Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
от 27 марта 2014 г. N 04-02/2548
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СП-строй" вх. от 21.03.2014 N 1514 на бездействие заказчика - бюджетного учреждения "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в виде незаключения договора по результатам осуществления закупки способом электронного аукциона на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Жилищное строительство в рамках реализации мероприятий по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на период 2013 - 2017 годы, в т.ч. 1 этап (2013 - 2014 годы): Многоквартирный жилой дом N1 в районе ул. Снежная М - Лесосплавная в п.г.т. В. Максаковка" (закупка N 0107300000214000016), далее - жалоба, ООО "СП-строй", БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар", закупка или электронный аукцион,
при участии:
-<_> установила:
1. Коми УФАС России известило о времени и месте рассмотрения жалобы закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" (далее - ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов") исх. от 24.03.2014 N 04-02/2252. ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" до рассмотрения жалобы не уведомило о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя данного лица.
Отсутствие представителя ЗАО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов" на заседании Комиссии Коми УФАС России не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
2. ООО "СП-строй" обжалуется бездействие БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в виде незаключения договора по результатам осуществления закупки. По мнению ООО "СП-строй", перечисление денежных средств третьим лицом не свидетельствует о том, что обеспечение исполнения контракта не представлено.
БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в отзыве исх. от 26.03.2014 и на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции ООО "СП-строй".
3. Комиссия Коми УФАС России, в результате проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), изучения материалов жалобы, заслушивания представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа, пришла к нижеследующим выводам.
3.1. Объектом закупки явилось выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Жилищное строительство в рамках реализации мероприятий по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на период 2013 - 2017 годы, в т.ч. 1 этап (2013 - 2014 годы): Многоквартирный жилой дом N1 в районе ул. Снежная М - Лесосплавная в п.г.т. В. Максаковка".
Заказчиком закупки явилось БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Уполномоченным органом закупки явилась Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Начальная (максимальная) цена договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Жилищное строительство в рамках реализации мероприятий по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на период 2013 - 2017 годы, в т.ч. 1 этап (2013 - 2014 годы): Многоквартирный жилой дом N1 в районе ул. Снежная М - Лесосплавная в п.г.т. В. Максаковка" составила 1 939 853 (Один миллион девятьсот тридцать девять тысяч восемьсот пятьдесят три) рубля 00 копеек.
Источником финансирования закупки явились бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на финансовый год.
Дата и время начала подачи заявок на участие в электронном аукционе 10.02.2014 00:00.
Дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе 24.02.2014 в 08:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 25.02.2014.
Дата проведения электронного аукциона 28.02.2014.
Документация об электронном аукционе на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Жилищное строительство в рамках реализации мероприятий по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на период 2013 - 2017 годы, в т.ч. 1 этап (2013 - 2014 годы): Многоквартирный жилой дом N1 в районе ул. Снежная М - Лесосплавная в п.г.т. В. Максаковка" (далее - документация об электронном аукционе) утверждена 06.02.2014 начальником БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар".
Информация о проведении электронного аукциона на право заключения договора на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Жилищное строительство в рамках реализации мероприятий по муниципальной адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на период 2013 - 2017 годы, в т.ч. 1 этап (2013 - 2014 годы): Многоквартирный жилой дом N 1 в районе ул. Снежная М - Лесосплавная в п.г.т. В. Максаковка", в том числе изменения извещения о проведении электронного аукциона N 0107300000214000016 от 14.02.2014, размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) и на сайте электронной торговой площадки http://www.sberbank-ast.ru.
Постановлением Администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 27.01.2014 N 1/183 (в ред. от 04.03.2014 N 3/680), далее - Постановление от 27.01.2014 N 1/183, созданы Единые комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд муниципального образования городского округа "Сыктывкар". Приложением N 2 к постановлению от 27.01.2014 N 1/183 утвержден состав единой комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" (далее - единая комиссия).
3.2. В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно части 10 статьи 69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Статья 70 Закона о контрактной системе регламентирует процедуру заключения контракта по результатам электронного аукциона.
В соответствии с частями 1 - 3, 7 - 9 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.
В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Согласно частям 3 - 5 статьи 96 Закона о контрактной системе (см. текст в предыдущей редакции)
исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В пункте 16 "Размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта" раздела II "информационная карта" документации об электронном аукционе указано:
"Размер обеспечения исполнения контракта составляет 10% начальной (максимальной) цены контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Срок предоставления обеспечения исполнения контракта - в сроки, установленные для заключения контракта.
В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.
Денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта должны быть переданы по следующим реквизитам:
Бюджетное учреждение "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар"
ИНН 1101487618 КПП 1101011001
департамент финансов АМО ГО "Сыктывкар" (бюджетное учреждение "Управление капитального строительства МО ГО "Сыктывкар")
Лицевой счет Б92817704р/с 40701810300003000001
ГРКЦ НБ Респ.Коми Банка России г.Сыктывкар БИК 048702001
В назначении платежа указывать: КС 928300000 далее указывается предмет контракта.
Факт передачи денежных средств в залог в размере обеспечения исполнения настоящего договора подтверждается платежным поручением с отметкой банка об оплате (квитанцией в случае наличной формы оплаты)
Срок обеспечения исполнения настоящего договора по банковской гарантии должен превышать срок действия договора не менее чем на один месяц.
Денежные средства возвращаются Генпроектировщику Заказчиком при условии надлежащего выполнения Генпроектировщиком всех своих обязательств по настоящему Договору в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования от Генпроектировщика. Денежные средства возвращаются на банковский счет, указанный Генпроектировщиком в этом письменном требовании.
В ходе исполнения Договора Генпроектировщик вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения Договора, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных Договором, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения Договором. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения Договора".
Результат электронного аукциона отражен в протоколе проведения электронного аукциона от 28.02.2014, согласно которому от участников, заявки которых зарегистрированы за NN 6739051, 6734516, поданы предложения о цене контракта в размере 1 920 454 руб. 46 коп.
По итогам рассмотрения вторых частей заявок участников электронного аукциона единой комиссией принято решение о несоответствии второй части заявки за N 6739051, поданной ООО "АСП-Сервис", требованиям пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, п./п. 1 части 6 пункта 18 раздела 1, пункта 30 раздела 2 документации об электронном аукционе; вторая часть заявки за N 6734516, поданная ООО "СП-строй", признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе (протокол N 0107300000214000016-3 подведения итогов электронного аукциона от 04.03.2014).
Следовательно, ООО "СП-строй", предложившее наиболее низкую цену договора и заявка на участие в аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, в силу части 10 статьи 69 Закона о контрактной системе признается победителем электронного аукциона, с которым заказчику надлежит заключить контракт.
Протокол N 0107300000214000016-3 подведения итогов электронного аукциона от 04.03.2014 размещен на официальном сайте 05.03.2014.
Проект договора в адрес ООО "СП-строй" направлен 11.03.2014, подписан ООО "СП-строй" и направлен в адрес БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" для подписания 17.03.2014.
БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" принято решение об отказе от заключения договора с победителем электронного аукциона от 20.03.2014 вследствие непредоставления обеспечения исполнения договора в соответствии с Законом о контрактной системе.
Протокол отказа от заключения договора с победителем электронного аукциона от 20.03.2014 размещен на официальном сайте 20.03.2014.
На момент подписания проекта договора в качестве документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения договора, ООО "СП-строй" представлено платежное поручение, плательщиком в котором указано ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-СКЛАДСКОЙ КОМПЛЕКС "ГРИНВИЧ", которое не является участником закупки.
По утверждению БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" данный факт послужил основанием отказа от заключения договора.
В графе "Плательщик" платежного поручения N 30 от 17.03.2014 указано "ООО ПРОИЗВОДСТВЕННО-СКЛАДСКОЙ КОМПЛЕКС "ГРИНВИЧ", в графе "Получатель" - БУ "УКС" МО ГО "СЫКТЫВКАР" л/с Б92817704, в графе сумма - 193985-30, в графе "Назначение платежа" - КС 928300000 Обесп. испол. дог. N 1-14, выпол. раб. по разраб. проек-смет. док. по об-ту "Многок-ный жил. дом N 1 в р-не ул.Снеж. М-Лесосплав. в п.г.т. В. Максаковка), за ООО "СП-строй" НДС не облаг. Сум 193985,30".
В соответствии с пунктом 1 статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Из Закона о контрактной системе обязанность участника закупки лично перечислить средства в качестве обеспечения исполнения договора не следует.
ООО "СП-строй" письмом исх. N 50 от 17.03.2014 в адрес ООО "ПСК" Гринвич" заявило о перечислении согласно пункту 1 статьи 313 Гражданского кодекса в адрес БУ "УКС" МО ГО "Сыктывкар" денежных средств в размере 193985,30 (сто девяносто три тысячи девятьсот восемьдесят пять) рублей 30 копеек, с назначением платежа: "КС 928300000 Обеспечение исполнения договора N 1-14, выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту "Многоквартирный жилой дом N 1 в районе ул. Снежная М-Лесосплавная в п.г.т. В. Максаковка", за ООО "СП-строй" НДС не облагается.
БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" письмом от 27.03.2014 N 03-29/26 сообщено о том, что денежные средства в сумме 193 985,30 руб. по платежному поручению N 30 от 17.03.2014 заказчиком получены. Следовательно, БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на 20.03.2014 располагало информацией о внесении обществом денежных средств в качестве обеспечения исполнения договора в достаточном размере с соответствующим назначением платежа.
Доказательства обратного БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" не представлены.
Платежное поручение N 30 от 17.03.2014 подтверждает факт перечисления денежных средств в качестве обеспечения исполнения договора.
Таким образом, бездействие БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в виде неразмещения на официальном сайте договора, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответствующего учреждения, противоречит требованиям частей 1, 7 статьи 70 Закона о контрактной системе.
Предписание выдаче не подлежит в связи с тем, что у Комиссии Коми УФАС России исходя из норм Закона о контрактной системе полномочие на выдачу предписаний о заключении договора отсутствует.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России решила:
1. Признать жалобу обоснованной.
2. Признать бездействие заказчика - БУ "Управление капитального строительства муниципального образования городского округа "Сыктывкар" в виде неразмещения на официальном сайте договора, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответствующего учреждения, противоречащим требованиям частей 1, 7 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Не выдавать предписание.
4. Решить вопрос об административной ответственности виновного должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 27 марта 2014 г. N 04-02/2548
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016