Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
от 6 мая 2015 г. N 05-06-4/2015
резолютивная часть решения оглашена "21" апреля 2015 года
решение в полном объеме изготовлено "06" мая 2015 года г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Демкин А.В. - руководитель Управления.
Члены комиссии:
Точиев Б. Б. - заместитель руководителя Управления;
Тимиргалиев В.А. - начальник отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
Першина И.А. - ведущий специалист-эксперт отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления,
в отсутствии представителя заявителя ООО "Бастион", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела;
в отсутствии представителя ответчика по делу ООО "Юганскавтотранс-1", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения дела,
рассмотрев материалы дела N05-06-4/2015 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью "Юганскавтотранс-1" (Здание 29, Проезд 5П, Промышленная зона Юго-Западная, г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра, 628309) части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Ханты-Мансийское УФАС России из ФАС России перенаправлена жалоба Общества с ограниченной ответственностью "БАСТИОН" (далее - ООО "БАСТИОН) на действия (бездействие) заказчика Общества с ограниченной ответственностью "Юганскавтотранс-1" (далее - ООО "Юганскавтотранс-1", заказчик, общество) при проведении открытого запроса предложений с предварительной квалификацией на проведение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) с разработкой компенсирующих мероприятий по пожарной безопасности на объектах ООО "Юганскавтотранс-1" (далее - запрос предложений, закупка).
В жалобе ООО "БАСТИОН" указывает, что при проведении запроса предложений ООО "Юганскавтотранс-1" неправомерно установила требования к участникам закупки о территориальном нахождении и осуществлении деятельности (финансовой и хозяйственной) в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, а также требование о наличии производственной базы, расположенной в районе производства работ.
По мнению ООО "БАСТИОН", указанные требования противоречат Федеральному закону от 18.07.2011 г. N223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) и ограничивают его права на участие в данной закупке.
В ходе рассмотрения дела ООО "Юганскавтотранс-1" представило пояснения по жалобе, в которых выражает несогласие доводам, приведенным в жалобе ООО "БАСТИОН" указывает, что является управляемым обществом ООО "РН-Сервис" и действие Закона о закупках на нее не распространяется, в связи с чем, считает, что общество не может нести ответственность в соответствии с Законом о закупках.
Кроме того ООО "Юганскавтотранс-1" считает, что в связи с отсутствием у общества обязанности по исполнению требований Закона о закупках, в части не предъявления к участникам закупки требований к территориальному расположению участников закупки, установленного ст. 3 Закона о закупках, факт нарушения ООО "Юганскавтотранс-1" антимонопольного законодательства отсутствует, как и отсутствуют основания к возбуждению Ханты-Мансийским УФАС России в отношении ООО "Юганскавтотранс-1" дела по части 1 статьи 17 Федерального Закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Также, ООО "Юганскавтотранс-1" указывает, что ООО "БАСТИОН" не являлось участником запроса предложений, в связи с чем, права и законные интересы общества не могли быть нарушены.
Определением об отложении рассмотрения дела N05-06-4/2015 от 23.03.2015 г. рассмотрение назначено на 14.04.2015 г., у ООО "Юганскавтотранс-1" запрошены необходимые документы, для рассмотрения дела.
14.04.2015 г. Комиссией объявлен перерыв до 21.04.2015 года.
После объявленного перерыва Комиссия, оценив в совокупности материалы дела, письменные пояснения лиц, участвующих в деле установила следующее.
ООО "Юганскавтотранс-1" является управляемым обществом ООО "РН-Сервис", на основании договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа N73 от 01.07.2013 г.
Согласно структуре владения (перечень лиц, входящих в одну группу лиц), ООО "РН-Сервис" является дочерним обществом ОАО "НК "Роснефть" с долей владения более 50%, и подпадает под действие Закона о закупках. При этом ООО "Юганскавтотранс-1" под действие Закона о закупках не подпадает.
Приказом ООО "РН-Сервис" от 18.07.2013 г. N269/13 утверждено Положение ООО "РН-Сервис" о закупке товаров, работ, услуг ООО "РН-Сервис" (далее - Положение), определяющее порядок осуществления закупочной деятельности в ООО "РН-Сервис".
Согласно Положению, область его действия обязательна для исполнения в том числе структурными подразделениями, участвующими в процессе организации и осуществления закупочной деятельности Управляемыми обществами ООО "РН-Сервис", на которые не распространяется действие Закона о закупках.
В целях повышения эффективной закупочной деятельности приказом ООО "Юганскавтотранс-1" от 23.07.2013 г. N1055 введено в действие Положение ООО "РН-Сервис" о закупке товаров, работ, услуг ООО "РН-Сервис".
Таким образом, все проводимые закупки ООО "Юганскавтотранс-1" проводятся в порядке, установленном Положением.
Как следует из материалов дела ООО "Юганскавтотранс-1" на официальном сайте www.zakupki.rosneft.ru разместило извещение о проведении запроса предложений. Одновременно с извещением размещена документация о запросе предложений.
Согласно материалам дела в запросе предложений участие приняли ООО "Защита Югры", ООО "Центр исследований экстремальных ситуаций", ООО "Экспертиза безопасности".
По результатам проведения запроса предложений, победителем признано ООО "Защита Югры", в связи с чем, между ООО "Юганскавтотранс-1" и обществом заключен договор N15/2015 по проведению независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) с разработкой компенсирующих мероприятий по пожарной безопасности на объектах ООО "Юганскавтотранс-1" от 16.02.2015 г.
Согласно пунктам 6.5, 6.6, 7 Приложения N1 "Общая информация о предмете закупки" Технического задания, являющегося неотъемлемой частью документации о запросе предложений, исполнитель должен территориально находиться и осуществлять свою деятельность (финансовую и хозяйственную) в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, иметь опыт работы (не менее (5 пяти) лет) по обследованию объектов топливно-энергетического комплекса, проведению расчетов по оценке пожарного риска, подготовке заключений о соответствии данных объектов защиты требованиям пожарной безопасности и разработке мер по обеспечению выполнения условий, а также иметь производственную базу, расположенную в районе производства работ.
Подпунктом 1 раздела 1 и подпунктом "А" раздела 2 пункта 3.1.42 Информационной карты, являющейся неотъемлемой частью документации о запросе предложений заказчиком установлено требование о наличии опыта работы выполнения работ, оказания услуг, аналогичных предмету закупки, не менее 2 лет, а также наличие базы (собственной или арендованной).
При этом несоблюдение указанных требований участниками закупки в силу пункта 2.8.2 документации запроса предложений, будет являться основанием для отклонения заявки от участия в запросе предложений.
Пунктом 8.5 Положения установлены основные требования к участникам закупки, в соответствии с которыми участники закупки должен:
- быть зарегистрированным в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном в Российской Федерации порядке (для российских участников);
- обладать необходимыми разрешениями (лицензиями или свидетельствами о допуске на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и если такие товары, работы, услуги являются предметом закупки;
- не находиться в процессе ликвидации (для юридического лица) или не быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);
- не являться организацией, у которой на имущество, используемое для выполнения договора, наложен арест по решению суда, административного органа и (или) деятельность которой приостановлена;
- соответствовать иным требованиям, установленным в документации о закупке в соответствии с ЛНД или на основании поручений Правительства Российской Федерации либо нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Пунктом 8.5.5 Положения заказчику предоставлено право устанавливать требование о наличии системы управления охраной труда, в отношении опыта работы, наличия оборудования и других материальных возможностей, также трудовых, финансовых и иных ресурсов, необходимых для исполнения договора на поставку продукции.
Однако, по мнению Комиссии, требования к территориальному расположению, наличию производственной базы, а также опыту работы к участникам, установленным в документации запроса предложений, способны привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Статьей 2 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что целями настоящего закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
В статье 3 Закона о защите конкуренции установлено, что Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Данные требования распространяются на все торги, проводимые в Российской Федерации, как обязательные в силу закона, так и необязательные.
Антимонопольные требования к торгам охраняют общественные отношения, связанные с определением победителя торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Учитывая то, что проводимый ООО "Юганскавтотранс-1" запрос предложений направлен на привлечение наибольшего количества потенциальных участников (заинтересованных лиц) с целью выявления наилучшего из них предложения, то требования, выставляемые к участникам, не должны ограничивать участие в закупке таких участников, а также предоставлять определенным участникам преимущественные условия участия в закупке.
Однако, такие требования были установлены ООО "Юганскавтотранс-1" в документации о запросе предложений.
Как было указано выше, одним из таких требований являлось территориальное расположение участника закупки в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и осуществление им своей деятельности (финансовую и хозяйственную).
По мнению Комиссии, данное требование способно ограничить круг участников закупки, поскольку предусматривает участие в запросе предложений тех хозяйствующих субъектов, которые осуществляют свою деятельность непосредственно в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Таким образом, заказчик, установив такое требование, намеренно сужает круг потенциальных участников (заинтересованных лиц).
Требование о наличии базы (собственной или арендованной) также способно привести к ограничению участия в закупке, поскольку подразумевает под собой расположение указанной базы на территории выполнения работ, оказания услуг (РФ, ХМАО-Югра, Нефтеюганский район).
Согласно пояснениям представителей ООО "Юганскавтотранс-1", представленным в ходе рассмотрения дела, после проведения запроса предложений победителю закупки представлялась возможность заключить договор на аренду базы, принадлежащей ООО "Юганскавтотранс-1".
Однако, Комиссией данный довод не может быть принят во внимание, поскольку документация запроса предложений не содержала таких условий, и более того, согласно требованию пункта 2.8.2 документации, отсутствие документов, подтверждающих наличие базы, является основанием для отклонения заявки от участия в запросе предложений.
Требование о наличии опыта работы выполнения работ, оказания услуг, аналогичных предмету закупки, не менее 2 и 5 лет также способно ограничить участие в запросе предложений, поскольку вновь созданные хозяйствующие субъекты, а также хозяйствующие субъекты имеющие опыт аналогичных работ менее 2-х, 5 лет, не смогут принять участие в закупке и сделать свои предложения.
Данное требование влечет необоснованное ограничение свободного доступа участников, создает неравные условия для хозяйствующих субъектов - конкурентов.
Таким образом, установив такие требования в документации запроса предложений, ООО "Юганскавтотранс-1" нарушает требования, предусмотренные частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, и как вследствие нарушает права и законные интересы ООО "БАСТИОН" на участие в запросе предложений.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1, пунктом 3 части 2 статьи 39, статьями 40, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать действия ООО "Юганскавтотранс-1", выразившиеся в установлении в документации о запросе предложений требований ограничивающих конкуренцию, нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Основания для прекращения дела отсутствуют.
3. Обязательное для исполнения предписание ООО "Юганскавтотранс-1" не выдавать, в связи с заключением договора по результатам проведенного запроса предложений.
Председатель Комиссии А.В. Демкин
Члены Комиссии: Б.Б. Точиев
В.А.Тимиргалиев
И.А. Першина
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 6 мая 2015 г. N 05-06-4/2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016