Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
от 12 мая 2014 г. N 157
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Сапунов Д.Н., рассмотрев протокол N101 от 24.04.2014 года и материалы дела об административном правонарушении N157, решение Ставропольского УФАС России от 28.11.2013 года по делу N89 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении должностного лица - директора филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в г. Ессентуки <__> (<__>), установил:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю поступило обращение <__> (г. Ессентуки, ул. <__>) на действия ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по факту необоснованного прекращения поставки газа.
ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" было направлено предупреждение об устранении нарушения антимонопольного законодательства от 26.09.2013 N03/9634.
Письмом от 09.10.2013 исх. N03-5441 ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" сообщило об фактическом отказе от исполнения предупреждения указав, что в действиях Общества отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 8 статьи 39.1 предусмотрено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
На основании изложенного было возбуждено дело в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Между ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" и СНТ "Овощевод" был заключен договор поставки газа юридическому лицу для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан N26-Н-0004/12 от 06.02.2012 года.
СНТ "Овощевод" ликвидировано с 17.07.2013 года.
Следовательно, договорные отношения ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" и СНТ "Овощевод" прекращены по объективным причинам.
Материалами дела N89 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что в ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" с заявлением о заключении индивидуального договора поставки газа обратилось 97 садоводов, проживающих на территории бывшего СНТ "Овощевод", но в заключении договора поставки газа им было отказано.
С 17.07.2013 года по 29.08.2013 года поставка газа в домовладения жителей бывшего СНТ "Овощевод" осуществлялось в полном объеме.
Пунктом 14 Правил поставки газа для коммунальных нужд граждан, утв. постановлением Правительства от 21.07.2008 года N549 определено, что договор заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию заявителя, изложенному в оферте, договор может быть заключен на указанный в ней срок.
Поставщик газа составляет договор в 2 экземплярах, один из которых вручает абоненту под роспись или направляет почтовым отправлением с уведомлением.
В случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.
Аналогичная норма закреплена в ст. 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.
С 17.07.2013 года до 02.09.2013 года, после ликвидации СНТ "Овощевод", в домовладения осуществлялась поставка газа, что не отрицается ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" следовательно, договор считается заключенным.
Ст. 540 ГК РФ и п. 14 Правил поставки газа для коммунальных нужд граждан, утв. постановлением Правительства от 21.07.2008 года N549 определен момент заключения договора, а именно первая поставка газа в газовое оборудование потребителя. Таким образом, с данного момента жители поселка состоят в договорных отношениях по поставке газа с ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь".
Прекращение поставки газа в домовладения жителей бывшего СНТ "Овощевод" и уклонение от заключения договора нарушает п. 5 ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В течении сентября 2013 года в адрес филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" г. Ессентуки от жителей бывшего СНТ "Овощевод" поступили заявления о заключении договоров поставки природного газа.
Так на следующих примерах:
20.09.2013 года <__> подал в филиал ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" г. Ессентуки заявление за входящим номером 155п от 20.09.2013 года.
ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" дал ответ за исходящим номером 379 от 18.09.2013 года следующего содержания:
В соответствии со ст. 539 ГК РФ п.2 договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Ваш садовый домик подключен к сетям СНТ "Овощевод", который в настоящее время ликвидирован, принадлежность сетей не определена.
Поставка газа в сети СНТ "Овощевод" согласно выданных техническим условий, осуществлялась по договору поставки с СНТ "Овощевод" по единому узлу.
Выдача ТУ и подключение садовых домиков к газовым сетям СНТ "Овощевод" происходило по письменному согласию СНТ "Овощевод".
Изменение договора поставки газа на садовые домики, предусматривает изменение условий на подключение. После ликвидации СНТ "Овощевод" газовые сети были брошены. В целях обеспечения безопасности 02 сентября 2013 года они были отключены от газопровода высокого давления с установкой заглушки.
Неизвестными лицами было произведено несанкционированное вмешательство в газовые сети высокого давления и газорегуляторного пункта (снята заглушка и открыта задвижка на газопроводе высокого давления).
В результате газовые сети находятся в аварийном состоянии.
Подача газа в аварийные сети, согласно действующих норм и правил, невозможна.
В настоящее время вопрос о заключении индивидуальных договоров на поставку газа с отдельными садоводами, находящимися на территории СНТ "Овощевод" находится на рассмотрении в Арбитражном суде Ставропольского края".
Аналогичное письмо было направлено <__> <__> <__> <__> <__> <__> <__> и т.д.
Пунктом 13 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 года N549 утверждены основания для отказа от заключения договора, а именно:
а) отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения индивидуального домовладения;
б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты;
в) отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа;
г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.
Данный перечень носит императивный, закрытый характер и не подлежит расширительному толкованию. Следовательно, ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" отказал в заключении договора поставки газа не имея на то законных оснований.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Следовательно, ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" отказав жителям бывшего СНТ "Овощевод" в заключении договора поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд нарушил пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции".
На момент рассмотрения дела ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" представило сведения о том, что на момент рассмотрения дела осуществлялась работа по заключению договоров поставки газа с собственниками садовых домиков находящихся на территории бывшего СНТ "Овощевод". На 15.11.13г. согласно справки ОАО "Предгорныйрайгаз" 105 абонентам произведен пуск газа, что свидетельствует о принятии мер, направленных на устранение нарушения антимонопольного законодательства.
Тем самым бывшим жителям СНТ "Овощевод" осуществляется поставка газа, между сторонами ведутся взаиморасчеты. Следовательно, общество признало нарушение антимонопольного законодательства и предприняло необходимые меры для его устранения.
Решение Ставропольского УФАС России вступило в законную силу 28.11.2013 года, с момента изготовления решения в полном объеме.
В действиях ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" имеется состав и событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (часть 3 статьи 2.1 КоАП РФ).
В материалах административного дела имеются письма за исходящим номером 379 от 18.09.2013 года с отказами от заключения договора поставки природного газа жителям СНТ "Овощевод", которые подписаны исполнительным директором филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в г. Ессентуки <__>
Действия должностного лица - директора филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в г. Ессентуки <__> указывают на наличие события административного правонарушения и содержат признаки нарушения части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - "Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей".
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в соответствии с частью 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, поэтому определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения, при этом применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Статья 14.31 КоАП РФ определяет меру публично-правовой ответственности за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. При этом, состав административного правонарушения предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ не содержит в себе обязательных условий причинения материального ущерба и является формальным по своей сути.
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, являются публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной политики в области защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности, недопущения, ограничения, устранения конкуренции, ущемления интересов других лиц.
Объективную сторону правонарушений по статье 14.31 КоАП РФ образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации и актами органов антимонопольного регулирования.
Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, признаются государством сферой особого контроля.
То, что правоотношения связанные с зашитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности признается государственной сферой особого контроля следует из Конституции Российской Федерации, а именно из статьи 34 Конституции РФ, которой предусмотрено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Таким образом, Конституция РФ, вводя принципы рыночной экономики, свободы предпринимательской деятельности устанавливает конституционный запрет на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данная норма Конституции РФ развита в статьях 1, 10 Гражданского кодекса РФ, Федеральном законе от 26.07.2006 годаN135-ФЗ "О защите конкуренции", статьях 14.9, 14.31, 14.32, 14.33 КоАП РФ, которыми установлен действующий механизм защиты от злоупотребления доминирующим положением, в том числе виде административных санкций за совершенное нарушение.
Санкция части 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает размер административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Руководствуясь статьями 2.1, 3.5, 4.1, 14.31, 23.48, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
1. Признать должностное лицо - директора филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в г. Ессентуки <__> (<__>) нарушавшим часть 1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке.
2. Назначить должностному лицу - директору филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в г. Ессентуки <__> (<__>) административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.
Сумма штрафа, уплаченного за нарушение антимонопольного законодательства, зачисляется по следующим реквизитам: "Получатель" УФК МФ РФ по СК (Ставропольское УФАС России), ИНН 2634003887, КПП 263401001, ГРЦ ГУ Банка России по Ставропольскому краю г. Ставрополь, р/с 40101810300000010005, БИК 040702001, ОКТМО 07701000, Код доходов бюджета 161 1 16 02010 01 6000 140.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2-х лет со дня их вступления в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Промышленном районном суде г. Ставрополя в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 12 мая 2014 г. N 157
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016