Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области
от 9 июня 2015 г. N 62/05-15
Резолютивная часть решения оглашена 09 июня 2015 года
В полном объеме решение изготовлено 09 июня 2015 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Председателя Комиссии - Молчанова А.В. - руководителя управления, Членов Комиссии -Гуляева Ю.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, Буйских М.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, в присутствии:
представителя ответчика- (МММ) муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" с. "Т" Слободского района Кировской области,
представителя заинтересованного лица- (ХХХ) индивидуального предпринимателя,
в отсутствие заявителя - Слободской межрайонной прокуратуры Кировской области, надлежащим образом уведомленного о дате, месте, времени рассмотрения дела N 62/05-15,
рассмотрев дело N 62/05-15 по признакам нарушения муниципальным казенным общеобразовательным учреждением "Средняя общеобразовательная школа" с. "Т" (613130, Кировская область, Слободской район, с. "Т", ул. ууу) п. 2 ч. 1 ст. 15, ч.1, п.3 ч.3 ст. 17.1 Федерального Закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту Закон "О защите конкуренции"): установила:
22.04.2015 года от Слободской межрайонной прокуратурой Кировской области в адрес Кировского УФАС России поступили материалы о нарушении антимонопольного законодательства со стороны МКОУ СОШ с. "Т"
При ознакомлении с указанными материалами было установлено, что в действиях муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" с. "Т" (далее- МКОУ СОШ с. "Т"), в рассматриваемом случае, содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Учитывая тот факт, что в действия МКОУ СОШ с. "Т", выразившееся в заключении договора аренды имущества от 10.07.2014, принадлежащего ей на праве оперативного управления, без проведения обязательной процедуры торгов, а также без согласия собственника имущества-администрации Слободского района Кировской области, может лишить иных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, возможности получить данное имущество в пользование и владение на законных основаниях, содержатся признаки нарушения п.2 ч.1 ст.15, ч.1, п.3 ч.3 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", приказом от 19.05.2015 N 148 в отношении МКОУ СОШ с. "Т" было возбуждено производство по делу N 62/05-15, рассмотрение которого назначено на 09.06.2015 г.
На заседании Комиссии УФАС России, состоявшемся 09.06.2015, представитель ответчика по делу- (МММ) муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" с. "Т" Слободского района Кировской области подтвердил, что имущество, а именно стояночное место в школьном гаражном боксе, расположенном по адресу: с. "Т", ул. ууу, действительно было передано без проведения торгов по договору аренды от 10.07.2014 г. индивидуальному предпринимателю (ХХХ) В обоснование своего заявления, представитель ответчика пояснил, что договор был заключен для того, чтобы (ХХХ) смог получить лицензию для перевозки пассажиров, что имеет большое социально значимое значение в сельской жизни, а также потому, что (ХХХ) иногда, безвозмездно осуществляет перевозки детей на учебные занятия в школу. По условиям договора использование (ХХХ) пустующего места в школьном гараже является безвозмездным.
Представитель заинтересованного лица- (ХХХ) индивидуальный предприниматель, пояснил, что действительно, 10.07.2014 г. между ним и директором муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" с. "Т" Слободского района Кировской области (МММ) был заключен договор аренды стояночного места в школьном гараже, расположенного по адресу: с. "Т", ул. ууу, 23 без проведения процедуры торгов.
Изучив материалы дела, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
10.07.2014 г. между МКОУ СОШ с. "Т", в лице директора (МММ) и индивидуальным предпринимателем (ХХХ) был заключен договор аренды школьного гаража, расположенного по адресу: г. Слободской ул. ууу 23, площадью 388.4 кв.м., на срок с 10.07.2014 г. на 365 дней (далее-Договор), без проведения процедуры торгов, на основании Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В соответствии с договором от 01.01.2006 г., Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Слободского района Кировской области, являясь органом, осуществляющим полномочия собственника муниципального имущества Слободского района Кировской области муниципальному учреждению- муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" с. "Т" в оперативное управление было передано имущество-здание средней школы (с. "Т", ул. ууу), здание гаража школы (с. "Т", ул. ууу), здание детского сада (с. "Т", ул. ууу).
Согласно ч.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч.4 ст.298 ГК РФ казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.
Согласно официального ответа на запрос Кировского УФАС России от 18.05.2015 N 1754-02-18, администрация Слободского района Кировской области поясняет, что не давала согласия МКОУ СОШ с. "Т" на передачу в аренду, безвозмездное пользование имущество, принадлежащего им на праве оперативного управления.
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закон о защите конкуренции, заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с п.3 ч.3 ст.17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 131-ФЗ вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях на территории муниципального района.
Поскольку основным предметом (видом) деятельности МКОУ СОШ с.Шестаково является реализация основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, то есть оказание муниципальной услуги, понятие которой сформулировано в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ и уставами муниципальных образований, МКОУ СОШ с.Шестаково является организацией, участвующей в оказании муниципальных услуг.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона "О защите конкуренции" организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Для признания оспариваемых актов либо действий (бездействий) организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг нарушающим часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ необходимо установить, что такие акты либо действия (бездействие) привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и что они не основаны на законе.
При этом для квалификации действий (бездействий) по части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ не требуется доказывания наступления неблагоприятных последствий, достаточно угрозы их наступления. Кроме того, из указанной нормы не вытекает обязанность антимонопольного органа устанавливать конкретные факты ущемления прав хозяйствующих субъектов, так как действия (бездействие) властного органа могут признаваться нарушающими запрет части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ и в том случае, если они могут привести к последствиям, указанным в данной норме.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.04.2011 N 14686/10 указано, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса либо аукциона, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их не проведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса либо аукциона в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги.
Таким образом, действия МКОУ СОШ с. "Т", выразившееся в заключении договора аренды имущества от 10.07.2014 с (ХХХ), принадлежащего ей на праве оперативного управления, без проведения обязательной процедуры торгов, а также без согласия собственника имущества-администрации Слободского района Кировской области, может лишить иных лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, возможности получить данное имущество в пользование и владение на законных основаниях, что приводит к недопущению, ограничению конкуренции и содержит нарушения п.2 ч.1 ст.15, ч.1, п.3 ч.3 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции".
Так как на момент рассмотрения дела арендатор продолжает пользоваться арендованным имуществом, необходимо выдать предписание МКОУ СОШ с. "Т" об устранении нарушений антимонопольного законодательства, путем возврата из незаконного пользования у (ХХХ) имущества, переданного ему по договору аренды от 10.07.2014 г.
Руководствуясь статьей 15, статьей 17.1, статьей 19, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия, решила:
1. муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" с. "Т" Слободского района Кировской области факт нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч.1, п.3 ч.3 ст. 17.1, выразившиеся в предоставлении права владения и пользования муниципальным имуществом, принадлежащим на праве оперативного управления муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа" с. "Т" Слободского района Кировской области, путем заключения договора аренды имущества от 10.07.2014 с индивидуальным предпринимателем (ХХХ), без проведения обязательных процедур торгов, так как такие действия необоснованно препятствуют осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам и приводят к недопущению, ограничению конкуренции
2. Выдать муниципальному казенному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа" с. "Т" Слободского района Кировской области предписание об устранении нарушения п. 2 ч. 1 ст. 15, ч.1, п.3 ч.3 ст.17.1
Председатель Комиссии А.В. Молчанов
Члены Комиссии Ю.В. Гуляев
М.А. Буйских
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ в трехмесячный срок.
Примечание: за невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 9 июня 2015 г. N 62/05-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016