Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
от 14 марта 2014 г. N 03/4267
Резолютивная часть решения объявлена 27 февраля 2014 года
Полный текст решения изготовлен 14 марта 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее Комиссия СПб УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства назначенная приказом от 05.11.2013 N436-ОВ с изменениями внесенными приказами от 13.01.2014 N8 и от 26.02.2014 N69 в составе:
Председатель Комиссии
Васильев Д.В. - исполняющий обязанности заместителя руководителя управления.
Члены Комиссии:
Асташенкова Е.И. - начальник отдела контроля органов власти;
Поленов А.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
рассмотрев дело N К03-136/13 по признакам нарушения Балтийской таможней статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в установлении для участников внешнеэкономической деятельности (ООО "ИмпортСтройТорг") ограничений выбора хозяйствующих субъектов, представляющих в зоне центрального таможенного поста Балтийской таможни услуги временного хранения товаров, ввезенных в Российскую Федерацию, путем направления товаров на ЗАО "Первый контейнерный терминал", что может иметь своим результатом необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами и ограничение конкуренции на рынке услуг складов временного хранения, установила:
В Санкт-Петербургское УФАС поступило заявление ООО "ИмпортСтройТорг" (вх.N15174 от 06.08.2013), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны Балтийской таможни, выразившиеся в принятии решений по обязательной выгрузке товаров ООО "ИмпортСтройТорг" в зону таможенного контроля ЗАО "Первый контейнерный терминал".
Заявитель указывает на то, что начиная с мая месяца 2013 года должностными лицами Балтийской таможни необоснованно в отношении товаров, прибывающих в адрес ООО "ИмпортСтройТорг" принимаются решения о выгрузке в зону таможенного контроля ЗАО "Первый контейнерный терминал". Однако по согласованию с грузоотправителем выгрузка заказывается в зону таможенного контроля ООО "Русмарин Форвардинг", с которым у ООО "ИмпортСтройТорг" заключен договор на стивидорные услуги и услуги по временному хранению. Кроме того, используемый ООО "ИмпортСтройТорг" перевозчик ООО "Чайна Шиппинг Эйдженси (РАША)" неоднократно уведомлял Балтийскую таможню об отсутствии ЗАО "Первый контейнерный терминал" в ротации своих судов.
В силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) уполномоченное лицо вправе заключить договор на оказание услуг с любым складом временного хранения (далее - СВХ) включенным в реестр СВХ.
ООО "Русмарин Форвардинг" включен в реестр СВХ (Свидетельство 10216/210212/10029/3) и, согласно таможенному законодательству, ГК РФ имеет право заключать договоры на оказания услуг СВХ и осуществлять деятельность по оказанию услуг СВХ.
По сообщению заявителя, в обоснование своих действий Балтийская таможня ссылается на п.п.б) п. 26 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденного приказом ГТК РФ от 12.09.2001 N892 (далее - Положение N 892), согласно которому: п. 26 "после проверки представленных документов и проведения таможенного контроля судна и товаров сотрудник таможенного органа"_"б) в накладных СN 37, Декларации о грузах или судовых манифестах на грузы (товары) подлежащие выгрузке в место, определенное таможенным органом, проставляет штамп "груз таможенный", указывает место выгрузки грузов (товаров), дату и заверяет оттиском личной номерной печати".
Однако, положения п.п."б" п.26 Положение N 892 противоречат положениям Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N311-ФЗ) и в соответствии с письмом ФТС России от 06.07.2010 N 01-11/33232 не подлежат применению.
Таким образом, принятие Балтийской таможней решений по выгрузке товаров ООО "ИмпортСтройТорг" в зоны таможенного контроля иных складов временного хранения без учета мнения владельца товаров, у которого заключен договор временного хранения товаров с ООО "Русмарин Форвардинг", по мнению заявителя, не соответствует действующему Таможенному законодательству и содержить признаки нарушения ч. 1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Балтийская таможня письмом (вх.N 25791 от 17.12.2013) представила в материалы дела К03-136/13 позицию по существу рассматриваемого дела К03-136/13, и документы и информацию, связанную с обстоятельствами рассматриваемого дела N К03-136/13.
ООО "Русмарин-Форвардинг" и ЗАО "Первый контейнерный терминал", привлеченные в дело в качестве заинтересованных лиц, представили в материалы дела N К03-136/13 позиции по существу рассматриваемого дела N К03-136/13, документы и информацию, связанную с обстоятельствами рассматриваемого дела N К03-136/13.
Анализ нормативных документов, регламентирующих деятельность таможенных органов, показал следующее:
Регулирование отношений, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и вывозом товаров из Российской Федерации, в том числе временное хранение, а также определение прав и обязанностей лиц, осуществляющих деятельность, связанную с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, является предметом регулирования ТК ТС, Закона N 311-ФЗ.
Согласно ст. 158 ТК ТС, ст. 194 Закона N311-ФЗ при ввозе товаров в Российскую Федерацию с территории государства, не являющегося членом Таможенного союза, перевозчик обязан:
1) доставить товары в место прибытия;
2) предъявить товары таможенному органу;
3) представить таможенному органу документы и сведения, перечень которых установлен статьей 159 ТК ТС;
4) совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, согласно таможенному законодательству Таможенного союза и законодательству Российской Федерации о таможенном деле.
В соответствии ст. 160 ТК ТС, Порядком представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах, утвержденным приказом ФТС России от 29 декабря 2012 г. N 2688 (далее - Порядок N2688), после прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза товары должны быть размещены в зоне таможенного контроля (прилегающей территории склада временного хранения (СВХ), созданной в месте прибытия товаров.
Перевозчик или иное заинтересованное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, или их представители (далее - уполномоченное лицо) обязаны поместить товары на временное хранение, если с товарами не совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой, в течение трех часов после завершения таможенной процедуры таможенного транзита (предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия), (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом - двенадцати часов).
Согласно ч. 3 ст. 69 Закона N 311-ФЗ, п. 7, п. 8 Порядка N2688 отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, осуществляются на основе договора. В случае отказа владельца СВХ от приема товаров, подлежащих помещению на временное хранение, при наличии у него договора хранения с уполномоченным лицом (в связи с загруженностью складского помещения (открытой площадки) либо отсутствии необходимых условий для хранения товаров, требующих особых условий хранения) владелец СВХ должен в течение часа с момента принятия решения в письменном виде уведомить об этом уполномоченное лицо и таможенный пост, осуществляющий контроль за функционированием данного СВХ, с указанием причин принятия такого решения. При наличии у владельца СВХ такой информации до прибытия товаров он обязан заблаговременно информировать об этом уполномоченное лицо и данный таможенный пост.
В этом случае таможенный пост принимает меры по направлению товаров на ближайший СВХ, с владельцем которого уполномоченное лицо имеет (готово заключить) договор хранения, либо на склад таможенного органа. Уполномоченное лицо в течение трех часов с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита информирует таможенный пост о своих намерениях поместить товары на иной СВХ (иное место временного хранения). В случае непредставления уполномоченным лицом указанной информации таможенный пост определяет СВХ, на который будут направлены товары, самостоятельно.
Иных порядков действий сотрудников таможенных органов товаров при их доставке в места прибытия ТК ТС, Законом N 311-ФЗ, Порядком N2688 не предусмотрено.
Согласно пункту 8 Положения N892 таможенное оформление судов и товаров, а также транспортных средств, производится в морских или речных портах, открытых для международного грузового и (или) пассажирского сообщения.
В соответствии пункта 10 Положения N892 все операции, связанные с обеспечением стоянки судов, находящихся под таможенным контролем, производятся с разрешения таможенного органа и органа пограничного контроля.
Подпунктом б пункта 26 Положения N 892 установлено, что после проверки представленных документов и проведения таможенного контроля судна и товаров сотрудник таможенного органа в накладных CN 37, декларации о грузе или судовых манифестах на грузы (товары), подлежащие выгрузке в место, определенное таможенным органом, проставляет штамп "Груз таможенный", указывает место выгрузки грузов (товаров), дату и заверяет оттиском личной номерной печати.
После завершения оформления судовых документов сотрудник таможенного органа разрешает выгрузку товаров на склад временного хранения либо в другое место, определенное нормативными правовыми актами (п. 27 Положения N892).
Приказ ГТК РФ от 12.09.2001 N 892 и утвержденное им Положение согласно письму ФТС России от 06.07.2010 N 01-11/33232 применяются в части, не противоречащей законодательству Таможенного союза.
Применительно к доводам заявления ООО "ИмпортСтройТорг" установлено следующее.
1. 12.05.2013 на таможенную территорию Таможенного союза на теплоходе по транспортным документам (коносаментам) в адрес получателя ООО "ИмпортСтройТорг" прибыли товары в контейнерах.
Согласно сведениям указанных в коносаментах в качестве порта выгрузки обозначена Северная верфь, входящая в состав Большого порта "Санкт-Петербург". ООО "Русмарин Форвардинг", ЗАО "Первый контейнерный терминал" (ЗАО "ПКТ") и ЗАО "Нева Металл" территориально расположены смежно друг с другом, выступают объектами инфраструктуры и входят в состав морского порта Большой порт "Санкт-Петербург", являются операторами грузового морского терминала и СВХ в зоне таможенного контроля Балтийской таможни.
Между ООО "ИмпортСтройТорг" и ООО "Квадро-Транс" (экспедитор) заключен договор N 140 от 01.12.2010 об обязанности от своего имени за вознаграждение выполнять услуги связанные с выполнением грузовых, транспортных, экспедиторских, таможенных, страховых, терминальных услуг (либо заключать соответствующие договора с третьими лицами). Между ООО "Квадро-Транс" и ООО "Русмарин Форвардинг" заключен договор N51 от 01.02.2009 г. о выполнении работ и услуг, связанных с деятельностью СВХ (перевалка, погрузка-разгрузка, хранение, складирование, перегрузка размещение, укладка, крепление, раскрепление и сепарирование, технологическое накопление грузов и другие работы и услуги предусмотренные договором).
Оператор грузового морского терминала СВХ ООО "Русмарин-Форвардинг", осуществляющий деятельность в пределах Большого порта "Санкт-Петербург", письмом от 08.05.2013 N б/н проинформировал Балтийскую таможню об отсутствии возможности осуществлять операции с товарами, перемещаемыми в адрес ООО "ИмпортСтройТорг", в связи со спецификой осуществления стивидорных услуг и просил учесть денную информацию при совершении таможенных операций с товарами, перемещаемыми судами, используемыми в целях торгового мореплавания. Таким образом ООО "Русмарин Форвардинг" своим письмом указал таможенному органу, осуществляющему контрольные мероприятия в пределах своих полномочий, на фактическую невозможность реализации своих функций как грузового морского терминала и СВХ.
Балтийской таможней с учетом полученной от ООО "Русмарин Форвардинг" информации (письмо от 08.05.2013 N б/н) об отсутствии возможности осуществления операции с товарами, перемещаемыми в адрес ООО "ИмпортСтройТорг", принято решение, формализованное в грузовом манифесте и коносаментах в виде отметок "Выгрузка в ПЗТК ЗАО "ПКТ" 12.05.2013".
13.05.2013 в Балтийскую таможню в соответствии с пунктом 8 Порядка N 2688 поступило письмо от заинтересованного лица ЗАО "Самскип Санкт-Петербург Лтд" о разрешении выгрузки контейнеров с товаром ООО "ИмпортСтройТорг" в "ПЗТК ЗАО "Нева-Металл", находящейся в регионе деятельности таможенного органа, также как и ПЗТК ЗАО "ПКТ", в связи, с чем таможенным органом принято решение от 13.05.2013 о выгрузке контейнеров в регионе ПЗТК ЗАО "Нева-Металл".
2. 25.07.2013 на таможенную территорию Таможенного союза на теплоходе по транспортным документам (коносаментам) в адрес получателя ООО "ИмпортСтройТорг" прибыли товары в контейнерах.
Балтийской таможней с учетом полученной от ООО "Русмарин Форвардинг" информации (письмо от 08.05.2013 N б/н) об отсутствии возможности осуществления операции с товарами, перемещаемыми в адрес ООО "ИмпортСтройТорг" принято решение, формализованное в грузовом манифесте и коносаментах в виде отметок "Выгрузка в ПЗТК ЗАО "ПКТ" 25.07.2013".
Заявлений от уполномоченного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров прибывших 25.07.2013, в соответствии с пунктом 8 Порядка N2688 о разрешении выгрузки товаров на иной СВХ в Балтийскую таможню не поступало.
На основании изложенного Комиссия УФАС по Санкт-Петербургу не выявила в действиях Балтийской таможни установления для ООО "ИмпортСтройТорг" ограничений выбора СВХ, оказывающего услуги в зоне деятельности Балтийской таможни, материалами дела NК03-136/13 не подтверждено нарушение антимонопольного законодательства в действиях Балтийской таможни.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России решила:
1. Прекратить рассмотрение дела N К03-136/13 о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Балтийской таможни.
Председатель Комиссии Д.В. Васильев
Члены Комиссии Е.И. Асташенкова
А.В. Поленов
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 марта 2014 г. N 03/4267
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016