Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 17 февраля 2014 г. N 8-01/289
Резолютивная часть решения оглашена 05 февраля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 17 февраля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, при участии от:
ООО "Стройцех" - уведомлены надлежащим образом, явку представителя не обеспечили,
ФКУ "Дальуправтодор", доверенность от 03.02.2014 N39, рассмотрев дело N 8-01/289, возбужденное в отношении ФКУ "Дальуправтодор" по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "Стройцех" на действия ФКУ "Дальуправтодор", из которой следует, что ФКУ "Дальуправтодор" несоблюдает порядок рассмотрения заявлений на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. При рассмотрении заявлений нарушаются сроки выдачи специальных разрешений, допускаются необоснованные отказы в их выдаче, к заявителю и к поданным им документам предъявляются необоснованные требования.
В заседании Комиссии представитель ФКУ "Дальуправтодор" пояснил, что для целей выдачи специального разрешения учреждение согласовывает маршрут транспортных средств с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, с ГИБДД. После получения заявления уполномоченный орган в течение 4 рабочих дней со дня регистрации заявления направляет владельцам автодорог заявку на согласование маршрута, владелец автодороги должен рассмотреть такую заявку в течение 4 рабочих дней, в случае нарушения владельцами дорог или согласующими организациями 4 дневного срока оформление специального разрешения приостанавливается до получения ответа, заявителю направляется соответствующее уведомление. Перевозчик должен предоставить платежный документ об уплате государственной пошлины при подаче заявления на получение специального разрешения, к соответствующим программам, дающим возможность отслеживать оплату госпошлины, учреждение не подключено, уплата госпошлины и предоставление платежного поручения производится в соответствии с Налоговым кодексом. При подаче заявления заявитель обязан правильно отразить маршрут следования транспортного средства. Документы, поданные через Портал госуслуг, являются копиями, в связи с чем для получения разрешения заявители обязаны предоставить в уполномоченный орган оригиналы таких документов.
В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 05.02.2014.
Комиссия Хабаровского УФАС России, заслушав представителя ФКУ "Дальуправтодор", изучив материалы дела N8-01\289, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, для получения которого требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в установленном частью 4 данной статьи порядке; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в установленном частью 8 настоящей статьи порядке (части 1 и 3 указанной статьи).
Как следует из части 4 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах орган, выдающий специальное разрешение, согласовывает маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных грузов, с владельцами автомобильных дорог и с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случаях, если для движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений и инженерных коммуникаций в пределах согласованного маршрута, проводятся согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Допускается установление постоянных маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
Порядок выдачи такого специального разрешения, порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 31).
Приказом министерства транспорта Российской Федерации от 24.07.2012 N258 утвержден Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - Порядок), который определяет правила приема, рассмотрения заявлений на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, оформления и выдачи (отказа в выдаче) указанного специального разрешения.
Пунктом 8 Порядка определены требования к содержанию заявления, подаваемого в уполномоченный орган, помимо реквизитов и сведений о заявителе, в заявлении также указываются: исходящий номер и дата заявления, наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства, маршрут движения (пункт отправления - пункт назначения с указанием их адресов в населенных пунктах, если маршрут проходит по улично-дорожной сети населенных пунктов), вид перевозки (международная, межрегиональная, местная), срок перевозки, количество поездок, характеристика грузов (наименование, габариты, масса, делимость), сведения о транспортном средстве (автопоезде) (марка и модель транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), государственный регистрационный знак транспортного средства (тягача, прицепа (полуприцепа)), параметры транспортного средства (автопоезда) (масса транспортного средства (автопоезда) без груза /с грузом, масса тягача, прицепа (полуприцепа)), расстояние между осями, нагрузки на оси, габариты транспортного средства (автопоезда) (длина, ширина, высота), минимальный радиус поворота с грузом, необходимость автомобиля сопровождения (прикрытия), предполагаемая максимальная скорость движения транспортного средства (автопоезда).
Согласно пункту 9 Порядка, к заявлению прилагаются следующие документы:
- копия документов транспортного средства (паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации транспортного средства), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, заверяемые подписью и печатью владельца транспортного средства или нотариально;
- схема транспортного средства (автопоезда), с использованием которого планируется перевозка тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, с изображением размещения такого груза согласно приложению N3 к Порядку. На схеме транспортного средства изображается транспортное средство, планируемое к участию в перевозке, количество осей и колес на нем, взаимное расположение осей и колес, распределение нагрузки по осям и в случае неравномерного распределения нагрузки по длине оси - распределение на отдельные колеса;
- сведения о технических требованиях к перевозке заявленного груза в транспортном положении.
В случае подачи заявления представителем владельца транспортного средства, к заявлению также прилагается документ, подтверждающий полномочия представителя владельца транспортного средства.
Заявление и схема транспортного средства (автопоезда) заверяются подписью заявителя (для физических лиц), подписью руководителя или уполномоченного лица и печатью (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (пункт 10 Порядка).
Случаи отказа в регистрации заявления установлены пунктом 12 Порядка, к ним относятся: заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на подписание данного заявления (подпункт 1), заявление не содержит сведений, установленных пунктом 8 Порядка (подпункт 2), к заявлению не приложены документы, соответствующие требованиям пунктов 9, 10 Порядка (подпункт 3).
В материалы дела ФКУ "Дальуправтодор" представлены заявления ООО "Стройцех" с приложениями, по ряду заявлений общества основанием отказа в регистрации являлись:
- нечитаемая копия СоР (заявление от 04.06.2013 N58),
- нечитаемые копии ПТС (заявления от 15.07.2013 NN66, 70, 71, 73, 75, 78, 80, 81),
-нечитаемые копии ПТС и необходимость уточнения маршрута движения по федеральной автомобильной дороге (заявления от 15.07.2013 NN 67, 70, 72, 74, 76, 77, 79, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90 от 16.07.2013 N90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97),
- нечитаемые копии СоР, нагрузки на оси, указанные в заявлениях, не соответствуют указанным на схемах, необходимость уточнения маршрута движения (заявления от 30.05.2013 NN55, 56, 57),
- порожняя масса полуприцепа, указанная в заявлении, не совпадает с указанной в копии СоР (заявления от 21.06.2013 N64, от 10.06.2013 N62, от 18.07.2013 N101),
- не указан регион в государственных номерах автотранспортных средств, необходимость уточнения маршрута движения по федеральной автомобильной дороге (заявления от 24.04.2013 N53),
- масса полуприцепа, указанная в заявлении, не соответствует указанной в копии СоР (заявление от 04.06.2013 N61),
- необходимо уточнить маршрут движения по федеральной автомобильной дороге (заявления от 18.07.2013 N99, от 18.07.2013 NN102, 106, 107, 109, от 24.07.2013 N128, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140, 142, 143, 144, 145, 147),
- нет схемы автопоезда (заявления от 18.07.2013 N100, от 23.07.2013 N123, 126),
- представленные данные в схеме не соответствуют указанному в заявлениях от 23.07.2013 NN117, 118, 119, 120, 121, 124, 125, 127,
- параметры автопоезда на схемах не соответствуют указанным в заявлениях от 19.07.2013 N110,
- габариты автопоезда в схемах не совпадают с габаритами, указанными в заявлениях от 18.07.2013 NN105, 104,
- габариты автопоезда не совпадают с габаритами, указанными в заявлении, порожняя масса тягача, указанная в заявлении, не совпадает с указанной в копии СоР (заявление от 18.07.2013 N108),
- отказ в выдаче разрешения в связи с отсутствием платежного поручения, необходимостью указать способ крепления перевозимого груза (заявление от 26.08.2013 N168),
- необходимо предоставить копии договоров аренды для автотранспортных средств, уточнить маршрут движения по городам, указать способ крепления груза, отсутствует копия оборотной стороны СоР для прицепа (заявления от 03.09.2013 NN177, 178, 179, 180, 181, 182, 183, 184),
- необходимо представить копии ПТС (заявления от 09.09.2013 NN187, 188, 189, от 10.09.2013 NN190, 191, 192, 193, от 13.09.2013 NN194, 196, 197, 198, 199),
- отсутствует оплата госпошлины (заявления от 13.09.2013 NN203, 205),
- необходимо представить копии ПТС, отсутствует оплата госпошлины (заявления от 13.09.2013 NN195, 201, 202),
- в случае проезда населенных пунктов необходимо указать наименования улиц дорог, по которым будут осуществлять движение транспортные средства (заявления от 08.10.2013 NN207, 211, 212, 213, 214, от 10.10.2013 NN222, 223, 224, 226),
- представить копию ПТС или СоР на автотранспортное средство (заявления от 08.10.2013 NN209, 215, 216, 217, 218),
- в случае проезда населенных пунктов необходимо указать наименования улиц дорог, по которым будут осуществлять движение транспортные средства, отсутствует копия ПТС или СоР на прицеп (заявления от 10.10.2013 NN221, 227, 228),
- в случае проезда населенных пунктов необходимо указать наименования улиц дорог, по которым будут осуществлять движение транспортные средства, государственный номер, указанный в заявлении, не соответствует в копии ПТС (заявление от 10.10.2013 N225),
- в случае проезда населенных пунктов необходимо указать наименования улиц дорог, по которым будут осуществлять движение транспортные средства, отсутствует копия ПТС или СоР на прицеп, отсутствует оплата госпошлины (заявление от 10.10.2013 N229),
- масса тягача и прицепа, указанная в заявлении, не соответствует копиям ПТС (заявление от 18.10.2013 N246),
- наименование транспортных средств, указанных в заявлении, не соответствуют схеме автопоезда, длина автопоезда и расстояние между осями, указанные в заявлении, не соответствуют схеме (заявление от 24.10.2013 N264).
Поскольку в силу пункта 15 Порядка уполномоченный орган проверяет представленные в заявлении и документах сведения на соответствие технических характеристик транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, соблюдение требований о перевозке делимого груза, то истребование от заявителя документов транспортного средства, схем транспортного средства (автопоезда), с использованием которого планируется перевозка таких грузов, в целях проверки соответствия указанных в заявлении сведений сведениям, содержащимся в прилагаемых документах, равно как и истребование таких документов в соответствии с пунктами 9 и 10 Порядка, не может быть признано незаконным, при том, что нечитаемые документы (некачественно сделанные копии) фактически являются бессодержательными, не дающими возможность установить необходимую информацию, в связи с чем Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу об обоснованности указанных учреждением замечаний.
Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, является государственной услугой в понятии, определенном Федеральным законом от 27.07.2010 N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N210-ФЗ).
В силу части 1 статьи 12 Закона N210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, при этом административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт ее предоставления (пункт 4 статьи 2 указанного закона).
Административный регламент Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении, утвержден приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.03.2013 N107, вступил в силу 01.07.2013.
В данной связи оказание услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, регламентируется не только Порядком, Регламентом, но и Законом N210-ФЗ.
Государственная пошлина, как следует из части 2 статьи 8 Закона N210-ФЗ, взимается за предоставление государственных и муниципальных услуг в случаях, порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесена к юридически значимым действиям, за совершение которых требуется уплата государственной пошлины в установленном подпунктом 111 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации размере, при этом в силу подпункта 6 пункта 1 статьи 333.18 кодекса государственная пошлина должна быть уплачена до подачи заявлений и (или) документов на совершение юридически значимых действий либо до подачи соответствующих документов.
При этом в силу части 3 статьи 333.18 кодекса факт уплаты государственной пошлины плательщиком, помимо платежных поручений и квитанций, подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Законом N210-ФЗ. При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в указанной системе, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 7 Закона N210-ФЗ не допускается требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 названного закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
С данным законоположением согласуется абзац 5 пункта 72 Регламента, согласно которому подтверждение факта оплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (кроме международных автомобильных перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов) Росавтодор получает посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу. Заявитель вправе представить копию платежного поручения, подтверждающего факт оплаты такой госпошлины, в Росавтодор по собственной инициативе.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 37 Порядка выдача специального разрешения осуществляется уполномоченным органом после предоставления заявителем копий платежных документов, в частности, подтверждающих оплату государственной пошлины за выдачу такого разрешения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что поскольку перечень документов, прилагаемых к заявлению и установленный пунктом 9 Порядка, пунктом 17 Регламента, случаи отказа, содержащиеся в пункте 40 Порядка, пункте 25 Регламента являются исчерпывающими, то отклонение поданных ООО "Стройцех" заявлений от 24.07.2013 NN149, 152, от 26.07.2013 NN153, 154, 159, 160, от 03.08.2013 NN162, 163, 164 о выдаче специального разрешения в связи с непредоставлением в ФКУ "Дальуправтодор" в составе документов платежных поручений об уплате государственной пошлины на этапе подачи заявления и принятии его к рассмотрению является незаконным.
В силу пункта 11 Порядка, пунктов 19, 54 Регламента заявление на получение специального разрешения может быть подано не только лично заявителем, по почте, но и факсимильной связью с последующим предоставлением оригиналов заявления и схемы транспортного средства, заверенных копий документов и материалов, а также с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона N210-ФЗ портал государственных и муниципальных услуг - это государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 21.1. Закона N210-ФЗ обращение за получением государственной или муниципальной услуги и предоставление такой услуги могут осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи), вступившего в силу с 08.04.2011, и действовавшем до 01.07.2013 наравне с Федеральным законом от 10.01.2002 N1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию (пункт 1 статьи 2 Закона об электронной подписи).
В соответствии с понятием электронной цифровой подписи, данном Законом об электронной цифровой подписи в статье 3, электронная цифровая подпись является реквизитом электронного документа, полученным с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющим идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, также позволяет установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
В силу части 1 статьи 5 Закон об электронной подписи усиленная электронная подпись может быть неквалифицированной и квалифицированной.
Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовым актами случаев (часть 1 статьи 6 Закона об электронной подписи).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона об электронной подписи при обязательном наличии печати на документе электронный документ, изготовленный с использованием электронной подписи, признается равнозначным документу на бумажном носителе только в случае применения усиленной электронной подписи, которая позволяет не только распознать субъекта, подписавшего документ, но и отобразить оттиск печати такого субъекта.
В силу части 4 статьи 6 указанного закона одной электронной подписью могут быть подписаны несколько связанных между собой электронных документов (пакет электронных документов). При подписании электронной подписью пакета электронных документов каждый из электронных документов, входящих в этот пакет, считается подписанным электронной подписью того вида, которой подписан пакет электронных документов.
Из приведенных правовых норм следует, что подача в электронной форме в рамках обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг заявлений и документов, заверенных надлежащей электронной подписью, не предполагает последующее их дублирование в форме оригиналов на бумажном носителе.
ООО "Стройцех" обладает усиленной квалифицированной подписью.
Поскольку в соответствии с пунктом 9 Порядка копии документов должны быть заверены подписью и печатью заявителя или нотариально на выбор заявителя, то заверенные усиленной квалифицированной подписью заявление и прилагаемые к нему копии документов в соответствии с указанными требованиями Порядка и поданные посредством Портала равнозначны документам, подписанным собственноручной подписью и заверенным печатью организации.
Правила определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N634. В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления при обращении за получением таких услуг допускается использование как простой электронной подписи, так и (или) усиленной квалифицированной электронной подписи. Как следует из пункта 2 указанных Правил, при обращении в электронной форме за получением услуги заявление и каждый прилагаемый к нему документ подписываются тем видом электронной подписи, допустимость использования которых установлена федеральными законами, регламентирующими порядок предоставления государственной или муниципальной услуги либо порядок выдачи документа, включаемого в пакет документов. В случаях, если указанными федеральными законами используемый вид электронной подписи не установлен, вид электронной подписи определяется в соответствии с критериями определения видов такой подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 40 Порядка, подпунктом 10 пункта 25 Регламента одним из оснований отказа в выдаче специального разрешения является отсутствие оригинала заявления и схемы автопоезда на момент выдачи специального разрешения, заверенных документов транспортного средства только в случае, если заявление и документы направлялись в уполномоченный орган с использованием факсимильной связи, указанное требование не распространяется на заявление и документы, поданные посредством Портала.
Как следует из письма ФКУ "Дальуправтодор" от 20.12.2013 N11/8386, отказ заявителю в выдаче специального разрешения связан именно с непредоставлением оригиналов ранее поданных посредством Портала и рассмотренных уполномоченным органом заявления и схемы транспортного средства, заверенных копий документов.
Исходя из приведенных нормативных правовых актов, материалов дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что отказ ФКУ "Дальуправтодор" в выдаче специального разрешения по причине непредоставления заявителем оригиналов заявлений и соответствующих документов на бумажном носителе, поданных посредством Портала и заверенных электронной подписью, следует признать незаконным, возлагающим на заявителя дополнительные обязанности по доставке таких документов.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8 Порядка в заявлении указывается маршрут движения, включающий пункт отправления - пункт назначения с указанием их адресов в населенных пунктах, если маршрут проходит по улично-дорожной сети населенных пунктов, вид перевозки (международная, межрегиональная, местная).
В заявлениях ООО "Стройцех" от 15.10.2013 NN230, 233, 234, 235, 236, 237, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245 в графе "маршрут движения" указано: г. Холмск (89 км. Автодороги Южно-Сахалинск - Холмск) - Южно-Сахалинск (северо-западная объездная дорога - ул. Ленина - ул. Дорожная) - Корсаков (37 км. автодороги Южно-Сахалинск - Корсаков), указанный заявителем маршрут движения послужил основанием для отклонения ФКУ "Дальуправтодор" заявлений ООО "Стройцех".
При этом ФКУ "Дальуправтодор" предлагает заявителю исправить формулировку маршрута движения с "г. Холмск (89 км. Автодороги Южно-Сахалинск - Холмск) - Южно-Сахалинск (северо-западная объездная дорога - ул. Ленина - ул. Дорожная) - Корсаков (37 км. автодороги Южно-Сахалинск - Корсаков)" на "км 87 - км 5 а\д А392 - Северо-Западный объезд г. Южно-Сахалинска (ул. Ленина - ул. Дорожная) - км 5 - 37 км а\д А391".
В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства министерства транспорта Российской Федерации от 15.02.2013 N161-р "Об организации предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог или по территориям двух и более субъектов Российской Федерации или в международном сообщении" территория обслуживания ФКУ "Дальуправтодор" включает, в частности, автомобильную дорогу Южно-Сахалинск - Холмск: (начало участка) 5 +775- (конец участка) 86+873 км., автомобильную дорогу Южно-Сахалинск - Корсаков: (начало участка) 5+890 - (конец участка) 36+242 км.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального назначения утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N928, в соответствии с которым автомобильная дорога Южно-Сахалинск-Корсаков имеет одноименное наименование, учетный номер А-391, (протяженностью 31,0 км.), автомобильная дорога Южно-Сахалинск - Холмск также имеет одноименное наименование, учетный номер А-392 (протяженностью 81,0 км.).
При этом перечень не содержит каких-либо иных федеральных дорог такого маршрута следования.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 18.07.2013 N355 утвержден перечень и идентификационные номера автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Сахалинской области.
В указанный перечень включена обычная автомобильная дорога "Северо-западный объезд г. Южно-Сахалинска" с учетным номером 64 К-9. Иной Северо-западной объездной дороги перечень не содержит. Также указанный перечень не содержит иных дорог по маршрутам Южно-Сахалинск-Холмск и Южно-Сахалинск-Корсаков.
В заявлениях ООО "Стройцех" указан маршрут движения: Южно-Сахалинск (северо-западная объездная дорога - ул. Ленина - ул. Дорожная). Поводом к отказу в рассмотрении данных заявлений послужило указание уполномоченным органом на необходимость изменить формулировку на "Северо-Западный объезд г. Южно-Сахалинска (ул. Ленина - ул. Дорожная)".
Поскольку учетные номера автомобильных дорог являются уникальными, перестановка слов в маршруте движения не изменяет существа самого маршрута, следовательно, отказ ФКУ "Дальуправтодор" в рассмотрении заявлений общества в связи с предложением изменить маршрут движения транспортного средства с "г. Холмск (89 км. Автодороги Южно-Сахалинск - Холмск) - Южно-Сахалинск (северо-западная объездная дорога - ул. Ленина - ул. Дорожная) - Корсаков (37 км. автодороги Южно-Сахалинск - Корсаков)" на "км 87 - км 5 а\д А392 - Северо-Западный объезд г. Южно-Сахалинска (ул. Ленина - ул. Дорожная) - км 5 - 37 км а\д А391" в заявлениях ООО "Стройцех" от 15.10.2013 NN230, 233, 234, 235, 236, 237, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245 является необоснованным.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, пунктом 2 указанной части запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Учитывая, что незаконные действия уполномоченного органа при предоставлении государственных услуг необоснованно возлагают на заявителя обязанность по предоставлению платежных поручений об оплате государственной пошлины, оригиналов заявлений с прилагаемыми документами, поданными посредством Портала и заверенными усиленной электронной подписью, на бумажном носителе, вносить в формулировку маршрута движения транспортного средства изменения, затягивают сроки рассмотрения заявлений и принятие по ним решений о выдаче специальных разрешений, создают необоснованные препятствия осуществлению деятельности ООО "Стройцех", данные действия ФКУ "Дальуправтодор" нарушают пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела N8-01\289 установлено, что несоблюдение ФКУ "Дальуправтодор" установленных сроков согласования и выдачи специальных разрешений по заявлениям ООО "Стройцех" от 21.06.2013 N63, 09.09.2013 N186, 22.10.2013 N263 связано с тем, что владельцами автомобильных дорог согласование маршрута транспортного средства, по которым проходит такой маршрут, не соблюдается 4-дневный срок, отведенный на такое согласование.
При этом уполномоченный орган в соответствии с пунктом 22 Порядка в случае нарушения владельцами автомобильных дорог или согласующими организациями установленных сроков согласования вправе лишь приостановить оформление специального разрешения до получения ответа с предоставлением заявителю информации о причинах приостановления. При этом ФКУ "Дальуправтодор" не уполномочено принимать меры воздействия к владельцам дорог в связи с несоблюдением ими сроков согласования маршрута.
В силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает в данной части рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях ответчика.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ФКУ "Дальуправтодор", выразившиеся в отказе в рассмотрении заявлений ООО "Стройцех" от 24.07.2013 NN149, 152, от 26.07.2013 NN153, 154, 159, 160, от 03.08.2013 NN162, 163, 164 на выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в связи с непредоставлением платежного поручения об уплате государственной пошлины за выдачу специального разрешения, заявлений общества от 15.10.2013 NN230, 233, 234, 235, 236, 237, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245 в связи с ненадлежащим указанием маршрута движения транспортного средства, в отказе ООО "Стройцех" в выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства по причине непредоставления оригиналов заявлений и схем транспортного средства, заверенных копий документов, поданных посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг и заверенных электронной подписью, нарушающими пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать ФКУ "Дальуправтодор" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Дело N8-01/289 в части несоблюдения ФКУ "Дальуправтодор" установленных сроков согласования и выдачи специальных разрешений по заявлениям ООО "Стройцех" от 21.06.2013 N63, 09.09.2013 N186, 22.10.2013 N263 прекратить в связи с отсутствием в действиях учреждения признаков нарушения антимонопольного законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ.
5. Передать материалы дела в части несоблюдения сроков согласования маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, в прокуратуру Сахалинской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 4
"17" февраля 2014 года г. Хабаровск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании своего решения от "17" февраля 2014 N 8 по делу N 8-01/289, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" о нарушении ФКУ "Дальуправтодор" пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
1. ФКУ "Дальуправтодор" в срок до 03 марта 2014 года прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в отказе в рассмотрении заявлений ООО "Стройцех" от 24.07.2013 NN149, 152, от 26.07.2013 NN153, 154, 159, 160, от 03.08.2013 NN162, 163, 164 на выдачу специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в связи с непредоставлением платежного поручения об уплате государственной пошлины за выдачу специального разрешения, заявлений общества от 15.10.2013 NN230, 233, 234, 235, 236, 237, 239, 240, 241, 242, 243, 244, 245 в связи с ненадлежащим указанием маршрута движения транспортного средства, в отказе ООО "Стройцех" в выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства по причине непредоставления оригиналов заявлений и схем транспортного средства, заверенных копий документов, поданных посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг и заверенных электронной подписью, с целью чего:
- исключить случаи отказа в рассмотрении заявлений в связи с непредоставлением в составе документов платежного поручения об уплате государственной пошлины за выдачу специального разрешения;
- исключить случаи требования оригиналов заявлений и соответствующих документов на бумажном носителе при направлении заявителями документов посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг, оформленных в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, и случаи отказа в выдаче специальных разрешений в связи с непредоставлением таких документов;
- исключить случаи необоснованного отклонения заявлений заявителей при наличии возможности однозначно установить маршрут движения транспортного средства из указанного заявителем такого маршрута в представленных документах;
-провести соответствующую разъяснительную работу с должностными лицами, ответственными за организацию и рассмотрение заявлений о выдаче специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
2. Об исполнении настоящего предписания сообщить в Хабаровское УФАС России не позднее 5 (пяти) дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 17 февраля 2014 г. N 8-01/289
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016