Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
N 03-16/21-2015 (опубликовано 26 июня 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 15 июня 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 23 июня 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее - комиссия Карельского УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Пряхин А.Б. |
- руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;
|
<>
<>
|
- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии.
|
|
|
рассмотрев дело N 03-16/21-2015, возбужденное в отношении открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (Ленинградская обл. г. Гатчина, ул. Соборная, д.31) в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Карелэнерго" (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, 45, далее - ОАО "МРСК Северо-Запада", общество) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в ущемлении интересов <_> (далее - заявитель) путем нарушения срока осуществления технологического присоединения, установленного подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N861, и заключенным договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07 августа 2014 года N 34-01458П/14, в отсутствии законного представителя ОАО "МРСК Северо-Запада", в присутствии заявителя и его представителя по адвокатскому ордеру от 15 июня 2015 года N 586 <_> установила:
22 апреля 2015 года в Карельское УФАС России поступило заявление гражданина <_> (вх. N2057) с жалобой на действия ОАО "МРСК Северо-Запада" по факту нарушения срока технологического присоединения по договору об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 07 августа 2014 года N 34-01458П/14 (далее - договор).
По результатам рассмотрения заявления приказом от 19 мая 2015 года N 113 в отношении ОАО "МРСК Северо-Запада" было возбуждено дело N03-16/21-2015 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Определением от 22 мая 2015 года "О назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства N03-16/21-2015 к рассмотрению" настоящее дело было назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 15 июня 2015 года.
08 июня 2015 года в адрес Карельского УФАС России поступили письменные пояснения ОАО "МРСК Северо-Запада" от 05 июня 2015 года NМР 2/3/119-05/3973 (вх.N2960) суть которых сводится к тому, что в действиях общества отсутствует нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, так как взаимоотношения сторон по исполнению договора относятся к гражданско-правовой сфере и <_> вправе обратиться в суд с требованием о взыскании с сетевой организации штрафных санкций, предусмотренных договором за нарушение сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению. Кроме того, ОАО "МРСК Северо-Запада" указало на невозможность выполнения мероприятий по технологическому присоединению к установленному договором сроку в связи с отсутствием возможности строительства объектов электросетевого хозяйства, необходимых для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя, до включения указанных мероприятий в инвестиционную программу общества, что возможно осуществить только в 2016 году.
Письмом от 15 июня 2015 года N МР 2/3/119-05/4186 (вх. 3062), общество ходатайствовало о приостановлении производства по делу N03-16/21-2015 до вступления в силу решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 мая 2015 года N 2-4319/2015, в соответствии с которым ОАО "МРСК Северо-Запада" обязано осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств <_> в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку указанное решение обжалуется в апелляционном порядке.
Рассмотрение дела состоялось в назначенное время в отсутствие представителя ОАО "МРСК Северо-Запада", надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения дела.
При рассмотрении дела заявитель и его представитель поддержали доводы заявления, сообщили, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств до настоящего времени не осуществлено, возражали против удовлетворения ходатайства общества о приостановлении рассмотрения дела, считая его необоснованным, кроме того. По мнению заявителя и его представителя, заявление данного ходатайства свидетельствует о стремлении общества затянуть выполнение мероприятий по технологическому присоединению.
Рассмотрев ходатайство общества, комиссия Карельского УФАС России приняла решение об его отклонении по причине отсутствия оснований для приостановления рассмотрения дела.
Анализ представленных документов, положений нормативных правовых актов позволяет сделать следующие выводы.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по данной статье необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав других лиц. Отсутствие одного из элементов состава данного правонарушения исключает возможность признания хозяйствующего субъекта нарушителем антимонопольного законодательства.
Частью 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В силу положений части 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности, осуществляемой субъектами естественных монополий.
На основании приказа ФСТ России от 03 июня 2008 года N191-э "О включении (исключении) организации в (из) реестр (а) субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" ОАО "МРСК Северо-Запада", осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии включено в Реестр субъектов естественных монополий.
Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 26 марта 2010 года N14 (в редакции постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 06 марта 2012 года N43) "Об утверждении требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, тарифы на товары и услуги которых подлежат установлению Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов" филиал ОАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" включен в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии.
Следовательно, ОАО "МРСК Северо-Запада" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенных сетей. Услуги по технологическому присоединению являются неотъемлемой частью услуг по передаче электрической энергии. Географическими границами вышеуказанного рынка является административно-территориальная граница д. <_> <_> района, Республики Карелия.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N861 (далее - Правила технологического присоединения), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.
Нормы, содержащиеся в Правилах технологического присоединения, являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
Сроки технологического присоединения установлены подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения и являются существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения. В силу требований указанной нормы, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей-физических лиц осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 500 метров в сельской местности, а также от сетевой организации необходимо выполнение работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев.
Из материалов дела следует, что 07 августа 2014 года между ОАО "МРСК Северо-Запада" и заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <_> д. <_> <_> района. Запрашиваемая мощность присоединяемых устройств по договору - 15,00 кВт. В соответствии с пунктом 10 договора плата за технологическое присоединение установлена в размере 550 руб. Согласно пункту 22 договора, договор считается заключенным со дня поступления, подписанного заявителем экземпляра в адрес общества. В силу пункта 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня его заключения. Исходя из того, что датой получения сетевой организацией подписанного заявителем экземпляра договора от 07 августа 2014 года является 28 августа 2014 года, то срок осуществления технологического присоединения истек 28 февраля 2015 года.
Пунктом 11 технических условий для присоединения к электрическим сетям от 07 августа 2015 года N34-01458П/14-001, являющихся приложением к договору (далее - технические условия), определено, что развитие существующей инфраструктуры электрических сетей не требуется; сетевая организация осуществляет строительство ВЛ-0,4 кВ на деревянных пропитанных опорах с проводом СИП расчетного сечения от ТП - 3224 до границ земельного участка.
Заявитель в свою очередь, согласно пункту 12 технических условий обязан выполнить, в том числе следующие мероприятия:
- монтаж 4-проводного ввода расчетного сечения проводом СИП или кабелем 0,4 кВ;
- монтаж на границе балансовой принадлежности щита РУ-0,4 кВ с вводным трехфазным автоматическим выключателем расчетных параметров согласно запрашиваемой мощности и трехфазным счетчиком прямого включения класса точности 1.0 и выше, со встроенным PLC модемом. Тип прибора учета согласовать с СУЭ ПО ЮКЭС;
- до ввода в работу измерительного комплекса предъявить для проверки правильности включения и пломбирования в Службу учета электроэнергии ПО ЮКЭС.
В силу пункта 7 технических условий граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности предварительно устанавливается на контактных соединениях проводов на опоре проектируемой ВЛ-0,4 кВ от ТП - 3224.
Пунктом 8 технических условий предусмотрено, что точкой присоединения является опора проектируемой ВЛ-0,4 кВ от ТП - 3224; 15 кВт.
Согласно пункту 8.2 договора заявитель после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка, предусмотренных техническими условиями, обязан уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.
<_> выполнил требования договора и технических условий, что подтверждается справкой - актом от 12 декабря 2014 года N ОЛ-1781-14 ПО ЮКЭС филиала ОАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго" о допуске в эксплуатацию (приемке) проверки прибора учета, а также произвел оплату по договору в полном объеме в размере 550,00 руб. (квитанция от 30 августа 2014 года).
Письмом от 12 марта 2015 года <_> обратился в адрес ОАО "МРСК Северо-Запада" с претензией о нарушении сроков технологического присоединения. На указанную претензию общество письмом от 03 апреля 2015 года NМР2/3/119-06/2371 сообщило, что условия договора ими не выполнены, так как для строительства линии ВЛ-0,4 кВ необходимо ориентировочно 160000,00 руб. В связи с этим мероприятия по выполнению условий договора запланированы утвержденной инвестиционной программой на 2016 год.
Относительно довода общества, о невозможности выполнения мероприятий по технологическому присоединению в связи с отсутствием в инвестиционной программе 2015 года запланированных расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства по договору с <_> со ссылкой на положения Правил утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, и сетевых организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 N 977 (далее - Правила N 977), необходимо отметить следующее.
В силу пунктов 1 и 2 Правил N 977, под инвестиционной программой понимается совокупность всех намечаемых к реализации или реализуемых субъектом электроэнергетики инвестиционных проектов. Данные правила определяют порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, и не дают правовых оснований сетевой организации откладывать исполнение взятых на себя обязательств по заключенным договорам технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей.
Подпунктом "б" пункта 16 Правил технологического присоединения определено, что работы по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, а в рассматриваемом случае это работы по строительству ВЛ-0,4 кВ на деревянных пропитанных опорах с проводом СИП расчетного сечения от ТП - 3224 до границ земельного участка, включению в инвестиционные программы сетевых организаций, не подлежат.
При таких обстоятельствах, комиссия Карельского УФАС России считает доводы ОАО "МРСК Северо-Запада" не состоятельными и приходит к выводу о том, что общество не выполнило мероприятия, предусмотренные договором и техническими условиями, а также не представило доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения указанных обязательств по причинам, не зависящим от общества, что свидетельствует о наличии в их действиях нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по следующим основаниям:
Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела, поименованных в части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, комиссией Карельского УФАС России не выявлено.
На основании статьи 23, части 1 статьи 39, частей 1-4 статьи 41, статьи 48, части 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия Карельского УФАС России решила:
1. Признать в действиях открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Карелэнерго" наличие нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов гражданина <_> путем нарушения срока технологического присоединения энергопринимающих устройств его объекта.
2. Выдать ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" в лице филиала ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Карелэнерго" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Направить материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии А.Б. Пряхин
|
|
Члены Комиссии |
|
В соответствии со статьей 52 Закона о защите конкуренции решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражном суде Республике Карелия.
|
ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада"
пл. Конституции, д.3, лит.А, г. Санкт-Петербург, 196247
Филиал ОАО "МРСК Северо-Запада" "Карелэнерго"
ул. Кирова, 45, г. Петрозаводск, Республика Карелия, 185035.
|
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-16/18-2015/15
23 июня 2015 г. г. Петрозаводск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия по рассмотрению дела N03-16/21-2015 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Пряхин А.Б. |
- руководитель Карельского УФАС России, председатель комиссии;
|
|
- начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии;
- ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов, недобросовестной конкуренции и рекламы Карельского УФАС России, член комиссии.
|
|
|
|
|
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании решения от "23" июня 2015 года по делу N03-16/21-2015 о нарушении открытым акционерным обществом "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" (Ленинградская обл. г. Гатчина, ул. Соборная, д.31) в лице филиала открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" "Карелэнерго" (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, 45, далее - ОАО "МРСК Северо-Запада") части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, предписывает:
ОАО "МРСК Северо-Запада" в срок, установленный Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 14 мая 2015 года по делу N 2-4319/2015, а в случае принятия апелляционной инстанцией Верховного суда Республики Карелия определения о его отмене - в течение месяца со дня вступления в законную силу определения суда, прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении срока осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств гражданина <_> по заключенному 07 августа 2014 года договору N 34-01458П/14 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в том числе путем выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных пунктом 11 технических условий для присоединения к электрическим сетям от 07 августа 2015 года N34-01458П/14-001, и осуществления фактического присоединения, фактической подачи максимальной мощности с составлением соответствующих документов.
О выполнении настоящего предписания сообщить в Карельское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с предоставлением документов, подтверждающих факт его исполнения.
Председатель Комиссии |
|
А.Б. Пряхин |
Члены Комиссии |
|
|
|
|
|
|
|
|
Согласно статье 52 Закона о защите конкуренции предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2? статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия N 03-16/21-2015 (опубликовано 26 июня 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016