Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю
N 002 (опубликовано 5 июля 2012 г.)
Резолютивная часть решения оглашена 16.04.2012.
В полном объеме решение изготовлено 24. 04.2012.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе: Председатель Комиссии - заместитель руководителя управления-начальник аналитического отдела - Харченко О.П., члены Комиссии: Щербакова Л.Е. - старший государственный инспектор, Вшивкова Н.В. - государственный инспектор, рассмотрев дело N 002, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы средства "Сибирский бальзам", содержащей указание на лечебные свойства бальзама, в отсутствие представителей ООО "Крона" при надлежащем их уведомлении, установила:
Сотрудниками Красноярского УФАС России в результате изучения информации, направленной Управлением Росздравнадзора по Красноярскому краю в рамках соглашения о порядке взаимодействия, было установлено следующее.
В рекламно-информационном издании "Шанс" N 43 от 06.11.2011, на странице 62 распространялась реклама, выполненная в виде статьи, содержащей следующую информацию: "Сибирский бальзам. Работа по восстановлению древних бурятских рецептур привела к созданию бальзама "Сибирского" - это удивительная вещь: оно действительно дарит жизнь без боли _Кстати, бальзам может не только избавить, но и уберечь от многих заболеваний_ Принимая Сибирский бальзам, мы получаем хороший результат выздоровления и экономии денег, которые мя тратили на лекарства, что очень важно для пенсионеров_". Кроме того, в рекламе содержится следующая информация: "_ Он (бальзам) снимает стрессы, повышает иммунитет, работоспособность, изгоняет бессонницу. Поэтому его рекомендуют и здоровым людям_". Также указанная реклама содержит информацию из писем физических лиц, содержащих положительные отзывы о рекламируемом бальзаме, и адрес в г.Красноярске.
По данному факту Красноярским УФАС России было возбуждено дело N 002 в отношении ООО "Крона" - рекламодателя рассматриваемой рекламы - по признакам нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе").
Определение о возбуждении дела было направлено заказной с уведомлением корреспонденцией в адрес ООО "Крона". В указанное в определении о возбуждении дела время представитель ООО "Крона" на рассмотрение дела не явился, запрошенные документы представлены не были.
В связи с этим Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о приостановлении производства по делу в связи с необходимостью установления местонахождения ООО "Крона" - лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.
ИФНС России <_> направило в адрес Красноярского УФАС России выписку из ЕГРЮЛ, содержащую сведения об ООО "Крона", согласно которой Общество зарегистрировано по адресу: <_>
В результате изучения материалов дела Председатель Комиссии по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, принял решение о возобновлении производства по делу N 002.
Определение о возобновлении производства по делу N 002 было направлено заказной с уведомлением корреспонденцией в адрес ООО "Крона", указанный в выписке из ЕГРЮЛ.
В указанное в определении о возобновлении производства по делу время представитель ООО "Крона" на рассмотрение дела не явился, запрошенные определением о возобновлении производства по делу документы и сведения не представлены.
На момент рассмотрения дела Комиссия Красноярского УФАС России располагала информацией о надлежащем уведомлении ООО "Крона" о дате, времени и месте рассмотрения дела.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Красноярского УФАС России было установлено следующее.
В рекламно-информационном издании "Шанс" N 43 от 06.11.2011, на странице 62 распространялась следующая информация: "Сибирский бальзам. Работа по восстановлению древних бурятских рецептур привела к созданию бальзама "Сибирского" - это удивительная вещь: оно действительно дарит жизнь без боли _Кстати, бальзам может не только избавить, но и уберечь от многих заболеваний_ Принимая Сибирский бальзам, мы получаем хороший результат выздоровления и экономии денег, которые мя тратили на лекарства, что очень важно для пенсионеров_Он (бальзам) снимает стрессы, повышает иммунитет, работоспособность, изгоняет бессонницу. Поэтому его рекомендуют и здоровым людям_". Также указанная информация содержит выдержки из писем физических лиц, содержащих положительные отзывы о бальзаме, и указание на адрес в г.Красноярске.
В соответствии с Федеральным законом "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Указанная выше информация о Сибирском бальзаме, распространенная в рекламно-информационном издании "Шанс" N 43 от 06.11.2011, адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение внимания к этому бальзаму, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация является рекламой средства "Сибирский бальзам".
Управление Росздравнадзора по Красноярскому краю проинформировало Красноярское УФАС России о том, что средство "Сибирский бальзам" не зарегистрировано в Государственном реестре лекарственных средств как лекарственное средство и является биологически активной добавкой.
В соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 323, Росздравнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Названным положением установлено, что Росздравнадзор осуществляет контроль, в том числе за качеством, производством лекарственных средств, изготовлением лекарственных препаратов, хранением, перевозкой, ввозом на территорию Российской Федерации, рекламой, отпуском, реализацией, уничтожением лекарственных средств, применением лекарственных препаратов.
В связи с изложенным выше Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама является рекламой биологически активной добавки "Сибирский бальзам".
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 Федерального закона "О рекламе" в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
В результате изучения рассматриваемой рекламы Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама содержит указание на лечебные свойства Сибирского бальзама, что достигается путем использования в рекламе следующих фраз и выражений: "принимая Сибирский бальзам, мы получаем хороший результат выздоровления", "бальзам может не только избавить, но и уберечь от многих болезней", "всего принял три баночки, но даже после такого курса у меня облегчилось течение астмы", "я также избавился от дисбактериоза".
Кроме того, в результате изучения рассматриваемой рекламы Комиссия Красноярского УФАС России установила, что реклама содержит выдержки из писем благодарных потребителей, которые содержат указания на ФИО и место проживания адресанта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" реклама биологически активных добавок не должна содержать ссылок на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок.
Комиссией Красноярского УФАС России в рамках рассмотрения дела было установлено, что рассматриваемая реклама содержит указание на конкретные случаи улучшения состояния людей в результате применения БАД "Сибирский бальзам": "После перенесенного инфаркта и двух инсультов с частичной парализацией я начал применять бальзам, я плохо ходил, а сегодня сам приехал за рулем автомобиля. Спасибо. Сидарчук А.П., г.Екатеринбург", "С применением бальзама "Сибирский" у меня улучшилось здоровье - спасибо вам за него_ Никишин П., г.Копейск", "_Сейчас чувствую себя комфортно_Особенно хочу отблагодарить консультантов за их грамотные рекомендации. Степанов А.А., г.Каменск-Уральский".
Также пунктом 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе" определено, что реклама биологически активных добавок не должна содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок.
На основании изложенного выше Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что рассматриваемая реклама БАД "Сибирский бальзам" не соответствует требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 и пунктов 2 и 3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
В соответствии со статьей 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 5 статьи 5 и статьи 25 названного закона несет рекламодатель.
Статьей 3 Федерального закона "О рекламе" определено, что рекламодатель - лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
В силу статьи 3 Федерального закона "О рекламе" рекламодатель - лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы.
В соответствии с договором <_> ООО "Крона" является заказчиком рассматриваемой рекламы БАД "Сибирский бальзам". В соответствии с актом сдачи-приемки рекламного макета по договору <_> макет рассматриваемой рекламы был передан ООО "Крона" рекламораспространителю - ООО "Юнитмедиа".
В результате изучения материалов дела Комиссия Красноярского УФАС России пришла к выводу о том, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО "Крона".
В результате изучения договора <_> Комиссией Красноярского УФАС России было установлено, что указанный договор заключен на срок <_> Комиссия Красноярского УФАС России на момент рассмотрения дела не располагает информацией о пролонгации этого договора.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона N38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42, Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рассматриваемую рекламу биологически активной добавки "Сибирский бальзам", поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 5 статьи 5 и пунктов 2 и3 части 1 статьи 25 Федерального закона "О рекламе".
2. ООО "Крона" предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с истечением срока действия договора, в соответствии с которым была размещена рассматриваемая реклама.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
О.П. Харченко |
|
|
|
Члены Комиссии |
|
Л.Е.Щербакова |
|
|
|
|
|
Н.В. Вшивкова |
Щербакова Лилия Евгеньевна
(391) 265-02-19
reshenie.doc
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю N 002 (опубликовано 5 июля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016