Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 25 февраля 2014 г. N 02-04/989
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 февраля 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель |
- |
Бугаев Д.В. |
Руководитель Управления |
Член комиссии |
- |
Цакулов Ю.Г. |
Зам. руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля |
Член комиссии |
- |
Спирина Т.А. |
Зам. начальника отдела антимонопольного контроля |
Член комиссии |
- |
Касаткин В.В. |
Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля |
в отсутствии представителей заявителей, представителей ответчиков, а также третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, рассмотрев дело N 10-13, возбужденное в отношении
ООО "Радиус-А"
(163000, г. Архангельск, ул. Северодвинская, 63)
МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск"
(163002, г. Архангельск, ул. Касаткиной, 9)
по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во взимании с потребителей платы за опломбировку (ввод в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, тем самым ущемляет интересы других лиц, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (далее - Архангельское УФАС России, Управление) поступили заявления Мошарева В.Ф. и Пинежанинова А.А. о нарушении, по мнению заявителей, ООО "Радиус-А" (далее - Общество) требований антимонопольного законодательства, выразившемся в необоснованном взимании с потребителей платы за опломбировку (ввод в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.
Постановлением Мэрии города Архангельска от 19.06.2013 N 423 "Об определении гарантирующих организаций и установлении зон их деятельности" МУП "Водоканал" наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на всей территории муниципального образования "Город Архангельск", кроме района поселка станции "Исакогорка" (в поселке Исакогорка МО "Город Архангельск" услуги водоснабжения предоставляются Исакогорским участком Дирекции по тепловодоснабжению Северной железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги". Участок осуществляет деятельность по эксплуатации магистральных сетей водопровода, находящихся в собственности ОАО "РЖД").
Следовательно, гарантирующим поставщиком на территории муниципального образования "Город Архангельск" в границах протяженности централизованных сетей водоснабжения МО "Город Архангельск", кроме района поселка станции "Исакогорка", определено МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" (далее - МУП "Водоканал", Предприятие).
При рассмотрении заявления установлено, что помимо услуг водоснабжения, оказываемых МУП "Водоканал" в соответствии с утвержденной платой, МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" вплоть до 22 декабря 2011 года оказывало и прочие услуги, в том числе опломбировку индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды.
22.12.2011 между МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" и ООО "Радиус-А" заключен агентский договор N 497/11 (далее - Агентский договор). Согласно условиям Агентского договора, ООО "Радиус-А" принимает и ведет учет заявок на установку водомеров и узлов учета, а также на их приемку в эксплуатацию и замену, поступивших от третьих лиц, являющихся абонентами (субабонентами) МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск"; заключает самостоятельные договоры с абонентами (субабонентами) на установку водомеров и узлов учета потребления, а также на их приемку в эксплуатацию; получает оплату по указанным договорам на расчетный счет или в кассу.
Таким образом, МУП "Водоканал", по средством заключения агентского договора передало ООО "Радиус-А" (далее - Общество) часть своих полномочий, т.е. предоставило преимущественное право на опломбировку (ввод в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды для физических и юридических лиц, являющихся абонентами (субабонентами) МУП "Водоканал", а также право взимания денежных средств за оказанные услуги.
В соответствии с действующим законодательством, работы по опломбировке (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды должны осуществляться без взимания платы.
На основании изложенного, в отношении ООО "Радиус-А" было возбужденно дело N 10-13 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося во взимании с потребителей платы за опломбировку (ввод в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета горячего и холодного водоснабжения.
Определением Архангельского УФАС России от 19.06.2013 N 02-04/3220 рассмотрение дела N 10-13 было назначено на 04 июля 2013 года.
На заседании Комиссии 04.07.2013 Мошарев В.Ф. и Пинежанинов А.А. поддержали заявленные требования в полном объеме, а именно:
- установка индивидуальных приборов учета воды для населения и юридических лиц незаконна и противоречит действующему законодательству РФ.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в своих объяснениях, а именно ввиду того, что оказание услуг по опломбировке (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды населению и юридическим лицам является самостоятельным видом деятельности, не относящимся в деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения. Оплата таких услуг не включена в тарифы по оплате услуг водоснабжения и водоотведения, в связи с чем, взимание платы за оказание таких услуг является правомерным.
Определением Комиссии Архангельского УФАС России от 30.07.2013 N 02-04/4036, в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и доказательств, дело было отложено в соответствии со статьей 47 Закона о защите конкуренции, МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" привлечено в качестве второго ответчика.
В своих объяснениях по делу N 10-13 МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" сообщило, что работы по опломбировке (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета должны быть произведены до для начала расчетов на основании показаний приборов учета, а ввиду того, что прибор учета является собственностью абонента, а также что именно абонент заинтересован в достоверном учете потребленного коммунального ресурса для осуществления расчетов, бремя расходов по вводу в эксплуатацию должен нести абонент.
В последующем ввиду невозможности разрешения дела в заседании, а также в связи с необходимостью получения дополнительных материалов и доказательств, на основании статьи 47 Закона о защите конкуренции Комиссия Архангельского УФАС России выносила определения об отложении данного дела.
В связи поступившими в адрес антимонопольного органа заявлениями ООО "Туристическое агентство "Визит" и Савельевой Е.Р. по аналогичным вопросам, также в качестве заинтересованного лица к участию в деле были привлечены ООО "Туристическое агентство "Визит" и Савельева Е.Р.
11 февраля 2013 года состоялось заседание Комиссии Архангельского УФАС России по рассмотрению дела N 10-13.
Комиссия рассмотрела дело с учетом следующего.
В соответствии с частью 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 23.10.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении), производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно частям 1, 5 статьи 13 Закона об энергосбережении, собственники, в том числе, помещений в жилом многоквартирном доме, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с законодательством, существует два вида опломбирования индивидуальных приборов учета.
Первый - установка пломбы на индивидуальный прибор учета его изготовителем (при первичной поверке) для предотвращения несанкционированного доступа к его внутренним частям и изменения показаний без видимого повреждения самого счетчика и (или) пломбы, что соответствует положениям пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".
Второй вид опломбирования имеет целью пресечь отбор коммунального ресурса, не учтенного индивидуальным прибором учета.
Соответствующая пломба устанавливается уже после монтажа индивидуального прибора учета на сетях, и заинтересован в ней, прежде всего, поставщик ресурса.
Таким образом, опломбирование места установки индивидуального прибора учета чаще всего связывают с его вводом в эксплуатацию, без такой пломбы исполнитель не принимает показания счетчика при расчете платы за коммунальные услуги, что исключает возможность для потребителя использования прибора учета по назначению.
Частями 5 и 5.1 статьи 13 Закона об энергосбережении установлена обязанность, в частности, собственников помещений в многоквартирном доме обеспечить оснащение домов индивидуальными приборами учета, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В силу статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Ввод в эксплуатацию источников тепловой энергии и подключение теплопотребляющих установок новых потребителей без оборудования точек учета приборами учета согласно правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя не допускаются. Приборы учета устанавливаются собственниками вводимых в эксплуатацию источников тепловой энергии или теплопотребляющих установок и эксплуатируются ими самостоятельно либо по договору оказания услуг коммерческого учета, заключенному со специализированной организацией. Коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: 1) установку приборов учета; 2) эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета.
Согласно пункту 7.1 Правил учета тепловой энергии, утвержденных Минтопэнерго России 12 сентября 1995 года N Вк-4936 (далее - Правила учета тепловой энергии), допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.
Акт допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя должен быть утвержден руководителем энергоснабжающей организации.
Согласно пунктам 7.4 и 7.5 Правил учета тепловой энергии, при допуске в эксплуатацию узла учета потребителя после получения акта представитель энергоснабжающей организации пломбирует приборы узла учета тепловой энергии и теплоносителя. Узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Законодатель определил в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в качестве обязательного условия использование потребителями при расчетах за потребленные коммунальные ресурсы индивидуальных приборов учета, находящихся в исправном состоянии и надлежащим образом опломбированных, не установил в качестве дополнительного условия обязательное опломбирование места установки индивидуального прибора учета, тем самым, исходил из презумпции добросовестности потребителя.
В соответствии с пунктом 52 Правил N 354, потребитель обязан информировать исполнителя об изменении оснований и условий пользования коммунальными услугами и их оплаты не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений.
Кроме того, указанным пунктом предусмотрено, что потребитель обязан: в целях учета коммунальных ресурсов, подаваемых потребителю, использовать коллективные (общедомовые), общие (квартирные) или индивидуальные приборы учета, внесенные в государственный реестр средств измерений; обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирные) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении; допускать в заранее согласованное с исполнителем время в занимаемое жилое помещение работников и представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а представителей исполнителя (в том числе работников аварийных измерений - это документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.
В соответствии с Правилами N 354, "индивидуальный прибор учета" - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса в одном жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме (за исключением жилого помещения в коммунальной квартире), в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
Таким образом, получение потребителем услуги по опломбировке места установки индивидуального прибора учета не обусловлено заинтересованностью потребителя (спросом), а обусловлено тем, что ресурсоснабжающей организацией ввод в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды ставится в прямую зависимость от опломбировки места установки прибора учета.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.
Приказом Госстроя РФ от 22.03.1999 N 66 утверждены "Рекомендации по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства", согласно которым предприятия и организации, осуществляющие эксплуатацию коммунальных систем водоснабжения и канализации населенных пунктов (организации ВКХ), должны определять нормативную численность руководителей, специалистов, служащих и рабочих; установить оптимальную структуру организаций ВКХ; произвести рациональную расстановку кадров; использовать для расчета нормативные затраты на оплату труда, которые являются одной из основных составляющих нормативной себестоимости и экономически обоснованных тарифов на услуги по водоснабжению и канализации. Согласно разделу 2.2.4 "Контроль и учет расхода воды", в обязанности сотрудника-контролера водопроводного хозяйства входит выполнение перечня работ: по контролю за правильностью снятия абонентами показаний средств измерений и представления ими сведений об объемах полученной питьевой воды; пломбирование задвижек на обводных линиях; производство расчетов за использованную воду в соответствии с действующими тарифами и оформление расчетов в соответствии с правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации; выявление самовольно возведенных устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения.
Приказом Госстроя РФ от 16.08.2000 N 184 утверждены "Рекомендации по нормированию труда на установку, обслуживание и ремонт приборов учета и регулирования в жилищно-коммунальном хозяйстве. Часть 1. Нормы времени на установку, обслуживание и ремонт счетчиков воды", где регламентированы нормы времени на установку, обслуживание и ремонт приборов измерения водопотребления - крыльчатых и турбинных счетчиков холодной и горячей воды. В документе перечислен состав работ, выполняемых при установке, обслуживании и ремонте приборов учета. Работы по опломбированию прибора учета (места установки прибора учета) не входят в состав работ по установке (монтажу) и эксплуатации (обслуживанию и ремонту) прибора учета.
Комиссией в ходе изучения нормативных правовых актов и материалов дела установлено, что опломбирование прибора учета (места установки прибора) осуществляется в процессе ввода прибора учета в эксплуатацию. Ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета не определен действующим законодательством в качестве самостоятельной услуги, и осуществляется для целей водоснабжения потребителей.
Кроме того, работы по опломбированию приборов учета (места установки прибора учета) не включена в классификатор услуг населению, утвержденный постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
Таким образом, опломбирование прибора учета (места установки прибора учета), выполняется работниками ресурсоснабжающих организаций при осуществлении деятельности по водоснабжению, и не является самостоятельной услугой, в связи с чем не образует самостоятельного товарного рынка.
МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" приказом от 13.06.96 N 40/29 (вкл.) включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, по предоставлению услуг водоснабжения и канализации ОКУН 042200 с долей менее 65% (более 50%) на территории г. Архангельска, т.е. занимает доминирующее положение на товарном рынке по предоставлению услуг водоснабжения и канализации в городе Архангельске.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к деятельности субъектов естественной монополии.
Кроме того, согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, МУП "Водоканал" является субъектом естественной монополии и в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг централизованного водоснабжения в границах протяженности централизованных сетей водоснабжения МУП "Водоканал" на территории МО "Город Архангельск", кроме района станции "Исакогорка".
В рамках рассмотрения дела N 10-13 Архангельским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг централизованного водоснабжения в границах протяженности централизованных сетей водоснабжения МУП "Водоканал" на территории МО "Город Архангельск", кроме района станции "Исакогорка", в части опломбировки (ввода в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды за период со II квартала 2011 года по 31.12.2013, по результатам которого, составлен аналитический отчет от 31.01.2014 (аналитический отчет приобщен к материалам настоящего дела).
По результатам исследования состояния конкуренции на товарном рынке услуг централизованного водоснабжения в границах протяженности централизованных сетей водоснабжения МУП "Водоканал" на территории МО "Город Архангельск", кроме района станции "Исакогорка", в части опломбировки (ввода в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды установлено, что:
- за период со II квартала 2011 года по 22.12.2011 доля МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" составляет 100 %.
Таким образом, Архангельское УФАС России делает вывод о том, что МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" является доминирующим хозяйствующим субъектом на товарном рынке услуг централизованного водоснабжения в границах протяженности централизованных сетей водоснабжения МУП "Водоканал" на территории МО "Город Архангельск", кроме района станции "Исакогорка", в части опломбировки (ввода в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды в период с II квартал 2011 по 22.12.2011.
Вместе с тем, из проведенного анализа конкурентной среды на товарном рынке услуг централизованного водоснабжения в границах протяженности централизованных сетей водоснабжения МУП "Водоканал" на территории МО "Город Архангельск", кроме района станции "Исакогорка", также следует, что 22.12.2011 между МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" (Принципал) и ООО "Радиус-А" (Агент) заключен агентский договор N 497/11 (далее - Договор) о нижеследующем.
Агент обязуется совершать от своего имени, но за счет Принципала указанные в пункте 1.2. настоящего Договора юридические и иные действия, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за исполнение указанных действий, а именно:
"1.2.1. Принимать и вести учет заявок на установку водомеров и узлов учета, а также на их приемку и эксплуатацию и замену, поступивших от третьих лиц - физических и юридических лиц, являющихся абонентами (субабонентами) Принципала (далее - третьи лица, абоненты). На основании указанных заявок Агент:
- заключает самостоятельные договоры с указанными третьими лицами на установку водомеров и узлов учета водопотребления, а также на их приемку в эксплуатацию и замену;
- своими силами (но за счет Принципала) выполняет вышеуказанные работы и осуществляет приемку - сдачу их результатов (в составлением соответствующего акта);
- получает оплату по вышеуказанным договорам от указанных лиц на расчетный счет или в кассу Агента.
1.2.2. При установке водомеров и узлов учета водопотребления, а также их приемке в эксплуатацию и замене, Агент обязан обеспечить соблюдение требований действующих нормативно-правовых актов РФ в этой сфере.
1.2.3. Агент обязан своевременно устранять недостатки и дефекты, допущенные при установке водомеров и узлов учета, а также их приемке в эксплуатацию и замене, при необходимости - осуществлять повторное обследование указанного оборудования (с составлением отдельного акта).
1.2.4. Агент обязан ежемесячно в составе отчета Агента предоставлять Принципалу сведения о количестве установленных, принятых в эксплуатацию и замененных за отчетный период водомеров и узлов учета (с указанием абонентов/субабонентов).
1.2.5. В течение сроков, установленных нормативно-правовыми актами РФ, Агент обязан обеспечить архивное хранение заявок от третьих лиц на установку водомеров и узлов учета, на их приемку в эксплуатацию и замену, а также актов их приемки.
1.2.7. Агент обязан представлять интересы Принципала при приемке узлов учета и водомеров (с правом подписи необходимых документов) в случаях, когда в соответствии с действующим законодательством РФ участие принципала в таких процедурах обязательно_".
Из пояснений МУП "Водоканал" МО "Архангельск" следует, что аналогичных договоров по опломбировке (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета с другими организациями не заключалось; актов о вводе индивидуальных приборов учета в эксплуатацию от иных организаций города, кроме ООО "Радиус-А", в МУП "Водоканал" не поступало.
На основании Агентского договора от 22.12.2011 N 497/11, опломбировка (ввод в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды в период с 22.12.2011 по 31.12.2013 осуществляются единственной организацией - ООО "Радиус-А". Тем самым, в силу заключения Агентского договора, ООО "Радиус-А" приобрело статус доминирующего хозяйствующего субъекта на товарном рынке услуг централизованного водоснабжения в границах протяженности централизованных сетей водоснабжения МУП "Водоканал" на территории МО "Город Архангельск", кроме района станции "Исакогорка", в части опломбировки (ввода в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды в период с 22.12.2011 по 31.12.2013.
Таким образом, Комиссия Архангельского УФАС России считает, что к ООО "Радиус-А" применимы нормы статьи 10 Закона о защите конкуренции.
До 01.09.2012 отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам регламентировались Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Согласно подпункту "г" пункта 52 Правил N 307, потребитель обязан лишь обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении, а подпунктом "д" пункта 53 Правил N 307 потребителю запрещается самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.
Пунктом "г" пункта 35 Правил 354 предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения Правил N 307 и Правил N 354 не предъявляют к потребителю требования произвести опломбирование (ввод в эксплуатацию) приборов учета за свой счет.
Платность опломбирования (ввода в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета для потребителей не следует и из частей 2, 4 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, предусматривающих размер платы за коммунальные услуги.
Кроме того, деятельность ресурсоснабжающих организаций по водоснабжению в 2011-2012 гг. регулировалась постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167 "Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167), которые обязательны для организаций ВКХ, обслуживающих населенные пункты.
В ходе изучения положений Правил N 167 (в ред. от 23.05.2006, 25.06.2012, действовавшей в 2011-2012 гг.) установлено следующее:
- количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется абонентом в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерений, за исключением случаев, установленных настоящими Правилами (п. 33);
- для учета объемов отпущенной абоненту питьевой воды и принятых сточных вод используются средства измерений, внесенные в государственный реестр, по прямому назначению, указанному в их технических паспортах. С этой целью оборудуются узлы учета. Узел учета должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом. Оборудование узла учета и его эксплуатация осуществляются за счет абонента (п. 34);
- ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета, а также за своевременную поверку средств измерений, установленных на узлах учета, несет абонент (п. 35);
- задвижки на обводных линиях должны быть опломбированы организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п. 39);
- представитель организации водопроводно-канализационного хозяйства при снятии показаний средств измерений проверяет наличие и целостность пломб на средствах измерений и задвижке, установленной на обводной линии узла учета (п. 49).
Таким образом, требований по опломбированию индивидуального прибора учета воды (ввод в эксплуатацию) за счет населения, а также юридических лиц Правилами N 167 также не предусмотрено.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении ресурсоснабжающая организация обязана производить потребителю на платной основе в соответствии с заключенным договором только установку, замену, эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Таким образом, граждане с целью получения услуги водоснабжения, в соответствии с действовавшим в 2011-2012 годах законодательством, должны оплачивать только коммунальную услугу по водоснабжению (по установленным регулирующим органом тарифам), а также стоимость работ по установке, замене и обслуживанию приборов учета потребляемых ресурсов, цена на которые устанавливается соглашением сторон.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц, вступил в силу только с 01.01.2013.
На основании изложенного, Комиссия Архангельского УФАС России делает вывод о неправомерности действий МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск", выразившихся во взимании денежных средств с населения и юридических лиц за опломбировку (ввод в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета в период со II квартала 2011 года по 22.12.2011.
Кроме того, действия ООО "Радиус-А" по взиманию денежных средств с населения и юридических лиц в период с 22.12.2011 по 25.02.2013 Комиссией Архангельского УФАС России также признаются незаконными, т.е. несоответствующими действующему законодательству.
Необоснованное взыскание денежных средств с заявителей, а также с иных граждан и организаций ущемляет их интересы.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 10 ГК РФ, не допускается использование гражданских прав в целях злоупотребления доминирующим положением на рынке.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства", исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 3, 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, в том числе ущемления интересов других лиц.
На основании информации, представленной МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" и ООО "Радиус-А":
- в период со II квартала 2011 года по 22.12.2011 силами Предприятия опломбировано (введено в эксплуатацию) 37 085 шт. индивидуальных приборов учета воды на общую сумму 5 974 7560 руб. 05 коп. (доход Предприятия);
- в период с 22.12.2011 по 31.12.2013 в соответствии с Агентским договором ООО "Радиус-А" выполнено работ по опломбированию (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды в количестве 48 279 шт. на общую сумму 12 742 101 руб. 27 коп.
Кроме того, согласно Приложению 4 к Агентскому договору от 22.12.2013 N 497/11 "Перечень и стоимость услуг по приемке, установке, замене приборов учета воды в жилом и нежилом фонде" ООО "Радиус-А", как Агент, получает денежное вознаграждение, согласно перечню, за выполнение работ по опломбировке (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета, в размере от 97,50 до 99,00% от стоимости выполненных работ, остальные денежные средства причитаются МУП "Водоканал" (Принципалу).
Таким образом, Комиссия Архангельского УФАС России делает вывод о том, что в период действия Агентского договора, МУП "Водоканал" продолжило получение денежных средств за опломбировку (ввод в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета.
Согласно информации, представленной МУП "Водоканал" и ООО "Радиус-А", доход, полученный в период действия Агентского договора распределился следующим образом:
- МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" - 244 536 руб. 32 коп.;
- ООО "Радиус-А" - 12 497 564 руб. 95 коп.
Таким образом, совокупный доход МУП "Водоканал" за период со II квартала 2011 года по 31.12.2013 за опломбировку (ввод в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета составил 6 219 292 руб. 37 коп.; ООО "Радиус-А" - 12 497 564 руб. 95 коп.
На основании изложенного, Комиссия Архангельского УФАС России, делает вывод о незаконности действий МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" и ООО "Радиус-А", выразившихся неправомерном взимании платы за опломбирование (ввод в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды с абонентов (субабонентов) МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск", что привело к ущемлению интересов граждан, в т.ч. заявителей, и юридических лиц.
Вышеуказанными действиями МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" и ООО "Радиус-А" допустили нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, злоупотребив доминирующим положением на рынке услуг централизованного водоснабжения в границах протяженности централизованных сетей водоснабжения МУП "Водоканал" на территории МО "Город Архангельск", кроме района станции "Исакогорка", в части опломбировки (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
Признать со стороны МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во взимании платы за опломбирование (ввод в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды в период со II квартала 2011 года по 31.12.2013.
Выдать МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" предписание:
Прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем внесения изменений в условия Агентского договора от 22.12.2011 N 497/11, направленных на исключение возмездности работ по опломбировке (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды, а также прекратить взимать плату за опломбировку (ввод в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета.
МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 6 219 292 руб. 37 коп.
Срок исполнения предписания до 25.04.2014.
Срок представления в Архангельское УФАС России информации об исполнении предписания - до 25.04.2014.
Признать со стороны ООО "Радиус-А" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся во взимании платы за опломбирование (ввод в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды в период с 22.12.2011 по 31.12.2013.
Выдать ООО "Радиус-А" предписание:
Прекратить нарушения антимонопольного законодательства путем внесения изменений в условия Агентского договора от 22.12.2011 N 497/11, направленных на исключение возмездности работ по опломбировке (вводу в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета воды.
ООО "Радиус-А" перечислить в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 12 497 564 руб. 95 коп.
Срок исполнения предписания до 25.04.2014.
Срок представления в Архангельское УФАС России информации об исполнении предписания - до 25.04.2014.
5. Передать должностному лицу Архангельского УФАС России материалы дела N 10-13 для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении МУП "Водоканал" МО "Город Архангельск" и ООО "Радиус-А" дела об административном правонарушении по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в Арбитражный суд Архангельской области в течение трех месяцев со дня принятия решения, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии |
|
Д.В. Бугаев |
Члены комиссии |
|
Ю.Г. Цакулов |
|
|
Т.А. Спирина |
|
|
В.В. Касаткин |
predpisanie_10-13.doc
reshenie_10-13.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 25 февраля 2014 г. N 02-04/989
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016