Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 26 июня 2015 г. N 08-01-234
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе "_", в присутствии представителей "_", рассмотрев жалобу ООО "Белая гора" на действия заказчика - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту архивных помещений ОПФР по Новосибирской области по адресу: г. Бердск, ул. Островского, 66, извещение N 0251100003715000038, размещено на сайте 05.06.2015 г., начальная максимальная цена контракта 12 699 852, 66 рублей, установила:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Белая гора" с жалобой на действия заказчика - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту архивных помещений ОПФР по Новосибирской области по адресу: г. Бердск, ул. Островского, 66.
Суть жалобы сводится к следующему.
Податель жалобы сообщил, что в аукционной документации отсутствует возможность четко определить перечень необходимых работ, а именно:
а. Суммарная площадь пола в ремонтируемых помещениях 805 м? Соответственно, площадь потолков должна быть 805 м? Однако, по смете штукатурка потолков взята в объеме 1 122, 5 м?
б. В ремонтируемых помещениях объем штукатурки стен по смете 2 419 м? в том числе 338, 8 м? площадь штукатурки новых перегородок. Таким образом, 2 419 м? - 338, 8 м? = 2080, 2 м? - площадь стен существующих, с которых необходимо отбить старую штукатурку. Отбивка штукатурки потолков 805 м? Следовательно, общий объем работ по отбивке штукатурки должен быть 2 885, 2 м? по смете 2 956 м?
в. Конструктив нового пола в подвальном помещении по высоте 0, 35 м. Выемка грунта и мусора после разборки согласно смете производится на глубину 0, 55 м. Таким образом, подателю жалобы неясно, почему не учитывается остальной объем.
г. Также не представляется возможным определить сметный объем разборки стен (43,8 м?).
Податель жалобы сообщил, что в информационной карте указано, что запрос на разъяснение положений аукционной документации может быть подан не позднее 18.06.2015 г. Однако, 18.06.2015 г. оператор электронной площадки указанные запросы не принимал, в связи с чем у подателя жалобы отсутствовала возможность задать вопрос заказчику.
Податель жалобы считает, что разъяснением положений аукционной документации от 09.06.2015 г. заказчик изменил суть аукционной документации, указав, что раствор готовый должен изготавливаться на заводе стройматериалов и доставляться к месту производства работ автобетоносмесителем. Податель жалобы считает, что:
а. Требование об изготовлении раствора именно на заводе необоснованно, поскольку технологии и способы растворения соблюдаются и при замесе растворной смеси на месте производства работ.
б. Требование о доставке раствора автобетоносмесителем - это требование к производственным мощностям участника закупки, поскольку способ доставки не является предметом закупки и то, как доставить раствор к месту производства работ - это дело подрядчика.
в. Заказчик вводит в заблуждение участников закупки относительно заполнителя, поскольку не ясно нужно или нет применять в растворе золу уноса.
Податель жалобы считает, что в п.198 требований к товарам (материалам) заказчик установил некорректное требование к показателю товара, а именно, водопоглощение изоляции при погружении, так как ГОСТ 31996-2012, указанный заказчиком, не содержит такого параметра.
Податель жалобы считает, что заказчик установил некорректное требование по показателю пожарной опасности, а именно, предел горения в виде показателя П1-П4, поскольку ГОСТ 31565-2012 устанавливает значение показателя П1а и П1б.
Податель жалобы сообщил, что в соответствии с п.186 требований к товарам (материалам) заказчиком установлено требование к сухой смеси, а именно, что она должна быть разных цветов. В разъяснениях положений аукционной документации заказчик указал, что подразумевается ассортимент цветов, соответствующий цветовой гамме используемой плитки. При этом в аукционной документации указано, что цвет применяемой плитки согласуется с заказчиком. Таким образом, непонятны такие требования к материалу как цвет и смесь цветов.
В соответствии с п.5.10 аукционной документации в аукционной заявке необходимо указать сведения, позволяющие однозначно идентифицировать предлагаемый к поставке товар: товарная марка, модель, производитель товара, полное наименование товара по каталогу производителя и код/артикул/ номер по каталогу производителя (если таковые имеются), полное наименование товара на русском языке. Податель жалобы полагает, что данное требование нарушает ч.3 ст.66 ФЗ N 44-ФЗ.
В п.74 требований к товарам (материалам) заказчиком указано, что цемент гипсоглиноземистый расширяющийся должен быть предназначен для изготовления расширяющихся, безусадочных, водонепроницаемых бетонов и растворов. Предел прочности на 3 сутки: более 265 кгс/см? Количество ангидрида серной кислоты в цементе не должно превышать 18 %. Однако, ГОСТ 11052-74 не содержит такого параметра цемента как предел прочности на 3 сутки, а определяет временное сопротивление (предел прочности) при сжатии половинок образцов - балочек размерами 40х40х160 мм., изготовленных из раствора состава 1:3 (по массе) с нормальным песком, через 3 сутки твердения. Податель жалобы считает, что заказчик не установил общепринятого обозначения параметра.
В п.190 требований к товарам (материалам) заказчиком установлены требования к источнику бесперебойного питания. Податель жалобы считает включение данного оборудования в перечень товаров необоснованным и ограничивающим количество участников данной закупки, так как источник бесперебойного питания является специализированным оборудованием, закупка которого может быть проведена не в рамках данного электронного аукциона.
В перечне товаров (материалов) заказчик установил требования к цилиндрам теплоизоляционным, а именно, указать теплопроводность и теплосопротивление. При этом показатель теплосопротивление не является общепринятым и не указывается производителями. Таким образом, по мнению подателя жалобы, показатель теплосопротивление является излишним.
В соответствии с аукционной документацией, данная закупка размещена для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом, по мнению подателя жалобы, заказчик ограничивает количество участников закупки, объединяя в одну закупку работы, которые могут выполняться разными подрядчиками независимо друг от друга.
На основании вышеизложенного, податель жалобы просит выдать предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу поступили возражения от заказчика -- Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Новосибирской области следующего содержания.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Новосибирской области не согласно с доводами подателя жалобы - ООО "Белая гора" и считает их не подлежащими удовлетворению.
Заказчик сообщил, что в п.7.2. требования к содержанию и объему работ технического задания аукционной документации заказчиком определен четкий перечень необходимых работ. Объемы работ, в свою очередь, определены заказчиком не с помощью математических формул, а в результате визуального осмотра дефектов и повреждений конструкций, потребностей заказчика и фактических обмеров на объекте:
а) Суммарная площадь пола по типам покрытий составляет 804,75 м? При этом ремонтируемая площадь пола не определяет объем работ по потолку, а обусловлена необходимым объемом ремонта поверхностей на усмотрение заказчика. В некоторых помещениях состояние старого покрытия пола позволяет его эксплуатировать еще несколько лет ввиду хороших технических и эксплуатационных характеристик.
б) Объем штукатурки стен составляет 2 419 м? и определен в результате фактических обмеров площади стен для соответствующих кабинетов поэтажно. Объем по отбивке штукатурки потолков составляет 1 281, 95 м? и определен в результате визуального осмотра дефектов и повреждений конструкций и фактических обмеров на объекте.
в) Согласно сметному расчету N 13-2/2015 в п.8 указан объем выемки грунта, который определен в результате фактической потребности заказчика в освобождении замкнутого пространства подвала размерами в плане 5, 7*11, 28 и ориентировочной высотой 2, 6-2, 7 м. и разборкой основания пола в других смежных помещениях. Глубина выемки грунта 0, 55 м. заказчиком в смете не была определена.
г) Сметный объем разборки стен был определен техническими работниками заказчика и составляет 43, 8 м? Данный объем складывается из объема разбираемых конструкций стен поэтажно и определен необходимостью перепланировки существующих помещений.
2. Срок окончания подачи заявок определен 21.06.2015 г. в 06-00 часов местного времени. Соответственно, если срок подачи заявок заканчивается 21.06.2015 г. в 06-00, то срок подачи запросов на разъяснение положений аукционной документации заканчивается 18.06.2015 г. в 06-00 часов. Таким образом, заказчик не нарушил срок окончания предоставления разъяснений.
3. В ответ на запрос на разъяснение положений аукционной документации от 09.06.2015 г. N 5185-2002-09 заказчик пояснил следующее, раствор готовый - то есть готовый к применению материал. Обычно изготавливается на заводе стройматериалов и доставляется к месту производства работ автобетоносмесителем. Раствор должен иметь паспорт соответствия требованиям ГОСТ 28013-98.
а) Затраты по приготовлению раствора на объекте учитывает расценка ФЕРр69-11, которая не учтена в сметном расчете в виду того, что заказчик не обладает свободными площадями для размещения необходимых механизмов для этих целей. Поэтому заказчику предпочтительней иметь раствор с завода - изготовителя гарантирующего качество по прочности и иным показателям.
б) В сметных расценках заложена стоимость машин и механизмов, транспортные расходы которые компенсируют затраты подрядчика по доставке готового раствора на место производства работ.
в) В п.196 требований к товарам (материалам) заказчиком установлено требование, что растворная смесь должна содержать золы уноса не более тридцати процентов массы цемента, данное требование не запрещает содержание золы уноса 0 %, а так же более, на усмотрение участника, но в соответствии с требованиями ГОСТ 28013-98.
4. Проверку водопоглощения изоляции проводят по ГОСТ IEC 60811-1-3 гравиметрическим методом, о чем говорится в п.8.6.5 раздела 8.6 ГОСТа 31996-2012. При проведении испытаний, образцы погружают в деионизированную (или дистиллированную) воду. В связи с этим и был установлен такой показатель как водопоглощение изоляции - увеличение массы при погружении. Также заказчиком по данному вопросу был опубликован ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации N 5333-2002-09 от 15.06.2015 г.
5. П1 является общепринятым обобщением показателей П1а и П1б. Участники закупки вправе предложить кабель с любым из перечисленных показателей П1а, П1б, П2, ПЗ и П4.
В разъяснениях положений аукционной документации N 5332-2002-09 от 15.06.2015 г. заказчик указал, что участник вправе указать классификационные обозначения передела распространения горения кабеля при групповой прокладке в виде П1а, П1б, так как эти обозначения входят в установленный техническим заданием диапазон передела распространения горения кабеля при групповой прокладке.
6. В разъяснениях положений аукционной документации N 5393-2002-09 от 17.06.2015 г. заказчик разъяснил следующее. Под наименованием "смесь сухая разных цветов для заделки швов водостойкая" подразумевается ассортимент цветов, соответствующий цветовой гамме, используемой при выполнении работ керамической плитки для облицовки стен, керамической плитки для полов. Соответственно, сухая смесь для заделки швов водостойкая должна быть в ассортименте цветов, так же как и применяемая плитка, цвет которой согласуется с заказчиком.
7. Указания, содержащиеся в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в частности в п.5.10 ч.5 раздела 1 аукционной документации, носят исключительно рекомендательный характер.
Также по данному вопросу заказчиком были даны разъяснения положений аукционной документации N 5395-3101-09 от 17.06.2015 г.
8. Определение предела прочности указано в ГОСТ 310.4-81, который указан в п.4 "ссылочные нормативно-технические документы (нтд)" ГОСТа 11052-74. Так же в п.1.1., раздела 1 "технические требования", ГОСТа 11052-74 установлены нормы предела прочности и данный пункт содержит информацию, как определен предел прочности.
9. В соответствии с п.71 сметного расчета N 13-3/2015 "внутренние электромонтажные работы" в комплекс работ входит установка (монтаж) источника бесперебойного питания. Законодательство не обязывает заказчика проводить ремонтные работы в несколько этапов. Более того, заказчик при проведении работ, для выполнения которых используется товар, обязан установить требования к такому товару.
Также по данному вопросу заказчиком были даны разъяснения положений аукционной документации N 5230-2002-09 от 10.06.2015 г.
10. Показатель теплосопротивления (он же термическое сопротивление или тепловое сопротивление), установленный заказчиком в техническом задании, немаловажен для такого материала, как теплоизоляционные цилиндры, так как показывает способность сопротивления прохождению сквозь него теплового движения частиц. И чем больше будет этот показатель, тем эффективнее будет теплоизоляция труб горячего отопления, что играет огромную роль при выполнении работ по утеплению. Соответственно, чем меньше будет потерь тепла при прохождении горячей воды через трубы отопления, тем экономнее будут использованы ресурсы по предоставлению тепла от МУП "КБУ" и расходы на его оплату сократятся. Тем самым заказчик повышает энергоэффективность.
11. Данный объект капитального ремонта включает в себя строительные элементы и инженерные коммуникации, которые расположены в эксплуатируемом здании. Заказчик объединил в одну закупку разные виды работ исходя из соображений выбора генеральной подрядной организации, которая бы координировала действия для наиболее эффективного выполнения различных видов работ, что нисколько не ограничивает количество участников закупки.
На основании изложенного, заказчик считает, что аукционная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В п.7.2. требования к содержанию и объему работ технического задания аукционной документации заказчиком определен четкий перечень необходимых работ. Объемы работ, в свою очередь, определены заказчиком в результате визуального осмотра дефектов и повреждений конструкций, потребностей заказчика и фактических обмеров на объекте:
а) Суммарная площадь пола по типам покрытий составляет 804,75 м? При этом ремонтируемая площадь пола не определяет объем работ по потолку, а обусловлена необходимым объемом ремонта поверхностей на усмотрение заказчика. В некоторых помещениях состояние старого покрытия пола позволяет его эксплуатировать еще несколько лет ввиду хороших технических и эксплуатационных характеристик.
б) Объем штукатурки стен составляет 2 419 м? и определен в результате фактических обмеров площади стен для соответствующих кабинетов поэтажно. Объем по отбивке штукатурки потолков составляет 1 281, 95 м? и определен в результате визуального осмотра дефектов и повреждений конструкций и фактических обмеров на объекте.
в) Согласно сметному расчету N 13-2/2015 в п.8 указан объем выемки грунта, который определен в результате фактической потребности заказчика в освобождении замкнутого пространства подвала размерами в плане 5, 7*11, 28 и ориентировочной высотой 2, 6-2, 7 м. и разборкой основания пола в других смежных помещениях. Глубина выемки грунта 0, 55 м. заказчиком в смете не была определена.
г) Сметный объем разборки стен был определен техническими работниками заказчика и составляет 43, 8 м? Данный объем складывается из объема разбираемых конструкций стен поэтажно и определен необходимостью перепланировки существующих помещений.
2. Срок окончания подачи заявок определен 21.06.2015 г. в 06-00 часов местного времени. Соответственно, если срок подачи заявок заканчивается 21.06.2015 г. в 06-00, то срок подачи запросов на разъяснение положений аукционной документации заканчивается 18.06.2015 г. в 06-00 часов. Таким образом, заказчик не нарушил срок окончания предоставления разъяснений.
3. В ответ на запрос на разъяснение положений аукционной документации от 09.06.2015 г. N 5185-2002-09 заказчик пояснил следующее, раствор готовый - то есть готовый к применению материал. Обычно изготавливается на заводе стройматериалов и доставляется к месту производства работ автобетоносмесителем. Раствор должен иметь паспорт соответствия требованиям ГОСТ 28013-98.
а) Затраты по приготовлению раствора на объекте учитывает расценка ФЕРр69-11, которая не учтена в сметном расчете в виду того, что заказчик не обладает свободными площадями для размещения необходимых механизмов для этих целей. Поэтому заказчику предпочтительней иметь раствор с завода - изготовителя гарантирующего качество по прочности и иным показателям.
б) В сметных расценках заложена стоимость машин и механизмов, транспортные расходы, которые компенсируют затраты подрядчика по доставке готового раствора на место производства работ.
в) В п.196 требований к товарам (материалам) заказчиком установлено требование, что растворная смесь должна содержать золы уноса не более тридцати процентов массы цемента, данное требование не запрещает содержание золы уноса 0 %, а так же более, на усмотрение участника, но в соответствии с требованиями ГОСТ 28013-98.
Таким образом, заказчиком описан такой товар как "раствор готовый" с указанием его обычных способов приготовления и доставки, вместе с тем, в документации и в разъяснениях отсутствуют ограничения на раствор, изготовленный другим способом или доставленный иным способом.
4. Проверку водопоглощения изоляции проводят по ГОСТ IEC 60811-1-3 гравиметрическим методом, о чем говорится в п.8.6.5 раздела 8.6 ГОСТа 31996-2012. При проведении испытаний, образцы погружают в деионизированную (или дистиллированную) воду. В связи с этим и был установлен такой показатель как водопоглощение изоляции - увеличение массы при погружении. Также заказчиком по данному вопросу был опубликован надлежащий ответ на запрос о разъяснении положений аукционной документации N 5333-2002-09 от 15.06.2015 г.
5. П1 является общепринятым обобщением показателей П1а и П1б. Участники закупки были вправе предложить кабель с любым из перечисленных показателей П1а, П1б, П2, ПЗ и П4.
В разъяснениях положений аукционной документации N 5332-2002-09 от 15.06.2015 г. заказчик указал, что участник вправе указать классификационные обозначения передела распространения горения кабеля при групповой прокладке в виде П1а, П1б, так как эти обозначения входят в установленный техническим заданием диапазон передела распространения горения кабеля при групповой прокладке.
6. В разъяснениях положений аукционной документации N 5393-2002-09 от 17.06.2015 г. заказчик разъяснил следующее. Под наименованием "смесь сухая разных цветов для заделки швов водостойкая" подразумевается ассортимент цветов, соответствующий цветовой гамме используемой при выполнении работ керамической плитки для облицовки стен, керамической плитки для полов. Соответственно, сухая смесь для заделки швов водостойкая должна быть в ассортименте цветов, так же как и применяемая плитка, цвет которой согласуется с заказчиком.
7. Указания, содержащиеся в инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в частности в п.5.10 ч.5 раздела 1 аукционной документации, носят рекомендательный характер.
Также по данному вопросу заказчиком были даны разъяснения положений аукционной документации N 5395-3101-09 от 17.06.2015 г.
8. Определение предела прочности указано в ГОСТ 310.4-81, который указан в п.4 "ссылочные нормативно-технические документы (нтд)" ГОСТа 11052-74. Так же в п.1.1., раздела 1 "технические требования", ГОСТа 11052-74 установлены нормы предела прочности и данный пункт содержит информацию, как определен предел прочности.
9. В соответствии с п.71 сметного расчета N 13-3/2015 "внутренние электромонтажные работы" в комплекс работ входит установка (монтаж) источника бесперебойного питания. Законодательство не обязывает заказчика проводить ремонтные работы в несколько этапов. Более того, заказчик при проведении работ, для выполнения которых используется товар, обязан установить требования к такому товару, что и было сделано.
10. Показатель теплосопротивления (он же термическое сопротивление или тепловое сопротивление), установленный заказчиком в техническом задании, немаловажен для такого материала, как теплоизоляционные цилиндры, так как показывает способность сопротивления прохождению сквозь него теплового движения частиц. И чем больше будет этот показатель, тем эффективнее будет теплоизоляция труб горячего отопления, что играет большую роль при выполнении работ по утеплению.
11. Данный объект капитального ремонта включает в себя строительные элементы и инженерные коммуникации, которые расположены в эксплуатируемом здании. Заказчик объединил в одну закупку разные виды работ исходя из соображений выбора генеральной подрядной организации, которая бы координировала действия для наиболее эффективного выполнения различных видов работ, что не является ограничением количество участников закупки и не противоречит нормам ГрК РФ и ФЗ N 44-ФЗ.
Таким образом, доводы ООО "Белая гора" не нашли своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N 44-ФЗ данного электронного аукциона нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлены.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России решила:
Признать жалобу ООО "Белая гора" на действия заказчика - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Новосибирской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту архивных помещений ОПФР по Новосибирской области по адресу: г. Бердск, ул. Островского, 66 необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 26 июня 2015 г. N 08-01-234
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016