Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 17 июня 2015 г. N 143/2015
Резолютивная часть решения объявлена 03.06.2015 г. Краснодар
Полный текст решения изготовлен 17.06.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Оберемок В.В. - заместитель руководителя управления;
Члены Комиссии:
Крамаренко Е.В. - начальник отдела контроля органов власти;
Еременко С.Г. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти,
рассмотрев дело N 143/2015 по признакам нарушения Администрацией Прикубанского сельского поселения Славянского района (ул. Победы, 19, х. Прикубанский, Славянский р-н, Краснодарский край, 353599) части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии представителя Администрации Прикубанского сельского поселения Славянского района - С. А.А. (доверенность N 550 от 02.06.2015), в отсутствие представителя надлежащим образом уведомленной Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, установила:
Краснодарским УФАС России рассмотрены материалы Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края, в части формирования конкурсной документации при проведении 30.06.2014 открытого конкурса по лоту N 1 на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения на территории Прикубанского сельского поселения Славянского района, находящегося в собственности Прикубанского сельского поселения Славянского района (извещение N 300614/0391214/01).
По результатам рассмотрения материалов в действиях администрации Прикубанского сельского поселения Славянского района установлены признаки нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России N 162 от 27.04.2015 возбуждено дело N 143/2015 по признакам нарушения администрацией Прикубанского сельского поселения Славянского района части 2 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции".
Определением от 08.05.2015 рассмотрение дела назначено на 03.06.2015 в 15-00.
Приказом врио руководителя Краснодарского УФАС России N 221 от 03.06.2015 в связи с производственной необходимостью, на 03.06.2015 председателем Комиссии по рассмотрению дела N 143/2015 назначена заместитель руководителя Управления - Оберемок В.В.
В ходе рассмотрения дела установлено следующее.
30.06.2014 на сайте www.torgi.gov.ru администрацией Прикубанского сельского поселения Славянского района размещено извещение N 300614/0391214/01 о проведении открытого конкурса по лоту N 1 на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения на территории Прикубанского сельского поселения Славянского района, находящегося в собственности Прикубанского сельского поселения Славянского района.
По результатам проведения открытого конкурса заключено концессионное соглашение в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения на территории Прикубанского сельского поселения Славянского района, находящегося в собственности Прикубанского сельского поселения Славянского района N 1 от 27.10.2014.
Частями 1.3, 1.4 статьи 23 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено, что в конкурсной документации по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяется метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод доходности инвестированного капитала или метод индексации установленных тарифов, метод индексации.
Указанное согласование осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В конкурсной документации также устанавливаются по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере государственного регулирования цен (тарифов), долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера.
В адрес региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края для целей тарифного регулирования поступило концессионное соглашение в отношении муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения на территории Прикубанского сельского поселения Славянского района, находящегося в собственности Прикубанского сельского поселения Славянского района N 1 от 27.10.2014.
Данное концессионное соглашение содержит метод регулирования тарифов (пункт 8.8 соглашения), а также параметры долгосрочного регулирования, предусмотренные конкурсной документацией (приложение N 10), не согласованные РЭК - департаментом.
В конкурсную документацию, размещенную на сайте www.torgi.gov.ru сообщение N 300614/0391214/01, включен метод регулирования - индексация, а также в качестве критериев конкурса установлены 2 долгосрочных параметра регулирования, предусмотренных частью 2.4 статьи 24 Федерального закона "О концессионных соглашениях":
базовый уровень операционных расходов; показатели энергосбережения и энергетической эффективности.
При этом частью 2.4 статьи 24 указанного закона предусмотрены и другие параметры долгосрочного регулирования, являющиеся критериями конкурса.
Критерии конкурса в части долгосрочных параметров регулирования и метод регулирования не согласованы РЭК - департаментом, чем нарушены положения частей 1.3, 1.4 статьи 23 Федерального закона "О концессионных соглашениях".
Также организатор конкурса не запрашивал у РЭК - департамента данные, предусмотренные пунктами 2 - 8 и 13 части 8 статьи 41.1 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Как следует из ответа на запрос Краснодарского УФАС России, у администрации Прикубанского сельского поселения Славянского района, в связи с изменением с 1 января 2014 года законодательства, регламентирующего особенности передачи прав в отношении объектов водоснабжения и теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, у администрации поселения, входящей в состав муниципального образования Славянский район, возник ряд затруднений при формировании конкурсной документации и подготовке к проведению конкурса по передаче прав на указанное имущество.
Администрация Прикубанского сельского поселения обратилась в региональную энергетическую комиссию - департамент цен и тарифов Краснодарского края с просьбой дать рекомендации о форме запроса на предоставление сведений, предусмотренных законодательством, и документах, которые для этого должны быть представлены организатором конкурса, о согласовании выбора метода регулирования тарифов и иных нюансов, которые необходимо учесть при формировании конкурсной документации с точки зрения департамента цен и тарифов Краснодарского края, как уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Полученные рекомендации не позволили в полной мере определить алгоритм действий организатора конкурса, регламент и источники получения информации при подготовке к процедуре передачи имущества по концессионным соглашениям.
Отсутствие ряда подзаконных актов, подтвержденное в частности информационными сообщениями, размещенными на сайте Минэкономразвития и едином сайте торгов, затруднило процесс подготовки конкурсной документации. Так, например, приказ Минстроя России об утверждении показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения, проект которого был направлен нам в качестве разъяснений, вступил в силу 26 августа 2014 года, также до настоящего времени Правительством Российской Федерации не утвержден порядок согласования долгосрочных параметров регулирования деятельности.
Несомненно, при определении показателей, подлежащих указанию в составе конкурсной документации, возможно было бы воспользоваться программой по расчету дисконтированной валовой выручки, в которой на листе ввода данных "конкурсная документация" представлены в виде таблицы расшифрованные параметры показателей, предусмотренных законодательством о концессионных соглашениях, однако, на момент разработки конкурсной документации и формирования извещения о проведении конкурса на едином сайте торгов, указанная программа отсутствовала. Данная программа была размещена на едином сайте торгов 8 июля 2014 года без инструкции по ее применению (предусмотренной требованиями, которым она должна соответствовать) и в некорректном формате, в результате чего впоследствии в нее были внесены изменения, о чем сообщается в информационном сообщении, опубликованном на сайте torgi.gov.ru 29 августа 2014 года.
Также в разъяснениях, данных РЭК указано, что выбор метода регулирования тарифа осуществляется органом регулирования с учетом предложений регулируемой организации и при соблюдении ряда условий, предъявляемых к регулируемой организации, однако, на этапе формирования конкурсной документации регулируемая организация отсутствует.
В связи с вышеизложенным при установлении значений величин и показателей, указанных Федеральным Законом от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", организатором конкурса были использованы показатели организации, осуществляющей эксплуатацию передаваемого концессионеру имущества на протяжении трех лет, предшествующих году заключения концессионного соглашения с указанием того, что значения показателей деятельности концессионера на протяжении всего срока действия концессионного соглашения должны быть не хуже показателей деятельности указанной организации.
Дополнительно сообщает, что предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, определен в соответствии с утвержденной надлежащим образом программой комплексного развития коммунальных систем инженерной инфраструктуры; объем расходов, финансируемых за счет средств концедента, на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения определен на уровне размера концессионной платы, в результате чего оплачиваемые концессионером средства фактически являются целевыми и должны быть направлены на реконструкцию объектов концессионного соглашения.
Согласно части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при проведении торгов, запроса котировок, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
На основании изложенного, в действиях администрации Прикубанского сельского поселения Славянского района установлен факт нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" выразившийся во включении в конкурсную документацию метода регулирования - индексация, а также в качестве критериев конкурса установлены 2 долгосрочных параметра регулирования, предусмотренных частью 2.4 статьи 24 Федерального закона "О концессионных соглашениях" при том, что частью 2.4 статьи 24 указанного закона предусмотрены и другие параметры долгосрочного регулирования, являющиеся критериями конкурса, а также в несогласовании критериев конкурса в части долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования с РЭК - департаментом, чем нарушены положения частей 1.3, 1.4 статьи 23 Федерального закона "О концессионных соглашениях".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 47, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях администрации Прикубанского сельского поселения Славянского района факт нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во включении в конкурсную документацию метода регулирования - индексация, а также в качестве критериев конкурса установлены 2 долгосрочных параметра регулирования, предусмотренных частью 2.4 статьи 24 Федерального закона "О концессионных соглашениях" при том, что частью 2.4 статьи 24 указанного закона предусмотрены и другие параметры долгосрочного регулирования, являющиеся критериями конкурса, а также в несогласовании критериев конкурса в части долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования с РЭК - департаментом, чем нарушены положения частей 1.3, 1.4 статьи 23 Федерального закона "О концессионных соглашениях".
2. В связи с тем, что концессионное соглашение N 1 от 27.10.2014 заключено, предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Председатель Комиссии В.В. Оберемок
Члены Комиссии: Е.В. Крамаренко
С.Г. Еременко
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 июня 2015 г. N 143/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016