Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
от 29 марта 2012 г. N 3560-12
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю
по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия)
в присутствии: представителей МБУ "Благоустройство Мотовлихинского района" - <> (на основании доверенностей), представителя Конкурсной (аукционной) комиссии по видам товаров, работ, услуг N 1 - <> (на основании распоряжения), представителя ООО "Строительное управление-157" - <> (на основании доверенности), представителя Управления муниципального заказа администрации г.Перми - <> (на основании доверенности), представителя ООО "Пермэнергомонтаж" - <> (на основании доверенности), представителя ООО "Ураэнергопром" - <> (на основании доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "СпецПромМонтаж" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной (аукционной) комиссии по видам товаров, работ, услуг N 1 (далее - Аукционная комиссия) при проведении открытого аукциона в электронной форме на при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на "Содержание и ремонт автомобильной дороги "Переход от ул.Стахановской до развязки на Восточном обходе" (извещение N 0156300008712000016),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008712000016, размещенному на официальном сайте, МКУ "Благоустройство Мотовилихинского района" (далее - Заказчик) проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на "Содержание и ремонт автомобильной дороги "Переход от ул.Стахановской до развязки на Восточном обходе". Начальная (максимальная) цена контракта 91827500,90 руб. В соответствии с извещением о проведении торгов, размещение заказа осуществляется Управлением муниципального заказа администрации г.Перми (далее - Уполномоченный орган).
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) нарушены следующими действиями Аукционной комиссии.
Заявитель считает, что Аукционная комиссия необоснованно отказала в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о размещении заказов, в соответствии с "Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 14.11.2007 N 379, Пермским УФАС России установлено следующее.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе N 7ЭА/1/1 от 20.03.2012 г., ООО "СпецПромМонтаж" (заявка N 21) отказано в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме, поскольку первая часть заявки не содержит конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документаций об открытом аукционе в электронной форме, предлагаемого для использования товара (не указаны конкретные показатели размера зерен песка и иных фрикционных материалов, показатели предлагаемого для использования товара в соответствии с приложением N 10 муниципального контракта).
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа должен предоставить согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пп. б п. 3 ч. 4 ст. 41.8 Закона о размещении заказов, первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 настоящей части, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
Требования, аналогичные указанным выше, содержатся в п. 1 Раздела 4 документации о торгах.
В соответствии с требованиями, изложенными в Разделе 2 аукционной документации, требования к используемым при выполнении работ материалам установлены нормативным дорожным документом "Требования к противогололедным материалам. ОДН 218.2.027-2003" и ГОСТ 8736-93.
В соответствии с требованиями, обозначенными в Разделе 2 "Сведения предмете открытого аукциона в электронной форме", работы должны быть выполнены в полном соответствии с требованиями документации об открытом аукционе в электронной форме (в том числе с Приложениями N 1,2 к документации о торгах, и условиями муниципального контракта (Приложение N 3 к документации о торгах).
Приложение N 1 к документации о торгах содержит расчеты стоимости выполнения работ, а также перечень основных документов, используемых для расчета начальной (максимальной) цены контракта.
Приложение N 2 к документации о торгах "Сведения об объекте содержания и ремонта" содержит примечание, в соответствии с которым, при выполнении работ используются противогололедные материалы, песок. При температуре "-15 гр.С" и выше должен использоваться химический противоголедный материал, соответствующий требованиям ОДН 218.2.027-2003. При температуре ниже "-15 гр.С" должен и использоваться противоголедный материал (песко-соляная смесь), соответствующий требованиям ОДН 218.2.027-2003, из природного песка и отсевов дробления прочных горных пород. Песок должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-93.
Проект муниципального контракта на выполнение работ по содержанию и ремонту автомобильной дороги "Переход от ул.Стахановской до развязки на Восточном обходе", являющийся Приложением N 3 к документации о торгах(далее - Контракт), содержит п.2.1.1., согласно которому, качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям действующего законодательства, правовым актам г.Перми, условиям настоящего Контракта, с соблюдением требований нормативной документации, в том числе СНиП, ГОСТ, указанными в приложении N 10 к настоящему Контракту.
Приложение N 10 к Контракту содержит перечень нормативной документации, а именно, ссылки на ГОСТ, ОДН, ОДМД, СНиП, в которых содержатся требования к товарам и работам.
В соответствии с п. 2.1.2 Контракта, при выполнении работ должны соблюдаться требования к содержанию и ремонту улиц и дорог города Перми согласно Приложению N 11 к настоящему Контракту.
Приложение N 11 к Контракту содержит требования к содержанию улиц и дорог города Перми, общие требования к работам по уборке улиц и дорог, требования к содержанию проезжей части, тротуаров и иных конструктивных элементов обустройства автомобильной дороги, расположенных на искусственных дорожных сооружениях, требования к содержанию улиц и дорог города Перми, эксплуатационные категории и уровни содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми, общие требования к работам по содержанию тротуаров, пешеходных дорожек, остановок общественного транспорта, показатели состояния конструктивных элементов и элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми.
В соответствии с разъяснениями Уполномоченного органа, размещенными на официальном сайте, ОДН и ГОСТ содержат, в том числе, конкретные показатели и их значения в отношении противогололедных материалов. Согласно разъяснениям, ссылка на ОДН, ГОСТ означает, что конкретные показатели и их значения установлены в ОДН, ГОСТ. Из разъяснений следует, что конкретные показатели могут быть указаны путем указания ссылки на соответствующий нормативный документ, ГОСТ.
28.02.2012 г. Уполномоченным органом в документацию о торгах внесены изменения в документацию о торгах (далее - разъяснения), в соответствии с которыми, Раздел 2 документации о торгах изложен в следующей редакции: при выполнении работ должны использоваться товары (материалы), требования к которым (показатели и их значения) установлены документацией об открытом аукционе в электронной форме.
Таким образом, в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и документации об открытом аукционе в электронной форме, участнику размещения заказа следовало указать конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ.
Из анализа аукционной документации следует, что конкретные показатели установлены, в том числе, в ОДН, ГОСТ (Приложение N 10) к Контракту и в Приложении N 11 к Контракту.
Комиссией установлено, что участнику размещения заказа отказано в допуске к участию в торгах, в том числе, на основании не указания конкретных показателей размера зерен песка и иных фрикционных материалов.
Размер зерен песка и иных фрикционных материалов - 2-5 мм. установлен в абзаце 4 п. 3 Приложения N 11 документации о торгах. Требование об указании конкретного показателя, а именно, размера зерен песка и иных фрикционных материалов сформулировано следующим образом: "- для искусственного дорожного сооружения с высоким уровнем содержания следует применять жидкие реагенты, не содержащие хлориды. При использовании в качестве противогололедного материала составов песка или иных фрикционных материалов размер зерен должен составлять 2-5 мм, состав не должен содержать глинистых и илистых примесей".
В соответствии с п.2.2 Решения Пермской городской думы от 26.02.2008 г. N 38 "Об утверждении эксплуатационных категорий и уровней содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми", уровень содержания автомобильной дороги общего пользования местного значения - показатель, отражающий определенное состояние элементов автомобильных дорог, устанавливаемый в зависимости от условий для движения транспорта, пешеходов и требований к внешнему благоустройству территории города, на которой расположена автомобильная дорога.
В п. 3.2 указанного Решения даны определения уровней содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения города Перми, в частности, пп. 3.2.2. допустимый уровень содержания является минимально допустимым для автомобильных дорог I эксплуатационной категории содержания и включает работы и услуги, обеспечивающие в полном объеме требования ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" Допускается временное ограничение или временное прекращение движения автотранспортных средств на отдельных участках по условиям их содержания. Дорожно-транспортные происшествия по причине неудовлетворительного содержания дороги отсутствуют, пп.3.2.4. высокий уровень содержания обеспечивает уровень выше среднего, при котором автомобильная дорога и каждый ее конструктивный элемент содержатся в состоянии, обеспечивающем круглосуточное, бесперебойное и безопасное движение автотранспортных средств. Не допускается снижение скорости движения автомобилей по причинам, связанным с содержанием дорог. Допускаются незначительные дефекты конструктивных элементов, которые не оказывают влияния на скорость и безопасность движения. Дорожно-транспортные происшествия по причине неудовлетворительного содержания дороги отсутствуют.
Комиссией установлено, что в соответствии с п.1.2 Контракта работы следует выполнять на Объекте с допустимым уровнем содержания.
Из пояснений (б/н от 28.03.2012 г.), представленных Заказчиком следует, что в абзаце 4 п.3 Приложения N 11 описаны материалы, применяемые для содержания искусственных дорожных сооружений с высоким уровнем содержания. В связи с тем, что п.1.2 Контракта предусмотрено содержание по допустимому уровню, допускается использование материалов, применяемых для содержания искусственных дорожных сооружений с допустимым уровнем содержания.
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что требование о размере зерен песка и иных фрикционных материалов 2-5 мм., установленное в Приложении N 11, относится к искусственным дорожным сооружениям с высоким уровнем содержания, тогда как в соответствии с п.1.2. Контракта предусмотрено содержание искусственного дорожного сооружения с допустимым уровнем.
Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документации в Приложении N 11, содержит требование об указании характеристики товара, который не подлежит использованию при выполнении работ, являющихся предметом торгов, и как следствие, не соответствует потребностям Заказчика.
Кроме того, данное требование имеет двусмысленное толкование, поскольку требование, которое должно быть установлено к товару, используемому для выполнения работ на искусственном дорожном сооружении с высоким уровнем содержания, установлено для использования при выполнении работ на искусственном дорожном сооружении с допустимым уровнем содержания.
Поскольку Заказчик не установил надлежащим образом обозначенное выше требование, в действиях Заказчика имеется нарушение требований, обозначенных в п. 1 ч.4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Довод представителя Аукционной комиссии о том, что лишь первое предложение абзаца 4 п.3 Приложения N 11 относится к искусственным дорожным сооружениям с высоким уровнем содержания, а следующее предложение относится к дороге, содержание которой и является предметом торгов, является несостоятельным.
Пункт 3 Приложения N 11 называется "Требование к содержанию проезжей части, тротуаров и иных конструктивных элементов и элементов обустройства автомобильной дороги, расположенных на искусственных дорожных сооружениях". Выделенные абзацы содержат требования к выполнению работ на искусственных дорожных сооружениях в целом, а требования, содержащиеся в абзаце 4 п.3 Приложения N 11 устанавливают исключительные требования к выполнению работ на искусственных сооружениях с высоким уровнем содержания
Согласно ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных ч. 4 ст. 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным ч. 4 настоящей статьи, не допускается.
Поскольку Аукционная комиссия отказала Заявителю в допуске к участию в открытом аукционе, в том числе, на основании отсутствия конкретного показателя товара, не установленного надлежащим образом и не соответствующего потребностям Заказчика, в действиях Аукционной комиссии содержится нарушение требований ч. 5 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
Комиссией также установлено, что ООО "СпецПромМонтаж" отказано в торгах, в том числе, на основании того, что первая часть заявки не содержит конкретные показатели, установленные в Приложении N 10 документации о торгах.
Как указано выше, в соответствии с требованиями Закона о размещении заказов и документации об открытом аукционе в электронной форме, участнику размещения заказа следовало указать (в том числе, путем указания ссылок на соответствующие нормативные документы, ГОСТ), конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, содержащиеся в аукционной документации, в частности, в Приложении N 10 к Контракту.
Комиссией установлено, что первая часть заявки N 21 не содержит в своем составе всего перечня нормативных документов, ГОСТ, содержащихся в Приложении N 10 к документации о торгах, вследствие чего, участником размещения заказа не предложен товар, необходимый для использования при выполнении работ. Так, например, в Приложении N 10 к Контракту Заказчиком путем ссылки на ГОСТ 3344-83 установлены конкретные показатели щебня и песка шлакового для дорожного строительства. Комиссией установлено, что в заявке отсутствует указание на применение данного материала при выполнении работ и его конкретные показатели.
В соответствии с п.1 ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае непредставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений.
Поскольку первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме не содержит конкретные показатели товара, она не соответствует требованиям Закона о размещении заказов и требованиям аукционной документации.
Таким образом, в действиях Аукционной комиссии нарушений требований Закона о размещении заказов не может быть установлено.
В соответствии с ч. 6 ст.41.9 Закона о размещении заказов, на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе. Указанный протокол в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе направляется заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией оператору электронной площадки.
Поскольку протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме N 7ЭА/1/1 от 20.03.2012 г. не содержит указание положений заявок на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, в действиях Аукционной комиссии имеется нарушение требований, обозначенных в ч. 6 ст. 41.9 Закона о размещении заказов.
На основании статей 17, 60 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СпецПромМонтаж" на действия Конкурсной (аукционной) комиссии по видам товаров, работ, услуг N 1 (далее - Аукционная комиссия) при проведении открытого аукциона в электронной форме на при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на "Содержание и ремонт автомобильной дороги "Переход от ул.Стахановской до развязки на Восточном обходе" (извещение N 0156300008712000016), частично обоснованной.
2. Признать в действиях Управления муниципального заказа Администрации г.Перми выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях Конкурсной (аукционной) комиссии по видам товаров, работ, услуг N 1 выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение ч.5 ст.41.9 Закона о размещении заказов.
4. Признать в действиях Конкурсной (аукционной) комиссии по видам товаров, работ, услуг N 1 выявленное в ходе проведения внеплановой проверки нарушение требований ч.6 ст.41.9 Закона о размещении заказов.
5. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о размещении заказов не выдавать, поскольку предписание выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО "Строительно-монтажное управление N 34" (вх. N 3643-12 от 22.03.2012 г.).
6. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Управления муниципального заказа Администрации г.Перми, членов Конкурсной (аукционной) комиссии по видам товаров, работ, услуг N к административной ответственности за нарушение требований Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 марта 2012 г. N 3560-12
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016