Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия
N 06-04/4705 (опубликовано 25 мая 2015 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2015 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия), созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 02.03.2015 N 43 в составе:
при участии представителей:
Заказчика - ОАО "Чувашавтодор":
в отсутствие заявителя ООО "Крипто", направившего ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя установила:
В Управление Федеральной службы по Чувашской Республике - Чувашии 12.05.2015 г. обратилось ООО "Крипто" с жалобой на положения документации о запросе цен и на действия закупочной комиссии ОАО "Чувашавтодор" (далее - Общество, Заказчик) при проведении запроса цен N 31502278155 на право заключения договора на оказание услуг по установке тахографов на дорожно-строительной технике ОАО "Чувашавтодор" (далее - Запрос цен).
В жалобе ООО "Крипто" сообщает о необоснованном отклонении заявки от участия в запросе цен в связи с отсутствием необходимого опыта работы (предусмотренного подпунктом 1 пункта 4.4 извещения-документации) в данной сфере услуг "Опыт работы в данной сфере услуг - не менее 5 лет".
По мнению заявителя, предмет закупки - установка тахографов с блоком СКЗИ официально утверждены к установке на транспортные средства только в 2013 году. Следовательно, предъявление к участникам закупки требование, о наличии опыта работы не менее 5 лет неисполнимо и ограничивает число участников закупки.
ООО "Крипто" считает свою заявку соответствующей требованиям закупочной документации и просит выдать организатору запроса цен предписание об устранении нарушений.
В заседании комиссии представитель ОАО "Чувашавтодор" нарушение не признал. Пояснил, что Центральной закупочной комиссией рассмотрены заявки на соответствие требованиям Положения о закупке и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". Основанием для отклонения заявки послужило не представление участником в составе заявки информации, предусмотренной документацией о запросе цен.
При этом, за разъяснениями документации ООО "Крипто" не обращалось.
С учетом указанных обстоятельств, представитель ОАО "Чувашавтодор" считает жалобу ООО "Крипто" не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия приходит к следующему.
Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган, в порядке, установленном антимонопольным органом, действие (бездействие) заказчика при закупке. Порядок обжалования процедуры торгов и процедуры заключения договора установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральным законом от 18.07.2011 N223-ФЗ "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) определен порядок закупки товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В соответствии со статьей 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Организация закупочной деятельности Заказчика определяется Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО "Чувашавтодор", утвержденным Советом директоров ОАО "Чувашавтодор", протокол от 27.04.2012 N 48 (далее - Положение о закупке).
Согласно пункту 5.7.1 Положения о закупке под запросом цен понимается процедура, при которой заказчик заранее информирует поставщиков о потребности в продукции, приглашает подавать предложения и рассматривает их на отборочной стадии, отклоняет несоответствующие требованиям извещения и документации о закупке и определяет победителя как участника закупки, который предложил наиболее низкую цену.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
21.04.2015 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. размещено извещение о проведении ОАО "Чувашавтодор" запроса цен N 31502278155 на право заключения договора на оказание услуг по установке тахографов на дорожно-строительной технике ОАО "Чувашавтодор.
Согласно протоколу заседания Центральной закупочной комиссии (далее -ЦЗК) от 29.04.2015 ООО "Крипто" не допущено к участию в запросе цен.
Основанием отказа послужило отсутствие у участника необходимого опыта работы, предусмотренного пунктом 4.4. извещения-документации) в данной сфере услуг.
Согласно подпункту г) пункта 6 главы 4 Положения о закупках перед проведением любой закупки заказчик обязан установить требования к участникам закупки, а также к их субподрядчикам (поставщикам, исполнителям) при необходимости.
На основании пункта 6.5. 5 Положения участник закупки должен обладать профессиональной компетентностью, оборудованием и другими материальными возможностями, также людскими ресурсами, финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения договора на поставку продукции, надежностью, опытом и репутацией, системой управления охраной труда, если указанные требования содержаться в документации процедуры закупки.
Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, с учетом положений действующего законодательства Российской Федерации.
Требования к исполнителю при проведении закупки установлены частью 4.4. Извещения о закупке.
В соответствии с пунктом 4.4 Извещения Заказчик установил требование к исполнителю в том числе о наличии опыта в данной сфере услуг - не менее 5 лет.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" водители транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором Российской Федерации о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки.
На территории Российской Федерации должны выполняться требования установки на транспортных средствах и использования контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, в том числе принадлежащих российским перевозчикам при осуществлении международных автомобильных перевозок.
Таким образом, для фиксации времени работы и отдыха водителей работодатели могут использовать тахографы. В соответствии с требованием Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (ст. 8), с 1 января 2005 г. установка на транспортных средствах российских перевозчиков и использование контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств являются обязательными при осуществлении международных автомобильных перевозок на территориях государств, не являющихся участниками Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на территории Российской Федерации услуги по установке тахографов осуществлялись с 2005 года.
Следовательно, рынок данной сферы услуг существует не менее 15 лет, что опровергает довод заявителя об отсутствии у участников необходимого опыта и возможности подать заявку.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу о правомерности отклонения участника (ООО "Крипто"), представившего заявку, не соответствующую требованиям закупочной документации.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
При этом, как установлено Комиссией Чувашского УФАС перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям в документации о закупке заказчиком не установлен, что в соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках недопустимо и может привести к необоснованному отклонению заявок и к ограничению конкуренции.
Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного Комиссия принимает решение о признании жалобы ООО "Крипто" необоснованной.
При рассмотрении дела, установлено, что по итогам запроса цен на оказание услуг по установке тахографов на дорожно-строительной технике ОАО "Чувашавтодор" закупка признана несостоявшейся, о чем свидетельствует протокол заседания закупочной комиссии от 29.04.2015 г.
В связи с установленным обстоятельством Комиссия Чувашского УФАС России приходит к выводу об отсутствии основания для выдачи предписания.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Крипто" необоснованной.
2. Признать ОАО "Чувашавтодор" нарушившим пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при проведении запроса цен на оказание услуг по установке тахографов на дорожно-строительной технике ОАО "Чувашавтодор" (изв.N31502278155).
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Примечание: решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Чувашия N 06-04/4705 (опубликовано 25 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016