Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области
от 23 июля 2012 г. N 62
Резолютивная часть решения оглашена "17" июля 2012 г.
Решение в полном объеме изготовлено "23" июля 2012 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: и.о. заместителя руководителя управления - начальника отдела рекламы Н.П. Камнева,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,
Д.А. Былина - специалист-эксперт отдела рекламы,
рассмотрев дело N 62, возбужденное в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования Новосибирской области "Колыванский сельскохозяйственный техникум" (адрес: 633160, Новосибирская область, р.п. Колывань, ул. Ленина, д. 125; далее - ГБОУ СПО НСО "Колыванский сельскохозяйственный техникум"), по факту размещения в газете "Трудовая правда" N 14 от 06.04.2012 года информации следующего содержания: "КСХТ продолжает набор на курсы водителей автомобиля категории "В". Стоимость обучения 11 тыс. руб. Категории "С" - стоимость обучения 15 тыс.руб. Тел. 51-358", с признаками нарушения:
- ч.7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе): не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в присутствии:
заявителя - физического лица (не явился, уведомлен надлежащим образом),
представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - "" установила:
16.04.2012 г. в Новосибирское УФАС России поступили обращения от физического лица (вх. N 2911).
Согласно заявлению, в газете Колыванского района "Трудовая правда" N 14 от 06.04.2012 г. размещена реклама "Колыванского сельскохозяйственного техникума" об услугах по подготовке водителей категории "В", "С". Стоимость обучения указана в рекламе 11000 рублей и 15000 рублей соответственно. Однако в договорах, заключаемых данным учебным учреждением с обучающимися лицами, указана еще и стоимость ГСМ, которая никак не отражена в рекламе.
По мнению заявителя, если существует хоть какая-то возможность изменения цены, рекламодатель должен указывать цену в рекламе таким образом, чтобы в случае ее изменения у потребителя не возникло претензий, иначе рассматриваемая реклама является ненадлежащей.
Новосибирским УФАС России была проведена проверка, в результате которой установлено следующее.
В газете "Трудовая правда" N 14 от 06.04.2012 г. размещалась информация следующего содержания: "КСХТ продолжает набор на курсы водителей автомобиля категории "В". Стоимость обучения 11 тыс. руб. Категории "С" - стоимость обучения 15 тыс. руб. Тел. 51-358".
Согласно ст. 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Указанная информация, исходя из ее содержания и способа распространения, размещена с целью привлечения внимания потребителей и формирования у них интереса к объектам рекламирования - автошколе, действующей в Колыванском сельскохозяйственном техникуме и оказываемым в данном учебном заведении услугам (подготовке водителей категории "В", "С"), тем самым, способствует их продвижению на соответствующем рынке.
Как установлено материалами дела, Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области "Колыванский сельскохозяйственный техникум" имеет Лицензию на право ведения образовательной деятельности N 6412 от 27.12.2011 г., выданную Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.
В соответствии с Приложением N 4 к указанной лицензии, учреждение осуществляет подготовку водителей транспортных средств категории "В".
Приложением N 2 Приказа Министерства образования и науки РФ от 18.06.2010 г. N 636 "Об утверждении примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий", установлено, что программа подготовки водителей транспортных средств категории "В" включает в себя 76 теоретических часов и 30 практических часов (всего 106 часов). Вождение проводится вне сетки учебного времени в объеме 50 часов, из них 6 часов на тренажере. При отсутствии тренажера - 50 часов на транспортном средстве.
Из этого следует, что весь курс обучения водителей транспортных средств категории "В" состоит из теоретической и практической частей (в объеме часов, указанных выше), а также вождения в размере 50 часов, которое не входит в общий курс обучения.
Согласно п.3.2. представленных Договоров о профессиональном образовании на договорной основе от января 2012 г., заключаемых Учреждением с обучающимися, обучающийся оплачивает деньги за обучение в сумме 11 000 рублей, которые включают следующие расходы:
а) заработная плата преподавателей, мастеров производственного обучения, АУП;
б) амортизация учебного оборудования;
в) приобретение запасных частей;
г) разработка учебно-программной документации;
д) содержание помещений.
Расходы на ГСМ, которые обучающийся оплачивает самостоятельно во время прохождения вождения автомобиля, оплачиваются из расчета 50 часов, предусмотренных учебным планом.
Общая стоимость обучения составляет: 11000 рублей плюс оплата ГСМ, необходимых для вождения автомобиля в количестве 50 часов.
До экзамена в ГИБДД обучающийся сдает внутренний экзамен, по результатам которого выдается свидетельство о прохождении обучения. В случае не сдачи внутреннего экзамена обучающийся пересдает экзамен после оплаты за пересдачу экзамена в размере 300 рублей, которые будут расходованы на проведение дополнительных занятий преподавателями и мастерами производственного обучения, амортизацию учебного процесса.
Во время сдачи экзамена в ГИБДД обучающийся оплачивает 400 рублей (из них 100 рублей, необходимы на заправку автобуса бензином для следования к месту сдачи экзамена и обратно и 300 рублей - за предоставление учебного автомобиля на экзамен по вождению), а также оплачивает сервисный сбор за предоставление автодрома для сдачи первого этапа экзамена по вождению автомобиля в размере 500 рублей.
Также представлена Смета расходов на подготовку водителей категории транспортных средств категории "В", согласно которой стоимость обучения составляет 11000 рублей.
В силу ч.7 ст. 5 Закона о рекламе, не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В тексте рассматриваемой рекламы указана информация, согласно которой стоимость за весь курс обучения составляет 11000 рублей. Фактически лица, желающие пройти обучение в данном учебном учреждении и получить водительские права категории "В", оплачивают 11 000 рублей.
Согласно п.3.2 Договора вождение в объеме 50 часов, необходимых согласно нормативам, только за теоретическую часть, оплачивается обучающимся лицом дополнительно. Кроме того, Договорами на обучение предусмотрены дополнительные финансовые затраты (300 рублей за пересдачу внутреннего экзамена в автошколе, 400 рублей за предоставление автотранспорта для сдачи экзамена и транспортные расходы, оплата сервисного сбора за пользование автодромом).
Следовательно, обучающийся оплачивает большую сумму, чем та, которая установлена договором. Предел суммы, корторую оплачивают обучающиеся, не установлен в договоре, так как зависит от ценовой конъюнктуры на ГСМ на рынке в конкретной географической местности. Даная информация является существенной, и ее отсутствие вводит в заблуждение потребителей рекламы, что является нарушением ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе.
В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.
Рекламодателем, в силу п. 5 ст. 3 Закона о рекламе, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламная информация в газете "Трудовая правда" N 14 от 06.04.2012 года размещалась на основании Договора N 22 на размещение печатных материалов от 20.04.2012 г., заключенного между ГБОУ СПО НСО "Колыванский сельскохозяйственный техникум" (заказчик) и ГБУ НСО "Редакция газеты "Трудовая правда" (исполнитель), по которому предметом указанного договора является размещение печатных материалов заказчика в газете "Трудовая правда". Во исполнение договора представлен Акт N 119 об оказании услуг от 20.04.2012 г. подписанный сторонами, счет-фактура N 119 от 20.04.2012 г., заявка на размещение рекламы от 03.04.2012 г.
Своими письменными подтверждениями директор ГБОУ СПО НСО "Колыванский сельскохозяйственный техникум" дополнительно указал те суммы, которые прописаны в договоре, также пояснил, что оплата по договору N 22 от 20.04.2012 г. за публикацию объявления в сумме 600 рублей не произведена, т.к. документ исполнения находится на утверждении в программе УРМ Министерства финансов и налоговой политики НСО.
Таким образом, именно ГБОУ СПО НСО "Колыванский сельскохозяйственный техникум" выступая лицом, оказывающим рекламируемые услуги, определило содержание и разместило рекламную информацию с нарушением законодательства о рекламе.
На рассмотрении дела представитель ГБОУ СПО НСО "Колыванский сельскохозяйственный техникум" не согласился с наличием нарушения, пояснив, что всей существенной информации в рекламе указать не возможно, а рассматриваемая реклама содержит указание на цену предоставления услуг и не противоречит законодательству РФ.
Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации. Ненадлежащая реклама не допускается.
Заслушав представителя ГБОУ СПО НСО "Колыванский сельскохозяйственный техникум", рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе" N 38-ФЗ от 13 марта 2006 г. и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:
1. Признать Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новосибирской области "Колыванский сельскохозяйственный техникум" (633160, НСО, р.п. Колывань, ул. Ленина, д. 125) нарушившим требования:
- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы;
а информацию, размещенную в газете "Трудовая правда" N 14 от 06.04.2012 года следующего содержания: "КСХТ продолжает набор на курсы водителей автомобиля категории "В". Стоимость обучения 11тыс.руб. Категории "С" - стоимость обучения 15 тыс.руб. Тел. 51-358", ненадлежащей рекламой.
2. Выдать ГБОУ СПО НСО "Колыванский сельскохозяйственный техникум" предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Н.П. Камнева
Члены Комиссии ____________ И.В. Волохина
____________ Е.А. Скоп
____________ Д.А. Былина
ПРЕДПИСАНИЕ
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ
"20" июля 2012 г. г. Новосибирск
Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель Комиссии: и.о. заместителя руководителя управления - начальника отдела рекламы Н.П. Камнева,
члены Комиссии: И.В. Волохина - главный специалист-эксперт отдела рекламы,
Е.А. Скоп - специалист-эксперт отдела рекламы,
Д.А. Былина - специалист-эксперт отдела рекламы,
на основании своего решения от 23 июля 2012 г. по делу N 62 о признании рекламы, размещенной в газете "Трудовая правда" N 14 от 06.04.2012 г., ненадлежащей,
в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования Новосибирской области "Колыванский сельскохозяйственный техникум" (633160, НСО, р.п. Колывань, ул. Ленина, д. 125) в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого прекратить распространение рекламы с нарушением требований:
- ч.7 ст. 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы,
в том числе рекламы следующего содержания: "КСХТ продолжает набор на курсы водителей автомобиля категории "В". Стоимость обучения 11тыс.руб. Категории "С" - стоимость обучения 15 тыс.руб. Тел. 51-358".
2. ГБОУ СПО НСО "Колыванский сельскохозяйственный техникум" представить в Новосибирское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания, в срок до "20" августа 2012 г.
В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии ____________ Н.П. Камнева
Члены Комиссии ____________ И.В. Волохина
____________ Е.А. Скоп
____________ Д.А. Былин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 23 июля 2012 г. N 62
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016