Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 3957-05 (опубликовано 21 мая 2014 г.)
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии: - главный специалист-эксперт Хлыкина М.Е.,
- ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,
рассмотрев дело N 10615/05-2014 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на ограждении возле торговой точки "Пивной терем", расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 9, рекламы пива торговой марки "Zlata Podkova", содержащей признаки нарушения пункта 5 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"),
в присутствии представителей:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- общества с ограниченной ответственностью "Чешский пивоваренный завод" (далее - ООО "Чешский пивоваренный завод"), расположенного по адресу: 433509, Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Алтайская, д. 69, - директора общества <Б_> (решение единственного участника (учредителя) ООО "Чешская пивоварня" от 03.04.2012, паспорт),
- индивидуального предпринимателя Алексеевой Е.О. (далее - ИП Алексеева Е.О.), зарегистрированной по адресу: <_> - не явилась, о месте и времени рассмотрении рассмотрения дела извещена надлежащим образом,
- <Г> зарегистрированного по адресу: <_> - не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, установила:
Ульяновским УФАС России определением от 17.02.2014 по факту распространения на ограждении возле торговой точки "Пивной терем", расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 9, рекламы пива торговой марки "Zlata Podkova" возбуждено дело N 10615/05-2014 по признакам нарушения п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе". К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечены ООО "Чешский пивоваренный завод" и ИП Алексеева Е.О., осуществляющая деятельность по реализации пива, в том числе торговой марки "Zlata Podkova", в торговой точке "Пивной терем", расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 9. Рассмотрение дела назначено на 11.03.2014.
Директором ООО "Чешский пивоваренный завод" на заседании Комиссии 11.03.2014, а также в письменных пояснениях общества по делу (вх. N 1798 от 11.03.2014) сообщено, что ООО "Чешский пивоваренный завод" осуществляет деятельность по производству пива торговой марки "Zlata Podkova" и заключает договоры на реализацию данного пива. Одним из контрагентов общества является ИП Алексеева Е.О. Кем именно размещена реклама пива торговой марки "Zlata Podkova" на ограждении торговой точки "Пивной терем", расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 9, ООО "Чешский пивоваренный завод" не известно, однако сама реклама была разработана по заказу общества индивидуальным предпринимателем Кривоносом Дмитрием Алексеевичем, с которым ООО "Чешский пивоваренный завод" заключен договор на оказание рекламных услуг от 27.09.2012. Директор общества на заседании Комиссии предположил, что рассматриваемый баннер был передан ИП Алексеевой Е.О. маркетологами общества вместе с пивом для информирования потребителей о реализации в торговой точке ИП Алексеевой Е.О. пива, произведённого ООО "Чешский пивоваренный завод".
ИП Алексеева Е.О. на рассмотрение дела 11.03.2014 не явилась, запрошенные определением от 17.02.2014 документы и сведения предпринимателем не представлены. О месте и времени рассмотрения дела ИП Алексеева Е.О. извещена надлежащим образом.
Определением от 11.03.2014 срок рассмотрения дела N 10615/05-2014 продлён до 17.04.2014, в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве эксперта Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда Ульяновской области (далее - Комитет), а также получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела отложено и назначено на 02.04.2014.
Представитель ООО "Чешский пивоваренный завод" на заседание Комиссии 02.04.2014 не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом. 27.03.2014 ООО "Чешский пивоваренный завод" дополнительно представлены документы, запрошенные определением от 11.03.2014 (вх. N 2312 от 27.03.2014).
ИП Алексеева Е.О. на рассмотрении дела 02.04.2014 пояснила, что в торговой точке "Пивной терем" осуществляет деятельность по реализации разливного пива, в том числе производства ООО "Чешский пивоваренный завод". Рассматриваемую рекламу предприниматель не изготавливала и не размещала. Баннер с рекламой был доставлен маркетологами ООО "Чешский пивоваренный завод" вместе с пивом и ими же размещён на ограждении возле торговой точки. Также ИП Алексеевой Е.О. сообщено, что земельный участок под установку на нём торгового павильона предприниматель арендует у <Г_> с которым ИП Алексеевой Е.О. заключен договор аренды от 01.01.2013.
Представитель Комитета по управлению имуществом г. Димитровграда Ульяновской области на рассмотрение дела 02.04.2014 не явился, о месте и времени рассмотрения дела комитет извещён надлежащим образом. Из письменных пояснений комитета (исх. N 04/1173 от 28.03.2014, вх. N 2414 от 31.03.2014) следует, что территория, на которой расположена торговая точка "Пивной терем", в муниципальной собственности г. Димитровграда Ульяновской области не находятся, сведения о её собственнике у комитета отсутствуют.
Определением от 02.04.2014 срок рассмотрения дела N 10615/05-2014 продлён до 17.05.2014, в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, <Г_> а также получения дополнительных доказательств по делу. Рассмотрение дела отложено и назначено на 05.05.2014.
Директором ООО "Чешский пивоваренный завод" на заседании Комиссии 05.05.2014 поддержаны доводы, изложенные на предыдущих заседаниях Комиссии.
ИП Алексеева Е.О. на рассмотрение дела 05.05.2014 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
На заседание Комиссии 05.05.2014 <Г_> не явился. Из письменных пояснений указанного лица (вх. N 3084 от 15.04.2014) следует, что к рекламе, размещённой на ограждении у торговой точки, <Г_> не имеет никакого отношения.
Исследовав материалы дела N 10615/05-2014, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу о необходимости признать рекламу пива торговой марки "Zlata Podkova", размещенную на внешней стене здания, расположенного по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 9, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России 21.07.2013 обнаружено, что на ограждении возле торговой точки "Пивной терем", расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 9, размещена реклама пива торговой марки "Zlata Podkova", содержащая признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Указанная реклама имеет следующее содержание. В левой части рекламы выполнено изображение подковы, на которую наложена надпись "Zlata PODKOVA". Над подковой в закруглённой полосе коричневого цвета приведена надпись "Cesky pivovar", под которой размещен рисунок домика с мельницей. Под подковой мелким шрифтом чёрного цвета указано: "www.zlata-podkova.ru тел. (92763) 4-08-34". В правой части рекламы приведена надпись "ЧЕШСКАЯ ПИВОВАРНЯ", выполненная крупным шрифтом чёрного цвета. Ниже на коричневой полосе, стилизованной под доску, перетянутую верёвкой, белым шрифтом указано: "натуральное ЖИВОЕ ПИВО". В нижней части рекламы чёрным шрифтом выполнена надпись "Чрезмерное употребление пива вредит вашему здоровью".
Лицом, осуществляющим производство пива торговой марки "Zlata Podkova", является ООО "Чешский пивоваренный завод" (ранее - общество с ограниченной ответственностью "Чешская пивоварня").
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" информация, размещённая на ограждении возле торговой точки "Пивной терем", расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 9, является рекламой, поскольку направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - ООО "Чешский пивоваренный завод", а также продукции, им производимой, в частности, пиву "Zlata Podkova".
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Однако в нарушение указанной нормы закона, реклама пива "Zlata Podkova" размещена на ограждении возле торговой точки "Пивной терем", расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 9, доступном для обозрения неограниченного количества лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Согласно имеющейся в материалах дела N 10615/05-2014 фотографии площадь рекламы пива "Zlata Podkova" составляет 147,25 см2 (15,5 х 9,5 см). Соответственно, площадь предупредительной надписи должна составлять не менее 14,7 см2 (10 % рекламной площади). Однако фактически в рекламе предупредительной надписи отведено 7,14 см2 (10,2 х 0,7 см), что составляет лишь 4,8% рекламной площади.
Таким образом, предупреждению о вреде чрезмерного потребления пива в рассматриваемой рекламе отведено менее десяти процентов рекламной площади.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона "О рекламе" реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 2 ст. 21 указанного Федерального закона, несёт рекламораспространитель, а за нарушение ч. 3 ст. 21 - рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с п.п. 5 и 7 ст. 3 указанного закона рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В ходе рассмотрения дела N 10615/05-2014 установлено, что реклама пива торговой марки "Zlata Podkova" изготовлена по макету ООО "Чешский пивоваренный завод" и размещена на ограждении торговой точки "Пивной терем" сотрудниками завода. Деятельность указанной торговой точки, в том числе, реализацию пива торговой марки "Zlata Podkova", осуществляет ИП Алексеева Е.О. Земельный участок под установку на нём торгового павильона предприниматель арендует у <Г_> с которым ИП Алексеевой Е.О. заключен договор аренды от 01.01.2013.
Следовательно, рекламодателем в данном случае является ООО "Чешский пивоваренный завод", а рекламораспространителями - ИП Алексеева Е.О., которая осуществляет реализацию пива торговой марки "Zlata Podkova" в торговой точке "Пивной терем", и <Г_> который является фактическим владельцем ограждения у данной точки.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона "О рекламе" предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Согласно устным и письменным пояснениям директора ООО "Чешский пивоваренный завод" и ИП Алексеевой Е.О., реклама с ограждения возле торговой точки "Пивной терем", расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 9, демонтирована, следовательно, распространение рекламы с нарушением п. 5 ч. 2 и ч. 3 ст. 21 Федерального закона "О рекламе" на момент принятия настоящего решения прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона "О рекламе").
Административная ответственность за нарушение ст. 21 Федерального закона "О рекламе" предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 N 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламу пива торговой марки "Zlata Podkova", размещенную на ограждении возле торговой точки "Пивной терем", расположенной по адресу: Ульяновская обл., г. Димитровград, ул. Черемшанская, д. 9, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 5 части 2 и части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 20.05.2014.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии И.И. Спиридонов
Члены Комиссии М.Е. Хлыкина
Т.Ю. Табартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 3957-05 (опубликовано 21 мая 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016