Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области
N 78-10К (опубликовано 13 мая 2015 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 28.04.2015
Решение в полном объёме изготовлено 13.05.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: Попов В.Г. - председатель Комиссии, зам. руководителя Управления; Михин С.В. - член Комиссии, начальник отдела; Дроняк Ю.М. - член Комиссии, государственный инспектор; Русаленко Н.В. - член Комиссии, специалист-эксперт,
рассмотрев дело N 78-10К, возбужденное по признакам нарушения Открытым акционерным обществом "Авиакомпания "Воронежавиа" (394025, г. Воронеж, Аэропорт; далее - ОАО А/К "Воронежавиа") пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в присутствии представителей:
от НСТ "Авиатор" - <_>
от ОАО А/К "Воронежавиа" - не явились (о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом извещены), установила:
12.02.2015 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Управление) поступило заявление Некоммерческого садоводческого товарищества "Авиатор" (далее - НСТ "Авиатор"; 396022, Воронежская обл., Рамонский р-он, с. Айдарово) на бездействие ОАО А/К "Воронежавиа", выразившееся в необоснованном, по мнению заявителя, уклонении от заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО А/К "Воронежавиа".
Как следует из заявления и приложенных к нему материалов, 12.01.2015 НСТ "Авиатор" направило в ОАО А/К "Воронежавиа" заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Воронежская обл., Рамонский р-он, с. Айдарово к электрическим сетям ОАО А/К "Воронежавиа". Указанная заявка и документы были получены ОАО А/К "Воронежавиа" 16.01.2015, что подтверждается почтовым уведомлением.
Однако по состоянию на 12.02.2015 ОАО А/К "Воронежавиа" не направило НСТ "Авиатор" ни проект договора на технологическое присоединение, ни уведомление о несоответствии поданной им заявки установленным требованиям, ни уведомление о невозможности заключения договора.
В связи с наличием в бездействии ОАО А/К "Воронежавиа", выразившемся в необоснованном уклонении от заключения с НСТ "Авиатор" договора на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Воронежская обл., Рамонский р-он, с. Айдарово, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, 19.02.2015 Управление выдало ОАО А/К "Воронежавиа" предупреждение (исх. N 04-16/640) о прекращении в десятидневный срок действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем рассмотрения заявки НСТ "Авиатор" на технологическое присоединение от 12.01.2015 и направления в адрес указанного лица для подписания заполненного и подписанного ОАО А/К "Воронежавиа" проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в 2 экземплярах и технических условий как неотъемлемого приложения к договору либо мотивированного отказа от заключения с НСТ "Авиатор" договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с учетом положений Правил технологического присоединения.
О выполнении указанного предупреждения ОАО А/К "Воронежавиа" обязано было сообщить в Управление с приложением соответствующих подтверждающих выполнение предупреждения доказательств в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Предупреждение от 19.02.2015 N 04-16/640 было получено ОАО А/К "Воронежавиа" 26.02.2015, что подтверждается информацией из системы отслеживания почтовых отправлений ФГУП "Почта России". Следовательно, ОАО А/К "Воронежавиа" обязано было выполнить указанной предупреждение в срок до 13.03.2015 и, соответственно, до 18.03.2015 сообщить в Управление о его выполнении.
20.03.2015, то есть после срока установленного предупреждением, в Управление от ОАО А/К "Воронежавиа" поступила информация (исх. от 20.03.2015 N 146), в которой ОАО А/К "Воронежавиа" ссылается на отсутствие у него экономической возможности осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств НСТ "Авиатор", так как решением арбитражного суда Воронежской области ОАО А/К "Воронежавиа" признано банкротом и в отношении него введено конкурсное производство.
При этом ОАО А/К "Воронежавиа" не направило в адрес НСТ "Авиатор" ни проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, ни мотивированный отказ от заключения с НСТ "Авиатор" договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с учетом положений Правил технологического присоединения, что свидетельствует о невыполнении ОАО А/К "Воронежавиа" предупреждения от 19.02.2015 N 04-16/640.
Согласно письменным объяснениям ОАО А/К "Воронежавиа" (исх. от 23.04.2015 г. N 193) НСТ "Авиатор" уже имеет технологическое присоединение к сетям ОАО А/К "Воронежавиа". Увеличение имеющейся мощности влечет необходимость организации новой ячейки присоединения, цена которой составляет более 500 000 тыс. рублей. Также, в объяснениях указано, что заявке НСТ "Авиатор" направленной ОАО А/К "Воронежавиа" не хватает документов, указанных в пункте 10 "Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения), не содержит предложений по порядку расчетов и условиям рассрочки платежа за технологическое присоединение, предусмотренных подпунктом "г" пункта 12 Правил технологического присоединения.
По результатам рассмотрения заявления НСТ "Авиатор" и приложенных к нему материалов в отношении ОАО А/К "Воронежавиа" возбуждено дело N 78-10К по признакам нарушения указанным хозяйствующим субъектом пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрение дела N 78-10К о нарушении антимонопольного законодательства было назначено на 27.04.2015.
Изучив материалы дела, выслушав аргументы лиц, участвующих в рассмотрении дела N 78-10К о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссия Управления приходит к выводу о наличии факта злоупотребления доминирующим положением и нарушения в действиях ОАО А/К "Воронежавиа" по необоснованному уклонению от заключения с НСТ "Авиатор" договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ОАО А/К "Воронежавиа" пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно части 1 статья 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
При этом частью 5 указанной нормы установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 26.12.2014 N 59/105 утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Воронежской области, определенные на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на 2015-2019 годы, в том числе для территориальной сетевой организации ОАО А/К "Воронежавиа".
Учитывая изложенное, в силу части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях и части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО А/К "Воронежавиа", оказывая услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии и, соответственно, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии в границах своих электрических сетей (зоны обслуживания).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Правила технологического присоединения определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.
В соответствии с пунктом 8 Правил технологического присоединения для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.
Пунктом 15 этих же Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация в адрес заявителя направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации.
При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12-14 Правил технологического присоединения, сетевая организация уведомляет об этом заявителя в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки и направляет ему для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней с даты получения недостающих сведений.
Таким образом, ОАО А/К "Воронежавиа", являясь сетевой организацией, обязано соблюдать установленные Правилами технологического присоединения порядок и сроки заключения договора на технологическое присоединение.
Довод ОАО А/К "Воронежавиа" об отсутствии у него экономической возможности осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств НСТ "Авиатор", так как решением арбитражного суда Воронежской области ОАО А/К "Воронежавиа" признано банкротом и отношении него введено конкурсное производство отклоняется Комиссией Управления за несостоятельностью, поскольку казанное обстоятельство не является законным основанием для уклонения сетевой организации (ОАО А/К "Воронежавиа") в осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (НСТ "Авиатор") и не предусмотрено законодательством в сфере электроэнергетики в качестве такого основания.
Вместе с тем, Правила технологического присоединения устанавливают лишь особенности процедуры технологического присоединения для отдельных категорий потребителей при отсутствии у сетевой организации технической возможности.
Довод ОАО А/К "Воронежавиа" о том, что НСТ "Авиатор" не приложило недостающие, по мнению ОАО А/К "Воронежавиа", документы к заявке на технологическое присоединение к электрическим сетям также подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку ОАО А/К "Воронежавиа" в нарушении пункта 15 Правил не направило в адрес НСТ "Авиатор" в сроки установленные данным пунктом Правил (в течение 6 рабочих дней с даты получения заявки) соответствующее уведомление о недостающих документов равно как и мотивированного отказа, от заключения договора на технологическое присоединение в связи с недостающими документами.
Учитывая изложенное, бездействие ОАО А/К "Воронежавиа", выразившееся в неисполнении обязанности по направлению НСТ "Авиатор" проекта договора об осуществлении технологического присоединения либо уведомлению указанного лица о несоответствии поданной им заявки требованиям Правил технологического присоединения, свидетельствует о необоснованном уклонении ОАО А/К "Воронежавиа" от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с НСТ "Авиатор", что является злоупотреблением доминирующим положением и нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В целях пресечения нарушения и предупреждения ОАО А/К "Воронежавиа" требований Закона о защите конкуренции, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований (подпункты "б" и "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) для выдачи указанному хозяйствующему субъекту предписаний о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции и о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия решила:
1. Признать факт наличия у ОАО А/К "Воронежавиа" доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах своих электрических сетей (зоны обслуживания).
2. Признать бездействие по необоснованному уклонению от заключения с НСТ "Авиатор" договора на технологическое присоединение к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Рамонский район, с. Айдарово, что привело к ущемлению интересов злоупотреблением доминирующим положением нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
3. Выдать ОАО А/К "Воронежавиа" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
4. Выдать ОАО А/К "Воронежавиа" предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.Г. Попов
Члены Комиссии С.В. Михин
Ю.М. Дроняк
Н.В. Русаленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области N 78-10К (опубликовано 13 мая 2015 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016