Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области
от 18 февраля 2014 г. N Т14/09
Резолютивная часть объявлена 13.02.2014
Решение в полном объеме изготовлено 18.02.2014 г. Тюмень
Комиссия Тюменского УФАС России по рассмотрению жалоб при проведении торгов в составе:
Председатель Комиссии: |
Поткина И.В. |
- заместитель руководителя управления, |
Члены комиссии: |
Москвичева О.Н. Верзун Ю.Д. |
- начальник отдела, - заместитель начальника отдела, |
рассмотрев дело NТ14/09 по признакам нарушения Автономным стационарным учреждением социального обслуживания населения Тюменской области "Детский психоневрологический дом-интернат" (далее - Заказчик) действующего законодательства при проведении торгов,
в присутствии:
- представителя заявителя - ООО Торговая компания "Мария" (г.Тюмень, ул.Ветеранов Труда, 40А) -.
- представителя ответчика - АСУСОН ТО "Детский психоневрологический дом-интернат" (625503, 296 километр Федеральной автомобильной дороги "Екатеринбург-Тюмень") -. установила:
В Тюменское УФАС России 06.02.2014 г. в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также - Закон о защите конкуренции) поступила жалоба ООО Торговая компания "Мария" о нарушении Автономным стационарным учреждением социального обслуживания населения Тюменской области "Детский психоневрологический дом-интернат" (далее по тексту - Заказчик, ответчик) действующего законодательства при проведении запросов котировок на поставку кисломолочного продукта, йогуртный, пастеризованный "Нежный", извещение N 31400823885, на поставку пюре фруктового в ассортименте, извещение N 31400823925 (далее по тексту - запросы котировок).
Указанная жалоба ООО Торговая компания "Мария" (далее также - заявитель) признана соответствующей требованиям, предусмотренным ч. 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции и принята к рассмотрению.
На основании ч. 11 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции информация о поступлении указанной жалобы и ее содержании размещена на официальном сайте Тюменского УФАС России http://tyumen.fas.gov.ru/.
В ходе заседания комиссии по рассмотрению настоящего дела представитель заявителя доводы, изложенные в жалобе, поддержал, пояснив, что заявка ООО Торговая компания "Мария" была подана с соблюдением всех установленный в извещении требований Заказчика, в установленные сроки и содержала цену ниже начальной (максимальной). Также было озвучено, что заявителю не ясно, по какой причине его заявка не была допущена к участию в запросе котировок, так как протокол от 27.01.2014 г. не содержит оснований для отклонения заявок.
Присутствующий представитель ответчика с доводами заявителя не согласился, указав, что заявки ООО Торговая компания "Мария" не соответствуют требованиям, установленным в извещениях, а именно: не содержат сведений о продукте в графе "качественные характеристики по фасовке, по единице измерения, по объемам, по производителю". Также, по мнению заказчика, вызывает сомнение раздел заявок: "сведения о включенных в цену товара, работ, услуг расходах". Заказчик полагает, что формулировка в протоколе "не соответствует требованиям, установленным в извещении" отражает фактические обстоятельства дела и не требует конкретизации.
Комиссия, заслушав представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
1. Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов установлены Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках).
В силу части 1 статьи 1 Закона о закупках целями его регулирования являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей указанных выше юридических лиц в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Пунктом 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Положениями статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1); в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки (часть 3).
Протоколом наблюдательного совета АСУСОН ТО "Детский психоневрологический дом-интернат" N9 от 25.07.2013 года утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд АСУСОН ТО "Детский психоневрологический дом-интернат" (далее по тексту - Положение). Положение и вносимые в него изменения размещены на официальном сайте http://zakupki/gov.ru, а также на сайте заказчика http://uddi72.ru.
Статьей 4 Закона о закупках установлены общие обязательные требования к порядку размещения информации при проведении любых процедур закупок. В, частности, частью 5 указанного закона установлено, что при закупке на официальном сайте размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке.
Согласно части 6 статьи 4 Закона о закупках положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению в единой информационной системе дополнительная информация.
Из указанных нормоположений следует, что вся перечисленная в части 5 статьи 4 информация должна размещаться на официальном сайте (в единой информационной системе).
20.01.2014 года на официальном сайте http://zakupki/gov.ru при осуществлении Автономным стационарным учреждением социального обслуживания населения Тюменской области "Детский психоневрологический дом-интернат" закупок путем проведения запроса котировок были размещены: извещение N 31400823885 о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку кисломолочного продукта, йогуртный, пастеризованный "Нежный", извещение N 31400823925 о проведении запроса котировок на право заключения договора на поставку пюре фруктового в ассортименте, а также проекты договоров к указанным извещениям.
Документация о закупках, предусмотренная частью 5 статьи 4 Закона о закупках, не была размещена.
Право участника закупки обжаловать действия заказчика в антимонопольный орган предусмотрено частью 10 статьи 3 Закона о закупках. В частности, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случае неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупке размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения.
В соответствии с ч.1 Приказа Федеральной антимонопольной службы от 18 января 2013 г. N 17/13 "Об утверждении порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг", жалобы на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона о закупках, осуществляемой путем проведения запроса котировок, рассматриваются ФАС России и его территориальными органами в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, у антимонопольного органа имелись основания для рассмотрения жалобы ООО ТК "Мария" по существу в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссия антимонопольного органа установит иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Частью 10 статьи 4 Закона о закупках устанавливается перечень сведений, которые должны быть указаны в документации о закупке. Согласно п.2 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
Согласно п.8.4. Положения, извещение о проведении запроса котировок должно содержать в том числе форму котировочной заявки (разрабатываемую и утверждаемую котировочной комиссией), требования к закупаемым товарам, работам, услугам, в том числе наименование и количество поставляемых товаров, наименование и объем выполняемых работ, оказываемых услуг, их функциональные (потребительские), технические, количественные и качественные характеристики, требование к их безопасности, сроки и (или) объем предоставления гарантий качества, требования к результатам работ, услуг, требования к упаковке товара, отгрузке товара.
Вместе с тем, в нарушение установленных Заказчиком требований Положения (п. 8.4) извещения о проведении указанных выше закупок не содержат форму заявки, а требования к закупаемым товарам содержатся в таблице "Информация о товаре, работе, услуге", где должны быть указаны: классификация по ОКДП, классификация по ОКВЭД, ед.измерения, количество (объем), дополнительные сведения.
В котировочной заявке, поданной ООО ТК "Мария" по запросу котировок цен N 31400823885 (поставка кисломолочного продукта, йогуртного, пастеризованного "Нежный"), заявителем представлена таблица, с аналогичной в извещении информацией о характеристиках предмета договора. Указанные характеристики соответствуют требованиям, содержащимся в извещении.
Пунктом 8.8. Положения предусмотрено, что Комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок.
В соответствии с протоколом проведения котировки цен N1 от 27.01.2014 г., на участие в запросе котировок цен подали заявки 5 участников, в том числе и ООО ТК "Мария", заявка которого отклонена по причине несоответствия требованиям, установленным в извещении.
При этом, победителем закупки была признана ИП Коренцова Л.С., предложившая в заявке цену, превышающую цены остальных участников запроса котировок, по начальной (максимальной) цене, указанной в извещении.
Согласно котировочной заявке, поданной ООО ТК "Мария" по запросу котировок цен N 31400823925 (поставка пюре фруктового в ассортименте), заявителем представлена таблица с аналогичной в извещении информацией о характеристиках предмета договора. Указанные характеристики также соответствуют требованиям, содержащимся в извещении.
В соответствии с протоколом проведения котировки цен N1 от 27.01.2014 г., на участие в запросе котировок цен подали заявки 7 участников, в том числе и ООО ТК "Мария", заявка которого отклонена по причине несоответствия требованиям, установленным в извещении.
При этом, победителем закупки была признана ИП Коренцова Л.С., предложившая в заявке цену, превышающую цены остальных участников запроса котировок, по начальной (максимальной) цене, указанной в извещении.
Согласно пояснениям заявителя, в связи с тем, что извещения не содержали формы заявки, ООО ТК "Мария" оформило заявки в той форме, которую ранее предоставляло на аналогичные запросы котировок.
Таким образом, заявки ООО ТК "Мария", поданные по запросам котировок цен N 31400823885, N 31400823925, были отклонены заказчиком неправомерно, в нарушение п.8.8.Положения.
2. Протокол проведения котировки цен N1 от 27.01.2014 г.(на поставку пюре фруктового в ассортименте), протокол проведения котировки цен N1 от 27.01.2014 г (на поставку кисломолочного продукта, йогуртного, пастеризованного "Нежный") не содержал причины отклонения котировочных заявок. Данное обстоятельство ни заявителем, ни заказчиком не опровергается.
Пунктом 8.10 Положения закреплено, что результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, который размещается в течении 3 дней со дня его подписания.
Отсутствие в протоколе четкого обоснования причин отклонения заявок вводит участников закупки в заблуждение.
Необоснованное отклонение заявок участников запроса котировок, в том числе ООО ТК "Мария", привело к необоснованному ограничению участия в рассматриваемых запросах котировок, созданию преимущественных условий участия ИП Коренцовой.
Обстоятельства, изложенные в жалобе, позволяют сделать вывод о необходимости проведения проверки и принятия процессуального решения на предмет наличия оснований для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в части нарушения запретов, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, как было указано выше, по результатам запросов котировок между АСУСОН ТО "Детский психоневрологический дом-интернат" и ИП Коренцовой Л.С. были заключены договоры на поставку продуктов питания (пюре фруктового в ассортименте; кисломолочного продукта, йогуртного, пастеризованного "Нежный"), в связи с чем Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания.
Руководствуясь частью 1,4, 20 ст.18.1, частями 1 - 4 статьи 41, частями 1, 2 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Признать жалобу ООО Торговая компания "Мария" на действия Автономного стационарного учреждения социального обслуживания населения Тюменской области "Детский психоневрологический дом-интернат" при проведении запросов котировок на поставку кисломолочного продукта, йогуртный, пастеризованный "Нежный", извещение N 31400823885, на поставку пюре фруктового в ассортименте, извещение N 31400823925 обоснованной.
Признать Автономное стационарное учреждение социального обслуживания населения Тюменской области "Детский психоневрологический дом-интернат" нарушившим ч.5 ст.4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" пункты 8.4, 8.8. Положения о закупке товаров, работ, услуг для собственных нужд АСУСОН ТО "Детский психоневрологический дом-интернат".
Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения не выдавать в связи с заключением договоров.
Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с ч. 23 статьей 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.В.Поткина
Члены Комиссии: О.Н.Москвичева
Ю.Д. Верзун
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 18 февраля 2014 г. N Т14/09
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016