Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
от 20 мая 2015 г. N 03-10.1/154-2015
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Веретельник М.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Альтаир" (далее также заявитель, Общество) на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" и его аукционной комиссии (далее - заказчик, аукционная комиссия) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку питьевого молока (спецжиров для работников с вредными условиями труда) (извещение N 0352300080015000045) (далее - электронный аукцион),
в отсутствие представителя заявителя, представившего письменное ходатайство (вх. N 4720э от 19.05.2015) о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя Общества;
в присутствии представителей заказчика - <_> установила:
1. В Омское УФАС России поступила жалоба заявителя (вх. N 4550э от 13.05.2015) на действия аукционной комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона.
По мнению заявителя, в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) аукционной комиссией неправомерно отказано Обществу в допуске к участию в электронном аукционе.
2. На запрос Омского УФАС России (исх. N 03-4801 от 14.05.2015) заказчиком были представлены письменные возражения на доводы жалобы и материалы электронного аукциона (вх. N 4669 от 18.05.2015).
Из представленных материалов и информации следует, что 22.04.2015 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) заказчиком были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 64200 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 05.05.2015 на участие в аукционе поступило пять заявок, двум участникам закупки, в том числе заявителю (заявка N 3) отказано в допуске к участию в аукционе.
Согласно протоколу проведения аукциона от 08.05.2015 наименьшее ценовое предложение в сумме 56175 руб. сделано участником N 2 (снижение цены контракта составило 12,5%).
Исходя из протокола подведения итогов электронного аукциона от 12.05.2015, заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе, победителем признано ООО "Молочко".
3. В результате рассмотрения жалобы ООО "Альтаир", представленных материалов, пояснений представителей заказчика и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В силу требований пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В подпункте 4.1 пункта 4 раздела I документации об аукционе установлено: "Первая часть заявки должна содержать указанные в одном из следующих подпунктов сведения: конкретные показатели, соответствующие значениям, согласно разделу II.НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), страна происхождения товара при условии отсутствия в разделе II.НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ настоящей документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Согласно части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В силу пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации.
В разделе II "Наименование и описание объекта закупки" документации об аукционе были установлены функциональные, технические и качественные характеристики товаров, а также показатели, позволяющие определить соответствие данных товаров установленным заказчиком требованиям.
Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 05.05.2015 следует, что заявителю (заявка N 3) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию: "Отказать в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона N44-ФЗ: непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N44-ФЗ: В заявке участника отсутствует информация о стране происхождения товара. Участник в графе "Характеристики товара" указал: "Производство: Россия"
В силу положений Федерального закона от 31.12.2014 N 498 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступившего в законную силу с 31.12.2015 (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, "Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 51, "Российская газета", N 1, 12.01.2015) в подпункте "б" пункта 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе слова "места происхождения товара или наименование производителя товара" были заменены словами "страны происхождения".
В жалобе заявитель ссылается на то, что "Термин "Страна происхождения товара" не прописан в ФЗ-44, следовательно, он является общепринятым.
Согласно ст. 58 ТК ТС "Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров".
Исходя из данного определения, указание "производство: Россия" является указанием страной происхождения товара, также как и если бы было указано "переработано в России"
Считаем, что указание страны происхождения товара не обязывает прописывать словосочетание "страна происхождения товара", а обязывает указать Страну, в которой был произведен или переработан товар".
В свою очередь в возражениях заказчика на жалобу заявителя указано следующее: "В силу положений Федерального закона от 31.12.2014 N 498 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вступившего в законную силу с 31.12.2015 (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, "Собрание законодательства РФ", 05.01.2015, N 1 (часть I), ст. 51, "Российская газета", N 1, 12.01.2015) в подпункте "б" пункта 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе слова "места происхождения товара или наименование производителя товара" были заменены словами "страны происхождения".
Данные изменения в закон обязывают участника закупки указывать наименование страны происхождения товара, а не наименование производителя товара. Комиссия заказчика полагает, что участник исполняет требования закона лишь в части, объединяя два различных понятия в одно.
Формальный подход к выполнению требований Федерального закона и документации об аукционе позволял комиссии Заказчика отклонить заявку заявителя".
Изучив заявки на участие в аукционе всех участников закупки, Комиссия установила, что в первой части заявки Общества были указаны конкретные показатели товаров в соответствии со значениями, установленными документацией об аукционе, а также в графе "Характеристика товара" в отношении поставляемого товара указано наименование страны "Производство: Россия" и т.д.
Комиссия считает, что у аукционной комиссии не было достаточных оснований для отказа заявителю в допуске к участию в аукционе, поскольку из указанных в заявке Общества сведений можно сделать вывод о стране происхождения товара, в связи с чем, жалоба признается обоснованной.
При этом Комиссия отмечает, что аукционная комиссия неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе также и участнику закупки с порядковым номером заявки 1, учитывая, что заявка данного участника содержала сведения о стране происхождения предлагаемого к поставке товара (Россия).
Кроме того, Комиссия отмечает, что составленный и подписанный заказчиком и членами его аукционной комиссии протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 05.05.2015 не в полной мере соответствует положениям пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе, поскольку данный протокол не содержит указания положений документации об электронном аукционе, которым не соответствуют заявки на участие в нем участников закупки с порядковыми номерами 1 и 3.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Альтаир" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку питьевого молока (спецжиров для работников с вредными условиями труда) (извещение N 0352300080015000045).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 4 и пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 03-10.1/154-2015
об устранении нарушений законодательства в сфере закупок
20 мая 2015 г. |
г.Омск |
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Веретельник М.С. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО "Альтаир" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" и его аукционной комиссии при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку питьевого молока (спецжиров для работников с вредными условиями труда) (извещение N 0352300080015000045) (далее - электронный аукцион),
в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" и его аукционной комиссии нарушение требований пункта 1 части 4 и пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе,
на основании своего Решения от 20.05.2015 N 03-10.1/154-2015, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, предписывает:
1. Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4"и его аукционной комиссии в срок до 04.06.2015:
- отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона;
- повторно рассмотреть заявки участников закупки с учетом нарушений, указанных в Решении от 20.05.2015 N 03-10.1/154-2015;
- назначить новую дату проведения электронного аукциона, а также разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru информацию о новой дате проведения электронного аукциона.
2. Оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер":
- обеспечить бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" и его аукционной комиссии возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания;
- назначить время проведения электронного аукциона и разместить информацию о времени проведения электронного аукциона;
- уведомить участников закупки, допущенных к участию в электронном аукционе, о дате и времени проведения электронного аукциона;
- продолжить проведение электронного аукциона с предложения о цене контракта, поданного участником закупки с номером 2, то есть с 56175 руб. В случае отсутствия при продолжении проведения электронного аукциона предложений о снижении размера последнего (минимального) предложения о цене контракта, предложение участника закупки с номером 2 считать лучшим.
3. Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Медико-санитарная часть N 4" и его аукционной комиссии, оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения от 20.05.2015 N 03-10.1/154-2015.
Проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего предписания в срок до 05.06.2015 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.
Контроль исполнения предписания возложить на заместителя председателя Комиссии Алексину А.П.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 мая 2015 г. N 03-10.1/154-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016