Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области
от 16 мая 2014 г. N 05-04/01-2014
Резолютивная часть решения оглашена 29 апреля 2014 года
В полном объеме решение изготовлено 16 мая 2014 года
Комиссия Тульского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: < --- >
при участии лиц:
< --- > - представитель ООО "РэмЭкс" по доверенности N б/н б/д.,
< --- > - директор ООО "РэмЭкс" (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ),
< --- > - директор ООО Жилкомсервис" (паспорт, выписка из ЕГРЮЛ),
< --- > - представитель МКП "Дирекция единого заказчика" муниципального образования город Донской по доверенности N б/н от 07.04.2014 г,
< --- > - представитель МКП "Дирекция единого заказчика" муниципального образования город Донской по доверенности N б/н от 22.04.2014 г,
рассмотрев дело N05-04/01-2014 по признакам нарушения ООО "Жилкомсервис" (Тульская область, г. Донской, мкр. Северо-Задонск, ул.Кирова, д.1) и ООО "РемЭкс" (Тульская область, г. Донской, мкр. Центральный, ул.Ленина, д.3) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установила:
Тульское УФАС России провело проверку по заявлению гражданина < --- > , направленному в ФАС России и переданному в Тульское УФАС России в соответствии с компетенцией для рассмотрения данного обращения по существу 20.01.2014 г. вх. N 200, по вопросу ограничения конкуренции на рынке оказания услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в г.Донской ООО "Жилкомсервис" и ООО "РемЭкс".
В результате проверки было установлено, что 13.08.2013 года двумя независимыми хозяйствующими субъектами: ООО "РемЭкс", ООО "Жилкомсервис" были заключены договоры N 22 от 13.08.2013 г. и N 21 от 13.08.2013 г. на предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО с МКП "ДЕЗ", стоимость оплаты работ по договорам составила 4,03 руб./кв.м. (без НДС), прилагаемая калькуляция себестоимости услуг подтверждала различные затраты субъектов, что указывало на признаки заключения ими соглашения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.
Согласно пунктам 2, 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, обнаружение признаков нарушения антимонопольного законодательства является основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 03.04.2014 N 33 в отношении ООО "Жилкомсервис" и ООО "РемЭкс" возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела хозяйствующими субъектами, привлеченными в качестве ответчиков по делу, были представлены объяснения. Согласно доводам, приведенным в объяснениях, а также по результатам ответов на запросы в администрацию муниципального образования город Донской, ООО "Жилкомсервис" и ООО "РемЭкс", содержащихся в материалах дела, установлено следующее.
Деятельность по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования город Донской в период с 01.01.2013 г. по настоящее время осуществляют МКП "Дирекция единого заказчика" МО г.Донской (далее - МКП "ДЕЗ") и ООО "ДОМ".
Заказчиком на предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО в г. Донской является МКП "ДЕЗ" муниципального образования город Донской на основании Устава и от имени и за счет средств населения.
С 01.01.2013 г. по 12.08.2013 г. Исполнителем договора на предоставление услуг по сбору твердых бытовых отходов, образующихся в муниципальном жилищном фонде МКП "ДЕЗ" МО город Донской, являлось ООО "Нива-Дон", а Исполнителем договора на предоставление услуг по вывозу ТБО - ООО "Фермерское хозяйство "Тополь".
С 13.08.2013 г. и по настоящее время услугу по сбору и вывозу ТБО, образующихся в муниципальном жилищном фонде МКП "ДЕЗ" МО город Донской (далее - услуга по сбору и вывозу ТБО), осуществляют ООО "РемЭкс" (копия договора N 22 от 13.08.2013 г. с Приложениями) и ООО "Жилкомсервис" (копия договора N 21 от 13.08.2013 г. с Приложениями).
Договоры N 22 от 13.08.2013 г. и N 21 от 13.08.2013 г. на предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО, заключенные ООО "РемЭкс" и ООО "Жилкомсервис" с МКП "ДЕЗ", содержат следующие условия:
- согласно пункту 3.1 РАЗДЕЛА 3 "Стоимость и порядок оплаты работ по договору", "Расчеты за выполненную работу за расчетный месяц за услугу по сбору и вывозу ТБО Заказчик производит по цене 4,03 руб./кв.м. (без НДС), путем перечисления денежных средств платежными поручениями на расчетный счет Исполнителя в течение 10 дней с момента подписания сторонами акта приемки выполненных работ, согласно настоящему договору, по мере поступления денежных средств Заказчику от собственников и нанимателей жилых помещений за услугу по содержанию и ремонту жилья".
Прилагаемые к договорам калькуляции - "Месячная плановая калькуляция себестоимости по сбору и вывозу ТБО и КГО", представленная ООО РемЭкс" и "Калькуляция стоимости сбора и вывоза 1 куб. м ТБО на 2013 год г.Донской мкр. Северо-Задонск", представленная ООО "Жилкомсервис", содержат строку "тариф 1 м 2 - 4,03 руб.".
Полученные от ООО "РемЭкс" и ООО "Жилкомсервис" документы - соответственно, "Фактическая калькуляция себестоимости по сбору и вывозу ТБО и КГО за август-декабрь 2013 года" и "Отчетная калькуляция себестоимости услуг по вывозу ТБО с 13 августа - декабрь 2013 года" также подтверждают "тариф 1 м 2 - 4,03 руб.".
Однако в результате анализа представленных ООО "РемЭкс" и ООО "Жилкомсервис" документов установлено, что два независимых хозяйствующих субъекта установили идентичную стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО, т.е. "тариф 1 м 2 - 4,03 руб.", при различных затратах на оказываемые обществами услуги по сбору и вывозу ТБО:
- ООО "Жилкомсервис" использует арендованные транспортные средства и, следовательно, имеет отличные от ООО "РемЭкс" (наличие собственного автотранспорта) цеховые и общеэксплуатационные расходы.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" N 210-ФЗ от 30.12.2004 подлежат регулированию:
1) тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса.
Услуги по сбору и вывозу ТБО не регулируются Комитетом по тарифам Тульской области, тарифы на услуги по сбору и вывозу ТБО им не устанавливаются. Услуги по сбору и вывозу ТБО не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию, соответственно, цена (тариф) на данные услуги является конкурентной и определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно.
Изучив материалы, содержащиеся в деле, и заслушав доводы ответчиков, Комиссия пришла к следующим выводам.
Для квалификации нарушения по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции не требуется анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке или положения на нем хозяйствующих субъектов. Достаточно определить продуктовые и географические границы товарного рынка.
В силу пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарным рынком признается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Из материалов, приобщенных к делу, комиссия установила, что ООО "РемЭкс" и ООО "Жилкомсервис" осуществляют деятельность по уборке территории и аналогичную деятельность, оказывая услугу по сбору и вывозу ТБО, образующихся в муниципальном жилищном фонде МКП "ДЕЗ" МО город Донской. Данная услуга соответствует классификационной группировке "Уборка территории и аналогичная деятельность" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст, с присвоенным кодом 90.00.3.
Товарным рынком, на котором ООО "Жилкомсервис" и ООО "РемЭкс" предоставляют услуги, является рынок по сбору и вывозу ТБО в географических границах муниципального образования город Донской Тульской области.
Как указано в ответе ООО "Жилкомсервис" от 11.03.2014 г. N 71 (вх. N 1179 от 11.03.2014 г.), при заключении договора между ООО "Жилкомсервис" и МКП "ДЕЗ" от 13.08.2013 г. N 21 стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО была принята на уровне рыночной цены, действующей в МО г. Донской, т.е. не основанной на затратах и "Отчетной калькуляции себестоимости услуг по вывозу ТБО с 13 августа по декабрь 2013 года".
Заключение договоров ООО "Жилкомсервис" и ООО "РемЭкс" с МКП "ДЕЗ" в один день - 13.08.2013 г., т.е. синхронно и единообразно, с указанием одинаковой стоимости услуг по вывозу ТБО обоими хозяйствующими субъектами в размере 4,03 руб. за 1 м.кв. при различных затратах на оказываемые обществами услуги по сбору и вывозу ТБО, позволяет усматривать наличие заключенного между данными независимыми хозяйствующими субъектами устного соглашения.
Никаких подтверждений того, что указанная идентичная стоимость услуги по сбору и вывозу ТБО у ООО "Жилкомсервис" и ООО "РемЭкс" сложилась из идентичной калькуляции себестоимости услуг по вывозу ТБО в результате анализа представленных данных не установлено.
Согласно представленным актам выполненных работ к договорам N 21 и N 22 на предоставление услуг по сбору и вывозу ТБО за 2013 год и дополнительным соглашениям к договору N 22 от 13.08.2013 г. от 04.09.2013, и от 14.10.2013 г., объемы выполненных услуг у ООО "РемЭкс" сократились в соответствии с адресным списком обслуживаемых бункеров и контейнерных площадок жилищного фонда МО г. Донской с 913 позиций до 771, в то время как у ООО "Жилкомсервис" адресный список обслуживаемых бункеров и контейнерных площадок жилищного фонда МО г. Донской значительно расширился, что также было подтверждено сообщением о переходе части обслуживаемой территории МО г.Донской от ООО "РемЭкс" к ООО "Жилкомсервис участниками рассмотрения антимонопольного дела.
Представленные на заседание Комиссии акты сверки взаимных расчетов между ООО "РемЭкс" и МКП "ДЕЗ" МО г.Донской и между ООО "Жилкомсервис" и МКП "ДЕЗ" МО г.Донской подтверждают одинаковую стоимость за услугу по сбору и вывозу ТБО, по которой Заказчик МКП "ДЕЗ" МО г.Донской производил расчеты, равную 4,03 руб. за кв.м. (без НДС).
В ходе рассмотрения дела Комиссия изучила представленные ответчиками калькуляции, установила наличие в них различных затрат на оказываемые обществами услуги по сбору и вывозу ТБО. ООО "Жилкомсервис" использует арендованные транспортные средства и, следовательно, имеет отличные от ООО "РемЭкс" у которого используется собственный автотранспорт, цеховые и общеэксплуатационные расходы. В ходе рассмотрения дела участниками было подтверждено различие затрат по оказанию услуг по сбору и вывозу ТБО у ООО "РемЭкс" и ООО "Жилкомсервис".
Как следует из объяснения, представленного ООО "РемЭкс" от 16.04.2014 вх. N 2000, фактические затраты общества в декабре 2013 года составляли за 1 кв.м. 4,08 руб. Однако это не повлекло изменения экономической политики общества, основной целью деятельности которого является извлечение прибыли согласно пункта 2.1 устава общества.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что фактические затраты хозяйствующих субъектов при оказании услуги по сбору и вывозу ТБО на рассматриваемом товарном рынке и привлеченных в качестве ответчиков по делу, не соответствуют стоимости услуги, определенной по договорам N 21 и N 22 от 13.08.2013 г., заключенным ответчиками с МКП "ДЕЗ"
Комиссия пришла также к выводу, что доводы ООО РемЭкс" и ООО "Жилкомсервис" об обязательности применения всеми ответчиками одинакового тарифа за оказываемые услуги также является несостоятельным и подлежит отклонению, поскольку не подкреплен доказательствами, что хозяйствующие субъекты, привлеченные в качестве ответчиков по делу, относятся к одной группе лиц и могут рассматриваться как один хозяйствующий субъект, поскольку в запрашиваемых выписках ЕГРЮЛ указанных хозяйствующих субъектов не содержалось сведений о наличии признаков группы лиц согласно статьи 9 Закона о защите конкуренции. Вследствие того, что тарифы организаций коммунального комплекса не подлежат государственному регулированию, и, соответственно, цена (тариф) на данные услуги является конкурентной и определяется хозяйствующим субъектом самостоятельно, то установление ООО РемЭкс" и ООО "Жилкомсервис" одинакового тарифа на оказываемые услуги может рассматривается как отказ от самостоятельных действий на данном товарном рынке.
Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
При доказывании антиконкурентных соглашений допускается использование косвенных доказательств, указывающих на синхронность и единообразие действий хозяйствующих субъектов в отсутствие объективных экономических причин и (или) действий хозяйствующих субъектов, которые не могли иметь место ни при каких иных условиях, кроме как при условии наличия сговора между ними.
Модель группового поведения независимых хозяйствующих субъектов предполагает совершение хозяйствующими субъектами координированных, сознательных действий (не обусловленных внешними условиями функционирования конкретного товарного рынка), направленных в той или иной мере на ограничение конкуренции.
В силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются такие случаи, как сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, а также иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
В силу статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определяется как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Отказ указанных хозяйствующих субъектов от самостоятельных действий на данном товарном рынке, отсутствие соперничества между ними и определение ими общих условий обращения товара на этом товарном рынке привело к ограничению конкуренции на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО в МО г.Донской.
Кроме того, один из признаков ограничения конкуренции явился уход с рассматриваемого рынка ООО "Нива-Дон" (договор N13 от 31.01.2012 г. на предоставление услуг по сбору ТБО был заключен с МКП "ДЕЗ" сроком на 5 лет до 31 декабря 2016 года), а также ООО "Фермерское хозяйство "Тополь" (договор N12 от 31.01.2012 г. на предоставление услуг по вывозу ТБО был заключен с МКП "ДЕЗ" сроком на 5 лет до 31 декабря 2016 года). Соглашения о расторжении вышеуказанных договоров с МКП "ДЕЗ" с 13.08.2013 г. были заключены 09.08.2013 г.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Тульского УФАС России усматривает в действиях ООО "Жилкомсервис" и ООО "РемЭкс" нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении независимыми хозяйствующими субъектами ООО "Жилкомсервис" и ООО "РемЭкс" устного соглашения путем установления в договорах N 21 и N 22 от 13.08.2013 г. с МКП "ДЕЗ", заключенных в один день - 13.08.2013 г., т.е. синхронно и единообразно, одинаковой стоимости услуг по сбору и вывозу ТБО обоими хозяйствующими субъектами в размере 4,03 руб. за 1 м.кв. при различных затратах на оказываемые обществами услуги по сбору и вывозу ТБО, что соответствует интересам каждого из них, и не обусловлено обстоятельствами, в равной мере влияющими на данные хозяйствующие субъекты на рассматриваемом товарном рынке, результатом действия которых явилось установление также уровня цен (тарифов) и определение общих условий обращения товара на товарном рынке сбора и вывоза ТБО.
На основании изложенного, руководствуясь ст.49 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 г. N135-ФЗ, Комиссия решила:
1. Признать ООО "РемЭкс" и ООО "Жилкомсервис" нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 г. "О защите конкуренции" путем осуществления соглашения на товарном рынке по предоставлению услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Донской, выразившегося в одновременном установлении стоимости услуги за 1 кв. м 4,03 руб. при различных производственных затратах.
2. Выдать ООО "РемЭкс" и ООО "Жилкомсервис" предписания о прекращении нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем не допущения соглашений между субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данном товарном рынке, ведущих к установлению и поддержанию уровня цен на данном рынке, в течение срока осуществления деятельности по представлению услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на территории муниципального образования город Донской.
3. Передать материалы дела N 05-04/01-2014 уполномоченному должностному лицу Тульского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 16 мая 2014 г. N 05-04/01-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016