Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
от 5 апреля 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля за размещением государственных заказов, |
- Рыжов Д.В. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля за размещением государственных заказов, |
с участием:
- Макаричевой Р.Н. |
- |
представителя Управления Судебного департамента в Чувашской Республике (доверенность N3/2 от 15.02.2012), |
- Спасова С.О. |
- |
представителя ФГУП "Почта России" (доверенность б/н от 15.02.2012), |
рассмотрев жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Чувашской Республики (далее также - ФГУП "Почта России", заявитель) на действия Управления Судебного департамента в Чувашской Республике (далее также - заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг для государственных нужд, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на действия Управления Судебного департамента в Чувашской Республике о нарушении требований Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовых отправлений для нужд районных судов Чувашской Республики N0115100002512000020 (далее также - аукцион в электронной форме).
По мнению заявителя, документация об открытом аукционе в электронной форме содержит неправомерные требования к услугам, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа, что не соответствует положениям Закона о размещении заказов.
Представитель заявителя на заседании комиссии Нижегородского УФАС России поддержал изложенную в жалобе позицию и требования в полном объёме.
Представитель Управления Судебного департамента в Чувашской Республике на заседании комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе, не согласилась, факт нарушения требований Закона о размещении заказов не признала, считает жалобу ФГУП "Почта России" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемого размещения заказа в соответствии с требованиями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 14.11.2007 N379, пришла к следующим выводам.
1) 21.03.2012 на официальном сайте www.zakupki.ru и на электронной площадке www.roseltorg.ru размещены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовых отправлений для нужд районных судов Чувашской Республики и документация об аукционе в электронной форме.
Оператором электронной площадки является открытое акционерное общество "Единая электронная торговая площадка" (далее также - ОАО "Единая электронная торговая площадка").
Государственным заказчиком данного размещения заказа выступает Управление Судебного департамента в Чувашской Республике.
Предметом данного размещения заказа является право на заключение государственного контракта на оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовых отправлений для нужд районных судов Чувашской Республики.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 000 097,00 рублей.
2) Частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 названного Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 34 и частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть установлены для определения соответствия потребностям заказчика потребностям заказчика или эквивалентности минимальные и максимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут меняться.
Частью 3.1 статьи 34 и частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Комиссия Нижегородского УФАС России, изучив документацию об открытом аукционе в электронной форме, пришла к следующим выводам.
Требования к услугам определены в Техническом задании на оказание услуг почтовой связи документации об открытом аукционе в электронной форме, в том числе в части требования о присвоении каждому почтовому отправлению уникального номера и штрих-кода с целью отслеживания почтовых отправлений.
Установление требований к иным качественных характеристик услуг подобным образом не противоречит законодательству и не приводит к ограничению количества участников размещения заказа. Доказательств обратного заявителем не представлено.
Кроме того, в Законе о размещении заказов отсутствуют нормы, предписывающие заказчику при определении условий, предъявляемых к качеству и характеристикам товаров, работ, услуг, проверять наличие технических и иных возможностей всех потенциальных участников размещения заказа для обеспечения ими условий контракта.
Приказ Госкомсвязи России от 27.04.1999 N77 "О внедрении в почтовой связи шрихкодовых идентификаторов", Приказ Минсвязи РФ от 11.02.2000 N15 "О развитии системы штрихкодовой идентификации в почтовой связи", на которые ссылается заявитель, являются внутренними локальными актами, направленными на развитие штрихкодовой идентификации, и не могут запретить заказчикам определять необходимые для них требования к качеству и характеристикам услуг. Каких-либо норм, предусматривающих возможность нанесения штрих-кода только на регистрирующую корреспонденцию, действующее законодательство не содержит.
Таким образом, условие о присвоении всем почтовым отправлениям уникального номера и штрих-кода с целью отслеживания через "Интернет" является требованием заказчика к качеству и характеристикам услуг, устанавливаемым в соответствии с его потребностями. Доказательств обратного заявителем не представлено.
3) По смыслу пункта 6.1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с положениями статьи 19.1 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов порядок формирования цены контракта (с учётом или без учёта расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).
Согласно части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
В силу части 3 статьи 19.1 Закона о размещении заказов Размещение на официальном сайте конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе документации об открытом аукционе в электронной форме), извещения о проведении запроса котировок, в которых указываются обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и иная предусмотренная частью 2 названной статьи информация, признается добросовестным исполнением требований настоящей статьи.
В разделе III технической части документации об открытом аукционе в электронной форме указано, что для установления начальной (максимальной) цены контракта использованы результаты изучения рынка почтовых услуг: ООО "Городская курьерская служба" г. Иваново, ООО "ФПС" г. Ярославль, информация об услугах и тарифах на сайте в сети "Интернет": http://russianpost.ru: тарифы на услуги почтовой связи по пересылке внутренней корреспонденции ФГУП "Почта России".
Тот факт, что государством регулируются тарифы на ряд товаров, работ и услуг субъектов естественных монополий не означает, что заказчики не могут установить начальную (максимальную) цену контракта более низкую при наличии предложений на рынке и соответствующее обоснование такой цены.
Таким образом, содержащееся в документации об открытом аукционе в электронной форме обоснование начальной (максимальной) цены контракта соответствует требованиям части 1 статьи 19.1 Закона о размещении заказов и содержит полученные заказчиком информацию и использованные источники информации о ценах услуг (в частности посредством сети "Интернет") в полном объёме.
Довод ФГУП "Почта России" о том, что установление цены подобным образом исключает участие ФГУП "Почта России" в торгах с учётом изложенного выше признаётся несостоятельным. Доказательств ограничения участия ФГУП "Почта России" по указанному основанию в материалах дела не представлено.
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы ФГУП "Почта России" в полном объёме.
4) Частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
При этом частью 2 статьи 41.6 предусмотрено, что документация об открытом аукционе в электронной форме не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Между тем в документации об открытом аукционе в электронной форме определено, что вторая часть заявки должна заполняться в соответствии с Приложением N1 (Анкета участника размещения заказа).
Таким образом, определив в документации об аукционе в электронной форме требования к форме заявки, заказчик нарушил положения части 2 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
5) Кроме того, в рассматриваемой документации об открытом аукционе в электронной форме определены требования к "шагу аукциона", не соответствующие положениям Закона о размещении заказов в редакции от 12.12.2011, действующей в период утверждения данной документации (используется законодательство в редакции от 08.05.2010).
6) 02.04.2012 единой комиссией Управления Судебного департамента в Чувашской Республике рассмотрены первые части заявок на участие в названном открытом аукционе в электронной форме. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе N09а/2012 от 02.04.2012.
Согласно пункту 5 рассматриваемого протокола на момент окончания срока подачи заявок поступила одна заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с частью 21 статьи 41.8 Закона о размещении заказов открытый аукцион в электронной форме признан несостоявшимся.аукцион признан несостоявшимя.шимя.ров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
В соответствии с пунктом 6.1 протокола N09а/2012 от 02.04.2012 единой комиссией Управления Судебного департамента в Чувашской Республике принято решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку под N1 (ООО "Федеральная почтовая служба"), к участию в названном открытом аукционе в электронной форме.
04.04.2012 состоялась процедура рассмотрения второй части единственной заявки, поданной на участие в открытом аукционе в электронной форме.
Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе подведения итогов открытого аукциона в электронной форме N2-09а/2012 от 04.04.2012, который 05.04.2012 размещён на сайте электронной площадки www.etp.roseltorg.ru.
В соответствии с пунктом 6 указанного протокола заявка ООО "Федеральная почтовая служба" признана соответствующей требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Нарушений законодательства о размещении заказов при проведении указанных процедур не выявлено.
7) В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона о размещении заказов при выявлении нарушения требований законодательства Российской Федерации о размещении заказов уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти вправе выдать, заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что нарушения, допущенные государственным заказчиком, не повлияли на результаты открытого аукциона в электронной форме, в связи с чем необходимость выдачи ему предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 4 статьи 60 Закона о размещении заказов уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовых отправлений для нужд районных судов Чувашской Республики было приостановлено до рассмотрения жалобы ФГУП "Почта России" по существу (уведомление Нижегородского УФАС России от 03.04.2012 N09/3108).
В связи с тем, что указанная жалоба рассмотрена и признается необоснованной, в целях продолжения размещения указанного заказа возникает необходимость выдачи оператору электронной площадки (ОАО "Единая электронная торговая площадка") предписания о прекращении приостановления размещения данного заказа, что не противоречит части 9 статьи 17 Закона о размещении заказов.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 9 статьи 17 и частью 6 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере размещения заказов решила:
1. Признать жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала - Управления Федеральной почтовой связи Чувашской Республики при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг почтовой связи по пересылке почтовых отправлений для нужд районных судов Чувашской Республики необоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Управление Судебного департамента в Чувашской Республике - нарушившим положения части 2 статьи 41.6 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать оператору электронной площадки - ОАО "Единая электронная торговая площадка" предписание о прекращении приостановления размещения указанного заказа.
4. Направить материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Д.В. Рыжов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 5 апреля 2012 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016