Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
N 02/08-84-2012 (опубликовано 1 июня 2012 г.)
Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
по делу N02/08-84-2012
Резолютивная часть решения оглашена 28 мая 2012 года. г. Курск
Решение в полном объеме изготовлено 30 мая 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Комов Ю.А. - руководитель УФАС по Курской области, председатель Комиссии
Волкова М.В. - заместитель руководителя УФАС по Курской области, член Комиссии,
Давыдова А.В. - начальник отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии,
Полторацкий А.Н. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии,
Куркова М.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы УФАС по Курской области, член Комиссии,
рассмотрев дело N 02/08-84-2012 по признакам нарушения комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", в присутствии председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска - К., представителя комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска (по доверенности) - Т., представителя ООО "Левант и К" (по доверенности) - Р., генерального директора ООО "Городская управляющая компания N 1" - К., установила:
В Управление ФАС по Курской области 21.05.2012 г. поступила жалоба ООО "Левант и К" (вх. N 2717) на действия комитета жилищно-коммунального хозяйства города Курска (далее также - Комитет) при проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (г. Курск, ул. 2-я Рабочая, д. 14), противоречащие, по мнению подателя жалобы, требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В процессе рассмотрения поступившей жалобы было установлено следующее.
19 мая 2012 года на официальном сайте Администрации города Курска www.kurskadmin.ru размещены извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (г. Курск, ул. 2-я Рабочая, д. 14) и конкурсная документация. Работы по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома производятся с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Организатором конкурса является комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска, заказчиком - ООО "Городская управляющая компания N 1".
Конкурсная документация разработана организатором конкурса и утверждена директором ООО "Городская управляющая компания N 1".
Срок окончания подачи заявок на конкурс был установлен до 22 мая 2012 года, дата вскрытия конвертов - 25 мая 2012 года.
Как следует из конкурсной документации открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (г. Курск, ул. 2-я Рабочая, д. 14) (далее также - конкурсная документация), в ее составе отсутствовала сметная документация, позволяющая определить объемы и стоимость работ, производимых в рамках капитального ремонта.
На заседании Комиссии УФАС по Курской области, представитель заявителя поддержала заявленные требования, пояснив что в извещении о проведении конкурса установлены сокращенные сроки окончания подачи заявок и вскрытия конвертов, а также отсутствует сметная документация, что не позволило обществу подать заявку на участие в конкурсе.
Представители Комитета пояснили, что сроки окончания подачи заявок на участие в конкурсе и вскрытия конвертов установлены с соответствии с Постановлением Администрации Курской области от 19.12.2011 г. N 695-па. При этом в извещении о проведении конкурса было указано, что с проектно-сметной документацией можно ознакомиться у заказчика торгов.
Представитель "Городская управляющая компания N 1" пояснил, что сметная документация находится у заказчика - управляющей компании в электронном виде, в ознакомлении с ней никому не было отказано.
Выслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, Комиссия УФАС по Курской области приходит к следующему.
В соответствии с частью 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Решением государственной корпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 05.10.2010 г., протокол N 194, в целях обеспечения единого методологического подхода при привлечении подрядных организаций утверждены Методические рекомендации по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Методические рекомендации).
Постановлением Администрации Курской области от 19.12.2011 г. N 695-па "Об утверждении Порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с частью 8 статьи 20 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Методическим рекомендациями (далее - Постановление Администрации N 695-па) установлен соответствующий порядок.
В силу пункта 2 раздела 1 Методических рекомендаций, пункта 2 раздела 1 Постановления Администрации N 695-па процедуры привлечения подрядных организаций осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и основываются на принципах прозрачности выбора подрядных организаций, равноправной конкуренции между подрядными организациями, а также ответственности органов местного самоуправления, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации за результаты выбора подрядной организации.
Распоряжением Администрации города Курска от 06.04.2012 г. N 103-ра организатором открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" утвержден комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска.
Между Комитетом и заказчиком торгов - "Городская управляющая компания N 1" заключено соглашение N 1 от 19.03.2012 г. о передаче функций по организации и проведению торгов.
В соответствии с нормами Постановления Администрации N 695-па организатор конкурса разрабатывает конкурсную документацию по проведению открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов и публикует информацию о проведении конкурса и конкурсную документацию (пункт 4 раздела 2), а заказчик утверждает указанную конкурсную документацию (пункт 2 раздела 2).
Таким образом, конкурсная документация открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (г. Курск, ул. 2-я Рабочая, д. 14) была разработана Комитетом и утверждена заказчиком - ООО "Городская управляющая компания N 1".
В соответствии с частью 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения.
Пунктом 3.5 раздела 2 Методических рекомендаций установлено, что вскрытие конвертов с конкурсными заявками производится не менее чем через 10 дней после опубликования информации о конкурсе.
Как подтверждается материалами дела, опубликованное на официальном сайте www.kurskadmin.ru 19 мая 2012 года извещение о проведении конкурса содержало следующие сроки: срок окончания подачи заявок на конкурс был установлен до 22 мая 2012 года, дата вскрытия конвертов - 25 мая 2012 года, что нарушает требования статьи 448 ГК РФ и Методических рекомендаций.
Конкурсная документация содержит требование о внесении участниками торгов денежных средств в качестве обеспечения заявки, а также о представлении в составе заявки ряда документов, которые должны быть получены участниками у других лиц (в органах ФНС России и т.п.), в связи с чем установление сроков подачи заявок в течении двух рабочих дней создает препятствие для своевременной подачи заявок, отвечающих всем установленным требованиям.
Кроме этого, пунктом 3.7 раздела 4 методических рекомендаций установлено, что участник имеет право в любое время до даты и часа вскрытия конвертов вносить изменения в поданную конкурсную заявку. В этой связи установление даты вскрытия конвертов на три дня позднее, чем дата окончания срока подачи заявок, нарушает указанное право участника конкурса.
Методическим рекомендациями (раздел 4) и Постановлением Администрации N 695-па (приложение N 1) утверждены форма извещения и состав конкурсной документации, которая должна содержать, в том числе техническую и сметную документацию.
Как следует из извещения и конкурсной документации рассматриваемого открытого конкурса, в составе конкурсной документации в нарушение вышеуказанных норм отсутствовала сметная документация, позволяющая определить объемы работ и рассчитать их стоимость.
Более того, извещение и конкурсная документация содержат только перечень видов работ без указания их объемов, что объективно препятствует потенциальным участникам конкурса произвести расчет стоимости работ и сформировать обоснованное предложение о цене работ, которая является одним из критериев оценки заявок.
Таким образом, организатором, разработавшим конкурсную документацию, и заказчиком, утвердившим ее, были нарушены требования Постановления Администрации Курской области от 19.12.2011 г. N 695-па "Об утверждении Порядка привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Методических рекомендаций по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", утвержденных решением государственной корпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" от 05.10.2010 г.
Частью 2 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
При таких обстоятельствах установление сокращенных сроков подачи заявок на участие в конкурсе, а также отсутствие сметной документации (указания объемов работ) в составе конкурсной документации, препятствовало заявителю - ООО "Левант и К" сформировать заявку на участие в конкурсе, и может создать препятствия для участия в нем иных лиц, не имеющих возможность в установленные сроки получить сметную документацию у заказчика, которая в силу нормативных правовых актов должна быть размещена в составе конкурсной документации, что квалифицируется как нарушение части 2 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с частью 20 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 17, статьей 18.1, частью 1 статьи 23, статьи 41, статьи 49 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Левант и К" обоснованной.
2. Признать комитет жилищно-коммунального хозяйства города Курска нарушившим часть 2 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" в части разработки извещения и конкурсной документации открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (г. Курск, ул. 2-я Рабочая, д. 14) с нарушениями порядка проведения торгов, что привело к ограничению доступа к участию в торгах.
3. Признать ООО "Городская управляющая компания N 1" нарушившим часть 2 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" в части утверждения конкурсной документации открытого конкурса на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (г. Курск, ул. 2-я Рабочая, д. 14) с нарушениями порядка проведения торгов, что привело к ограничению доступа к участию в торгах.
4. Выдать комитету жилищно-коммунального хозяйства города Курска предписание об аннулировании торгов.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р Е Д П И С А Н И Е
об аннулировании торгов
Предписание объявлено 28 мая 2012 года.
Предписание изготовлено 30 мая 2012 года. г. Курск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Комов Ю.А. - председатель Комиссии
Волкова М.В. - член Комиссии
Давыдова А.В. - член Комиссии
Полторацкий А.Н. - член Комиссии
Куркова М.А. - член Комиссии
руководствуясь статьей 23, частью 20 статьи 18.1, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения по делу N 02/08-84-2012 о нарушении комитетом жилищно-коммунального хозяйства города Курска и ООО "Городская управляющая компания N 1" части 2 статьи 17 ФЗ N135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", предписывает:
1. В целях устранения нарушений части 2 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции" комитету жилищно-коммунального хозяйства города Курска в срок не позднее трех дней с даты получения предписания аннулировать открытый конкурс на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (г. Курск, ул. 2-я Рабочая, д. 14).
2. Документированную информацию об исполнении пункта 1 настоящего предписания представить в Управление ФАС по Курской области не позднее двух рабочих дней с даты его исполнения.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: Неисполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области N 02/08-84-2012 (опубликовано 1 июня 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016