Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 10 мая 2012 г. N 33
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Т.В. Лопаткина,
члены Комиссии: Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы;
Е.А. Бессонова - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 33, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ПластМонтаж" (далее - ООО "ПластМонтаж"; юридический адрес: 630007, Новосибирская обл, г. Новосибирск, Красный пр-кт, 1, ИНН 5406371816), по факту размещения в газете "Левобережный навигатор" N 10 от 25.03.2011 г. (стр.3), N 13 от 15.04.2011 г. (стр.4) информации об акции по установке окон с возможностью использования кредита, размещенной с признаками нарушения:
- части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - ФЗ "О рекламе"), согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество),
в присутствии:
учредителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ООО "ПластМонтаж" - "_"
заинтересованного лица - ЗАО "Дельта-АН" (представитель не явился; уведомлено надлежащим образом), установила:
В результате проводимого Новосибирским УФАС России наблюдения за соблюдением в печатных СМИ специальных требований ФЗ "О рекламе" установлено следующее.
В газете "Левобережный навигатор", N 10 от 25.03.2011 г. (стр.3), N 13 от 15.04.2011 г. (стр.4) размещалась реклама: "Сохраните тепло вашего дома! Акция! Цены тают! ПластМонтаж, Кредит, ОТП Банк, лиц.N 4241 Д МФ РФ т.354-18-24,3-140-135. Ул.К.Маркса, 2,оф.511; )т.219-58-48,221-62-02 Ул. Мичурина, 12а (ост.1000 мелочей)".
По своему содержанию и форме распространения вышеуказанная информация является рекламой в соответствии с п.1 ст.3 ФЗ "О рекламе", т.к. адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - услуге предоставления кредита, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
По смыслу ч.1 ст.819 Гражданского кодекса РФ, кредит - это денежные средства, предоставленные заемщику по кредитному договору банком или иной кредитной организацией (кредитором) в размере и на условиях, предусмотренных договором.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - ФЗ "О банках и банковской деятельности"), кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
На основании ФЗ "О банках и банковской деятельности" лицензия на осуществление банковских операций кредитной организации выдается после ее государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России (ст.12 ).
Согласно ст.13 ФЗ "О банках и банковской деятельности", осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций. В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Согласно п.6 ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, кредитный потребительский кооператив, страховщик, страховой брокер, общество взаимного страхования, фондовая биржа, валютная биржа, ломбард, лизинговая компания, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, управляющая компания негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, специализированный депозитарий паевого инвестиционного фонда, специализированный депозитарий негосударственного пенсионного фонда, профессиональный участник рынка ценных бумаг.
ФЗ "О защите конкуренции" относит банковскую услугу, а также услугу, оказываемую финансовой организацией и связанную с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц, к финансовой услуге (п. 2 ст. 4 ФЗ "О защите конкуренции").
Согласно ст. 5 ФЗ "О банках и банковской деятельности", к банковским операциям относятся, в том числе привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок); размещение вышеуказанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет.
Следовательно, рекламируемая услуга - предоставления кредита, - является финансовой услугой, подлежащей лицензированию в соответствии с ФЗ "О банках и банковской деятельности".
В соответствии с ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе", реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица. Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках (ч.ч.2,3 ст.1473 Гражданского кодекса РФ).
Рассматриваемая реклама не содержит указания на организационно-правовую форму лица, оказывающего услугу по предоставлению кредита, следовательно, данная реклама нарушает ч.1 ст.28 ФЗ "О рекламе".
Ответственность за нарушение ч.1 ст. 28 ФЗ "О рекламе" несет рекламодатель (ч.6 ст. 38 ФЗ "О рекламе").
Реклама в газете "Левобережный навигатор", N 10 от 25.03.2011 г. (стр.3), N 13 от 15.04.2011 г. (стр.4): "Сохраните тепло вашего дома! Акция! Цены тают! ПластМонтаж, Кредит, ОТП Банк, лиц.N 4241 Д МФ РФ т.354-18-24,3-140-135. Ул.К.Маркса, 2,оф.511; )т.219-58-48,221-62-02 Ул. Мичурина, 12а (ост.100мелочей" размещалась на основании следующих документов:
Договора от 17.01.11 г;
заявки на размещение рекламы в РИГ "Левобережный НАВИГАТОР" N 10,13
счета N 773 от 23.03.11 г.;
счета N 1046 от 13.04.11 г.;
акта сдачи-приемки N 1456 от 15.04.11 г.;
счет-фактуры N 1102 от 25.03.11 г.;
счет-фактуры N 1456 от 15.04.11 г.;
платежного поручения N 82 от 14.04.11 г.
платежного поручения N 64 от 23.03.11 г.
Рекламодателем согласно представленным документам является ООО "ПластМонтаж" (630091, г.Новосибирск, ул.Мичурина, 12а; ИНН 5406371816).
Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", и в соответствии с пунктами 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать информацию, размещенную в газете "Левобережный навигатор" N 10 от 25.03.2011 г. (стр.3), N 13 от 15.04.2011 г. (стр.4), следующего содержания:
"Сохраните тепло вашего дома! Акция! Цены тают! ПластМонтаж, Кредит, ОТП Банк, лиц.N 4241 Д МФ РФ т.354-18-24,3-140-135. Ул.К.Маркса, 2,оф.511; )т.219-58-48,221-62-02 Ул. Мичурина, 12а (ост.1000мелочей)", ненадлежащей рекламой,
а ООО "ПластМонтаж", (юридический адрес: 630007, Новосибирская обл, г. Новосибирск, Красный пр-кт, 1, ИНН 5406371816) нарушившим требования:
- части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", согласно которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
2. В связи с добровольным устранением нарушения не выдавать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе
3. Не передавать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности.
Решение изготовлено в полном объеме "12" мая 2012 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Т.В. Лопаткина
Члены Комиссии _____________ Е.А. Скоп
_____________ Е.А. Бессонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 10 мая 2012 г. N 33
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016