Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области
N 25.06.2015 Р/05/638 (опубликовано 26 июня 2015 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Комиссия) по рассмотрению жалобы о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
в присутствии представителей:
заказчика - (по доверенности),
заявителя - (по доверенности),
рассмотрев в соответствии с ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" жалобу ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1" (вх. N 4218 от 10.06.2015) на действия ОАО "Тепловые сети" (ИНН 4716024190) при организации и проведения закупки в форме открытого запроса цен Поставка ГСМ (бензин, дизтопливо) по топливным картам (извещение N 31502428611), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС России) поступила жалоба ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1" (вх. N 4218 от 10.06.2015) на действия ОАО "Тепловые сети" при организации и проведения закупки в форме открытого запроса цен Поставка ГСМ (бензин, дизтопливо) по топливным картам (извещение N 31502428611).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушение положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1" указывает следующее.
Согласно части 2 Технического задания Заказчиком установлено требование к месту поставки товара, которое включает необходимость расположения АЗС не далее 2 км. от места нахождения а/парка (Ленинградская область, г. Тосно, ул. Боярова, д.1) Заказчика.
ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1" посредством приложения "Яндекс карты" были осуществлены замеры расстояний от места нахождения а/парка (Ленинградская область, г. Тосно, ул. Боярова, д.1) Заказчика, которые показали, что в установленный в части 2 Технического задания радиус, не попадает не одна из ближайших АЗС (принт скрины с "Яндекс карт" прилагаются).
Ближайшей АЗС в радиусе 2 км. от места нахождения а/парка Заказчика находится только одна АЗС "Лукойл" ООО "ЛУКОЙЛ-Северо - Западнефтепродукт" (адрес: г. Тосно, Московское ш., 44).
Также ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1" установлено, что Проект договора - Приложение N 1 к документации Заказчика практически полностью аналогичен форме договора ООО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" (прилагается), повторяя его основные положения по условиям, терминам и определениям.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание ранее устанавливаемые Заказчиком требования к месту поставки товара по аналогичному предмету закупок (например закупки под извещениями N31401839422 и N31300746751, где условием поставки товара были АЗС, расположенные не далее 3 км. от места нахождения а/парка (Лен. обл., г. Тосно, ул. Боярова, д.1), позволяющие провести конкурентные торги, вышеуказанное требование ограничивает круг потенциальных участников размещения заказа и не соответствует принципам проведения закупок, установленным пунктами 2 и 3 части 1.4 Положения Заказчика.
Если предположить, что требование к месту поставки товара обусловлено целями экономии расхода топлива Заказчика и снижения холостого пробега его автотранспортных средств, то ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1" просит обязать представить Заказчика документальные подтверждения обоснованности установления вышеуказанного требования, поскольку снижение от начальной (максимальной) цены контракта при конкурентных торгах на закупку автомобильного топлива, как показывает практика (например процедуры под извещениями N 0172100010415000140 и N0172100002515000008, в которых принимало участие ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1"), может составлять до 20%.
Таким образом, установленное Заказчиком требование к месту поставки товара приводит к неэффективному расходованию денежных средств.
На уведомление Ленинградского УФАС России ОАО "Тепловые сети" сообщило следующее.
ОАО "Тепловые сети" считают доводы заявителя необоснованными, так как в радиусе 2 км находятся как минимум 2 заправки АЗС: Лукойл и ПТК.
В соответствии с п. 2 ст. 1 и ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. ОАО "Тепловые сети" имеет право взять любой проект договора, устраивающих общество и не нарушающий нормы законодательства.
На заседании Комиссии представитель ОАО "Тепловые сети" пояснил, что сокращение требуемого расстояния до АЗС с 3 км (в предыдущих аналогичных закупках) до 2 км обусловлено целями сокращения времени поездки до АЗС. Письменных расчетов по данному обоснованию ОАО "Тепловые сети" не предоставило.
В ходе изучения и анализа Комиссией материалов данной закупки, доводов представителя заявителя и возражений заказчика, а также норм законодательства, были установлены следующие обстоятельства.
22.12.2014 заказчиком утверждено Положение о закупке ОАО "Тепловые сети" (далее - Положение о закупках), которое применяется в части планирования, подготовки закупки, проведения процедур закупки, порядок заключения и исполнения договора, формирования отчетности. 29.12.2014 Положение о закупках опубликовано на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru).
03.06.2015 ОАО "Тепловые сети" на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) было опубликовано извещение о проведении закупки в форме в форме открытого запроса цен Поставка ГСМ (бензин, дизтопливо) по топливным картам (извещение N 31502428611).
10.06.2015 в Ленинградское УФАС России поступила жалоба ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1" (вх. N 4218 от 10.06.2015).
11.06.2015 ОАО "Тепловые сети" на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) опубликован протокол N 31502428611-01 "Протокол запроса цен".
Изучив доводы ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1", а также иные материалы дела, Комиссия считает жалобу заявителя обоснованной по следующим основаниям.
Изучив протокол о рассмотрении и оценки заявок по данной закупке, Ленинградское УФАС России установило, что единственным участником закупки является ООО "ЛУКОЙЛ-Интер-Кард" (далее - ООО "ЛИКАРД").
Согласно заявке ООО "ЛИКАРД", обществом предоставляется скидка в размере 7 % от розничной цены на весь период действия договора, а цена за литр не отличается от начально установленной цены ОАО "Тепловые сети".
ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1" указывает, что снижение от начальной (максимальной) цены контракта при конкурентных торгах у общества может составлять до 20%.
Согласно документации ОАО "Тепловые сети" закупает бензин АИ-95, бензин АИ-92, топливо дизельное.
Согласно данным с сайта http://www.au92.ru/ у ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт" (Ленинградская область, г. Тосно, Московское шоссе, д.44а) по сравнению с ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1" (Ленинградская область, Тосненский район, г. Тосно, московское шоссе, 53 км) на 01.06.2015 розничная цена за:
- литр бензина АИ-95 у ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт",- 35,94, у ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1" - 33,00;
- литр бензина АИ-92 у ООО "ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт",- 32,94, у ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1" - 30,60.
Таким образом, установлено, что цена у ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1" существенно ниже.
Ленинградское УФАС России установило, что сокращение требуемого расстояния до АЗС с 3 км (в предыдущих аналогичных закупках) до 2 км сокращает количество организаций, принимающих участие в данной закупке, до одного и, соответственно, приводит к ограничению конкуренции, а также к неэффективному расходованию денежных средств.
В рассматриваемом случае ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1", участвующее в предыдущих аналогичных закупках ОАО "Тепловые сети" (с требуемым расстоянием в 3 км до автопарка) и имеющее намерение участвовать в данной закупке, не имело возможности участвовать в связи с необоснованным сокращением требуемого расстояния до автопарка с 3 км до 2 км.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках товаров, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
При таких обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО "Тепловые сети" по установлению в документации о закупке необоснованного требования о расположении АЗС не далее 2 км от места нахождения автопарка могут привести к ограничению конкуренции, ущемляют интересы заинтересованных лиц и нарушают принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Фаэтон - топливная сеть номер 1" обоснованной.
2. Признать в действиях ОАО "Тепловые сети", выразившихся в установлении в документации о закупке необоснованного требования о расположении АЗС не далее 2 км от места нахождения автопарка, что может привести к ограничению конкуренции, нарушение положений п.2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
3. Выдать предписание об устранении нарушения.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении ОАО "Тепловые сети" дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
|
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 25.06.2015 Р/05/638 (опубликовано 26 июня 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016