Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
N 10926/03-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:<_>
рассмотрев дело N 10926/03-2014, возбужденное по жалобе открытого акционерного общества "Строитель" (далее - ОАО "Строитель", заявитель) на действия единой комиссии (заказчик - Областное государственное казённое учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", далее - ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", заказчик; уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономики и планирования Ульяновской области, далее - уполномоченный орган) при проведении аукциона в электронной форме N 0168200002414001461 на работы по ремонту автомобильных дорог: "Инза Оськино-граница области" (водопропускная труба) км 1+100, км 1+600 и "Барыш - Инза - Карсун - Урено - Карлинское" (путепровод через железную дорогу в г. Инза) км 55+670 Инзенского района Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта - 17 008 762,00 руб., дата подведения итогов аукциона - 07.05.2014 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установила:
Вх. N 3975 от 13.05.2014 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ОАО "Строитель" на действия единой комиссии при проведении указанного аукциона в электронной форме.
Заявитель обжалует действия единой комиссии в части необоснованного отказа в допуске к участию в электронном аукционе на основании того, что указаны неконкретные показатели используемого товара со значениями "не менее", "не более", "не превышает", "не ниже", "не выше", а также в диапазоне.
По мнению заявителя жалобы указанные значения показателей в первой части заявки представлены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и аукционной документации. Часть показателей не могли быть представлены конкретно, поскольку в соответствии нормативной документацией и информацией производителей данные показатели могут быть представлены в указанном виде.
На заседание Комиссии 19.05.2014 г. представитель ОАО "Строитель" не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет об отправке факса 14.05.2014 г. в 15:04).
Представитель заказчика на заседании Комиссии 19.05.2014 г. с доводами жалобы не согласилась, представила письменные возражения, содержащие указание, в том числе на следующее.
Единая комиссия приняла решение отказать ОАО "Строитель" в допуске к участию в аукционе по причине предоставления неконкретных характеристик, используемых материалов, что не соответствует требованиям Закона и аукционной документации.
На каждый материал согласно ГОСТам выдается паспорт продукции с указанием конкретных, точных значений показателей соответствующего материала. Указанные паспорта представляются при приемке работ в обязательном порядке.
По мнению заказчика, заявитель жалобы должен быть представить конкретные показатели используемых при выполнении работ материалов без использования словосочетаний "не более", "не менее", "от", "до" и т.д.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11:30 20.05.2014 г., для документального анализа материалов по делу.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru 17.04.2014 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0168200002414001461 на работы по ремонту автомобильных дорог: "Инза Оськино-граница области" (водопропускная труба) км 1+100, км 1+600 и "Барыш - Инза - Карсун - Урено - Карлинское" (путепровод через железную дорогу в г. Инза) км 55+670 Инзенского района Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта - 17 008 762,00 руб., дата подведения итогов аукциона - 07.05.2014 г.).
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 06.05.2014 г. на участие в указанном электронном аукционе было подано 2 заявки, 1 из которых была допущена к участию в аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 07.05.2014 г. победителем электронного аукциона признано ООО "Симбирскавтодор".
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ОАО "Строитель" обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Аналогичные требования установлены в Разделе 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкции по ее заполнению" документации об электронном аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 06.05.2014 г. ОАО "Строитель" (защитный номер заявки N 7292020) было не допущено единой комиссий к участию в электронном аукционе на основании непредставления информации: согласно п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе не указаны конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме (часть показателей по позициям 1,4,5,7,8,9,10,18,19,23,24,26,27,28 указаны со значением "не более", а именно показатель крупности по позиции 1 указан со значением "менее", показатель времени схватывания по позиции 7 указан со значением "не ранее", часть показателей по позициям 5,8,9,10,18,19,27,28,34 указаны со значением "не менее", часть показателей по позициям 1 (модуль крупности), 2 (насыпная плотность), 3 (температура), 6, 7 (Мпа), 8 (температура), 9 (температура),10 (температура), 23, 24, 26 (пористость, водонасыщение), 27 (пористость, водонасыщение), 28 (содержание щебня, остаточная пористость) указаны в диапазоне, часть показателей по позициям 8, 9, 10 указаны со значением "не ниже", часть показателей по позициям 9, 10 указаны со значением "не выше", часть показателей по позициям 18, 19 указаны со значением "не превышает".
Учитывая, что заказчиком, членами единой комиссии не было представлено доказательств, указывающих на наличие конкретных показателей по позициям, явившимся основанием для отклонения первой части заявки ОАО "Строитель", доводы заказчика об обоснованном отклонении первой части заявки в связи с наличием в заявки словосочетаний "не более", "не менее" и т.д. не могут быть признаны состоятельными.
Указание заказчиком на возможность представления участниками конкретных показателей в связи с наличием таковых в паспортах продукции не является основанием для признания отказа в допуске участника аукциона обоснованным, поскольку не было представлено обоснования отклонения заявки ОАО "Строитель" по каждой позиции материала.
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки аукционной документации участник закупки вправе указывать значения показателей неконкретно, в случае если это предусматривается нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара. При этом первая часть заявка ОАО "Строитель" содержала указание на наименования производителей материалов, используемых при выполнении работ по всем позициям, что не было исследовано единой комиссией при рассмотрении заявок.
Кроме того, паспорт продукции на товар выдается на соответствующую партию и конкретные показатели могут быть указаны в случае наличия материала у участника закупки в момент направления заявки на участие в аукционе.
Учитывая изложенное, заявке ОАО "Строитель" было необоснованно отказано в допуске к участию в аукционе по указанным в протоколе основаниям.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Следовательно, единой комиссией допущено нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 06.05.2014 г. заявка N 7281621 (ООО "Симбирскавтодор" - победитель аукциона) была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе и допущена к участию в электронном аукционе.
В ходе анализа первой части указанной заявки Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что заявка ООО "Симбирскавтодор" была допущена к участию в аукционе при отсутствии в такой заявке наименования места происхождения товара или наименования производителя товара.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанные сведения.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем, в том числе, в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, единой комиссией допущено нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Разделе 3 документации об электронном аукционе содержит предусмотренную Законом о контрактной системе инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в которой, в том числе, указано:
"При указании значений показателей не могут быть использованы слова и знаки: "не более"/"не менее", "должен"/"не должен", "не выше"/"не ниже", "менее"/"более", "хуже"/ "лучше", "допускается"/"не допускается", "необходимый", "требуемый", "+/-" или их производные, "от", "до", "или", "<", ">", "/" и т.п., за исключением случаев, если это предусматривается нормативными документами и/или технической документацией/информацией производителя товара".
Приложение N 5 к документации об аукционе "Ведомость материалов" устанавливает используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров показатели, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться в отношении товаров (материалов), которые будут использованы участником закупки при выполнении работ.
В ходе анализа аукционной документации, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что инструкция по заполнению первой части заявки, в части требований к описанию материалов участником, не содержит в себе указания на то, в каком виде (с использованием каких знаков препинания или словесных обозначений) должны быть представлены показатели товаров, по позициям, послужившим основанием для отклонения заявителя жалобы, а также не содержит указания на те показатели товаров, которые должны быть представлены конкретно и на те показатели, которые в соответствии с данными производителей или технической (нормативной) документацией могут или должны быть представлены в виде диапазонных значений, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Формулирование требований в указанном виде создает неясность в понимании участниками закупки, какой именно товар при выполнении работ требуется заказчику, вводит в заблуждение участников и не позволяет оформить заявку в соответствии с требованиями документации и требованиями ГОСТов, что в результате повлекло необоснованный отказ в допуске заявителя жалобы ОАО "Строитель".
В соответствии с п. 3.2 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 декабря 2007 г. N 29/478, заказчик формирует технико-экономическое задание, которое должно содержать в том числе, описание объекта закупки, в том числе показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика.
Учитывая, что инструкция по заполнению первой части заявки непосредственно связана с устанавливаемыми показателями, а также то, что в перечне материалов (приложении N 4 -аукционной документации) имелись ссылки о разъяснении некоторых используемых знаков, нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе было допущено заказчиком.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, решила:
1. Признать жалобу ОАО "Строитель" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях единой комиссии нарушение ч. 4, 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
4. Обязать заказчика, единую комиссию отменить протоколы, составленные в ходе процедуры осуществления закупки, внести изменения а аукционную документацию (в том числе продлить предусмотренные контрактом сроки исполнения обязательств), продлить срок приема заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, на что выдать предписание.
5. Передать материалы дела N 10926/03-2014 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
<_>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ N 36
20.05.2014 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе: <_>
руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и на основании своего решения от 20.05.2014 г. по делу N 10926/03-2014, возбужденному по жалобе открытого акционерного общества "Строитель" (далее - ОАО "Строитель", заявитель) на действия единой комиссии (заказчик - Областное государственное казённое учреждение "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", далее - ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", заказчик; уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономики и планирования Ульяновской области, далее - уполномоченный орган) при проведении аукциона в электронной форме N 0168200002414001461 на работы по ремонту автомобильных дорог: "Инза Оськино-граница области" (водопропускная труба) км 1+100, км 1+600 и "Барыш - Инза - Карсун - Урено - Карлинское" (путепровод через железную дорогу в г. Инза) км 55+670 Инзенского района Ульяновской области (начальная (максимальная) цена контракта - 17 008 762,00 руб., дата подведения итогов аукциона - 07.05.2014 г.), предписывает:
1. ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области", единой комиссии в срок до 04.06.2014 г. устранить допущенные нарушения п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 4, 5 ст. 67 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе процедуры осуществления закупки, внесения изменений а аукционную документацию (в том числе продления предусмотренных контрактом сроков исполнения обязательств при необходимости), продления срок приема заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" необходимо обеспечить возможность исполнения указанного предписания.
3. В срок до 11.06.2014 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
<_>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 10926/03-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016