Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю
от 14 марта 2014 г. N 11-ФАС22-0В/02-14
Резолютивная часть решения оглашена 27 февраля 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено 14 марта 2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
С <_>
Члены Комиссии:
Г<_>
О<_>
рассмотрев дело N 11-ФАС22-ОВ/02-14 по признакам нарушения Советом депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в принятии Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования Камышенский сельсовет Завьяловский район Алтайского края, утвержденного решением Совета депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края от 27.12.2012 N 35а в части абзаца 2 пункта 5.3 и пункта 10.1, установила:
В ходе проведения управлением ФАС по Алтайскому краю анализа соответствия антимонопольному законодательству Российской Федерации нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регламентирующих порядок предоставления земельных участков, было установлено, что на территории Камышенского сельсовета Завьяловского района действует Решение Совета депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края от 27.12.2012 N 35а "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования Камышенский сельсовет Завьяловский район Алтайского края" (далее- Порядок).
В разделе 5 указанного Порядка отсутствует закрепленная обязанность по опубликованию информации о проведении торгов на официальном сайте в сети "Интернет" (абзац 2 пункта 5.3).
Согласно пункту 10.1 Порядка для приобретения прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок, с приложением в том числе выписки из похозяйственной книги.
В связи с установленными признаками нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 управлением ФАС по Алтайскому краю на основании приказа N 41 от 21.02.2014 в отношении Совета депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 11-ФАС22-ОВ/02-14.
От Совета депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края поступило ходатайство (вх. N 1547 от 27.02.2014) о рассмотрении дела N 11-ФАС22-ОВ/02-14.
Согласно ответу Совета депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края (вх. N 1512 от 26.02.2014) в Решение Совета депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края от 27.12.2012 N 35а "О порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования Камышенский сельсовет Завьяловский район Алтайского края" в пункты 5.3 и 10.1 внесены изменения об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Изучив обстоятельства дела, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях органа местного самоуправления нарушения антимонопольного законодательства РФ ввиду следующего.
В разделе 5 указанного Порядка отсутствует закрепленная обязанность по опубликованию информации о проведении торгов на официальном сайте в сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 9 статьи 38.1 Земельного кодекса РФ извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте организатора аукциона в сети "Интернет" и опубликовывается организатором аукциона в периодическом печатном издании, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования. Информация о проведении аукциона должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 "Об определении официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлен адрес сайта www.torgi.gov.ru в качестве адреса официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) для размещения информации:
о проведении аукционов по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды такого земельного участка для жилищного строительства;
о проведении аукционов по продаже земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора аренды такого земельного участка для индивидуального и малоэтажного жилищного строительства;
о проведении аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
о проведении аукционов на право заключения договоров о развитии застроенной территории.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия) в том числе, необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Отсутствие в Порядке закрепленной обязанности по опубликованию информации о проведении торгов на официальном сайте в сети "Интернет", создаёт препятствие равному доступу неограниченного круга лиц к информации о приватизации и лиц заинтересованных в заключении договоров купли-продажи муниципального имущества.
Данный факт может привести к ограничению конкуренции среди лиц, не имеющих прямого доступа к информационному стенду администрации, на котором опубликуется информация о приватизации муниципального имущества и извещение о продаже муниципального имущества.
Согласно пункту 10.1 Порядка для приобретения прав на земельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок, с приложением в том числе выписки из похозяйственной книги.
Согласно Перечню документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок") необходимо предоставлять следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Согласно пункту 2 Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" установлено, что документы, указанные в пунктах 2, 4, 4.1, 5, 5.1, 6 Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не могут быть затребованы у заявителя, ходатайствующего о приобретении прав на земельный участок, при этом заявитель вправе их представить вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Утвержденный Порядком перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, не соответствует Приказу Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок".
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
На основании изложенного, действия Совета депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края, выразившиеся в принятии Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования Камышенский сельсовет Завьяловский район Алтайского края, утвержденного решением Совета депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края от 27.12.2012 N 35а в части абзаца 2 пункта 5.3 и пункта 10.1, - противоречат требованиям пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", а также приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
Вместе с тем Советом депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края в материалы дела представлена копия решения Совета депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края от 25.02.2014 N 90, согласно которому в пункт 5.3 и пункт 10.1 решения от 27.12.2012 N 35а внесены изменения, что свидетельствует о добровольном устранении ответчиком нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать действия Совета депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края, выразившиеся в принятии Порядка предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования Камышенский сельсовет Завьяловский район Алтайского края, утвержденного решением Совета депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края от 27.12.2012 N 35а в части абзаца 2 пункта 5.3 и пункта 10.1 - противоречащими пункту 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и пункту 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
2. Прекратить рассмотрение дела N 11-ФАС22-ОВ/02-14 в отношении Совета депутатов Камышенского сельсовета Завьяловского района Алтайского края в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 14 марта 2014 г. N 11-ФАС22-0В/02-14
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016