премии <_> допустила техническую арифметическую ошибку. ООО "Росгосстрах" не обладало возможностью пресечь неверное указание страховой премии указанным лицом, не давало ему распоряжение на неверный расчет страховой премии. Действительно, действовала <_> в интересах Общества, однако Общество никаким образом не одобряет незаконные действия <_> Технический характер арифметической ошибки подтверждается также объяснениями <_> Таким образом, нарушение вызвано ненадлежащим исполнением работником ООО "Росгосстрах" своих должностных обязанностей, а именно тем, что он не проверил правильность указания размера страховой премии. Негативные последствия действий <_> с учетом положения законодательства о контрактной системе устранить не представляется возможным. При принятии решения Комиссии по рассматриваемому делу ООО "Росгосстрах" просит учесть следующее. ООО "Росгосстрах" признает неверный расчет страховой премии по данному электронному аукциону; нарушение вызвано не системной политикой Общества, а ненадлежащим исполнением конкретным работником своих должностных обязанностей; общество в связи с допущенным нарушением трудовых обязанностей применило к работнику меры дисциплинарной ответственности; в случае отсутствия нарушения порядка расчета страховой премии ООО "Росгосстрах" все равно бы было бы признано победителем закупки, поскольку подало ценовое предложение быстрее САО "ВСК", тем самым отсутствует такой критерий недобросовестной конкуренции, как возможность причинения конкурентам убытков спорными действиями; САО "ВСК" не обжаловало действия заказчика по закупке N 0123200000315000422 в части допуска ненадлежащей заявки ООО "Росгосстрах", таким образом, убытки ОАО "ВСК" вызваны отказом данной организации от защиты своего нарушенного права.
Согласно письменным пояснениям ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" по результатам аукциона, объявленного извещением N 012320000315000422, победителем признано ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Амурской области, как участник заявивший наименьшую цену на страхование. Специалисты ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" не осуществляют расчет страховой премии, в связи с этим, определение размера максимальной или минимальной страховой премии не представляется возможным. ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" не имеет претензий к ООО "Росгосстрах".
Рассмотрев материалы, заслушав лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующее.
25.02.2015 уполномоченным органом - управлением государственного заказа Амурской области на электронной площадке - ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru, опубликовано извещение за N 0123200000315000422 о закупке путем аукциона в электронной форме услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Предметом закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, принадлежащих ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ", в количестве 29 единицы.
Перечень транспортных средств и информация, на основании которой осуществляется расчет суммы страхования, указаны в аукционной документации.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0123200000315000422 от 05.03.2015 на участие в торгах поступило 3 заявки. Рассмотрев первые части поступивших заявок, аукционная комиссия приняла решение о допуске к участию в аукционе 3 участников и признании их участниками аукциона.
В соответствии с протоколом N 0123200000315000422 подведения итогов электронного аукциона от 10.03.2015 заявки ООО "Росгосстрах" (за N 3), ОАО "Согаз" (за N 2) САО "Военная страховая компания" (за N 1) признаны соответствующими требованиям аукционной документации, победителем торгов признано ООО "Росгосстрах" с лучшим предложением цены контракта 165 511,62 рубля.
23.03.2015 между ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" и филиалом ООО "Росгосстрах" в Амурской области заключен государственный контракт N 696 на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно части 1 статьи 8 Закона "Об ОСАГО" регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона "Об ОСАГО" страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 6 статьи 9 Закона "Об ОСАГО" страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Закона "Об ОСАГО" коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
а) территории преимущественного использования транспортного средства, которая определяется для физических лиц исходя из места жительства собственника транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства либо в паспорте гражданина, для юридических лиц, их филиалов или представительств - по месту нахождения юридического лица, его филиала или представительства, указанному в учредительном документе юридического лица;
б) наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей;
в) технических характеристик транспортных средств;
в.1) наличия в договоре обязательного страхования условия, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему;
г) сезонного использования транспортных средств;
д) иных существенно влияющих на величину страхового риска обстоятельств.
Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, определены указанием Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (далее - указание Банка N 3384-У).
В ходе проведения торгов ООО "Росгосстрах" предложена цена контракта, которая, исходя из доводов заявителя, не соответствует требованиям установленным указаниями Банка N 3384-У, так как установлена в размере ниже минимального предела, установленного законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Доводы заявления САО "Военная страховая компания" в лице Благовещенского филиала о занижении ООО "Росгосстрах" цены контракта ниже минимального предела, установленного законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, подтверждены имеющейся в материалах дела информацией, документами.
Согласно представленному филиалом ООО "Росгосстрах" в Амурской области расчету страховой премии обществом в нарушение требований, предусмотренных указаниями Банка N 3384-У, занижен базовый страховой тариф. В частности, ООО "Росгосстрах" в расчете страховой премии по транспортному средству 579603, спец. EX/III (ДОПОГ) для перевозки ВМ базовый страховой тариф 2495, вместо возможного 3993. В материалы дела представлен страховой полис ССС N 0318898321, графа 7 "Страховая премия" в котором не заполнена.
Действия ООО "Росгосстрах" по применению базового страхового тарифа по транспортному средству 579603, спец. EX/III (ДОПОГ) для перевозки ВМ, не основаны на информации, содержащейся в аукционной документации, повлекли занижение страховой премии, вследствие чего, общество признано победителем, как лицо, предложившее наименьшую цену.
Довод ООО "Росгосстрах" о том, что в случае, отсутствия нарушения порядка расчета страховой премии ООО "Росгосстрах" все равно бы было бы признано победителем закупки, поскольку подало ценовое предложение быстрее САО "ВСК", Комиссия признает не основанным на нормах действующего законодательства и противоречащим материалами дела.
Как указано выше, в соответствии с протоколом N 0123200000315000422 подведения итогов электронного аукциона от 10.03.2015 заявки ООО "Росгосстрах" (за N 3), ОАО "Согаз" (за N 2) САО "Военная страховая компания" (за N 1) признаны соответствующими требованиям аукционной документации, победителем торгов признано ООО "Росгосстрах" с лучшим предложением цены контракта 165 511,62 рубля. ОАО "Согаз" (за N 2) САО "Военная страховая компания" (за N 1) предложена одинаковая цена контракта 168 720,35 рублей.
В соответствии с частью 16 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в случае, если участником электронного аукциона предложена цена контракта, равная цене, предложенной другим участником такого аукциона, лучшим признается предложение о цене контракта, поступившее раньше.
Таким образом, в случае если бы, ООО "Росгосстрах" действовало при участии в аукционе в соответствии с требованиями законодательства, победителем торгов было бы признано САО "Военная страховая компания".
Комиссия признает несостоятельным довод ООО "Росгосстрах" о том, что в действиях общества отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, в связи с тем, что САО "ВСК" не обжаловало действия заказчика по закупке N 0123200000315000422 в части допуска ненадлежащей заявки ООО "Росгосстрах" и убытки ОАО "ВСК" вызваны отказом данной организации от защиты своего нарушенного права.
Материалами дела подтверждено, что ООО "Росгосстрах" получено неконкурентное преимущество при участии в аукционе, объявленном извещением N 0123200000315000422, путем занижения размера страховой премии по результатам участия в аукционе на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ".
Частью 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции" введен запрет на недобросовестную конкуренцию.
Согласно пункту 9 статьи 4 Закона "О защите конкуренции" недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Действия ООО "Росгосстрах" по занижению размера страховой премии направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации (статья 9 Закона "Об ОСАГО", раздел 1 указаний Банка N 3384-У), обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили убытки конкуренту - САО "Военная страховая компания" в лице Благовещенского филиала в виде неполучения прибыли от заключения контракта с заказчиком.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Амурской области, выраженных в занижении размера страховой премии по результатам участия в аукционе на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, объявленном извещением N 0123200000315000422, нарушения части 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции".
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Амурского УФАС России решила:
Признать действия ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Амурской области, выраженные в занижении размера страховой премии по результатам участия в аукционе на право оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств для нужд ГКУ "Амурский центр ГЗ и ПБ" (извещение N 0123200000315000422), нарушающими часть 1 статьи 14 Закона "О защите конкуренции".
Выдать ООО "Росгосстрах" в лице филиала в Амурской области предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 24 июня 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016