Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 009 (опубликовано 16 марта 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 10.02.2012.
В полном объеме решение изготовлено 20.02.2012.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления-начальник аналитического отдела - Харченко О.П., члены Комиссии: Щербакова Л.Е. - старший государственный инспектор, Вшивкова Н.В. - государственный инспектор, рассмотрев дело N 009, возбужденное по признакам нарушения ООО "Лаборатория новостей" (660113, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Карбышева, д.6а) законодательства Российской Федерации о рекламе,
в присутствии <_> (представитель ООО "Лаборатория новостей" по доверенности б/н от 06.02.2012), установила:
В ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Красноярского УФАС России 17.01.2012 было выявлено распространение на сайте Интернет-газеты "Newslab" рекламы продуктов питания японской кухни, реализуемой компанией "Фудзи", следующего содержания: "Фудзи японская еда по вызову Когда хочется суши заказ по телефону 220-60-60". Реклама содержит изображение девушки со сноубордом в руках, логотипа компании "Фудзи". Иной информации рассматриваемая реклама не содержит.
В силу статьи 497 Гражданского кодекса РФ способ продажи компанией "Фудзи" японской еды является дистанционным способом продажи товара.
Согласно статье 8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее - Федеральный закон "О рекламе") в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Рассматриваемая реклама не содержит информацию, указанную в статье 8 Федерального Закона "О рекламе", а именно сведения о продавце товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, указанная выше реклама японской еды, реализуемой компанией "Фудзи", размещенная на сайте Интернет-газеты "Newslab", содержит признаки нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
На основании части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований законодательства о рекламе, предусмотренных статьей 8 названного закона, несет рекламораспространитель.
Согласно информации, размещенной на официальном Интернет-сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, учредителем Интернет-газеты "Newslab" ("Лаборатория новостей") является ООО "РА "ТИП".
ООО "РА "ТИП" зарегистрировано по адресу: 660113, Красноярский край, г.Красноярск, ул. Карбышева, д. 6а (в подтверждение представлен устав ООО "РА "ТИП", выписка из ЕГРЮЛ от 11.01.2012).
В связи с изложенным выше, в соответствии с пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508, Красноярское УФАС России обладает полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО "РА "ТИП".
В результате рассмотрения вышеуказанной рекламы Красноярским УФАС России было принято решение о возбуждении в отношении ООО "РА "ТИП" дела N 009 по признакам нарушения статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
В указанное в определении о возбуждении дела время на рассмотрение дела явилась представитель по доверенности ООО "РА "ТИП" <_> (доверенность б/н от 05.02.2012).
В ходе рассмотрения дела представитель ООО "РА "ТИП" пояснило, что реклама была размещена не в Интернет-газете "Neslab", а в таком средстве массовой информации, как информационное агентство "Лаборатория новостей", учредителем которого является ООО "Лаборатория новостей" (в подтверждение представлена копия договора на производство и распространение указанной рекламы).
В связи с этим, руководствуясь пунктом 32 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о замене лица, т.е. привлечении ООО "Лаборатория новостей" в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.
ООО "Лаборатория новостей" зарегистрировано по адресу: 660113, Красноярский край, г.Красноярск, ул. Карбышева, д. 6а (в подтверждение представлен устав ООО "Лаборатория новостей", выписка из ЕГРЮЛ от 11.01.2012).
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Красноярское УФАС России обладает полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела в отношении ООО "Лаборатория новостей" (660113, г.Красноярск, ул. Карбышева, д. 6а).
В ходе рассмотрения дела и в результате анализа имеющихся материалов Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
17.01.2012 сотрудниками Красноярского УФАС России было выявлено распространение на Интернет-сайте по ссылке: www.newslab.ru, следующей информации: "Фудзи японская еда по вызову Когда хочется суши заказ по телефону 220-60-60". Информация содержит изображение девушки со сноубордом в руках, логотипа компании "Фудзи". Иных сведений рассматриваемая информация не содержит (в подтверждение в материалах дела имеется акт осмотра Интернет-сайта от 17.01.2012).
В соответствии с Федеральным законом "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация о товарах, реализуемых компанией "Фудзи", адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к продукции компании "Фудзи", формирование и поддержание интереса к ней (продукции), с целью ее продвижения на рынке (увеличение спроса на продукцию компании "Фудзи").
Таким образом, рассматриваемая информация в силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является рекламой.
Согласно статье 454 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Из статьи 492 ГК РФ следует, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
В соответствии со статьей 497 ГК РФ дистанционным способом продажи товара признается такой способ продажи товара, при котором договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Правилами продажи товаров дистанционным способом определено, что продажа товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что способ продажи компанией "Фудзи" продукции является дистанционным способом продажи товара.
В связи с изложенным выше в результате изучения указанной информации Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемая информация следующего содержания: "Фудзи японская еда по вызову Когда хочется суши заказ по телефону 220-60-60". Информация содержит изображение девушки со сноубордом в руках, логотипа компании "Фудзи" является рекламой товаров компании "Фудзи" (продукты питания японской кухни), реализуемых дистанционным способом.
В соответствии с представленными документами рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Фудзияма" (660060, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Качинская, 62).
Согласно статье 8 Федерального закона "О рекламе" в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Рассматриваемая реклама не содержит информацию, указанную в статье 8 Федерального Закона "О рекламе", а именно сведения о продавце товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица.
На основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама не соответствует требованиям статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии с частью 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных статьей 8 названного закона, несет рекламораспространитель.
Федеральный закон "О рекламе" (статья 3) понимает под рекламораспространителем лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В соответствии со свидетельством о регистрации СМИ ИА N ФС77-33579 от 19.09.2008 учредителем информационного агентства "Лаборатория новостей" является ООО "Лаборатория новостей" (660113, г.Красноярск, ул.Карбышева, 6а).
В соответствии с договором о возмездном оказании услуг N 112-12 от 26.12.2011 ООО "Лаборатория новостей" принимает на себя обязательства по оказанию информационных и рекламных услуг. Согласно приложению N 1 к названному договору ООО "Лаборатория новостей" предоставляет ООО "Фудзияма" следующие услуги: размещение баннера на сайте www.newslab.ru в январе 2012 года.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Красноярского УФАС России установила, что ООО "Лаборатория новостей" в силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" является рекламораспространителем рекламы, являющейся предметом рассмотрения дела.
На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России не располагала доказательствами нераспространения рекламы, являющейся предметом рассмотрения дела.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу продуктов питания японской кухни, реализуемых компанией "Фудзи", размещенную на Интернет-сайте по ссылке www.newslab.ru, поскольку в ней нарушены требования статьи 8 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "Лаборатория новостей" предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
О.П. Харченко |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
Л.Е.Щербакова |
|
|
|
|
|
Н.В. Вшивкова |
Щербакова Лилия Евгеньевна
(391) 265-02-19
|
|
ООО "Лаборатория новостей" ул. Марковского, 80, г.Красноярск, 660049 |
ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ N 009 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"20" февраля 2012 года г. Красноярск
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - Харченко О.П., заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии: Л.Е. Щербакова - старший государственный инспектор, Н.В. Вшивкова - государственный инспектор, на основании своего решения от "20" февраля 2012 года по делу N 009 о признании ненадлежащей рекламы продукции, реализуемой компанией "Фудзи", в которой отсутствуют сведения о продавце товаров, предусмотренные статьей 8 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ООО "Лаборатория новостей" (660113, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Карбышева, д.6а) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно: исключить распространение рекламы продукции, реализуемой компанией "Фудзи", в которой отсутствуют сведения о продавце товара, нарушающей статью 8 Федерального закона "О рекламе" или привести рассматриваемую рекламу в соответствие с названной статьей Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "Лаборатория новостей" (660113, Красноярский край, г.Красноярск, ул.Карбышева, д.6а) представить в пятидневный срок с момента исполнения пункта 1 настоящего предписания в адрес управления доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Красноярское УФАС России вправе в соответствии с пунктом 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
О.П. Харченко |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
Л.Е. Щербакова |
|
|
|
|
|
Н.В. Вшивкова |
Щербакова Лилия Евгеньевна
8 (391) 265-02-19
reshenie_i_predpisanie_laboratoriya_novostey.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 009 (опубликовано 16 марта 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016