Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
от 28 июня 2012 г.
Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: <_> заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и рекламы,
члены Комиссии: <_> главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы, <_> специалист-эксперт указанного отдела,
рассмотрев дело N Р-24/05 2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", далее - Федеральный закон "О рекламе"), возбужденное по факту размещения в 2012 году на территории г. Благовещенска Амурской области рекламы стоматологической клиники "Аурика",
в присутствии представителей:
лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе: Общество с ограниченной ответственностью "АУРИКА", далее - ООО "АУРИКА", Общество (место нахождения: <_>), представители: директор ООО "АУРИКА" <_> приказ N <_> выписка из Единого государственного реестра юридических лиц от <_> паспорт <_> <_> доверенность <_> паспорт <_> установила:
В ходе осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Амурским УФАС России 23 марта 2012 года на территории г. Благовещенска Амурской области, а именно на фасаде здания, расположенного по ул. <_> отслежена и зафиксирована информация, размещенная с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), следующего содержания:
со стороны ул. <_> текст: "· Лечение зубов · Художественная реставрация передних зубов · Эстетическая реставрация коренных зубов · Удаление зубов · Все виды протезирования · Профессиональное отбеливание зубов · Снятие зубных отложений и налета курильщика · Профилактика кариеса Ваша улыбка станет неотразимой! СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА Аурика ул. <_>"; изображение: "Женщина в медицинском халате в медицинском кабинете";
около входа в здание: текст: "СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА Аурика · Лечение зубов · Художественная и эстетическая реставрация зубов · Безболезненное удаление зубов · Все виды протезирования · Профессиональное отбеливание зубов · Снятие зубных отложений и налета курильщика · Профилактика кариеса Ваша улыбка станет неотразимой! ул. <_>"; изображения: "Женщина в медицинском халате в медицинском кабинете"; "Две женщины, сидящие в креслах в холле медицинского учреждения, на правой стене расположен информационный стенд: "СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА Аурика ООО "АУРИКА".
В соответствии с приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области <_> от 24.04.2012 N 136 проведена внеплановая документарная проверка ООО "АУРИКА", по результатам которой 31.05.2012 составлен акт N Р-14/2012.
31.05.2012 Амурским УФАС России возбуждено дело N Р-24/05 2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе") в отношении: ООО "АУРИКА" (рекламодателя и рекламораспространителя).
ООО "АУРИКА" в письменных пояснениях по делу N Р-24/05 2012 (исх. <_> вх. <_>) заявило ходатайство о прекращении производства по данному делу в связи с отсутствием факта нарушения законодательства о рекламе. Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, ознакомившись с ходатайством ООО "АУРИКА", отклонила его и приступила к рассмотрению дела по существу.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, заслушав участвующих в деле лиц, установила следующие обстоятельства.
В 2012 году, в том числе по состоянию на 23.03.2012, на территории г. Благовещенска Амурской области, а именно на фасаде здания, расположенного по ул. <_> с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), распространена информация следующего содержания:
со стороны ул. <_> текст: "· Лечение зубов · Художественная реставрация передних зубов · Эстетическая реставрация коренных зубов · Удаление зубов · Все виды протезирования · Профессиональное отбеливание зубов · Снятие зубных отложений и налета курильщика · Профилактика кариеса Ваша улыбка станет неотразимой! СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА Аурика ул. <_>"; изображение: "Женщина в медицинском халате в медицинском кабинете";
около входа в здание: текст: "СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА Аурика · Лечение зубов · Художественная и эстетическая реставрация зубов · Безболезненное удаление зубов · Все виды протезирования · Профессиональное отбеливание зубов · Снятие зубных отложений и налета курильщика · Профилактика кариеса Ваша улыбка станет неотразимой! ул. <_>"; изображения: "Женщина в медицинском халате в медицинском кабинете"; "Две женщины, сидящие в креслах в холле медицинского учреждения, на правой стене расположен информационный стенд: "СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА Аурика ООО "АУРИКА".
Данная информация подпадает под понятие рекламы, указанное в пунктах 1-3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования, формирование и (или) поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке. Объектами рекламирования в данном случае являются стоматологическая клиника "Аурика" и оказываемые в данной клинике услуги.
В силу части 4 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения. При этом под товаром в Федеральном законе "О рекламе" понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе").
В соответствии с частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В соответствии с отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163, группа "медицинские услуги" (код 8) состоит, в том числе из таких услуг как: "лечение зубов", "протезирование".
Перечисленные в вышеназванной рекламе услуги являются медицинскими услугами. Лечение зубов, безболезненное удаление зубов, профессиональное отбеливание зубов, снятие зубных отложений и налета курильщика, профилактика кариеса, художественная и эстетическая реставрация зубов входят в состав работ (услуг), выполняемых в рамках оказания стоматологической помощи. Показания и противопоказания к различным медицинским услугам и процедурам определяются лечащим врачом индивидуально (письмо Министерства здравоохранения Амурской области, исх. <_>).
Следовательно, рекламируемые услуги относятся к медицинским услугам и должны соответствовать требованиям, предъявляемым к рекламе таких услуг. Тогда как установлено, что вышеназванная реклама медицинских услуг, распространенная на территории г. Благовещенска в 2012 году, в том числе по состоянию на 23.03.2012, не сопровождается предупреждениями о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости получения консультации специалистов.
Следовательно, данная реклама не соответствует требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе" и, в силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона "О рекламе", является ненадлежащей.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель и рекламораспространитель несут ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно пунктов 5 и 7 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодателем и рекламораспространителем данной рекламы является ООО "АУРИКА" (адрес места нахождения: <_> ОГРН <_> ИНН/КПП <_>) - продавец товара, лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы, а также осуществившее распространение рекламы с использованием рекламных конструкций по вышеназванному адресу на территории г. Благовещенска Амурской области.
ООО "АУРИКА" является действующим юридическим лицом и имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности N <_> выданную Министерством здравоохранения Амурской области на срок до <_>
Таким образом, по совокупности документов установлено, что по вине ООО "АУРИКА" (рекламодателя и рекламораспространителя) произошло распространение на территории г. Благовещенска Амурской области вышеназванной ненадлежащей рекламы медицинских услуг, не соответствующей требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Директор ООО "АУРИКА" <_> письменно (исх. <_> вх. <_>) пояснила, что вышеназванные рекламные баннеры были установлены Обществом в марте месяце. В связи с недовольством владельцев помещений отсутствием их согласия и разрешения соответствующей службы на установку рекламных баннеров, они были демонтированы в апреле месяце.
В ходе рассмотрения дела N Р-24/05 2012 представители ООО "АУРИКА" письменно (исх. <_> вх. <_>) и устно сообщили, что не согласны с выводом о том, что в действиях Общества содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе. Считают, что в ходе проведения Амурским УФАС России внеплановой документарной проверки в отношении ООО "АУРИКА", должностные лица, проводившие проверку, не могли выявить факта размещения на фасаде здания указанной информации, поскольку она была демонтирована в более ранний срок. Кроме того, по мнению Общества, информация, которая была размещена на фасаде здания по ул. <_> не является рекламой, а представляет собой сведения о видах деятельности, которые осуществляет Общество. ООО "АУРИКА" просит учесть, что указанная информация была самостоятельно демонтирована Обществом и ее размещение не повлекло негативных последствий.
Комиссия Амурского УФАС России, ознакомившись и заслушав доводы представителей ООО "АУРИКА", считает, что они являются необоснованными, поскольку предметом внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении Общества, являлось соблюдение ООО "АУРИКА" обязательных требований Федерального закона "О рекламе" при размещении в 2012 году вышеуказанной рекламной информации. Амурским УФАС России в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований Федерального закона "О рекламе" установлен факт распространения данной рекламы в 2012 году, в том числе по состоянию на 23.03.2012.
Комиссией Амурского УФАС России были исследованы фотографии информации, размещенной ООО "АУРИКА" на фасаде здания по ул. <_> в результате чего Комиссия пришла к выводу, что данная информация является рекламой, поскольку она отвечает всем признакам рекламы, указанным в пунктах 1-3 статьи 3 Федерального закона "О рекламе".
ООО "АУРИКА", являясь рекламодателем и рекламораспространителем вышеназванной рекламы, имело возможность сопровождать рекламу медицинских услуг предупреждающими надписями необходимого размера, что исключило бы нарушение требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе", однако не предприняло для этого необходимых мер.
На основании изложенного, установлены факты нарушения ООО "АУРИКА" (рекламодателем и рекламораспространителем) требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Согласно частей 4 и 6 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" к лицу, виновному в нарушении требований законодательства о рекламе, необходимо применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "АУРИКА" (рекламодателю и рекламораспространителю), в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 N 508 (далее - Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе), выдать предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (требований части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе"): о прекращении распространения и не распространении впредь любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, вышеназванной рекламы стоматологической клиники "Аурика" - рекламы медицинских услуг без сопровождения предупреждением о наличии противопоказаний к применению и использованию рекламируемых медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов установленного размера, не соответствующей требованиям части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
Резолютивная часть решения, принятого Комиссией Амурского УФАС России по результатам рассмотрения настоящего дела, оглашена Председателем Комиссии <_> немедленно по окончании рассмотрения дела - 19.06.2012.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу ООО "АУРИКА", распространенную в 2012 г., в том числе по состоянию на 23.03.2012, на территории г. Благовещенска Амурской области, а именно на фасаде здания, расположенного по ул. <_> с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций):
со стороны ул. <_> текст: "· Лечение зубов · Художественная реставрация передних зубов · Эстетическая реставрация коренных зубов · Удаление зубов · Все виды протезирования · Профессиональное отбеливание зубов · Снятие зубных отложений и налета курильщика · Профилактика кариеса Ваша улыбка станет неотразимой! СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА Аурика ул. <_>"; изображение: "Женщина в медицинском халате в медицинском кабинете";
около входа в здание: текст: "СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА Аурика · Лечение зубов · Художественная и эстетическая реставрация зубов · Безболезненное удаление зубов · Все виды протезирования · Профессиональное отбеливание зубов · Снятие зубных отложений и налета курильщика · Профилактика кариеса Ваша улыбка станет неотразимой! ул. <_>"; изображения: "Женщина в медицинском халате в медицинском кабинете"; "Две женщины, сидящие в креслах в холле медицинского учреждения, на правой стене расположен информационный стенд: "СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ КЛИНИКА Аурика ООО "АУРИКА",
(описание рекламы)
поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона "О рекламе".
2. Выдать ООО "АУРИКА" (рекламодателю и рекламораспространителю) предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Амурского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме "28" июня 2012 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 28 июня 2012 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 21.1.2016