Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области
от 18 мая 2015 г. N 34-03-18.1/2015
Результативная часть решения оглашена 14 мая 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 мая 2015 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
<***> - заместитель руководитель Челябинского УФАС России; <***> - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
<***> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
рассмотрев дело N 34-03-18.1/2015, возбужденное по жалобе ООО "Омская проектная компания" на действия (бездействие) Государственного стационарного учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Черкаскульский психоневрологический интернат" (далее - ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат") при проведении открытого аукциона на разработку проектно-сметной документации "Капитальный ремонт наружной сети канализации с очистными сооружениями и выпусками очищенных стоков Черкаскульского психоневрологического интерната по адресу: Челябинская область, Каслинский муниципальный район, с. Черкаскуль" (извещение N 31502328804), в присутствии представителя ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" по доверенности от 12.01.2015, установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступила жалоба ООО "Омская проектная компания" на действия (бездействие) ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" при проведении открытого аукциона на разработку проектно-сметной документации "Капитальный ремонт наружной сети канализации с очистными сооружениями и выпусками очищенных стоков Черкаскульского психоневрологического интерната по адресу: Челябинская область, Каслинский муниципальный район, с. Черкаскуль" (извещение N 31502328804).
В жалобе указано следующее.
ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" при проведении открытого аукциона на разработку проектно-сметной документации "Капитальный ремонт наружной сети канализации с очистными сооружениями и выпусками очищенных стоков Черкаскульского психоневрологического интерната по адресу: Челябинская область, Каслинский муниципальный район, с. Черкаскуль" (извещение N 31502328804) незаконно установило требование наличия у участника аукциона опыта в проектировании не менее 5 лет и сведения об успешном исполнении за этот срок не менее 3 государственным (муниципальных) контрактов, стоимость каждого из которых должна составлять не менее 50% от начальном (максимальной) цены аукциона.
Действия заказчика по установлению указанных требований приведут к необоснованным ограничениям и дискриминации по отношению к участникам аукциона.
По доводам, изложенным в жалобе ООО "Омская проектная компания", ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" сообщило следующее.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о закупке товаров, работ и услуг ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" в аукционной документации были указаны квалификационные требования к участникам закупки, указанные в жалобе. Целью выставления данных требований было не ограничение конкуренции, а желание получить квалифицированного исполнителя с положительной деловой репутацией, которую могла бы проверить закупочная комиссия на этапе рассмотрения заявок.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения ответчика, Комиссия Челябинского УФАС России пришла к выводу об обоснованности жалобы по следующим основаниям.
1. В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закона о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
05.05.2015 ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru разместило извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на разработку проектно-сметной документации "Капитальный ремонт наружной сети канализации с очистными сооружениями и выпусками очищенных стоков Черкаскульского психоневрологического интерната по адресу: Челябинская область, Каслинский муниципальный район, с. Черкаскуль" (извещение N 31502328804).
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 26.05.2015.
Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 29.05.2015 в 10.00.
При организации и проведении аукциона ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" руководствовалось Законом о закупках и Положением о закупке ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат".
Положение о закупке товаров, работ и услуг ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" (далее - Положение о закупке ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат") утверждено Приказом Министра социальных отношений Челябинской области от 14.03.2014 N 77 и размещено на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru.
Особенности проведения аукциона предусмотрены пунктом 7.4 Положения о закупке ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат".
В подпункте 2) пункта 7.4.10 Положения о закупке ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" указаны документы, подтверждающие соответствие участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе:
а) документы, подтверждающие соответствие участника обязательным требованиям, установленным пунктом 5.1 указанного Положения;
б) документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, если в аукционной документации установлены квалификационные требования к участникам.
В соответствии с пунктом 5.2 Положения о закупке ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" к участникам закупки заказчик вправе предъявить следующие дополнительные требования:
наличие финансовых, материальных средств, а также иных возможностей (ресурсов), необходимых для выполнения условий договора (контракта);
положительная репутация, наличии опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг.
При установлении указанных требований заказчик обязан определить конкретные единицы их измерения.
В пункте 11 информационной карты документации об открытом аукционе в электронной форме указаны обязательные требования, предъявляемые к участникам закупки, в том числе свидетельство о допуске к работам в соответствии с предметом договора, выданное саморегулируемой организацией, а также дополнительные требования к участникам аукциона, а именно: наличие у участника аукциона опыта в проектировании не менее 5 лет и сведения об успешном исполнении за этот срок не менее 3 государственных (муниципальных) контрактов, стоимость каждого из которых должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены аукциона.
Пунктом 1 статьей 55.8 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с пунктом 5.2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений относятся к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Пунктом 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда.
Следовательно, довод ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" о том, что закупочная комиссия на этапе рассмотрения заявок хотела проверить квалификацию исполнителя и его деловую репутацию, является несостоятельным, так как наличие в обязательных требованиях свидетельства о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией, предусматривает участие в указанной аукционе профессиональных участников рынка, допущенных к указанным видам работ.
Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что установление в качестве критериев допуска к участию в аукционе требований о наличии у участника аукциона опыта в проектировании не менее 5 лет, а также об успешном исполнении за этот срок не менее 3 государственных (муниципальных) контрактов, стоимость каждого из которых должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены аукциона, ограничивает конкуренцию участников, поскольку предусматривает допуск участников в аукционе, существующих на рынке более 5 лет, исключая при этом вновь созданные предприятия, способные на достойном уровне выполнить работу по проектированию. При установлении требований к опыту подлежит оценке "формальный" опыт юридического лица, т.е. наличие контрактов (договоров), стороной в которых выступала организация. При этом, не может быть учтен опыт конкретных работников, по сути, и являющихся носителями навыков, знаний и квалификации.
Кроме того, из анализа пункта 5.2 Положения о закупке ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" следует, что дополнительные (квалификационные) требования предусмотрены в виде критериев оценки участников закупки, следовательно, не могут применяться на этапе предварительного отбора участников (допуска к участию в аукционе).
Заказчики, руководствуясь действующим законодательством, вправе самостоятельно определять как перечень определенных предусмотренных законодательством критериев оценки, так и содержание указанных критериев, в том числе предмет и конкретные показатели оценки участников конкурса, но не на стадии допуска участников к аукциону, а для определения квалификационных требований к участникам уже допущенных до аукциона.
Установление указанных ограничивающих критериев на стадии допуска участников к аукциону не позволяет обеспечить равные права и возможности для участников закупки и является нарушением принципов, закрепленных в части 1 статьи 3 Закона о закупках.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, жалоба ООО "Омская проектная компания" является обоснованной.
2. Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Подпунктом 2) пункта 7.4.10 Положения о закупке ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" предусмотрены документы, подтверждающие соответствие участника закупки установленным требованиям и условиям допуска к участию в аукционе:
а) документы, подтверждающие соответствие участника обязательным требованиям, установленным пунктом 5.1 указанного Положения;
б) документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, если в аукционной документации установлены квалификационные требования к участникам;
в) документы, подтверждающие обеспечение заявки на участие в аукционе, в случае, если в аукционной документации содержится указание на требование обеспечения такой заявки.
Таким образом, абзацем б) подпункта 2) пункта 7.4.10 Положения о закупке ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" предусмотрены квалификационные требования к участникам аукциона на стадии допуска к участию в аукционе, наличие которых противоречит принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам аукциона, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.
На основании изложенного и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Омская проектная компания" на действия (бездействие) ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" обоснованной;
2. Признать действия ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" при проведении открытого аукциона на разработку проектно-сметной документации "Капитальный ремонт наружной сети канализации с очистными сооружениями и выпусками очищенных стоков Черкаскульского психоневрологического интерната по адресу: Челябинская область, Каслинский муниципальный район, с. Черкаскуль" (извещение N 31502328804), выразившиеся в установлении в качестве критериев допуска к участию в аукционе требований о наличии у участника аукциона опыта в проектировании не менее 5 лет, а также об успешном исполнении за этот срок не менее 3 государственных (муниципальных) контрактов, стоимость каждого из которых должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены аукциона, противоречащими части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
3. Признать действие ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат", выразившееся во включение в Положение о закупке ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" абзаца б) подпункта 2) пункта 7.4.10, содержащего требования о предоставлении документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, на стадии допуска к участию в аукционе, противоречащим пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
4. Выдать ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации закупок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
?
ПРЕДПИСАНИЕ N 11
по делу N 34-03-18.1/2015
14 мая 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, 59
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры проведения торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров в составе:
Председатель Комиссии: Члены Комиссии: |
<***> - заместитель руководителя Челябинского УФАС России; <***> - начальник отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России; |
|
<***> - ведущий специалист - эксперт отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России, |
руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьей 23, частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 15.05.2015 N 34-03-18.1/2015 по жалоба ООО "Омская проектная компания" на действия (бездействие) Государственного стационарного учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Черкаскульский психоневрологический интернат" (далее - ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат"), выразившиеся в установлении в качестве критериев допуска к участию в аукционе требований о наличии у участника аукциона опыта в проектировании не менее 5 лет, а также об успешном исполнении за этот срок не менее 3 государственных (муниципальных) контрактов, стоимость каждого из которых должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены аукциона, предписывает:
1. ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" прекратить нарушения порядка проведения отрытого аукциона на разработку проектно-сметной документации "Капитальный ремонт наружной сети канализации с очистными сооружениями и выпусками очищенных стоков Черкаскульского психоневрологического интерната по адресу: Челябинская область, Каслинский муниципальный район, с. Черкаскуль" (извещение N 31502328804), выразившиеся в установлении в качестве критериев допуска к участию в аукционе требований о наличии у участника аукциона опыта в проектировании не менее 5 лет, а также об успешном исполнении за этот срок не менее 3 государственных (муниципальных) контрактов, стоимость каждого из которых должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены аукциона;
2. ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" в срок до 20 мая 2015 года аннулировать открытый аукцион на разработку проектно-сметной документации "Капитальный ремонт наружной сети канализации с очистными сооружениями и выпусками очищенных стоков Черкаскульского психоневрологического интерната по адресу: Челябинская область, Каслинский муниципальный район, с. Черкаскуль" (извещение N 31502328804), отменить протоколы, составленные в ходе проведения данного аукциона;
3. ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" в случае проведения аукциона на разработку проектно-сметной документации "Капитальный ремонт наружной сети канализации с очистными сооружениями и выпусками очищенных стоков Черкаскульского психоневрологического интерната по адресу: Челябинская область, Каслинский муниципальный район, с. Черкаскуль", совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно: не включать в аукционную документацию требования о наличии у участника аукциона опыта в проектировании не менее 5 лет, а также об успешном исполнении за этот срок не менее 3 государственных (муниципальных) контрактов, стоимость каждого из которых должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены аукциона;
4. ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, выразившееся в установлении в абзаце б) подпункта 2) пункта 7.4.10 Положения о закупке ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" требований представлять документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, если в аукционной документации установлены квалификационные требования к участникам, а именно: исключить указанный абзац из Положения о закупке ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат";
5. ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" в срок до 26 мая 2015 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 2 настоящего предписания, а именно надлежащим образом заверенную копию решения об аннулировании указанного аукциона, а также скриншоты с официального сайта www.zakupki.gov.ru, подтверждающие размещение решения об аннулировании аукциона и протоколов, составленных в ходе проведения аукциона;
6. ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" в срок до 26 мая 2015 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения пункта 4 настоящего предписания, а именно надлежащим образом заверенную копию Положения о закупке ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат" с изменениями, скриншот с официального сайта www.zakupki.gov.ru, подтверждающий размещение Положения о закупке ГСУ СОССЗН "Черкаскульский психоневрологический интернат";
7. В случае проведения аукциона на разработку проектно-сметной документации "Капитальный ремонт наружной сети канализации с очистными сооружениями и выпусками очищенных стоков Черкаскульского психоневрологического интерната по адресу: Челябинская область, Каслинский муниципальный район, с. Черкаскуль", в течение 5 дней после опубликования информации об аукционе представить в Челябинское УФАС России копии: извещения о проведении аукциона, утвержденной документации со всеми приложениями.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18 мая 2015 г. N 34-03-18.1/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016