Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 10718/03-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе: <_>
рассмотрев дело N 10718/03-2014, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью частной охранной организации "Тайфун" (далее - ООО ЧОО "Тайфун", заявитель) на действия заказчика - ФГУП "Почта России" в лице УФПС Ульяновской области - филиал ФГУП Почта России" при проведении запроса предложений N 31400936872 на оказание услуг по централизованной охране и мониторингу объектов обособленных структурных подразделений УФПС Ульяновской области - филиала ФГУП "Почта России" в г. Ульяновске (начальная (максимальная)цена договора - 1 815 200,00 руб., дата предоставления заявок - 14.03.2014 г.) по признакам нарушения Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон), и в Порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России от 18.01.2013 г. N 17/13, установила:
Вх. N 1818 от 12.03.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО ЧОО "Тайфун" на действия заказчика при проведении вышеуказанного запроса предложений.
Содержание жалобы составляет указание на следующее.
По мнению ООО ЧОО "Тайфун", заказчик в нарушение ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) необоснованно указал в качестве обязательных документов и сведений, входящих в состав заявки на участие в запросе предложений - наличие лицензии у исполнителя на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, на осуществление мероприятий и оказание услуг в области защиты государственной тайны, на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
ООО ЧОО "Тайфун" полагает, что данные документы не имеют отношение к предмету закупки.
Кроме того, по мнению заявителя, указание в техническом задание запроса предложений на то, что остальные требования будут изложены победителю закупки, вводят потенциальных претендентов закупки в заблуждение, поскольку все условия и требования, изложенные в извещении о проведении запроса предложений, должны быть исчерпывающими.
Представитель ООО ЧОО "Тайфун" на заседании Комиссии 20.03.2014 г. доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представитель заказчика на заседании Комиссии 20.03.2014 г. с доводами, изложенными в жалобе, не согласилась, представила письменные пояснения (вх. N 2096 от 20.03.2014 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
В соответствии с п. 12.6.9 главы XII Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России", утвержденным приказом предприятия от 30.03.2012 г. N 73-п одним из требований к претенденту на участие в закупке является наличие лицензий, разрешений, сертификатов и т.п. в зависимости от предмета закупки.
Учитывая предмет закупки (оказание услуг по централизованной охране объектов почтовой связи) и специфику работы объектов подлежащих охране по данной закупке наличие лицензий у претендента на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также на деятельность по технической защите конфиденциальной информации является необходимой мерой с целью привлечения к закупке наиболее квалифицированных претендентов.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:30 21.03.2014 г. для представления ФГУП "Почта России" в лице УФПС Ульяновской области - филиал ФГУП Почта России" письменных пояснений по доводам жалобы ООО ЧОО "Тайфун", доказательства уведомления участников закупки о поступлении жалобы ООО ЧОО "Тайфун".
После перерыва ФГУП "Почта России" в лице УФПС Ульяновской области - филиал ФГУП Почта России" были представлены запрашиваемые документы и сведения, а также письменные пояснения (вх. N 2158 от 21.03.2014 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.
Согласно техническому заданию извещения о проведении запроса предложений участниками закупки должны быть представлены копии лицензий, разрешений, сертификатов и т.д.:
- лицензия на осуществление работ с использованием сведений, составляющую государственную тайну необходима, в связи с тем, что в объектах постовой связи, находятся сведения, составляющие государственную тайну;
- лицензия на деятельность по технической защите конфиденциальной информации необходима, в рамках исполнения Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", т.е. охранное предприятие обеспечивает сохранность и защиту ставших им известными сведений, конфиденциальной информации, связанных с деятельностью уполномоченного органа, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну или тайну связи и несут установленную законодательством РФ ответственность за разглашение этих сведений;
- лицензия на осуществление мероприятий на оказание услуг в области защиты государственной тайны необходима в соответствии с п. 5 Инструкции по обеспечению режима секретности в РФ, утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 N 3-1, допуск ограничений к проведению секретных работ, созданию средств защиты информации, осуществлению мероприятий или оказанию услуг по защите государственной тайны, осуществляется посредством получения ими лицензии.
В виду того, что услуга по централизованной охране объектов почтовой связи УФПС включает в себя систему охранно-пожарной и тревожной сигнализации, УФПС были установлены требования в части предоставления лицензии на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств пожарной безопасности зданий и сооружений.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 226 от 03.03.2014 г. о проведении запроса предложений N 31400936872 на оказание услуг по централизованной охране и мониторингу объектов обособленных структурных подразделений УФПС Ульяновской области - филиала ФГУП "Почта России" в г. Ульяновске (начальная (максимальная)цена договора - 1 815 200,00 руб., дата предоставления заявок - 14.03.2014 г.).
Согласно протоколу N 226 от 18.03.2014 г. на участие в запросе предложений N 31400936872 было подано две заявки на бумажном носителе от ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" - филиала по Ульяновской области, ООО "ЧОП "Заслон".
Победителем запроса предложений было признано ФГУП "СВЯЗЬ-безопасность" - филиал по Ульяновской области с предложенной ценой договора 1 639 200, 00 руб.
Рассмотрев имеющиеся материалы, на основании пункта 18 Порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (утвержден приказом ФАС России от 18.01.2013 г. N 17/13), Комиссия приняла решение признать жалобу ООО ЧОО "Тайфун" обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Приказом ФГУП "Почта России" от 30.03.2012 г. N 73-п было утверждено Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП "Почта России" (далее - Положение о закупках).
Согласно п. 12.6.9 Положения о закупках предложение претендента должно содержать сведения и документы, в том числе, копии лицензий, разрешений, сертификатов и т.п. в зависимости от предмета закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.
В приложении N 1 "Техническое задание" к извещению о проведении запроса предложений N 31400936872 указано, что исполнитель должен иметь лицензии:
- на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
- на деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
- на осуществление мероприятий и оказание услуг в области защиты государственной тайны;
- на оказание услуг по централизованной охране;
- на производство работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
При этом в соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о государственной тайне) передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных или других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 Закона о государственной тайне находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности (статья 27 Закона о государственной тайне).
Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.
Предметом запроса предложений N 31400936872 является оказание услуг по централизованной охране и мониторингу объектов обособленных структурных подразделений УФПС Ульяновской области - филиала ФГУП "Почта России" в г. Ульяновске.
При исследовании приложения N 1 "Техническое задание" к извещению о проведении запроса предложений N 31400936872, Комиссия Ульяновского УФАС России установила, что перечень услуг, оказываемых исполнителем, не связан ни с работой или использованием сведений, составляющих государственную тайну, ни с созданием средств защиты информации, ни с осуществлением мероприятий или оказанием услуг по защите государственной тайны.
Следовательно, услуга по централизованной охране и мониторингу объектов обособленных структурных подразделений УФПС Ульяновской области - филиала ФГУП "Почта России" в г. Ульяновске не может быть охарактеризована, как непосредственно связанная с проведением работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Таким образом, требование к участнику закупки о наличии у него лицензии по осуществлению деятельности по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации противоречит предмету закупки и не является необходимым для оказания такого вида услуг, что также является нарушением п. 12.6.9 Положения о закупках, так как наличие лицензий в составе заявки претендента допускаются только в отношении предмета закупки.
Следовательно, установление такого рода требований к участникам закупки является нарушением части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, жалоба ООО ЧОО "Тайфун" в указанной части является обоснованной.
2. Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В приложении N 1 "Техническое задание" к извещению о проведении запроса предложений N 31400936872 прописаны обязанности исполнителя при оказании услуг по охране объектов почтовой связи.
Вместе с тем, в указанном приложении N 1 "Техническое задание" к извещению о проведении запроса предложений N 31400936872 также указано, что остальные требования будут изложены победителю закупки.
Таким образом, установление заказчиком требований к участникам, которые не указаны в документации о закупке является нарушением части 6 статьи 3 Закона о закупках.
Следовательно, жалоба ООО ЧОО "Тайфун" в указанной части является обоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь Порядком рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным приказом ФАС России от 18.01.2013 г. N 17/13, решила:
1. Признать жалобу ООО ЧОО "Тайфун" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 6 статьи 3 Закона о закупках.
3. Обязать заказчика устранить допущенные нарушения путем аннулирования запроса предложений N 31400936872, на что выдать предписание.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 17
21.03.2014 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе: <_>
на основании своего решения от 21.03.2014 г. по делу N 10718/03-2014, возбужденному по жалобе ООО ЧОО "Тайфун" на действия заказчика - ФГУП "Почта России" в лице УФПС Ульяновской области - филиал ФГУП Почта России" при проведении запроса предложений N 31400936872 на оказание услуг по централизованной охране и мониторингу объектов обособленных структурных подразделений УФПС Ульяновской области - филиала ФГУП "Почта России" в г. Ульяновске (начальная (максимальная) цена договора - 1 815 200,00 руб., дата предоставления заявок - 14.03.2014 г.) в Порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, утвержденным Приказом ФАС России от 18.01.2013 г. N 17/13, Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), а также ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), предписывает:
1. ФГУП "Почта России" в лице УФПС Ульяновской области - филиал ФГУП Почта России" в срок до 02.04.2014 г. устранить нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, пункта 6 статьи 3 Закона о закупках путем аннулирования запроса предложений N 31400936872 на оказание услуг по централизованной охране и мониторингу объектов обособленных структурных подразделений УФПС Ульяновской области - филиала ФГУП "Почта России" в г. Ульяновске.
2. В срок до 09.04.2014 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
<__>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 10718/03-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016