Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
N 277 (опубликовано 9 июня 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена "03" "июня" 2015 г.
В полном объеме решение изготовлено "08" "июня" 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе,
рассмотрев дело N 651 от 27.04.2015 г., возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения 12 сентября 2014 г. в 12 часов 19 минут (местного времени) в эфире 2 ТВК СМИ Телеканал "Медиа-Квартал" рекламы "MILAVITSA" в виде статичной заставки, с площадью 11,2% от общей площади кадра,
в присутствии:
- представителя заявителя по доверенности;
- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе - рекламораспространителя - представителя по доверенности ОАО "Завод РТА" (665812, Иркутская область, г. Ангарск, кв-л 278-й, д. 1; ИНН 3801016008; ОГРН 1023800522767), установила:
22 октября 2014 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области поступило заявление С. (вх. N 13103). К заявлению приложена таблица выявленных С. нарушений Телекомпанией "Медиа Квартал" и диск с круглосуточной записью вещания Телекомпании "Медиа-Квартал" в сетях кабельного оператора ОАО "Завод РТА".
В соответствии со свидетельством Эл N ТУ38-00714 от 17.02.2014 г. о регистрации СМИ, выданным Роскомнадзором, учредителем СМИ - телеканала "Медиа-Квартал" является ОАО "Завод РТА" (665812, Иркутская обл., г. Ангарск, кв-л 278-й, д. 1).
Иркутским УФАС России проверена на соответствие требованиям рекламного законодательства реклама, распространенная с 12 по 13 сентября 2014 г. в эфире 2 ТВК СМИ Телеканал "Медиа-Квартал".
В ходе анализа представленной Сидоровым О.В. записи, выявлено распространение в эфире 2 ТВК СМИ Телеканал "Медиа-Квартал" вещаемое в Ангарском муниципальном образовании (Иркутская область), 12 сентября 2014 года в 12 часов 19 минут (местного времени), рекламы "MILAVITSA" в виде статичной заставки.
Иркутским УФАС России установлено, что реклама "MILAVITSA", совмещенная с телепрограммой способом наложения на кадр транслируемой телепрограммы, в виде статичной заставки, занимает более 7 % площади кадра.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 ФЗ "О рекламе", при совмещении рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна занимать более чем семь процентов площади кадра.
Исходя из расчетов, площадь рекламы "MILAVITSA" составила 11,2% от площади кадра.
Таким образом, рассматриваемая реклама содержит признаки нарушения требований пункта 1 части 2 статьи 14 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе", ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 2 ст. 14 данного Федерального закона, несет рекламораспространитель.
Рекламораспространителем указанной рекламы является ОАО "Завод РТА" (665812, Иркутская область, г. Ангарск, кв-л 278-й, д. 1; ИНН 3801016008; ОГРН 1023800522767).
В соответствии с определением N 651 от 27.04.2015 г. Иркутским УФАС России возбуждено дело о нарушении законодательства РФ о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 22.05.2015 г.
К участию в деле привлечены: заявитель, рекламораспространитель - ОАО "Завод РТА".
22 мая 2015 года в Иркутское УФАС России на рассмотрение дела N 651 от 27.04.2015 г. явился представитель заявителя по доверенности, законный представитель ОАО "Завод РТА" не явился, представителя не направил, документы затребованные определением N 1105 в Иркутское УФАС России не представил.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего извещения ОАО "Завод РТА" о времени и месте рассмотрения дела N 651 от 27.04.2015 г.
При рассмотрении данной категории дел антимонопольный орган руководствуется Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства N 508 от 17 августа 2006 года (далее - Правила).
Согласно пункту 34 Правил, рассмотрение дела может быть отложено антимонопольным органом с указанием даты и времени его рассмотрения: по мотивированному ходатайству стороны по делу или иного лица, привлеченного к участию в деле, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явки на его рассмотрение по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами; в связи с необходимостью получения антимонопольным органом либо лицом, участвующим в деле, дополнительных доказательств; в связи с необходимостью привлечения, по мнению антимонопольного органа, к участию в деле других лиц; в случае неявки на рассмотрение дела в антимонопольный орган лица (лиц), участвующего (участвующих) в деле, если антимонопольный орган примет решение о невозможности рассмотрения дела в отсутствие данного лица (лиц); в случае необходимости замены ненадлежащего лица надлежащим лицом.
Комиссия Иркутского УФАС России пришла к выводу о невозможности рассмотрения дела в связи с необходимостью получения антимонопольным органом дополнительных доказательств и в связи с отсутствием надлежащего уведомления ОАО "Завод РТА" о времени и месте рассмотрения дела.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия Иркутского УФАС России рассмотрение дела отложила на 03.06.2015 г.
В указанную дату на рассмотрение дела явился представитель заявителя по доверенности и представитель ОАО "Завод РТА" по доверенности.
В ходе рассмотрения дела ОАО "Завод РТА" представило письменные пояснения, согласно которым размещение в эфире статичной заставки "MILAVITSA", размер которой превысил установленные законодательством о рекламе нормативные значения, произошло в результате технической ошибки сотрудника ответственного за размещение рекламы посредством наложения изображения на кадр. Также ОАО "Завод РТА" пояснило, что размер размещенного статического изображения превысил нормативный всего на 4,2 % что не могло привести к существенным нарушениям прав лиц, просматривавших на тот момент телепередачу, кроме того общая продолжительность рекламного времени в течение которого демонстрировалась реклама составило всего 02 мин. 30 сек. На основании изложенного ОАО "Завод РТА" просит освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
К пояснениям общества приложены следующие документы: договор N 149/3-08 с приложениями, эфирная справка N 45.
Иркутским УФАС России доводы об освобождении от административной ответственности рассмотрены и отклонены, поскольку в рамках рассмотрения данного дела не решается вопрос о привлечении в административной ответственности.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Однако дело N 651 от 27.04.2015 г. возбуждено по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Порядок возбуждения и рассмотрения данной категории дел определен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 508 от 17.08.2006 г. (далее - Правила).
В соответствии с п. 2 Правил, дела возбуждаются и рассматриваются по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Согласно п. 37 Правил по результатам рассмотрения дела антимонопольный орган принимает решение по делу.
После этого все материалы дела передаются уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России. В случае обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом будет принято решение о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области дело об административном правонарушении в отношении ОАО "Завод РТА" на момент рассмотрения дела N 651 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не возбуждалось, вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности, не рассматривался.
В связи с чем, Иркутскому УФАС России не представляется возможным применить ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ОАО "Завод РТА" в рамках рассмотрения дела N 651 от 27.04.2015 г.
Из материалов дела следует, что 28.05.2015 г. в Иркутское УФАС России ОАО "Завод РТА" представлены следующие документы (вх. N 5935): копия устава ОАО "Завод РТА", копия свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ, копия лицензии на осуществление телевизионного вещания с приложениями, копия свидетельства о регистрации СМИ.
На основании представленных документов и письменных пояснений установлено следующее.
Согласно Свидетельству о государственной регистрации юридического лица серии 38 N 000368840, Открытое акционерное общество "Завод РТА" (сокращенное наименование - ООО "Завод РТА") зарегистрировано Инспекцией МНС России по г. Ангарску Иркутской области за основным государственным номером 1023800522767.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности ОАО "Завод РТА" является деятельность в области электросвязи, дополнительными видами деятельности являются: деятельность в области передачи (трансляции) и распределения программ телевидения, деятельность в области передачи (трансляции) и распределения программ телевидения и радиовещания, деятельность в области телефонной связи и документальной электросвязи, деятельность в области телефонной связи, прочая деятельность в области электросвязи, деятельность в области документальной электросвязи.
Телеканал "Медиа-Квартал" зарегистрирован в качестве средства массовой информации 17.02.2014 г. (свидетельство о регистрации Эл N ТУ 38-00714). Согласно свидетельству о регистрации СМИ, Телеканал "Медиа-Квартал" имеет следующую примерную тематику (специализацию): детская, подростковая, для инвалидов, образовательная, культурно-просветительская, религиозная, информационная (политика, общественная жизнь, новости), спортивная (новости спорта, спортивные события), развлекательная, реклама в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе. Форма периодического распространения: телеканал. Язык распространения: русский. Территория распространения: Ангарское муниципальное образование (Иркутская область). Учредитель (соучредители): ОАО "Завод РТА" (665812, Иркутская область, г. Ангарск, кв-л 278-й, д. 1).
07 февраля 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, ОАО "Завод РТА" выдана лицензия на осуществление телевизионного вещания серии ТВ N 17640.
Согласно приложению N 2 к данной лицензии, общий объем вещания составляет 168 часов в неделю. Наименование распространяемого СМИ "Квартал Медиа".
В соответствии с приложением N 3 к лицензии, территория вещания: г. Ангарск Иркутской области: Центральный и Юго-Заводный районы.
ОАО "Завод РТА" в Иркутское УФАС России представлен договор N 149/3-08 от 01.06.2008 г. заключенный с ОАО "Телекомпания-НТВ".
12 сентября 2014 года в 12 часов 19 минут (местного времени) в эфире 2 ТВК СМИ Телеканала "Медиа-Квартал" вещаемого в Ангарском муниципальном образовании (Иркутская область), распространялась реклама "MILAVITSA" в виде статичной заставки, занимающей более семи процентов площади кадра.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, при совмещении рекламы с телепрограммой способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама не должна занимать более чем семь процентов площади кадра.
Исходя из расчетов, площадь рекламы "MILAVITSA" составила 11,2% от площади кадра.
Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ.
В соответствии ч. 7 ст. 38 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, ответственность за нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 14 данного Федерального закона несет рекламораспространитель.
На основании п. 7 ст. 3 ФЗ "О рекламе", рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Из представленных письменных пояснений и документов следует, что рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является учредитель Телеканала "Медиа-Квартал" - ОАО "Завод РТА".
В материалах дела отсутствуют доказательства прекращения распространения данной рекламы с нарушением п. 1 ч. 2 ст. 14 ФЗ "О рекламе".
Руководствуясь частью 1 пункта 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия, решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу "MILAVITSA" распространенную 12.09.2014 г. в 12 ч. 19 мин. (местного времени) в эфире 2 ТВК СМИ Телеканала "Медиа-Квартал", поскольку она не соответствует п. 1 ч. 2 ст. 14 ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ, в связи с тем, что при совмещении данной рекламы с телепрограммой сепособом наложения на кадр транслируемой телепрограммы реклама занимает более 7% площади кадра.
2. Выдать ОАО "Завод РТА" предписание о прекращении нарушений требований законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении виновных лиц.
Решение изготовлено в полном объеме "08" июня 2015 г.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 277 (опубликовано 9 июня 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016