Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 28 марта 2012 г. N Р3-129-2012
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя комиссии - начальника отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Неботовой И.Ю.
в присутствии представителей:
от заявителя жалобы - <***> <***>
от государственного заказчика - <***> установила:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Силикат" на действия государственного заказчика ФГБУ" Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" единой комиссии ФГБУ" Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N0321100030112000002 на выполнение ремонта 1 этажа здания МРЛ-5.
Заявитель считает, что единая комиссия, государственного заказчика необоснованно отклонила заявку ООО "Силикат".
Представитель государственного заказчика пояснил:
В приеме заявки 000 "Силикат" для участия в открытом аукционе в электронной форме N0321100030112000002, было отказано по причине нарушения ООО "Силикат" требований, установленных пп. "а" п.2 ч.4 ст.41.8 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предъявляемых к первой части заявки, а именно: в заявке ООО "Силикат" не указано согласие на выполнение работ, на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе ФГБУ "Ставропольская ВС".
Протокол о рассмотрении первой части заявок, в котором содержится мотивированный отказ в приеме заявки ООО "Силикат" для участия в открытом аукционе, опубликован ФГБУ "Ставропольская ВС" 22.03.2012 в 11 часов 58 минут на электронной площадке.
На основании изложенного, считаем, что ФГБУ "Ставропольская ВС" не было допущено нарушений норм закона и прав ООО "Силикат".
Комиссия Ставропольского УФАС России, рассмотрев жалобу, проведя в соответствии со статьёй 17 Закона внеплановую проверку размещения заказа путем проведения открытого аукциона, установила следующее:
1. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона целью данного закона является обеспечение эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу статьи 10 Закона размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Согласно части 1 статьи 41.1 Закона под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 Закона.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок, ООО "Силикат" было отстранено от участия в аукционе по причине: участник размещения заказа в первой части заявки не указал согласие на выполнение работ, на условиях предусмотренных документацией аукциона.
В соответствии со статьей 41.6 Закона документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 настоящего Закона (часть 1); документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта: - требования к качеств у, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться (пункт 1 части 4).
Государственным заказчиком, согласно техническому заданию документации об открытом аукционе п. 12. указано, что требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели - в соответствии с техническим заданием и проектом контракта настоящей документацией об открытом аукционе в электронной форме. При этом в техническом задании, заказчиком не указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться, т.е. государственный заказчик в документации об аукционе не указал требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
2. Для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме (часть 1 статьи 41.8 Закона).
Согласно части 3 статьи 41.8 Закона заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей.
В соответствии с частями 4 статьи 41.8 Закона первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения: 1) при размещении заказа на поставку товара: а) согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак; 2) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг; 3) при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар: а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе, или согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак; б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В связи с тем, что заказчиком в техническом задании не установлены требования к товарам, работам, услугам, на основании п. 2 ч. 4 ст. 41.8 Закона, участник размещения заказа должен был только дать согласие на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, при условии размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг, на том основании, что заказчиком не указанны требования к материалам, работам, качеству.
3. Открытый аукцион в электронной форме размещался на ЭТП www.etp.zakazrf.ru признанной одной из официальных ЭТП для размещения заказов для федеральных заказчиков.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать согласие участника размещения заказа на поставку товара в случае, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание на товарный знак которого содержится в документации об открытом аукционе в электронной форме, или указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для поставки товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, если участник размещения заказа предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об открытом аукционе в электронной форме, при условии содержания в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме на товарный знак.
При этом данное согласие формируется на сайте Оператора электронной площадки программно-аппаратными средствами и доступно Заказчику в личном кабинете при рассмотрении первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Согласно доводам жалобы Заявителем подана заявка на участие в Аукционе, в которой выражено согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.
Таким образом, Заявитель, подав согласие в составе первой части заявки, принял на себя обязательство на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе, фактически предоставив сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов.
Таким образом, решение Единой комиссии Заказчика об отказе в допуске Заявителю к участию в Аукционе на основании не указания согласия на выполнение работ, на условиях предусмотренных документацией аукциона, принято в нарушение требований Закона о размещении.
4. В соответствии с ч. 1 ст. 41.6. Закона: Документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 34. Закона: Документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в документации об аукционе также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент" за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Ч. 3.1. ст. 34 Закона предусмотрено: Документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В приложении к документации открытого аукциона в электронной форме N0321100030112000002 на выполнение ремонта 1 этажа здания МРЛ-5 "Ведомость объёмов работ", указанны Изоспан В, пена монтажная: MAKROFLEX, гипсокартонные листы "КНАУФ" грунтовка акриловая: НОРТЕКС-ГРУНТ, унитазы типа "Компакт" и т.д., без сопровождения словами "или эквивалент"
Таким образом, государственный заказчик ФГБУ" Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" допустил нарушение требований ч. 3.1 ст. 34 Закона, что является ограничением числа участников размещения заказа путем установления требований к поставке конкретного товара (без возможности поставки его эквивалента), а также препятствует достижению целей установленных частью 1 статьи 1 Закона.
5. Государственным заказчиком ФГБУ" Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" установлено требование о предоставлении участником размещения заказа свидетельства о допуске к видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 55.8 Кодекса). В соответствии с Положением о министерстве регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N40, Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом, пунктом 2 указанного приказа установлено, что перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 Кодекса.
Федеральным законом от 18.07.2011 N243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Кодекс. В частности, часть 17 статьи 51 Кодекса дополнена пунктом 4.1, согласно которому выдача разрешения на строительство не требуется в случае капитального ремонта объектов капитального строительства. Предметом открытого аукциона в электронной форме N0321100030112000002 является на выполнение ремонта 1 этажа здания МРЛ-5.
Таким образом, требование- наличия у участников размещения заказа свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при капитальном ремонте объектов капитального строительства является- незаконным-
6. В соответствии с ч. 6 ст. 41.9 Закона протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе должен содержать сведения о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе.
Согласно ч. 8 ст. 41.11 Закона N94-ФЗ протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме должен содержать сведения об участниках размещения заказа, вторые части заявок на участие в открытом аукционе которых рассматривались, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, с обоснованием принятого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об открытом аукционе, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об открытом аукционе, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о соответствии или о несоответствии заявки на участие в открытом аукционе требованиям, установленным документацией об открытом аукционе.
Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе и Протокол подведения итогов открытого аукциона не содержал сведения, предусмотренные ч. 6 ст. 41.9 и ч. 8 ст. 41.11 Закона, а именно обоснование принятого решения с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка и положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации, а также сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе.
Таким образом, комиссией Ставропольского УФАС России в действиях государственного заказчика - ФГБУ" Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" единой комиссии ФГБУ" Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" установлены нарушения требований Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно ст. 41.6, ч. 4 ст. 41.8, ч. 1 ст. 41.6., ч. 6 ст. 41.9, ч. 8 ст. 41.11, Закона и ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Комиссия, руководствуясь ст. 17, ч. 6 ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", решила:
1. Признать жалобу ООО "Силикат" на действия государственного заказчика ФГБУ" Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" единой комиссии ФГБУ" Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" по факту размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме N0321100030112000002 на выполнение ремонта 1 этажа здания МРЛ-5 - обоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки, проведенной в соответствии со статьей 17 Закона, признать действия государственного заказчика - ФГБУ" Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" единой комиссии ФГБУ" Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" не соответствующими требованиям Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а именно нарушение требований ст. 41.6, ч. 4 ст. 41.8, ч. 1 ст. 41.6., ч. 6 ст. 41.9, ч. 8 ст. 41.11, Закона и ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
3. Выдать государственному заказчику - ФГБУ" Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" единой комиссии ФГБУ" Ставропольская военизированная служба по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы" - обязательное для исполнения предписание;
4. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении лиц, допустивших нарушение Федерального закона от 21.07.2005 г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 28 марта 2012 г. N Р3-129-2012
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016