Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области
от 9 апреля 2014 г. N 04-05/1781
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Архангельского УФАС России) в составе:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Неумоин С.А. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании пункта 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации",
в присутствии представителей от:
Заявителя: Нибабина А.С. (доверенность от 01.02.2014 N 01-03/008);
Уполномоченного органа: Панова О.И. (доверенность от 05.03.2014 N 01-Д), Грековой Н.А. (доверенность от 25.03.2014 N 07-Д);
Участника закупки - ООО "Северо-Западная строительная компания" - Казначеевой М.Г. (доверенность от 08.04.2014), Воробьева К.О. (доверенность от 17.02.2014);
Заказчик уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей не направил. установила:
02 апреля 2014 года в Архангельское УФАС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в сфере закупок, поступила жалоба ООО "Белый дом" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации МО "Вельский муниципальный район" Архангельской области (далее - Заказчик), уполномоченного органа - контрактного агентства Архангельской области (далее - Уполномоченный орган), при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в г. Вельске (извещение N 0124200000614000897).
Содержание жалобы:
Обжалуются действия Заказчика, в связи с установлением в конкурсной документации неправомерных требований к составу заявки на участие в открытом конкурсе.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 09.04.2014 N 01-31/1426.
Уполномоченный орган не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в объяснении по жалобе от 08.04.2014 N 314-05-522.
Комиссия Архангельского УФАС России рассмотрела жалобу и провела на основании части 15 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе" внеплановую проверку осуществления закупки с учетом следующего.
В соответствии с Постановлением правительства Архангельской области "Об утверждении Положения о контрактном агентстве Архангельской области" от 18.12.2009 N 215-пп (ред. от 10.12.2013) контрактное агентство Архангельской области является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим: регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Архангельской области; определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области; организацию и проведение торгов по продаже отдельных видов государственного имущества Архангельской области; организацию и проведение аукционов по продаже права на заключение договоров аренды отдельных лесных участков.
Взаимодействие Уполномоченного органа и заказчиков Архангельской области в сфере закупок для обеспечения нужд Архангельской области осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Архангельской области "Порядок взаимодействия контрактного агентства Архангельской области, государственных заказчиков Архангельской области, государственных бюджетных учреждений Архангельской области, муниципальных заказчиков Архангельской области, муниципальных бюджетных учреждений муниципальных образований Архангельской области и отдельных юридических лиц при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд Архангельской области" от 20 декабря 2013 года N 595-пп (далее - Постановление N 595-пп).
Согласно Постановлению N 595-пп Заказчик направляет в Уполномоченный орган заявку на осуществление закупки. Уполномоченный орган на основании представленной заявки Заказчика подготавливает документацию об электронном аукционе, и организует осуществление закупки.
26.03.2014 Уполномоченным органом на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещено извещение N 0124200000614000897 о проведении открытого конкурса и конкурсная документация на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в г. Вельске (далее - конкурсная документация).
Начальная (максимальная) цена муниципального контракта - 120 080 120,00 рублей.
Конкурсная документация утверждена 26.03.2014 и.о. руководителя контрактного агентства Архангельской области.
Подпунктом г) пункта 1 части 2 статьи 51 ФЗ "О контрактной системе" определено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 указанного Федерального закона, или копии этих документов.
Часть 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки является выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в г. Вельске.
Пунктом 6.1 раздела I конкурсной документации установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ, или копии таких документов, а именно:
1) Обязательное наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаваемого саморегулируемой организацией (Раздел III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство);
2) копию лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ:
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
или
копию лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по следующим видам работ:
- монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации;
- монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, капитальный ремонт должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Из указанных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что выполнение строительных работ, капитального ремонта всегда предполагает деятельность по организации строительных работ и лицо, осуществляющее выполнение строительных работ, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Таким образом, условием допуска к участию в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе" должно являться обязательное наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Проектной документацией на строительство детского сада на 120 мест в городе Вельске, которая является приложением к конкурсной документации, предусмотрены работы по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 года N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений").
Следовательно, для выполнения работ по монтажу автоматической установки пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией необходимо наличие лицензии МЧС.
В соответствии с требованиями частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 624 содержит пункт 33 - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Наличие данного пункта позволяет лицу, организующему строительство, привлекать для выполнения ряда работ иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, в том числе, лицензией МЧС.
Комиссия Архангельского УФАС России отмечает, что в случае, если в один лот включены услуги или работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лично, и соответственно установление Заказчиком требования о предоставлении в составе заявки на участие в конкурсе соответствующей лицензии, не соответствует положениям "О контрактной системе".
Частью 5 статьи 51 ФЗ "О контрактной системе" предусмотрено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 указанной статьи документов и информации, не допускается.
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование о предоставление документов (копии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений или копии лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений) в составе заявки на участие в конкурсе, не предусмотренных частью 5 статьи 66 ФЗ "О контрактной системе".
Таким образом, Заказчик, Уполномоченный орган нарушили часть 5 статьи 51 ФЗ "О контрактной системе".
Пунктом 9 части 1 статьи 50 ФЗ "О контрактной системе" предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с указанным Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 ФЗ "О контрактной системе" определено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 ФЗ "О контрактной системе" Постановлением Правительством Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил оценки заявок для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 указанных Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 22 раздела II конкурсной документации заказчик, Уполномоченный орган установили следующие критерии оценки заявок:
Цена контракта - 60%
Квалификация участников закупки - 40%
Для оценки заявок по настоящему критерию используются следующие показатели и следующая шкала оценки заявок:
а) основные виды машин и оборудования, которые будут использованы для выполнения работ, количество - 20 баллов;
б) аналогичные по характеру и объему работы, выполненные подрядчиком в течение 2009 - 2013 годов (за объекты аналоги принимать строительство объектов капитального строительства), количество - 60 баллов;
в) квалифицированные специалисты у участника закупки с опытом работы в области выполнения работ, аналогичных предмету контракта, которых предполагается задействовать при выполнении контракта, количество - 20 баллов.
Комиссией Архангельского УФАС России установлено, что конкурсная документация не содержит для каждого показателя критерия "Квалификация участников закупки" его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, формулы расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкалы предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядка их определения, то есть не содержит порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушен пункт 9 части 1 статьи 50 ФЗ "О контрактной системе", пункт 11 Правил оценки заявок.
Руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок, решила:
1. Признать жалобу ООО "Белый дом" обоснованной.
2. Признать Заказчика, Уполномоченного органа нарушившими пункт 9 части 1 статьи 50, часть 5 статьи 51 ФЗ "О контрактной системе", пункт 11 Правил оценки заявок.
3. Заказчику, Уполномоченному органу выдать предписание об устранении выявленных нарушений ФЗ "О контрактной системе", а именно:
3.1. Уполномоченному органу вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в г. Вельске (извещение N 0124200000614000897); вернуть обеспечение заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе; уведомить участников закупки, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе, о возможности подачи заявки на участие в открытом конкурсе вновь.
3.2 Заказчику, Уполномоченному органу в конкурсную документацию и в извещение внести изменения в соответствии с действующим законодательством РФ; продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в г. Вельске (извещение N 0124200000614000897) на срок не менее 10 рабочих дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить даты, необходимые для проведения конкурса, в соответствии с действующим законодательством о закупках.
3.3. Заказчику, Уполномоченному органу пункты 3.1, 3.1 решения (предписания) исполнить в срок до 25 апреля 2014 года и сообщить об его исполнении в Архангельское УФАС России в этот же срок, в том числе по факсу (8182) 21-54-45 либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru (с приложением подтверждающих документов).
4. Передать материалы дела должностному лицу Архангельского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание. Согласно части 9 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
С.А. Неумоин
Предписание
о прекращении нарушений Федерального закона "О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд"
09 апреля 2014 года г. Архангельск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области по контролю в сфере закупок:
Председатель комиссии:
Короткова И.Ю. |
Заместитель руководителя Управления - начальник отдела контроля закупок, |
Члены комиссии:
Вознесенская Н.В. |
Ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
Неумоин С.А. |
Специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
на основании решений от 09 апреля 2014 года по делам N 68мз-14, N 69мз-14, N 70мз-14 о нарушении
Заказчиком - администрацией МО "Вельский муниципальный район" Архангельской области, |
165150, Архангельская область, г. Вельск, ул. Советская, д. 52/15 |
Уполномоченным органом - контрактным агентством Архангельской области |
163000, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, оф. 904, |
Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе"), Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Постановлением Правительством Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, при проведении открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в г. Вельске (извещение N 0124200000614000897), руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 ФЗ "О контрактной системе", предписывает:
Заказчику - администрации МО "Вельский муниципальный район" Архангельской области (далее - Заказчик), уполномоченному органу - контрактному агентству Архангельской области (далее - Уполномоченный орган), устранить выявленные нарушения ФЗ "О контрактной системе", а именно:
1. Уполномоченному органу вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в г. Вельске (извещение N 0124200000614000897); вернуть обеспечение заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе; уведомить участников закупки, подавшим заявки на участие в открытом конкурсе, о возможности подачи заявки на участие в открытом конкурсе вновь.
2 Заказчику, Уполномоченному органу в конкурсную документацию и в извещение внести изменения в соответствии с действующим законодательством РФ; продлить срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству детского сада на 120 мест в г. Вельске (извещение N 0124200000614000897) на срок не менее 10 рабочих дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить даты, необходимые для проведения конкурса, в соответствии с действующим законодательством о закупках.
3. Заказчику, Уполномоченному органу исполнить пункты 1 и 2 настоящего предписания в срок до 25 апреля 2014 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего предписания в Архангельское УФАС России в письменном виде, по факсу (8182) 21-54-45, либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.
Примечание. Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в части 7.1 статьи 19.5 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей (пункт 7 статьи 19.5 КоАП РФ).
Председатель Комиссии И.Ю. Короткова
Члены Комиссии Н.В. Вознесенская
С.А. Неумоин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области от 9 апреля 2014 г. N 04-05/1781
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016