Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
N 05-10/135-13 (опубликовано 3 февраля 2014 г.)
Резолютивная часть решения оглашена:
22 января 2014 года
В полном объем решение изготовлено:
30 января 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председателя комиссии: |
- Бутенко Игоря Васильевича, заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля монополистической деятельности; |
членов комиссии: |
- Лосева Виталия Григорьевича, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти; - Рылова Алексея Дмитриевича, специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, |
рассмотрев дело N 05-10/135-13 по признакам нарушения ОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области" <_> ч.1 и ч.3 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей: ответчика - Калюжного Г.С., заинтересованного лица Департамента по управлению государственной собственностью - Бурмистровой М.О. в отсутствии представителя ООО "Томская областная ритуальная служба", уведомленного о времени и месте рассмотрения дела, установила:
В Томское УФАС России поступили материалы из Прокуратуры г. Томска (вх.N 7503 от 11.12.2013) о нарушении антимонопольного законодательства при заключении ОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области" Договора безвозмездного пользования движимым имуществом от 12.11.2013 (стол секционный стационарный, инвентарный номер 101061538, стоимостью 152 291,7 руб.) с ООО "Томская областная ритуальная служба", находящегося по адресу: <_> без проведения конкурса или аукциона.
Представитель ответчика на заседании Комиссии пояснил следующее.
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области" (далее ОГБУЗ "БСМЭТО") признает допущенное нарушение ч.1 ч.3 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении договора безвозмездного пользования движимым имуществом ОГБУЗ "БСМЭТО".
Представитель ОГБУЗ "БСМЭТО" просит учесть, что Договор пользования операционным столом ОГБУЗ "БСМЭТО" заключен 12.11.2013 сроком на 39 дней, до конца 2013 года. Однако договор расторгнут 04.12.2013.
Представитель ОГБУЗ "БСМЭТО" полагает, что срок договора аренды не превысил срок, установленный в п.11 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции.
Представитель Департамент по управлению государственной собственностью Томской области пояснила следующее:
Функции и полномочия учредителя ОГБУЗ "БСМЭТО" осуществляет Департамент здравоохранения Томской области.
Постановлением Администрации Томской области от 01.03.2011 N 51а "Об определении видов особо ценного движимого имущества областных государственных автономных и бюджетных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент здравоохранения Томской области" (далее Постановление N 51a) определены виды особо ценного движимого имущества государственных бюджетных учреждений, в отношении которых функций и полномочий учредителя осуществляет Департамент здравоохранения Томской области.
Согласно п.1 Приложения к Постановлению N 51a особо ценным движимым имуществом является движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает пятьдесят тысяч рублей.
В соответствии с п.13 Положения "Об организации учета и ведения реестра государственного имущества Томской области", утвержденного Постановлением Администрации Томской области от 06.03.2013 N 284a внесения в Реестр сведений об объекте учета (в качестве особо ценного движимого имущества), осуществляется на основании распоряжения исполнительного органа государственной власти Томской области, осуществляющего в отношении юридического лица функции и полномочия учредителя, об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества.
Департаментом здравоохранения Томской области не было представлено распоряжение об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества.
Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области движимое имущество включено в реестр государственного имущества Томской области с присвоением инвентарного номера - 006.000001101061538 (отметка "особо ценное имущество" отсутствует).
Заявки о согласовании договора безвозмездного пользования от 12.11.2013 в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области не поступало.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области не имеет возможности предоставить документы о закреплении государственного имущества за ОГБУЗ "БСМЭТО" на праве оперативного управления или ином праве (стол секционный стационарный, инвентарный номер 101061538).
Комиссия, изучив предоставленные документы и заслушав пояснения представителей сторон, установила следующее.
6 сентября 2010 года между ОГУЗ "Патологоанатомическое бюро" (Ссудодатель), Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области (Департамент) и ОГБУЗ "БСМЭТО" (Ссудополучатель) заключен Договор безвозмездного пользования N 10/Б 60. Согласно п.1.1 Договора безвозмездного пользования N 10/Б 60 Ссудодатель при участии Департамента передает в безвозмездное временное пользование Ссудополучателю в целях производства судебно-медицинских экспертиз и судебно-медицинских исследований недвижимое имущество - нежилые помещения общей площадью 125,45 кв.м, расположенных в нежилом здании по адресу: г. Томск, ул. Ивана Черных, 96, стр. 9. Срок действия Договора безвозмездного пользования N 10/Б 60 установлен с 06.09.2010 по 05.09.2015.
ОГБУЗ "БСМЭТО" действует на основании Устава, утвержденного Приказом Департамента здравоохранения Томской области от 05.07.2011 N 247 (в новой редакции). Согласно п.3.1 Устава имущество учреждения является государственной собственностью Томской области и закреплено за учреждением на праве оперативного управления. Учреждение вправе владеть и пользоваться закрепленным за ним на праве оперативного управления областным государственным имуществом в соответствии с его назначением, уставными целями своей деятельности и заданиями собственника в рамках, установленных законодательством Российской Федерации и Томской области (п.3.3 Устава). Учреждение вправе распоряжаться недвижимым имуществом с согласия Администрации Томской области, если иное не предусмотрено законами Томской области.
12 ноября 2013 года ОГБУЗ "БСМЭТО" и ООО "Томская областная ритуальная служба" заключили Договор безвозмездного пользования движимым имуществом. Согласно п.1.1 Договора безвозмездного пользования движимым имуществом от 12.11.2013 ОГБУЗ "БСМЭТО" обязалось передать в безвозмездное пользование ООО "Томская областная ритуальная служба" движимое имущество - Стол секционный стационарный, инвентарный номер 101061538, стоимостью 152291,7 руб., находящийся по адресу: г. Томск, ул. И. Черных, 96, строение 9 (в помещении секционного зала). Срок действия Договора безвозмездного пользования движимым имуществом от 12.11.2013 установлен с 12.11.2013 по 31.12.2013. Данный договор заключался без проведения торов.
Согласно выписке из Реестра государственного имущества Томской области (сведения об объектах движимого имущества), представленной Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области от 16.01.2014 N 36/24-84, стол секционный стационарный инв.N 006.000001101061538 закреплен за ОГБУЗ "БСМЭТО" (владелец).
Согласно п.1 ст.120 Гражданского кодекса Российской Федерации права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст.296 ГК РФ. Согласно п.1 ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества.
Таким образом, стол секционный стационарный, переданный по Договору безвозмездного пользования движимым имуществом от 12.11.2013, закреплен за ОГБУЗ "БСМЭТО" на праве оперативного управления.
Согласно ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном настоящей статьей, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
Таким образом, на титульном владельце государственного имущества закрепленного на праве оперативного управления лежит обязанность проведения торгов на право заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного имущества.
В п.11 ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции установлено исключение на заключение договора безвозмездного пользования без про ведения торгов на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Однако, Договор безвозмездного пользования движимым имуществом от 12.11.2013 заключен на срок превышающий тридцать календарных дней.
Исходя из п.1 ст.422 ГК РФ, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (обязательным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 1 ст.9 ГК РФ определено, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В то же время, в силу абз.2 п.2 ст.1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо, в частности в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц.
Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества предусмотрены ст.17.1 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам про ведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо перечисленных в указанной статье.
Исключения из общего порядка заключения договоров содержится, в том числе в пунктах ч.1 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, которым предусмотрена передача государственного или муниципального имущества без про ведения торгов.
Таким образом, в силу того, что законных оснований для применения положений ст.17.1 Закона о защите конкуренции, дающих возможность заключения договора безвозмездного пользования имуществом без проведения конкурса и аукциона, в данном случае не имелось, заключение договора безвозмездного пользования имуществом должно совершаться только по результатам торгов, либо при условии согласия антимонопольного органа на предоставление государственной преференции в форме передачи в безвозмездное пользование имущества без проведения торгов (ст.ст.19-20 Закона о защите конкуренции).
ОГБУЗ "БСМЭТО", в нарушение требований установленных ч.1, ч.3 ст.17.1 Закона о защите конкуренции, заключило Договор безвозмездного пользования движимым имуществом - Стол секционный стационарный, инвентарный номер 101061538, стоимостью 152 291,7 руб., находящийся по адресу: г. Томск, ул. И. Черных, 96, строение 9 (в помещении секционного зала), с ООО "Томская областная ритуальная служба" без проведения конкурса или аукциона.
4 декабря 2013 года ОГБУЗ "БСМЭТО" и ООО "Томская областная ритуальная служба" заключили соглашение о расторжении Договора безвозмездного пользования движимым имуществом от 12.11.2013. Согласно акту приема-передачи движимое имущество - Стол секционный стационарный, инвентарный номер 101061538, стоимостью 152 291,7 руб., находящийся по адресу: г. Томск, ул. И. Черных, 96, строение 9 (в помещении секционного зала) передан (возвращен) ОГБУЗ "БСМЭТО".
На момент рассмотрения дела ответчиком добровольно устранено нарушение антимонопольного законодательства. Таким образом, имеются основания для прекращения дела по ст.48 Закона о защите конкуренции.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон и, руководствуясь ст.23, ч.1 ст.39, ч.ч.1-4, ст.41, п.1 ч.1 ст.48, ч.1 ст.49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать что ОГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы Томской области", допущено нарушение ч.1 и ч.3 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем заключения Договора безвозмездного пользования движимым имуществом от 12.11.2013 (стол секционный стационарный, инвентарный номер 101061538, стоимостью 152 291,7 руб.) с ООО "Томская областная ритуальная служба", находящегося по адресу: г. Томск, ул. И. Черных, 96, строение 9 (в помещении секционного зала), без проведения конкурса или аукциона.
2. Производство по делу прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
3. Передать материалы должностному лицу, уполномоченному возбуждать дела об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
Председатель Комиссии И.В. Бутенко
Члены Комиссии: В.Г. Лосев
А.Д. Рылов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области N 05-10/135-13 (опубликовано 3 февраля 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016