Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
N 23/02-11 (опубликовано 14 марта 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 28 февраля 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 14 марта 2012 года
РЕШЕНИЕ
о прекращении производства по делу N 23/02-11
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя комиссии:
Никоновой М.Л. - заместителя руководителя управления; начальника отдела товарных рынков и естественных монополий.
Членов Комиссии:
Головиной Г.Ш. - главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий.
Вязникова Ю.А.- специалиста 1-го разряда отдела финансовых рынков и рекламы.
Секретаря:
Хлебниковой Е. Н. - специалиста 2 разряда отдела товарных рынков и естественных монополий.
В присутствии представителей:
ЗАО "Заречье"
Администрации города Кирова
Управления Россельхознадзора по Кировской области
рассмотрев 28 февраля 2012 г. в открытом заседании Комиссией с объявлением резолютивной части решения дело N 23/02-11 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", возбужденное в отношении ЗАО "Заречье" (далее ответчик), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области 20.10.2011 г. поступило обращение от Главы города Кирова Быкова В.В. о том, что в результате незаконных действий ЗАО "Заречье", которое отключило электроэнергию и водоснабжение, необходимые для работы котельной, находящейся на территории ЗАО "Заречье" и обслуживаемой ОАО "КТК", посредством которой осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г. Киров, д. Малая Субботиха, ул. Лукинская, д. 8, в результате не было возобновлено теплоснабжение указанного дома в начале отопительного сезона с 21.09.2011 г. По вине ответчика нарушаются конституционные права граждан на благоприятную среду обитания.
По признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" было возбуждено дело N 23/02-11.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации в целях полного и всестороннего рассмотрения дела, привлечения к рассмотрению дела Администрацию города Кирова, лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах - Управление Россельхознадзора по Кировской области, рассмотрение дела откладывалось два раза (определение об отложении рассмотрения дела N 23/02-11 от 16.01.2012 г.; определение об отложении рассмотрения дела N 23/02-11 от 15.02.2012 г.
На заседании Комиссии представитель ответчика пояснила, что водоснабжение котельной N 9/2 в период с 19 октября по 21 октября 2011 г. отсутствовало, так как проводились ремонтные работы по переводу наземного водопровода, питающего котельную N 9/2, на подземную систему водопровода, при этом уведомлений абонентам и соответствующим органам о проведении ремонтных работ не направлялось. Общество является единственным поставщиком холодной воды в д. Малая Субботиха, обслуживает все сети, посредством которых осуществляется водоснабжение жилых домов в д. Малая Субботиха. Теплоснабжение в горячей воде от котельной N 9/2 осуществляется только до жилого дома расположенного в д. Малая Субботиха, ул. Лукинская, д. 8. Факт проведения ремонтных работ, документально не зафиксирован, акт не составлялся. Подтверждением может служить объяснение главного энергетика, документы об использовании экскаватора. Представитель пояснила, что работников ОАО "КТК" не пропускали на территорию ответчика для запуска котельной N 9/2 в связи с отсутствием договора на дезинфекцию, так как требования о прохождении дезинфекции были обусловлены предписанием Управления Россельхознадзора по Кировской области от 21.01.2010 г.N 02-09/05-01, в котором перечислены наименования мероприятий и сроки их исполнения по нарушениям, обнаруженным в ходе проведенной проверки Управлением Россельхознадзора по Кировской области. В частности, выявлены нарушения по пропускному режиму на территорию ЗАО "Заречье", в том числе сотрудников ОАО "КТК" для обслуживания котельной, от которой отапливается жилой дом.
Представитель ОАО "КТК" на заседании Комиссии пояснила, что общество осуществляет обслуживание оборудования котельной N9/2 на основании договора субаренды, заключенного с ОАО "ТГК-5". Посредством котельной N9/2 осуществляется теплоснабжение и горячее водоснабжение жилого дома, расположенного в д. Малая Субботиха, ул. Лукинская, д.8. Причинами отсутствия теплоснабжения и горячего водоснабжения жилого дома, расположенного в д. Малая Субботиха, ул. Лукинская, д. 8 с 21.09.2011 г. даты начала отопительного периода в г. Кирове, являются отсутствие водоснабжения котельной N 9/2 и недопуск на территорию ответчика работников и транспорта ОАО "КТК". Водоснабжение котельной N 9/2 осуществляется ответчиком на основе фактически сложившихся договорных отношений между ОАО "КТК" и ЗАО "Заречье". Поводом для недопуска явилось несогласие сторон по цене договора на услуги по дезинфекции. Также представитель ОАО "КТК" пояснила то, что в адрес ответчика направлялось письмо от 11.08.2011 г. N 01-3660 о допуске сотрудников ОАО "КТК" на территорию для запуска котельной N 9/2, но ответа на данное письмо не получено. 16 сентября 2011 г. ОАО "КТК" было направлено письмо Начальнику Управления ветеринарии Кировской области Главному государственному ветеринарному инспектору С.Ф. Чучалину с просьбой разрешить допуск персонала и въезд автотранспорта ОАО "КТК" на территорию ЗАО "Заречье" для осуществления эксплуатации котельной N 9/2 и присоединенной к ней тепломагистрали. Управление ветеринарии Кировской области письмом от 13 октября 2011 г. дало ответ, что рассмотрело обращение исполнительного директора ОАО "КТК" г. Кирова В.Ф. Шабанова о посещении персонала ОАО "КТК" ЗАО "Заречье" г. Киров с целью обслуживания котельной N 9/2 и считает возможным посещение персонала ОАО "КТК" котельной, расположенной на территории ЗАО "Заречье" при соблюдении перечисленных в письме условий.
Представитель ОАО "КТК" пояснила, что линия водопровода, идущая на котельную N 9/2 с окончания отопительного сезона 2010-2011 гг. по 21.10.2011 г. не эксплуатировалась. Это подтверждается выкопировкой из журнала котельной N9/2.
Представитель Управления Россельхознадзора по Кировской области пояснила, что предписание от 21.01.2010 г. N 02-09/05-01 выдано ЗАО "Заречье" в соответствии с действующим законодательством в области ветеринарии. Ответчик относится к свиноводческим предприятиям закрытого типа, для которого необходимо выполнение трех основных условий: территория предприятия должна быть ограждена, для входящих сотрудников должен быть построен санпропускник, а для входящего транспорта - дезбарьер. Тем более, что в данный период сложилась неблагоприятная обстановка по африканской чуме свиней, поэтому все требования санитарных правил должны быть выполнены. Для посторонних лиц может быть выдано разрешение от главного ветеринарного инспектора по Кировской области. Так как предписание было выдано ЗАО "Заречье", то соответственно оно и должно было обратиться к главному ветеринарному инспектору по Кировской области с письмом о допуске сотрудников ОАО "КТК" на свою территорию.
Представитель Администрации города Кирова пояснила, что ОАО "КТК" обратилось в Администрацию г. Кирова с вопросом о том, что с началом отопительного сезона до сих пор не имеется возможности запустить котельную N 9/2. Жители дома, проживающие в д. Малая Субботиха, ул. Лукинская, д.8, жаловались, что почти в течение месяца они не получали теплоэнергию и горячую воду, учитывая, что на улице уже было достаточно холодно. На всех совещаниях ОАО "КТК" ссылалось на то, что имеется несколько причин, по которым они не могут запустить котельную N9/2. Это отсутствие водоснабжения котельной N 9/2, которое осуществляет ответчик, прекращение электроснабжения котельной, недопуск на территорию транспорта ОАО "КТК" для того, чтобы завезти топливо. Представитель заявила, что Администрация г. Кирова обратилась в прокуратуру с жалобой на действия ответчика по недопуску на территорию транспорта ОАО "КТК", подвозящего топливо для котельной N 9/2. Прокуратурой было признано, что данные действия имеют признаки самоуправства ответчиком. По вопросу отсутствия электрической энергии и водоснабжения котельной N9/2 направлено обращение в УФАС по Кировской области, так как ситуация уже на протяжении 5 лет повторяется ежегодно в начале отопительного сезона, поскольку стороны не могут договориться по вопросу дезинфекции, в результате чего граждане, проживающие в д. Малая Субботиха, ул. Лукинская, д.8 до 21 октября 2011 г. оставались без тепловой энергии и горячей воды.
Исследовав, материалы дела, и заслушав представителей сторон, Комиссия установила следующее.
Из представленных документов следует, что ОАО "КТК" осуществляет обслуживание оборудования котельной N 9/2 на основании заключенного с ОАО "ТГК-5" договора субаренды N 5507000256 от 30.06.2008 г. Перечень оборудования, переданного ОАО "КТК" на обслуживание приводится в выписке из приложения N 1 к указанному договору (п.376-386). Котельная N 9/2 располагается на территории ЗАО "Заречье" по адресу: г. Киров, ул. Лукинская, д.2.
Электроснабжение котельной N 9/2 осуществляется на основании договора электроснабжения N 030195 от 20.06.2008 г., заключенного между ОАО "КТК" и ОАО "Кировэнергосбыт". Задолженности по оплате электрической энергии на начало отопительного сезона у ОАО "КТК" перед ОАО "Кировэнергосбыт" не было, что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 60 за период с 01.03.2011-21.09.2011 гг. Доказательств отсутствия электроэнергии в материалы дела не представлено.
В соответствии с п. 12 части 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением от 23.05.2006 г. N 307 "Если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
На основании Постановления Администрации города Кирова от 20.09.2011 г. N3091-П отопительный период в муниципальном образовании "Город Киров" начат с 21.09.2011 г.
Однако, на 20.10.2011 г. теплоснабжение и горячее водоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: г. Киров, д. Малая Субботиха, ул. Лукинская, д.8 не осуществлялось, ввиду отсутствия водоснабжения котельной N 9/2, помещение которой находится в здании свинарника с картофелехранилищем, принадлежащего на праве собственности ЗАО "Заречье" в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 07.03.2002 серии 43 АБ N 147544, а также в связи с созданием со стороны ЗАО "Заречье" препятствий по допуску на территорию сотрудников и автотранспорт ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" (далее ОАО "КТК") для обслуживания котельной.
1. По поводу водоснабжения котельной N 9/2 Комиссия установила следующее:
Определением от 26.12.11 г о назначении дела N 23/02-11 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от ЗАО "Заречье" были истребованы правоустанавливающие документы и схема системы водоснабжения.
Письмом от 10.01.2012 г. N 02/01-00-10р ЗАО "Заречье" представило:
Паспорт скважины N 66698;
Паспорт скважины N 66745;
Инвентарную карточку учета объекта основных средств от 30.12.1975 г. N 264/1;
Схему системы водоснабжения.
Иных правоустанавливающих документов на сети водоснабжения в материалы дела не представлено.
Согласно паспорту совхозу "Заречье" принадлежит скважина N 65745, расположенная в Первомайском районе г. Кирова северо-восточнее окраины д. Малая Субботиха, в 60 м на восток от жилого дома.
В соответствии с инвентарной карточкой учета объектов основных средств от 30.12.1975 г. N 264/1, ЗАО "Заречье" принадлежит наружный водопровод протяженностью 6 км, расположенный в д. Малая Субботиха.
Согласно Распоряжению Администрации Первомайского района города Кирова от 03.09.1993 г.N 1151, "хозяйство "Заречье" акционерное общество закрытого типа является правопреемником всех прав и обязанностей совхоза "Заречье" Первомайского района г. Кирова.
Водоснабжение котельной N 9/2 с целью первоначального заполнения системы теплоснабжения, осуществления в дальнейшем подпитки этой системы и приготовления горячей воды осуществляется на основе фактически сложившихся договорных отношений между ОАО "КТК" и ЗАО "Заречье".
Между ОАО "Кировские коммунальные системы" (правопредшественником ОАО "КТК") и ЗАО "Заречье" был заключен договор на оказание услуг по снабжению холодной водой для подпитки горячего водоснабжения котельной от 11.12.2006 года N 1459. В соответствии с п.1 Соглашения от 15.02.2008 г. о пролонгации договора водоснабжения котельной N 1459 от 11.12.2006 г. стороны решили продлить действие договора по 31.01.2008 г. Также в указанном дополнительном соглашении предусмотрено, что с момента регистрации ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" все права и обязанности по данному договору в полном объеме будут переданы вновь созданному предприятию. В дальнейшем соглашений об изменении стороны по договору и о продлении срока действия договора не заключалось.
Но фактически стороны продолжали выполнять условия данного договора: ЗАО "Заречье" оказывает услуги по снабжению холодной водой котельной N 9/2, а ОАО "КТК" оплачивает оказываемые услуги, что подтверждается платежными поручениями N 1664 от 22.04.2011 г. на сумму 85,11 руб., N 2091 от 24.05.2011 г. на сумму 279,27 руб., N 2597 от 29.06.2011 г. на сумму 26,60 руб., актами об оказании услуг по водоснабжению и оборотно-сальдовой ведомости, а так же письмом ЗАО "Заречье" от 09.11.2011 г. N 136/01-00-10 Р (Вх. от 14.11.2011 г. N 5191).
Как следует из письма ОАО "КТК" от 31.01.2012 N 01-455, направленного в Кировское УФАС во исполнение определения об отложении рассмотрения дела N 23/02-11 от 16.01.2012 г., поставка тепловой энергии от котельной N 9/2 осуществляется до одного жилого дома по ул. Лукинская, 8.
Собственники жилых помещений жилого дома N 8 по ул. Лукинская передали функции по управлению домом ООО "Вятка-5", (г. Киров, ул. П. Корчагина, д. 55), что подтверждается письмом ООО "Вятка 5" (исх. N 56 от 22.03.2011 г).
Письмом от 18.11.2011.г. N 01-5463 ОАО "КТК" сообщило, что компания по заключению договора теплоснабжения с ООО "Вятка-5" началась в 2011 г., в адрес ООО "Вятка 5" был направлен проект договора теплоснабжения N 930061 от 01.01.2011 г. В перечень объектов, перечисленных в предложении к данному договору, дом N 8 по ул. Лукинская, не был включен, договор подписан абонентом с протоколом разногласий. По заявке ООО "Вятка 5" от 22.03.2011 г.N 56 в указанный договор дополнительным соглашением от 24.03.2011 г. был включен жилой дом по ул. Лукинская, д.8. Дополнительное соглашение ООО "Вятка 5" подписало с протоколом разногласий. Разногласия по договору и дополнительному соглашению между сторонами не урегулированы. Поставка ОАО "КТК" коммунальнального ресурса к жилому дому N 8 по ул. Лукинская, обслуживаемому ООО "Вятка 5", осуществляется на основании фактически сложившихся договорных отношений. При этом между ОАО "КТК" и ООО "Вятка-5" подписан акт разграничения балансовой принадлежности и ответственности за техническое состояние и эксплуатацию тепловых сетей, схема теплотрассы (приложение N 2 к договору N 930061), в соответствии с которым наружных сетей на балансе абонента (ООО "Вятка-5") нет, теплотрассы от котельных N 9.1, 9.2, 9.11 до жилых домов находятся в субаренде ОАО "КТК".
На запрос Кировского УФАС от 03.11.2011 г. N 5003/02, ЗАО "Заречье" письмом от 09.11.2011 г. N 136/01-00-10 Р (Вх. от 14.11.2011 г. N 5191) сообщило, что с начала отопительного сезона 2011-2012 годов до 19.10.2011 г. водоснабжение котельной N 9/2 от скважины ЗАО "Заречье" осуществлялось по временной наземной ветке водопровода. Такое водоснабжение было обусловлено тем, что подземная ветка водопровода по окончании отопительного сезона 2010-2011 годов была законсервирована, т.к. эксплуатировать котельную N 9/2 далее, т.е. по окончании отопительного сезона 2010-2011 годов, не предполагалось в связи с тем, что планировалось отопление жилого дома, расположенного по адресу г. Киров, ул. Лукинская, д.8 осуществлять от планируемой к строительству газовой котельной. Согласно Плану-графику синхронизации выполнения программ газификации регионов РФ на 2010 год ввод в эксплуатацию газовой котельной для жилого дома, расположенного по адресу: г. Киров, ул. Лукинская, д.8 планировался в сентябре 2011 г., но с указанием, что сроки будут уточняться при утверждении лимитов на 2011 год. Фактически строительство газовой котельной в 2011 г. не осуществлялось.
В ходе рассмотрения дела установлено, что подземная ветка водопровода по окончании отопительного периода была ответчиком перекрыта и законсервирована, а водопровод выведен наружу в нарушение требований строительных норм и правил.
В соответствии с п. 8.30., п. 8.42. "СНиП 2.04.02-84*.Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 27.07.1984 N 123) (ред. от 30.04.1986):
- Водопроводные линии, как правило, надлежит принимать подземной прокладки. При теплотехническом и технико-экономическом обосновании допускаются наземная и надземная прокладки, прокладка в туннелях, а также прокладка водопроводных линий в туннелях совместно с другими подземными коммуникациями, за исключением трубопроводов, транспортирующих легковоспламеняющиеся и горючие жидкости и горючие газы. При прокладке линий противопожарных и объединенных с противопожарными водопроводов в туннелях, наземно или надземно пожарные гидранты должны устанавливаться в колодцах. При подземной прокладке запорная, регулирующая и предохранительная трубопроводная арматура должна устанавливаться в колодцах (камерах).
Бесколодезная установка запорной арматуры допускается при обосновании.
- Глубина заложения труб, считая до низа, должна быть на 0,5 м больше расчетной глубины проникания в грунт нулевой температуры. При прокладке трубопроводов в зоне отрицательных температур материал труб и элементов стыковых соединений должен удовлетворять требованиям морозоустойчивости.
Таким образом, перевод ответчиком водоснабжения котельной в конце отопительного сезона 2010-2011 г.г. от подземной ветки на наземную противоречит требованиям п. 8.30, 8.42 СНиП 2.04.02-84. С учетом того, что строительство газовой котельной, от которой планировалось теплоснабжение жилого дома N 8 по ул. Лукинской, не было даже спроектировано, изменение системы водоснабжения котельной N 9/2 из подземной на наземную создавало угрозу прекращения водоснабжения при наступлении отрицательных температур воздуха.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. ЗАО "Заречье", являющееся владельцем сетей водоснабжения, посредством которых обеспечивается водоснабжение котельной N 9/2, обязано содержать сети в исправном состоянии, пригодном для использования их в целях водоснабжения присоединенных к указанным сетям абонентов.
Так как строительство газовой котельной к концу летне-осеннего периода 2011 г. так и не было начато, при должной степени предусмотрительности ЗАО "Заречье", являющееся ресурсоснабжающей организацией, обязано было предпринять все зависящие от него меры с целью обеспечения бесперебойной подачи воды в котельную N 9/2. Однако, несмотря на начало отопительного периода в г. Кирове с 21.09.2011 г., вплоть до 19 октября 2011 г. ответчиком не предприняты меры по изменению системы водоснабжения (с наземной на подземную) и ремонту сетей, что привело к прекращению в дальнейшем водоснабжения котельной и невозможности подачи тепловой энергии в жилой дом N 8 по ул. Лукинской. Доказательств обеспечения подготовки сетей водоснабжения до начала отопительного сезона (с учетом того, что котельная N 9/2 обеспечивает теплоснабжение жилого дома N 8 по ул. Лукинская) ЗАО "Заречье" в материалы дела не представило.
Со слов представителя ответчика, 19.10.2011 г. был осуществлен перевод водоснабжения котельной N 9/2 на подземную ветку водопровода в связи с понижением температуры воздуха. Неполадки при проведении ремонтно-технических работ, связанные с данным переводом, обусловили прекращение водоснабжения котельной N 9/2. В качестве доказательств проведения ремонтно- технических работ в период с 19.10.2011 г. по 21.10.2011 г. ЗАО "Заречье" представило "Путевые листы трактора" от 19.10.2011 г. N 2258, от 20.10.2011 г.N 2265, от 21.10.2011 г. N 2272. В разделе "Выполнение задания" данных путевых листов содержится текст "раскопка траншеи водопровода", но не указано место проведения работ. Актов приемки выполненных работ в материалы дела не представлено.
Приложением к письму от 31.01.2012 N 014/01-00 юр ЗАО "Заречье" представило разъяснения главного энергетика ЗАО "Заречье" Шихалева С.И. от 08.11.2011 г. по вопросу производства восстановительных работ на участке водопровода для водоснабжения котельной N 9/2, в которых указано, что в период с 20.09.2011 г. по 19.10.2011 г. водоснабжение котельной N 9/2 осуществлялось по временной наземной ветке, поскольку существующий водопровод пришел в негодность. 19 октября 2011 г. участок трубы протяженностью 50 метров был заменен на новый. После включения давления воды на этом участке был обнаружен прорыв в другом месте, далее по направлению к котельной N9/2, т.е труба была непригодна для дальнейшей эксплуатации на всем протяжении от колодца К8 до колодца К9, или на расстоянии 270 метров (в представленной схеме водоснабжения указано 5 мест прорывов). Было принято решение срочно менять весь участок старого водопровода на новую полиэтиленовую трубу до наступления холодов. В период с 19.10.2011 г. по 21.10.2011 г. участок протяженностью 270 метров был заменен на новый водопровод. Кроме того, представитель ответчика пояснила, что ремонтные работы на данном участке водопровода не выполнялись до начала отопительного сезона 2011-2012 гг. по причине наличия других объектов (Протокол заседания Комиссии от 16.01.2012 г.). Однако документы, подтверждающие на каких участках сетей были обнаружены прорывы, количество прорывов, период устранения аварий, в материалы дела не представлены.
В письме от 27.02.2012 N 24/01-00-юр ЗАО "Заречье" поясняет, что ввод в эксплуатацию временного наземного участка сети водопровода, питающего котельную N 9/2, в соответствии с протоколом рабочего совещания от 22.09.2011 г. был осуществлен 26.09.2011 г., и что надлежащее осуществление транспортировки воды до котельной N9/2 с использованием наземной ветки водопровода было возможно и осуществлялось в период с 26.09.2011 по 19.10.2011 г. Подтвердить или опровергнуть доводы ответчика о возможности поставки воды в котельную в указанный период Комиссии не представилось возможным, поскольку работники ОАО "КТК" в указанный период не допускались на территорию ЗАО "Заречье" в целях обслуживания котельной N 9/2.
В письме от 31.01.2012 г. N 01-455 ОАО "КТК" пояснило, что водоснабжение котельной не осуществлялось с 04.05.2011 г., т.е. с окончания отопительного периода 2010-2011 г.г. ОАО "КТК" указывает, что это подтверждается выкопировкой из журнала котельной, а также выставляемыми ЗАО "Заречье" в адрес ОАО "КТК" счетами-фактурами на оплату водоснабжения. В журнале котельной N 9/2 фиксируется обьем холодной воды, поступаемой с целью подпитки системы теплоснабжения (на трубопроводе подпитки установлен счетчик). Из выкопировки из указанного журнала видно, что обьем потребления на 03.05.2011 г. (последний день отопительного периода 2010-2011 гг.) составлял 0,2 м3, при этом счетчик имел величину-18 м3 (оригинал журнала был представлен Комиссии на обозрение). По состоянию на 21.10.2011 г. показания счетчика составляли 18,2 м3. Разница между показаниями составляет 0,2 м3, что соответствует объему подпитки за один календарный день. Указанное свидетельствует о том, что с начала отопительного периода 2011-2012 гг. холодная вода в котельную N 9/2 не поступала. Кроме того, в упомянутом письме содержится информация о том, что ЗАО "Заречье" предъявляло к оплате ОАО "КТК" счета за услуги водоснабжения с начала 2011 года по май 2011 года. Затем ЗАО "Заречье" предъявило ОАО "КТК" к оплате счет-фактуру N 778 от 30.11.2011 г. за услуги водоснабжения, к которому был приложен акт об оказании услуг от 30.11.2011 г., а также счет-фактура N 836 от 31.12.2011, к которому был приложен акт об оказании услуг водоснабжения от 31.12.2011 г. Непредъявление счетов на оплату услуг водоснабжения за сентябрь и октябрь 2011 г. может свидетельствовать об отсутствии водоснабжения в указанный период.
В адрес ответчика со стороны ОАО "КТК" было направлено письмо от 21.10.2011 г. N 01- 4968, в котором ОАО "КТК" уведомляет ЗАО "Заречье" о том, что 19.10.2011 без предупреждения произведено отключение холодного водоснабжения на котельную N 9/2, что привело к невозможности осуществлять эксплуатацию указанной котельной, результатом чего является невозможность теплоснабжения абонентов ОАО "КТК". Данное обстоятельство зафиксировано актом от 19.10.2011 г. ОАО "КТК" предупреждает в указанном письме адресата о том, что поскольку ЗАО "Заречье" является единственным поставщиком, который может осуществлять водоснабжение котельной N 9/2, оно может быть привлечено к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами. В приложенном к письму Акте от 19.10.2011 г. указано, что по состоянию на 11-00 19.10.2011 г. на вводе трубопровода холодной воды в котельной N 9/2, расположенной по адресу: г. Киров, п. Малая Субботиха, ул. Лукинская, 2, обслуживаемой ОАО "КТК", подача холодной воды отсутствует. Показатель давления в трубопроводе холодной воды на вводе по манометру равен нулю. В результате отсутствия холодной воды эксплуатация котельной невозможна. Так в материалы дела представлена Докладная мастера Устюгова А.И. (ОАО "КТК") от 20.10.2011 г. о том, что по приходу на работу в 8 часов утра воды в котельной не было, вследствие чего растопку котла без наличия давления в трубопроводе холодной воды на вводе осуществить невозможно.
В соответствии с п. 81 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, Утвержденных Правительством Российской Федерации от 12.02.1999 г. N 167(далее Правила N 167) организация водопроводно-канализационного хозяйства может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод без предварительного уведомления абонентов в следующих случаях:
прекращение энергоснабжения объектов организации водопроводно-канализационного хозяйства;
возникновение аварии в результате стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
необходимость увеличения подачи питьевой воды к местам возникновения пожаров.
Согласно представленным документам по рассматриваемому делу ни одно из перечисленных случаев, указанных в п. 81 Правил, не относится к обстоятельствам по рассматриваемому делу.
В п. 82 Правил N 167 говорится о том, что Организация водопроводно-канализационного хозяйства может прекратить или ограничить отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод, предварительно уведомив абонента, органы местного самоуправления, местные службы Госсанэпиднадзора, а также территориальное подразделение Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в следующих случаях:
резкое ухудшение качества воды в источнике питьевого водоснабжения;
получение предписания или решения местных служб Госсанэпиднадзора;
самовольное пользование системами коммунального водоснабжения и (или) канализации;
попадание не разрешенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ в систему коммунальной канализации, причинивших ущерб этой системе или приведших к аварии;
устранение последствий аварии на системах коммунального водоснабжения и канализации;
аварийное или неудовлетворительное состояние водопроводных и (или) канализационных сетей абонента;
проведение работ по присоединению новых абонентов в сроки, согласованные с указанными органами;
проведение планово-предупредительного ремонта.
На запрос Кировского УФАС от 3.11.2011 г. N 5003/02 по вопросу о том, направлялось ли уведомление ОАО "КТК" о прекращении подачи воды в котельную N 9/2, ЗАО "Заречье" письмом от 09.11.2011 г. N 136/01-00-юр (Вх. от 14.11.2011 г N 5191) сообщило, что прекращение водоснабжения было обусловлено неполадками при проведении ремонтно-технических работ, которые выполнялись для перевода водоснабжения котельной N 9/2 с наземной на подземную ветку водовода, и не было предвиденным. Поэтому ЗАО "Заречье" не направляло и не имело возможности заблаговременно направить в адрес ОАО "КТК" уведомление о прекращении водоснабжения. Также в данном письме указано, что задолженность ОАО "КТК" по оплате услуг водоснабжения на момент отключения отсутствовала.
На запрос УФАС по Кировской области от 18.01.2012 г. N 127/02, сделанный в органы, перечисленные в п. 82 Правил N167, были получены ответы от ГУ МЧС России по Кировской области (факс от 24.01.2012 г. N 103-235-18), Администрации города Кирова по Первомайскому району (факс от 25.01.2012 г. 1-7/171-01-17ПР), Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области (Вх. N 359 от 24.01.2012 г.), в которых они сообщают, что информации о прекращении или ограничении отпуска питьевой воды на период с 19.10.2011 г. по 21.10.2011 г. от ЗАО "Заречье" не поступало.
На запрос Кировского УФАС от 15.11.2011 г. N 5148/02, ОАО "КТК" письмом от 18.11.2011 г. N 01-5463 сообщило, что запуск котельной N 9/2 и возобновление обществом теплоснабжения и горячего водоснабжения жилого дома расположенного по адресу: г. Киров, ул. Лукинская, д.8, было осуществлено 21.10.2011 г. Это стало возможным после восстановления ответчиком водоснабжения котельной N 9/2.
Таким образом, ЗАО "Заречье" не представило в материалы дела доказательства обеспечения поставки воды в котельную N 9/2 с 21.09.2011 г. Доводы ответчика о том, что до 19.10.2011 г. водоснабжение котельной осуществлялось по наземной ветке водопровода противоречат показаниям приборов учета воды, установленных в котельной, а так же предъявленным ОАО "КТК" к оплате счетам за услуги водоснабжения. Комиссия также установила, что в период с 19 по 21 октября 2011 г. водоснабжение котельной N 9/2 не осуществлялось ввиду проведения работ по перекладке наземной части водоснабжения на подземную.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В апреле 2011 г. по поручению Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (письмо N АК/47825 от 30.12.2010 г.) "О методических рекомендациях по проведению анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению" Кировским УФАС проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению за 2009-2010 гг., по 39 муниципальным образованиям Кировской области и в г. Кирове. По результатам данного анализа, отраженного в аналитическом отчете, установлено, что ЗАО "Заречье" занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг водоснабжения в географических границах расположения сетей водоснабжения с долей 100 процентов.
Временной интервал товарного рынка определен 2009-2010 г.г.
Продуктовые границы товарного рынка определены следующим образом:
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007, услуга водоснабжения относится к разделу Е "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды", подразделу ЕА "Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды", классу 41 "Сбор, очистка и распределение воды", подгруппам 41.00.1 "Сбор и очистка воды" и 41.00.2 "Распределение воды".
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, под водоснабжением понимают технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
Таким образом, процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
Схема предоставления услуг водоснабжения включает использование хозяйствующими субъектами собственных, арендованных, находящихся в безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении и оперативном управлении сетей. Именно с использованием данных сетей продавцы оказывают услуги водоснабжения потребителям, сети которых присоединены к сетям водоснабжения ресурсоснабжающих организаций.
В результате проведенных исследований по определению продуктовых границ продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены услугой "Сбор и очистка воды", "Распределение воды".
Географические границы определены территорией расположения сетей водоснабжения ЗАО "Заречье".
С учетом изложенного, ЗАО "Заречье", занимающее доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по сбору, очистке и распределению воды в географических границах присоединенных сетей водоснабжения:
1) осуществило в нарушение требований п. 8.30 и 8.42 СНиП 2.04.02-84 перевод водоснабжения котельной N 9/2 после окончания отопительного сезона 2010-2011 г.г. от подземной ветки на наземную, не обеспечило своевременное проведение работ по переводу наземной ветки водовода на подземную и не осуществило проведение ремонтных работ на принадлежащем на праве собственности участке сетей, посредством которых осуществляется водоснабжение котельной N 9/2, до начала отопительного сезона 2011-2012г.г. (до 21.09.2011 г.), что могло иметь своим результатом невозможность работы котельной N 9/2 в целях осуществления теплоснабжения жилого дома N 8 по ул. Лукинской в г. Кирове в случае снижения температуры воздуха до отрицательных значений;
2) не уведомив ОАО "КТК" и соответствующие органы, перечисленные в п. 82 Правил N 167, прекратило подачу воды в котельную N 9/2 в период с 19 по 21 октября 2011 года для проведения ремонтных работ на своих сетях, т.е. нарушило процедуру прекращения водоснабжения, установленную п. 82 Правил N 167, результатом указанных действий является невозможность возобновления работы котельной N 9/2, следствием чего является ущемление интересов граждан, проживающих в доме N 8 по ул. Лукинской в д. Малая Субботиха г. Кирова, не получавших в указанный период тепловую энергию.
Следовательно, ЗАО "Заречье" нарушило требования ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. В отношении действий ЗАО "Заречье" по воспрепятствованию допуска на территорию работников и автотранспорта ОАО "КТК" в целях обслуживания котельной N 9/2, Комиссия установила следующее:
ЗАО "Заречье" является специализированным свиноводческим хозяйством, владеет на праве собственности зданием свинарника с картофелехранилищем площадью 2605,2 кв.м., которое расположено по адресу: Кировская область, д. Малая Субботиха.
В соответствии со статьей 18 Закона "О ветеринарии" РФ от 14.05.1993 г. N4979-1 (ред. от 18.07.2011 г.) "Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями".
Строительство и эксплуатация специализированных предприятий по выращиванию племенных животных, откорму свиней должно осуществляться с соблюдением специальных требований, предусмотренных Ветеринарно-санитарными Правилами для специализированных свиноводческих предприятий, утв. Главным управлением ветеринарии с Государственной ветеринарной инспекцией Госагропрома СССР 4.11.1986 г.
В силу требований указанных Правил, территория свиноводческих предприятий должна отделяться от ближайшего жилого района (населенного пункта) санитарно-защитной зоной (п. 1.6), каждая зона, в т.ч. производственная, такого предприятия должна быть изолирована друг от друга (п. 1.8). Пунктом 1.9 Правил предусмотрено, что территория каждой зоны должна быть огорожена по всему периметру изгородью, препятствующей бесконтрольному проходу людей и животных. Согласно п. 3.1 Правил, специализированные свиноводческие хозяйства и комплексы по выращиванию и откорму свиней работают по принципу предприятия закрытого типа. Вход на территорию свиноводческих предприятий посторонним лицам, а также въезд любого вида транспорта, не связанного с непосредственным обслуживанием комплекса запрещены. В силу п. 3.1.1 Правил посещение комплекса посторонними лицами допускается в исключительных случаях только по разрешению главного государственного ветеринарного инспектора области. При этом лица, посещающие комплекс, проходят санитарную обработку. Пунктом 3.2. Правил установлено, что вход в производственную зону свиноводческого предприятия разрешается только через санпропускник, а въезд транспорта через постоянно действующий дезинфекционный барьер (блок), все другие входы в производственную зону комплекса должны быть закрыты.
Отделом ветеринарного надзора Управления Россельхознадзора по Кировской области в январе 2010 г. была проведена проверка соблюдения требований ст. 18 Закона "О ветеринарии" и требований Ветеринарно-санитарных правил, в ходе которой было установлено, что на территорию ЗАО "Заречье" осуществляется въезд транспорта, не связанного с непосредственным обслуживанием свинокомплекса, а также иные нарушения. По результатам проведенной проверки 21.01.2010 г. ЗАО "Заречье" было выдано предписание N 02-09/05-01, которым Общество обязывалось выполнить ниже перечисленные мероприятия:
1. Обеспечить работу свиноводческого предприятия ЗАО "Заречье" в режиме закрытого типа: запретить въезд любого вида транспорта, не связанного с непосредственным обслуживанием свинокомплекса (срок исполнения до 16.06.2010 г.);
2. Вход людей в производственную зону осуществлять только через санитарный пропускник. Санитарный пропускник оборудовать на линии ограждения административно-хозяйственной и производственной зон и совместить с дезбарьером (срок исполнения до 20.01.2012 г.);
3. Въездной дезбарьер оборудовать для подогрева дезраствора при минусовых температурах (срок исполнения до 16.06.2010 г.).
ЗАО "Заречье" выполнило указанное предписание. Дезбарьер-ав/мойка на территории ЗАО "Заречье" введена в эксплуатацию 30 декабря 2009 года (акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) от 30.12.2009 N 2079), а санпропускник введен в эксплуатацию 17 января 2012 г. (акт о приеме-передачи здания (сооружения) от 18.01.2012 г. N 2236). С указанного момента вход людей на территорию ЗАО "Заречье" стал возможен только через санитарный пропускник, а въезд автотранспорта - через въездной дезбарьер.
Таким образом, территория ЗАО "Заречье", на которой расположено помещение котельной N 9/2, является специально огороженной территорией, на которой действует особый пропускной режим: проход людей и въезд транспорта на данную территорию должен осуществляться с соблюдением ветеринарно-санитарного режима, при этом является обязательным проведение дезинфекции транспорта. В сентябре 2011 г. услугу по проведению дезинфекции транспорта ЗАО "Заречье" могло оказывать представителям ОАО "КТК".
На заседании Комиссии представители Управления Россельхознадзора по Кировской области пояснили, что в целях соблюдения требований п. 3.1 Ветеринарно-санитарных правил именно ЗАО "Заречье", которому было выдано предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений ветеринарно-санитарных правил, могло обратиться к Главному государственному ветеринарному инспектору с просьбой разрешить допуск на территорию ЗАО "Заречье" представителей и автотранспорт третьих лиц, в частности: в целях обслуживания котельной N 9/2, т.е. для выполнения работ, не связанных с производственным процессом по выращиванию свиней. Однако, такого обращения от ЗАО "Заречье" в Управление Россельнадзора по Кировской области не поступало.
В целях выполнения требований Закона "О ветеринарии" и Ветеринарно-санитарных правил ОАО "КТК" письмом от 16.09.2011 г. N 01- 4406 обратилось в Управление ветеринарии Кировской области к Главному государственному ветеринарному инспектору С.Ф. Чучалину с просьбой разрешить допуск персонала и въезд автотранспорта ОАО "КТК" на территорию ЗАО "Заречье" для осуществления эксплуатации котельной N 9/2 и присоединенной к ней тепломагистрали. К указанному письму приложены: согласованная схема передвижения персонала, въезда и выезда спецавтотранспорта ОАО "КТК" по территории ЗАО "Заречье" на 1 листе и распоряжение от 14.09.2011 г. N 23р "О посещении ЗАО "Заречье" на 2 листах.
Управление ветеринарии Кировской области письмом от 13.10.2011 г. N 1421-52-03 09 дало ответ, что рассмотрело обращение исполнительного директора ОАО "КТК" г. Кирова В.Ф. Шабанова о посещении персонала ОАО "КТК" ЗАО "Заречье" г. Киров с целью обслуживания котельной N 9/2 и считает возможным посещение персонала ОАО "КТК" ЗАО "Заречье" при соблюдении перечисленных в письме условий, а именно:
1. Наличие списка работников ОАО "КТК", посещающих территорию ЗАО "Заречье";
2. Проведение санитарной обработки обуви персонала при входе на территорию ЗАО "Заречье";
3. Исключить посещение иных объектов предприятия, кроме котельной N 9/2;
4. Движение персонала ОАО "КТК" по территории ЗАО "Заречье" по строго определенному маршруту, указанному в схеме передвижения персонала;
5. Наличие медицинских книжек у персонала ОАО "КТК", обслуживающих котельную N 9/2 на территории ЗАО "Заречье";
6. Наличие справки об отсутствии в личных подсобных хозяйствах персонала котельной ОАО "КТК" свиней;
7. Наличие справки о том, что персонал ОАО "КТК" не является охотниками;
8. Посещение персонала ОАО "КТК", обслуживающих котельную N 9/2 на территории ЗАО "Заречье" осуществлять под контролем государственной ветеринарной службы (государственного ветеринарного специалиста КОГКУ "Кировская облСББЖ").
Таким образом, со стороны ОАО "КТК" были предприняты разумные и достаточные меры для того, чтобы соблюдать требования Ветеринарно-санитарных Правил при въезде на территорию ЗАО "Заречье" и нахождению сотрудников в целях обслуживания котельной N 9/2.
В целях обслуживания котельной N 9/2, расположенной на территории ЗАО "Заречье", между ОАО "Кировские коммунальные системы" (Заказчиком), являющимся правопредшественником прав и обязанностей ОАО "Кировская теплоснабжающая компания", и ЗАО "Заречье" (Исполнителем) был заключен договор от 25.12.2006 г. N 1352, предметом которого является оказание услуг по охране и очистке территории и дорог, прилегающих к котельной, арендуемой заказчиком, расположенной по адресу: г. Киров, д. Малая Субботиха, ул. Школьная, 31, для обеспечения ее работы (п. 1.1 договора). Согласно п. 1.2 указанного договора, охрана территории включает в себя осуществление пропускного режима через проходную Исполнителя, обход территории сторожем, контроль за территорией при помощи камер наблюдения. В силу п. 1.3 договора очистка территории включает в себя очистку территории, прилегающей к котельной, от мусора и снега, содержание дорог в состоянии, пригодном для проезда автотранспорта, а также вывод бытового мусора. Стоимость услуг была определена в размере 13103 руб. с НДС в зимний период и в размере 4692 руб. с НДС - в течение остального времени. Срок действия данного договора был определен сторонами в период с 01.01.2007 по 31.12.2007 г. Соглашением от 15.02.2008 г. срок действия договора продлен до 31.01.2008 г., а в дальнейшем предусмотрено передать права и обязанности по договору ОАО "КТК", выделившемуся из состава ОАО "ККС". Между ОАО "КТК" и ЗАО "Заречье" письменного договора на оказание данных услуг не заключалось, но фактически ЗАО "Заречье" предоставляло ОАО "КТК" услуги по охране и очистке территории, поскольку ЗАО "Заречье" допускало представителей ОАО "КТК" на территорию предприятия в целях обслуживания котельной N 9/2.
По запросу Кировского УФАС от 03.11.2011 N 5004/02 письмом от 14.11.2011 N 01-5341 ОАО "КТК" сообщило, что теплоснабжение жилого дома N 8 по ул. Лукинская не могло быть осуществлено с 21.09.2011 г. по причине воспрепятствования ЗАО "Заречье" допуска на свою территорию сотрудников и техники ОАО "КТК" с целью подготовки котельной к отопительному периоду, растопки котельной. В качестве причин такого воспрепятствования представителями ЗАО "Заречье" было названо отсутствие между ОАО "КТК" и ЗАО "Заречье" заключенного договора о дезинфекции транспортных средств и лиц, следующих по территории ЗАО "Заречье" к котельной N 9/2. Далее в письме указано, что ОАО "КТК" никоим образом не препятствовало проведению дезинфекции в отношении своих транспортных средств и работников. Но и при фактическом бездоговорном проведении ОАО "КТК" всех мероприятий по дезинфекции своей техники и персонала ЗАО "Заречье", тем не менее, продолжало препятствовать допуску на свою территорию сотрудников и техники ОАО "КТК" по причине отсутствия оплаты со стороны ОАО "КТК" за проведенную дезинфекцию.
В материалы дела представлен Акт от 13.09.2011 г., составленный представителями ОАО "КТК" Шмелевым М.Ю., Лаптевым А.А. и Окишевым А.В. о том, что в 11-00 к проходной ЗАО "Заречье" прибыли работники ОАО "КТК" с оборудованием в целях производства опрессовки теплосетевого имущества, ревизии запорной арматуры, чистки котлов, водоподогревателей на котельной N 9/2, расположенной по адресу: г. Киров, п. М.Субботиха, ул. Лукинская, 2 на территории ЗАО "Заречье". Путь был перегорожен шлагбаумом. В доступе сотрудников и автотранспорта ОАО "КТК" на территорию ЗАО "Заречье" было отказано в связи с отсутствием заключенного соглашения об увеличении стоимости услуг по уборке и охране, об оплате услуг по дезинфекции. Аналогичные акты составлены 21.09.2011 в 15-30 мин., 02.10.2011 г. в 14-50 мин., 18.10.2011 в 15-00 час. Доказательств направления указанных актов в адрес ЗАО "Заречье" ОАО "КТК" не представило. Однако, в ходе рассмотрения дела представитель ЗАО "Заречье" не отрицала факта отказа в допуске на территорию предприятия сотрудников и автотранспорта ОАО "КТК" с целью обслуживания котельной N 9/2 ввиду неоплаты услуг по дезинфекции автотранспорта.
16.09.2011 г. ОАО "КТК" направило в адрес ЗАО "Заречье" письмо N 01-4406, в котором просило ЗАО "Заречье" разрешить допуск персонала и въезд автотранспорта ОАО "КТК" на территорию предприятия для осуществления эксплуатации котельной N 9/2 и присоединенной к ней тепломагистрали. К письму были приложены согласованная схема передвижения персонала, въезда и выезда автотранспорта, а также распоряжение от 14.09.2011 г. N 23-р "О посещении ЗАО "Заречье". Аналогичные просьбы о допуске сотрудников и автотранспорта на территорию ЗАО "Заречье" содержатся в письмах ОАО "КТК" от 11.08.2011 N 01-3660, от 31.10.2011 N 01-5089. Доказательств направления ЗАО "Заречье" ответов на данные письма и получения их ОАО "КТК" в материалы дела не представлено.
28.09.2011 ОАО "КТК" направило в адрес ЗАО "Заречье" письмо N 01-4574, в котором, ссылаясь на Протокол рабочего совещания от 22.09.2011 г. просило направить в адрес компании оферту Договора на оказание услуг по проведению промывки (дезинфекции) автотранспорта, проходящего на территорию ЗАО "Заречье" для осуществления производственной деятельности котельной N 9/2, осуществляющей теплоснабжение жилого дома по адресу: М.Субботиха, Лукинская, 8.
В материалы дела представлено дополнительное соглашение от 29.09.2011 к договору от 25.12.2006 N 1352 оказания услуг, в котором предусмотрено предмет договора после слов: для обеспечения ее работы" дополнить словами: "а также дезинфекционную обработку транспортных средств и лиц Заказчика, поступающих в производственную зону Исполнителя", Пунктом 4.1 дополнительного соглашения указана стоимость услуг: в зимний период 62619 руб. с НДС, в летний период - 40419 руб. с НДС, расчеты стоимости оказываемых услуг приведены в приложениях N 1 и 2 к дополнительному соглашению, в которых стоимость оказания услуг по дезинфекционной обработке с 01.09.2011 по 31.12.2012 г. указана в размере 30751 руб. в расчете на месяц (с НДС). Срок действия соглашения определен с 1.09.2011 г. Данные документы подписаны только со стороны ЗАО "Заречье".
30.09.2011 г. ЗАО "Заречье" предъявило ОАО "КТК" счет-фактуру N 620 на оплату оказанных в сентябре 2011 г. услуг на сумму 40419 руб. с НДС, счет-фактуру N 706 от 31.10.2011 г. на сумму 40419 руб. с НДС. В указанных счетах-фактурах определены следующие наименования работ: "охрана, очистка территории, дорог, прилегающих к котельной" и "услуги по дезобработке". Аналогичное наименование услуг содержится в актах об оказании услуг от 30.09.2011 г., от 31.10.2011 г. (не подписанных заказчиком). ОАО "КТК" не произвело оплату по счетам-фактурам N 620 и 706.
18.10.2011 г. ОАО "КТК" направило в адрес ЗАО "Заречье" письмо N 01-4889, которым сообщило, что ОАО "КТК" рассмотрело предложение о ежемесячной стоимости услуг по обработке транспорта и просило разъяснить стоимость работ на обработку 1 автомобиля и стоимости уборки территории и охраны. Для сведения указано, что при проведении маркетингового исследования по г. Кирову установлено, что стоимость дезинфекции мазутовоза вместимостью 7 тонн не превышает 270 руб. за обработку (к письму приложено коммерческое предложение ООО "Кировский областной центр дезинфекции" от 29.09.2011 N 874). Аналогичная просьба разъяснить стоимость услуг содержится в письме от 27.10.2011 N 01-5043, направленном ОАО "КТК" в адрес ЗАО "Заречье".
Позднее в материалы дела представлено подписанное между ОАО "КТК" и ЗАО "Заречье" дополнительное соглашение к договору от 25.12.2006 N 1352, датированное 29.09.2011 г., в соответствии с которым предмет договора, определенный п. 1.1, после слов: "для обеспечения ее работы" дополнен текстом: "а также дезинфекционную обработку" транспортных средств и лиц Заказчика". Срок действия соглашения определен с 1.09.2011 г. Стоимость услуг за дезинфекцию 1 машины установлена в размере 5125,67 руб. с НДС.
Во исполнение определения от 15.02.2012 г. об отложении рассмотрения дела N 23/02-11 ОАО "КТК" письмом от 28.02.2012 N 01-799 сообщило, что ОАО "КТК" произведена оплата услуг по дезинфекции за период: ноябрь 2011 г., декабрь 2011 г., январь 2012 г. на общую сумму 52 126,48 руб. За услуги дезинфекции, оказанные ЗАО "Заречье" в октябре 2011 г. оплата не произведена, поскольку дело по взысканию с ЗАО "Заречье" данной денежной суммы находится на рассмотрении в арбитражном суде апелляционной инстанции.
ОАО "КТК" представило решение Арбитражного суда Кировской области от 12.12.2011 г. по делу N А28-9691/2011 237/9, которым предусмотрено взыскание с ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" в пользу ЗАО "Заречье" неосновательного обогащения в размере 9164 руб. 98 коп. В мотивировочной части данного решения указано, что неосновательное обогащение возникло ввиду неоплаты ОАО "КТК" услуг по проведению дезинфекции, оказанных ЗАО "Заречье", что подтверждается актом от 18.10.2011 г.
Следовательно, материалами дела подтверждается отсутствие до 29.09.2011 г. соглашений между ЗАО "Заречье" и ОАО "КТК" по оплате услуг по проведению дезинфекции, а также имел место факт неоплаты ОАО "КТК" в добровольном порядке данных услуг до ноября 2011 г.
В письме ОАО "КТК" от 18.11.2011 г. N 01-5463, направленном в Кировское УФАС, указано: "Информация о том, что ЗАО "Заречье" препятствует допуску работников ОАО "КТК" на котельную 9/2 доводилась со стороны ОАО "КТК" не только до руководства ЗАО "Заречье", но и неоднократно выносилась на обсуждение в органы местного самоуправления, призванные в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом МО "Город Киров" организовывать процесс теплоснабжения в пределах МО "Город Киров". Указанные вопросы доводились полномочными представителями ОАО "КТК" до сведения Главы муниципального образования "Город Киров", Главы Администрации г. Кирова, выносились на обсуждение городских штабов по подготовке и началу осенне-зимнего отопительного сезона 2011-2012 г.г., что подтверждается соответствующими протоколами штабов и рабочих совещаний. Более того, проблема недопуска работников ОАО "КТК" на котельную 9/2 со стороны ЗАО "Заречье" стала предметом публикаций в средствах массовой информации".
Указанная информация подтверждается представленными в материалы дела Протоколами о подготовке котельных к зиме 2011-2012 гг., составленными по результатам заседаний городского штаба по подготовке к осенне-зимнему сезону 2011-2012 гг. (Протоколы от 28.09.2011 г., 05.10.2011 г., 12.10.2011 г., 26.10.2011 г.), а также письмом Заместителя Главы администрации МО "Город Киров" от 11.08.2011 г. N 01-3660, направленным в адрес ЗАО "Заречье".
По поводу отсутствия теплоснабжения жилого дома N 8 по ул. Лукинской Прокуратурой города Кирова была проведена проверка, по результатам которой "руководители ОАО "КТК" и ЗАО "Заречье" прокурором города предупреждены об уголовной ответственности за не обеспечение отопления и горячего водоснабжения дома N 8 по ул. Лукинской г. Кирова" (что подтверждается письмом от 03.11.2011 N 3-1137в-2011).
В письме ОАО "КТК" от 18.11.2011 г. N 01-5463 указано, что водоснабжение котельной начато 21.10.2011 г. и с этой же даты возобновлена работа котельной N 9/2 и стала осуществляться подача теплоносителя, горячей воды на нужды отопления и горячего водоснабжения жилого дома N 8 по ул. Лукинская. Кроме того, ООО "Вятка-5" (управляющая компания) письмом от 28.12.2011 г. N 492 также сообщило о том, что включение отопления и горячего водоснабжения в жилом доме по адресу: п. М.Субботиха, ул. Лукинская, д. 8 было произведено 21.10.2011 г.
Таким образом, в период с 13 сентября по 19 октября 2011 г. ЗАО "Заречье" препятствовало допуску на территорию предприятия сотрудников и автотранспорта ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" с целью проведения подготовительных работ и запуску котельной N 9/2, расположенной на территории ЗАО "Заречье", ввиду отсутствия соглашений об оплате и фактической неоплате ОАО "КТК" услуг по проведению дезинфекции автотранспорта и услуг по охране и уборке территории предприятия, результатом указанных действий явилась невозможность в период с 21.09.2011 г. (с момента начала отопительного сезона в г. Кирове) по 19.10.2011 г. возобновления работы котельной N 9/2, обслуживаемой ОАО "КТК", вследствие чего не осуществлялась поставка тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Киров, п. Малая Субботиха, ул. Лукинская, 8, и были ущемлены интересы граждан, проживающих в этом доме. ЗАО "Заречье" знало о нахождении на территории предприятия котельной N 9/2, от которой осуществляется теплоснабжение жилого дома N 8 по ул. Лукинская, следовательно, должно было и могло предвидеть то, что недопуск на территорию предприятия сотрудников и автотранспорта ОАО "КТК" может привести к невозобновлению теплоснабжения жилого дома N 8 по ул. Лукинская. При этом ЗАО "Заречье" имело возможность взыскать в судебном порядке с ОАО "КТК" неосновательное обогащение, возникшее в результате неоплаты данным обществом услуг по охране и уборке территории и проведению дезинфекции автотранспорта.
В целях рассмотрения дела N 23/02-11, в пределах полномочий, предоставленных частью 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции", Кировским УФАС проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке, на котором ОАО "КТК" и ЗАО "Заречье" вступили в правоотношения в целях допуска на территорию ЗАО "Заречье" сотрудников ОАО "КТК" для обслуживания котельной N 9/2.
Анализ товарного рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденном приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 03.09.2010 N 220. Результаты анализа приведены в аналитическом отчете, являющемся неотъемлемой частью настоящего решения.
Согласно п. 4 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Исходя из смысла текста договора от 25.12.2006 г. N 1352, заключенного между ОАО "ККС" (правопредшественником ОАО "КТК"), дополнительного соглашения к договору от 29.09.2011 г., наименования оказываемых ЗАО "Заречье" услуг, указанных в выставленных для оплаты счетах-фактурах и актах об оказании услуг, в целях допуска на территорию сотрудников и автотранспорта ОАО "КТК" для обслуживания котельной N 9/2, ЗАО "Заречье" оказывало ОАО "КТК" услуги по "охране, очистке территории, дорог, прилегающих к котельной" и "услуги по дезобработке". Следовательно, продуктовыми границами товарного рынка при оказании данных услуг являются услуги по "охране, очистке территории, дорог, прилегающих к котельной и услуги по дезобработке". Взаимозаменяемых товаров в данном случае не имеется, поскольку никаким иным образом, кроме как получения данной услуги, работники и автотранспорт ОАО "КТК" не могут находиться на территории ЗАО "Заречье" с целью обслуживания котельной N 9/2.
Территория ЗАО "Заречье", на которой расположено помещение котельной N 9/2, является специально огороженной территорией, на которой осуществляется специальный ветеринарно-санитарный режим.
Никакой иной хозяйствующий субъект не вправе давать разрешение на пропуск людей и транспорта на территорию ЗАО "Заречье". В этом смысле ЗАО "Заречье" является единственным предприятием, которое может оказывать услуги по пропуску посторонних людей и транспорта на территорию предприятия при условии соблюдения ветеринарно-санитарного режима.
В силу специфичности данной услуги, нахождения котельной N 9/2, обслуживаемой ОАО "КТК", на территории ЗАО "Заречье", географическими границами данного товарного рынка является территория ЗАО "Заречье", ограниченная ограждением (забором) и расположенная по адресу: г. Киров, ул. Малая Субботиха.
Продавцом данной услуги является ЗАО "Заречье", покупателем - ОАО "КТК".
ЗАО "Заречье" оказывает данные услуги ОАО "КТК" в отсутствие конкуренции, так как иного продавца данной услуги не может быть, и занимает долю на указанном рынке в размере 100%, следовательно, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
На основании статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон "О защите конкуренции") доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
П.1 ч.1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
По результатам проведенного анализа Кировское УФАС пришло к выводу о том, что ЗАО "Заречье" занимает доминирующее положение на локальном рынке оказания услуг по "охране, очистке территории, дорог и услуг по дезобработке" в географических границах территории ЗАО "Заречье" по адресу: г. Киров, п. Малая Субботиха, на которой расположена котельная N 9/2, с долей 100%.
Следовательно, при оказании данных услуг, на ЗАО "Заречье" распространяются требования и запреты, установленные антимонопольным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, ЗАО Заречье", занимающее доминирующее положение на локальном рынке оказания услуг по "охране, очистке территории, дорог и услуг по дезобработке" в географических границах территории ЗАО "Заречье" по адресу: г. Киров, п. Малая Субботиха, на которой расположена котельная N 9/2, злоупотребило доминирующим положением на товарном рынке путем препятствования допуску в период с 13 сентября по 19 октября 2011 г. на территорию предприятия сотрудников и автотранспорта ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" с целью проведения подготовительных работ и запуску котельной N 9/2, расположенной на территории ЗАО "Заречье", ввиду отсутствия соглашений об оплате и фактической неоплате ОАО "КТК" услуг по проведению дезинфекции автотранспорта и услуг по охране и уборке территории предприятия, результатом указанных действий явилась невозможность в период с 21.09.2011 г. (с момента начала отопительного сезона в г. Кирове) по 19.10.2011 г. возобновления работы котельной N 9/2, обслуживаемой ОАО "КТК", вследствие чего не осуществлялась поставка тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Киров, п. Малая Субботиха, ул. Лукинская, 8, и были ущемлены интересы граждан, проживающих в этом доме. Указанные действия запрещены частью 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции".
После возбуждения в отношении ЗАО "Заречье" дела N 23/02-11 по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Закона "О защите конкуренции" (определение о назначении дела к рассмотрению получено ответчиком 28.12.2011 г.), с 19.10.2011 г. ЗАО "Заречье" допустило на территорию предприятия сотрудников ОАО "КТК", с 21.10.2011 - возобновило подачу воды в котельную, соответственно, работники ОАО "КТК" смогли осуществить запуск котельной N 9/2. Изложенное свидетельствует о добровольном устранении нарушения в ходе рассмотрения дела N 23/02-11, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 48 Закона "О защите конкуренции" и отсутствуют основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Статья 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В соответствии со ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 14.31.1 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке, которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 160-ФЗ).
Действия ЗАО "Заречье" по переводу в нарушение требований п. 8.30 и 8.42 СНиП 2.04.02-84 водоснабжения котельной N 9/2 после окончания отопительного сезона 2010-2011 г.г. от подземной ветки на наземную, не обеспечению своевременного проведения работ по переводу наземной ветки водовода на подземную и неосуществлению проведения ремонтных работ на сетях водоснабжения, посредством которых осуществляется водоснабжение котельной N 9/2, до начала отопительного сезона 2011-2012г.г. (до 21.09.2011 г.), прекращению водоснабжения котельной N 9/2 с нарушением процедуры, предусмотренной п. 82 Правил N 167, а также по созданию препятствий по допуску сотрудников и автотранспорта ОАО "КТК" на территорию предприятия в целях обслуживания работы котельной и возобновления теплоснабжения жилого дома N 8 по ул. Лукинская, результатом которых явилось ущемление интересов граждан, проживающих в этом доме, не соответствуют признакам допустимости, предусмотренным ч. 1 ст. 13 Закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия решила:
1. Признать в действиях ЗАО "Заречье", занимающего доминирующее положение, на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды в географических границах присоединенных сетей водоснабжения ЗАО "Заречье", факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке путем:
1.1. осуществления в нарушение требований п. 8.30 и 8.42 СНиП 2.04.02-84 перевода водоснабжения котельной N 9/2 после окончания отопительного сезона 2010-2011 г.г. от подземной ветки на наземную, не обеспечения своевременного проведения работ по переводу наземной ветки водовода на подземную и не осуществления проведения ремонтных работ на принадлежащем на праве собственности участке сетей, посредством которых осуществляется водоснабжение котельной N 9/2, до начала отопительного сезона 2011-2012г.г. (до 21.09.2011 г.),
2.2. прекращения для проведения ремонтных работ в период с 19 по 21 октября 2011 года водоснабжения котельной N 9/2, обслуживаемой ОАО "Кировская теплоснабжающая компания", расположенной на территории ЗАО "Заречье", с нарушением процедуры, предусмотренной п. 82 Правил N 167, без предварительного уведомления абонента, ГУ МЧС России по Кировской области, Администрации города Кирова по Первомайскому району, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кировской области, следствием чего явилось ущемление интересов граждан, проживающих в доме N 8 по ул. Лукинской в п. Малая Субботиха г. Кирова, не получавших в указанный период теплоноситель и тепловую энергию в горячей воде.
2. Признать в действиях ЗАО "Заречье", занимающего доминирующее положение на локальном рынке оказания услуг по "охране, очистке территории, дорог и услуг по дезобработке" в географических границах территории ЗАО "Заречье" по адресу: г. Киров, п. Малая Субботиха, на которой расположена котельная N 9/2, факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке путем препятствования допуску в период с 13 сентября по 19 октября 2011 г. на территорию предприятия сотрудников и автотранспорта ОАО "Кировская теплоснабжающая компания" с целью проведения подготовительных работ и запуску котельной N 9/2, расположенной на территории ЗАО "Заречье", ввиду отсутствия соглашений об оплате и фактической неоплате ОАО "КТК" услуг по проведению дезинфекции автотранспорта и услуг по охране и уборке территории предприятия, результатом указанных действий явилась невозможность в период с 21.09.2011 г. (с момента начала отопительного сезона в г. Кирове) по 19.10.2011 г. возобновления работы котельной N 9/2, обслуживаемой ОАО "КТК", вследствие чего не осуществлялась поставка тепловой энергии в жилой дом, расположенный по адресу: г. Киров, п. Малая Субботиха, ул. Лукинская, 8, и были ущемлены интересы граждан, проживающих в этом доме.
3. Прекратить производство по делу N 23/02-11, возбужденному в отношении ЗАО "Заречье" по признакам нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в соответствии с п.1 ч. 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с добровольным устранением нарушения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия решения (изготовления в полном объеме).
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии М.Л. Никонова
Члены комиссии Г.Ш. Головина
Ю.А. Вязников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области N 23/02-11 (опубликовано 14 марта 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016