Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва
N 04-06-08/52-10-11 (опубликовано 13 июля 2012 г.)
Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2012 года.
В полном объёме решение изготовлено 10 июля 2012 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А. заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,
Членов Комиссии:
Сорвачевой В.А., начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Тулуш Ш.Т., ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы,
Ваньковой Е.С., старшего специалиста 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы,
в присутствии:
заявителя - "_", представителя "_" по доверенности от 26.03.2012 г. "_",
ответчика - представителя ОАО "Тываэнерго" "_" по доверенности в порядке передоверия N 40Н/43 от 09.11.2010 г.,
привлеченного эксперта - главного государственного инспектора Енисейского Управления Ростехнадзора "_"
рассмотрев дело N 04-06-08/52-10-12 возбужденное в отношении ОАО "Тываэнерго" (_) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о защите конкуренции), выразившееся в нарушении сроков технологического присоединения на объект "_", установила:
13.12.2011 г. гражданин "_" обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва с заявлением на действия ОАО "Тываэнерго" по факту нарушения предельных сроков выполнения технологического присоединения на объект - жилой дом по ул. _ г.Кызыла с максимальной присоединяемой мощностью _ кВт.
Включение сетевой организацией в договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подпункте "б" пункта 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" пункта 16 Правил технологического присоединения и может содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Приказом Тывинского УФАС России N 414 от 30.12.2011 г. было возбуждено дело N04-06-08/52-10-11 в отношении ОАО "Тываэнерго" по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что 05.08.2011 г. между "_" и ОАО "Тываэнерго" заключено мировое соглашение, согласно которому ОАО "Тываэнерго" обязуется осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям жилого дома, расположенного по адресу г.Кызыл, ул. _ в срок установленный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 г.
07.10.2011 г. между "_" и ОАО "Тываэнерго" заключен договор N 673-1/12 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно условиям которого, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет не более 1 (одного) года.
В условиях договора содержится указание на то, что максимальная мощность присоединяемых энергопринимющих устройств заявителя составляет _ кВт.
В п.1 договора N 673-1/12 об осуществлении технологического присоединения указано, что точка присоединения располагается не более 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются присоединяемые объекты со ссылкой на технические условия.
В п.7 технических условий N 673-1/12 от 07.10.2011 г., являющихся приложением N1 к договору о присоединении с "_", определена точка присоединения: ближайшая установленная опора, вновь построенной ВЛ-0,4 кВ, отходящей от трансформаторной подстанции (ТП) 10/0,4кВ N 408, S = 2*250кВА.
На момент рассмотрения дела доказательств возведения опоры вблизи участка "_" ОАО "Тываэнерго" не представлено. Согласно пояснениям представителя ОАО "Тываэнерго" "_", представленным в ходе заседаний Комиссии 24.04.2012 г. данная опора не возводилась в связи с наличием годичного срока для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств "_", который еще не истек.
В материалы дела было представлено обоснование установления годичного срока для присоединения - информация от РЭС для подготовки ТУ, согласно которой определено расстояние от ближайшего объекта электросетевого хозяйства до границ участка 600 м., схема расположения электросетевых объектов, принадлежащих ОАО "Тываэнерго", перечень объектов недвижимости ОАО "Тываэнерго" на стр.17 которого перечислена ТП N 408 по ул. _ с указанием на номер свидетельства о регистрации права 17-АА 051567 от 08.08.2007 г., копия свидетельства о государственной регистрации права от 08.08.2007 г. серии АА17 N 051567, копия технического задания N КС-110 на строительство воздушной линии ВЛ-0,4 кВ, копия задания N 621 об опломбировки электросчетчика "_", реестр заданий ЦДиР приборов учета УТЭЭ, копия счета об оплате стоимости технологического присоединения.
В ходе рассмотрения дела был привлечен в качестве эксперта в области осуществления технологического присоединения - главный государственный инспектор Енисейского управления Ростехнадзора "_" и ООО "Тывагипрозем" в качестве эксперта в области геодезической деятельности с целью произведения замера расстояния между объектами.
31.05.2012 г. ООО "Тывагипрозем" измерило расстояние от объекта ТП N408 до ближайшей границы участка "_", которе составило 226,77-м.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Сетевая организация, оказывающая услуги по передаче электроэнергии, является субъектом естественной монополии в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", определяющей, что услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно п.4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) территориальная сетевая организация - коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которая включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Согласно перечню объектов недвижимости ОАО "Тываэнерго", Общество имеет на праве собственности объекты электросетевого хозяйства посредством которых осуществляется передача электрической энергии потребителям электрической энергии на территории Республики Тыва.
Согласно справке из ЕГРЮЛ к основной экономической деятельности ОАО "Тываэнерго" относится передача электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности, с диапазоном напряжения 110 - 0,4кВ, к дополнительной относится распределение электрической энергии.
ОАО "Тываэнерго" согласно статье 3 Закона об электроэнергетике является сетевой организацией и с 06.10.2000 г. Постановлением Федеральной Энергетической комиссии Российской Федерации включено в реестр субъектов естественных монополий в топливном - энергетическом комплексе.
Кроме этого Приказом Красноярского УФАС России от 18.10.2001 г. N 462 включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю более 35 процентов на рынке снабжения электрической энергией (_) на территории Республики Тыва.
Обязательство по совершению действий, указанных в статье 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу статьи 26 этого Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.
Как следует из пункта 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.
Пункт 3 Правил технологического присоединения обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а пункт 6 названых Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения (этот договор является публичным).
Исходя из статьи 26 Закона об электроэнергетике, по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно; договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторного заключения такого договора не предполагается.
Таким образом, технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии.
При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции, под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрической сети оказываются непосредственно с целью обеспечения возможности последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Следовательно, услуги по осуществлению технологического присоединения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:
- 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) - для заявителей, указанных в пункте 13 настоящих Правил, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;
- 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;
- 1 год - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает _ кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;
- 2 года - для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает _ кВА, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.
Таким образом, применение второго предложения абзаца 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике должно осуществляться с учетом указанных выше положений статьи 26 Закона об электроэнергетике и Правил технологического присоединения.
В договоре N 673-1/12 от 07.10.2011 г. с гражданином "_" указана максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 12 кВт и классом напряжения до 0,4 кВ.
Таким образом, для данной категории заявителей установлен максимальный срок осуществления технологического присоединения - 6 месяцев.
ОАО "Тываэнерго" в договоре N 673-1/12 от 07.10.2011 г. установило срок технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства "_" не более 1 года, т.е. сверх установленного нормативными правовыми актами 6-ти месячного срока.
Доводы ОАО "Тываэнерго" о расположении участка заявителя на расстоянии более 300 метров, в связи с чем, присоединение данного объекта не подпадает под 6 месячный срок присоединения, опровергаются материалами дела. Согласно акту N 01/2012 от 31.05.2012 г., составленному ООО "Тывагипрозем" в результате проведения замера расстояния по прямой линии от ТП N408 (х3480,98; у1714,22) до границы участка заявителя по ул. _ (х3706,78; у1693,28), в соответствии с п.8 Правил технологического присоединения, где указано, что под расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего класс напряжения, указанный в заявке, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, и в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, начиная с даты подачи заявки в сетевую организацию.
Согласно п. 16.3 Правил технологического присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
На момент рассмотрения дела N 04-06-08/52-10-11 мероприятия по осуществлению технологического присоединения объекта "_" в установленный 6-ти месячный срок со стороны ОАО "Тываэнерго" не выполнены. Общество не представило доказательств соответствия его действий Закону о защите конкуренции.
Результатом вышеперечисленных действий (бездействия) ОАО "Тываэнерго" явилось ущемление интересов "_", который, не подключив к электрической сети жилой дом, не может использовать его по назначению, т.е. проживать в нем.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о нарушении ОАО "Тываэнерго" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в нарушении срока технологического присоединения, установленного в п. 16 Правил технологического присоединения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Тывинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства решила:
1. Признать ОАО "Тываэнерго" (_) нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения срока технологического присоединения, установленного в п. 16 Правил технологического присоединения.
2. Выдать ОАО "Тываэнерго" предписание об устранении допущенных нарушений части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Председатель Комиссии _________ Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии ___________ В.А. Сорвачева
___________ Ш.Т. Тулуш
___________ Е.С. Ванькова
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республика Тыва.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 04-06-08/52-10-11
10 июля 2012 года г. Кызыл
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председателя Комиссии: Хаджиева Ф.А., заместителя руководителя - начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти Тывинского УФАС России Членов комиссии:
Сорвачевой В.А. - начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
Тулуш Ш.Т. - специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
Ваньковой Е.С. - старшего специалиста 2 разряда отдела антимонопольного контроля и рекламы Тывинского УФАС России,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьями 50 и 51 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 10 июля 2012 года по делу N 04-06-08/52-10-11 о нарушении ОАО "Тываэнерго" (667004, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Рабочая, 4, ИНН 1701029232) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
1. ОАО "Тываэнерго" прекратить злоупотребление доминирующим положением в сфере услуг по передаче электрической энергии и совершить в течение 30 дней с момента получения настоящего предписания, следующие действия, направленные на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства:
1.1. Внести изменения в договор N 673-1/12 от 07.10.2011 г. в части изменения срока технологического присоединения с 1 года до 6 месяцев.
1.2. Выполнить технологическое присоединение энергопринимающих устройств "_" с последующим оформлением акта о технологическом присоединении.
3. ОАО "Тываэнерго" сообщить Тывинскому УФАС России об исполнении пункта 1.1, 1.2 предписания в письменной форме с приложением подтверждающих документов не позднее 3 дней с момента его исполнения.
Председатель Комиссии __________ Ф.А. Хаджиев
Члены Комиссии __________ В.А. Сорвачева
__________ Ш.Т. Тулуш
__________ Е.С. Ванькова
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва N 04-06-08/52-10-11 (опубликовано 13 июля 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016