Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области
от 5 мая 2015 г. N 06-10/42-15
Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению жалобы на нарушение процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров, в составе:
председателя комиссии: |
- Шевченко Владимира Ивановича, руководителя Томского УФАС России; |
членов комиссии: |
- Сакс Натальи Валентиновны, начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; - Рылова Алексея Дмитриевича, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования; - Петровой Марины Николаевны, специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, |
рассмотрев дело N 06-10/42-15, возбужденное по жалобе общества с ограниченной ответственностью "ПетроЛогистик", на действия общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Томск Сервис" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на исполнение функций грузополучателя/грузоотправителя, перевалку и автоперевозку (доставку) авиационного топлива, в присутствии представителей: ООО "ПетроЛогистик" - <> ООО "Аэропорт Томск Сервис" - <> установила:
24 апреля 2015 года в Томское УФАС России поступила жалоба ООО "ПетроЛогистик" на действия ООО "Аэропорт Томск Сервис" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на исполнение функций грузополучателя/грузоотправителя, перевалку и автоперевозку (доставку) авиационного топлива (извещение о проведении открытого запроса предложений N31502236865 размещено 09.04.2015 на Официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о закупках отдельными видами юридических лиц http://zakupki.gov.ru).
По мнению Заявителя, Заказчик при проведении закупки нарушил требования Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее Закон о закупках), Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о конкуренции), установив в п.8.3. Технического задания одним из общих требований к перевозчику наличие опыта оказания аналогичного вида услуг не менее 5 лет. Установленное требование является ограничением конкуренции, не отвечает принципам, установленным Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В заседание комиссии представлено дополнение к жалобе, из которого следует, что в соответствии с разделом 1 Технического задания открытого запроса предложений N2/15 груз должен быть перевезен на склад хранения ГСМ, расположенный по адресу Томская область, Томский район, аэропорт Богашево, 1-2а; станция грузоотправления: Обь Западно-Сибирской железной дороги. Возможность передачи груза Исполнителю (участнику закупки) на иной станции Западно-Сибирской железной дороги по пути следования груза: Новосибирск-Томск, заказчиком не предусмотрена. Действия заказчика по установлению в закупочной документации в качестве места грузоотправления конкретной станции - Обь Западно-Сибирской железной дороги приводят к ограничению конкуренции, создавая отдельным хозяйствующим субъектам, имеющим право пользования железнодорожными путями станции Обь Западно-Сибирской железной дороги, преимущественные условия участия в закупке. Заявитель считает, что допущенные заказчиком нарушения привели к нарушению положений статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Представители ООО "Аэропорт Томск Сервис" не согласились с доводами заявителя, подробно доводы изложены в отзыве на жалобу. В заседании пояснили следующее. Установление в закупочной документации требования о квалификации участника "Опыт работы в сфере перевалки топлива не менее 5 лет" представляет собой критерий оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, не является обязательным требованием. Заявителем не представлены доказательства ограничения количества потенциальных участников. Установление данного критерия направлено на обеспечения безопасности и надежности перевалки и автоперевозки авиационного топлива, соответствует законодательству, Положению о закупке заказчика.
Требование относительно установления места грузоотправления конкретной станции - Обь Западно-Сибирской железной дороги также не приводит к ограничению конкуренции, направлено на обеспечение безопасности. Станция - Обь Западно-Сибирской железной дороги отвечает требованиям безопасности. ООО "Аэропорт Томск Сервис" имеет положительный опыт работы с данной станцией.
Представители ООО "Аэропорт Томск Сервис" указали, что заявитель не подал ни одного запроса на разъяснение документации.
Комиссия, изучив доводы жалобы, предоставленные документы и пояснения участвующих в деле лиц, установила следующее.
9 апреля 2015 года ООО "Аэропорт Томск Сервис" разместило извещение на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг о проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на исполнение функций грузополучателя/грузоотправителя, перевалку и автоперевозку (доставку) авиационного топлива с начальной (максимальной) ценой договора: 45282500 (Сорок пять миллионов двести восемьдесят две тысячи пятьсот) рублей с НДС. Организатором и заказчиком является ООО "Аэропорт Томск Сервис".
28 апреля 2015 года опубликовано извещение об отказе от проведения закупки.
Согласно ст.2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными, регламентирующими правила закупки (положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Согласно п.9 ч.10 ст.4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО "Аэропорт Томск Сервис" (далее Положение) утверждено решением единственного участника ООО "Аэропорт Томск Сервис" 31.03.2015.
Пунктом 2.6.5. Положения предусмотрено, что при проведении торгов Заказчик вправе установить квалификационные требования к участникам закупки, а именно, наличие опыта осуществления поставок, выполнения работ или оказания услуг.
Не допускается предъявлять к участникам закупки, к товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке применяются в равной степени ко всем участникам закупки (пункт 2.6.7 Положения).
Согласно подпункту 3.5.7.1. Положения, документация о проведении запроса предложений должна содержать в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям и для оценки и сопоставления по указанным в документации о проведении запроса предложений критериям оценки; критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.
Согласно пункту 18 Закупочной документации к открытому запросу предложений оценка и сопоставление заявок будет производиться по следующим критериям: Цена услуги за каждую доставленную на Склад тонну Товара - минимальная, с учетом всех платежей - значимость данного критерия 70%; Квалификация участника - значимость данного критерия 30%.
Таким образом, критерий "квалификация участника" не является определяющим при оценке заявок. Доказательства, что установление данного критерия ограничивает количество потенциальных участников запроса предложений, не представлены.
Вместе с тем, согласно пункту 8.3. Технического задания открытого запроса предложений (Приложение N 2 к Закупочной документации) одним из общих требований к перевозчику установлено - "Опыт оказания аналогичного вида услуг не менее 5 лет, что должно быть подтверждено соответствующей документацией".
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Положения части 1 статьи 17 Закона о конкуренции распространяются, в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии Законом о закупках (часть 5 статьи 17 Закона о конкуренции).
Комиссия считает, что включение в закупочную документацию обязательного требования "Опыт оказания аналогичного вида услуг не менее 5 лет" свидетельствует о нарушении части 1 статьи 17 ФЗ "О защите конкуренции". Установление данного требования ставит участников закупки в зависимость от наличия опыта поставки услуг для ООО "Аэропорт Томск Сервис", может привести к исключению из круга участников закупки неопределенного круга лиц, не отвечающих таким требованиям. Тем самым, действия ООО "Аэропорт Томск Сервис" могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке оказания услуг по перевалке и автоперевозке авиационного топлива.
Разделом 1 технического задания к закупочной документации установлено исполнение функции грузополучателя/грузоотправителя и предоставление услуг по организации перевалки авиационного топлива для реактивных двигателей ГОСТ 10227-86 (далее - авиатоплива) из железнодорожных цистерн, прибывших на станцию Обь Западно-Сибирской железной дороги (далее - Станция) в автоцистерны. Перевозка авиатоплива со Станции на склад хранения ГСМ, расположенный по адресу: Томская область, Томский район, аэропорт Богашево, 1-2а (далее - Склад). Объем перевозимого авиатоплива - от 900 до 1208 тонн в месяц, по 30 - 40 тонн в сутки. Срок перевозки авиатоплива в одной автоцистерне - не более 1 суток. Заказчик имеет право уменьшить объем перевозок на 50% исходя из текущей потребности.
При рассмотрении дела ООО "Аэропорт Томск Сервис" не представлено доказательств необходимости включения в закупочную документацию в качестве места грузоотправления конкретной станции - Обь Западно-Сибирской железной дороги при наличии возможности установить любую иную оснащенную для принятия опасных грузов станцию Западно-Сибирской железной дороги по пути следования груза. Указание в документации конкретной станции грузоотправления может создать преимущественные условия участия в открытом запросе предложений отдельным участникам, имеющим право по использованию железнодорожного пути станции Обь Западно-Сибирской железной дороги.
Установление в закупочной документации требования о станции грузоотправления Обь Западно-Сибирской железной дороги может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на рынке оказания услуг по перевалке и автоперевозке авиационного топлива, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
Согласно, части 17 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года N135-ФЗ "О защите конкуренции", при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, аукционной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, аукционной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон и, руководствуясь п.2 ч.1 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ч.1 ст.17, ч.17, ч.20 ст.18.1, ст.23 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Комиссия, решила:
1. Признать жалобу ООО "ПетроЛогистик" на действия закупочной комиссии общества с ограниченной ответственностью "Аэропорт Томск Сервис" при проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на исполнение функций грузополучателя/грузоотправителя, перевалку и автоперевозку (доставку) авиационного топлива обоснованной.
2. Не выдавать ООО "Аэропорт Томск Сервис" предписание в связи с отменой закупки.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его вынесения в арбитражный суд.
Председатель Комиссии В.И. Шевченко
Члены Комиссии: Н.В. Сакс
А.Д. Рылов
М.Н. Петров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 5 мая 2015 г. N 06-10/42-15
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016