Резолютивная часть решения оглашена 27 апреля 2015 г. г. Новосибирск
Решение в полном объёме изготовлено 05 мая 2015 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Гаврилов С.Г. - руководитель управления, председатель Комиссии,
Долженкова Е.В. - начальник отдела контроля органов власти, член Комиссии,
Иванов С.А. - специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
рассмотрев дело N 15, возбужденное 02.04.2015 г. по признакам нарушения администрацией Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области (ул. Подгорбунского, 14 с. Ярково, Новосибирский район, Новосибирская область, 630522) части 1 статьи 15, статьи 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
в присутствии "_" установила:
В адрес Новосибирского УФАС России поступило обращение Прокуратуры Новосибирского района (вх. N 7728 от 18.07.2014 г), указывающее на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях администрации Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области. По данным, представленным прокуратурой Новосибирской области администрацией Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области предоставлялись субсидии МУП ЖКХ "Ярковское" без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. При этом, прокуратура Новосибирской области сообщает, что нормативно-правовыми актами Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не утвержден порядок определения и предоставления размера государственной и муниципальной преференции и ее конкретный получатель.
В ответ на запрос информации администрация Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области представила следующую информацию (вх.N 1258 от 12.02.2015).
На территории муниципального образования Ярковского сельсовета находится одно предприятие ЖКХ - МУП ЖКХ "Ярковское", которое обслуживает население и социально значимые объекты (школы, детский сад, больницу, дом культуры), нет ни ТСЖ, ни других управляющих компаний.
Решением сессии Совета депутатов Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области N 58 от 30.07.2013 г. утверждены назначения по доходам и расходам ВЦП "Государственная поддержка муниципальных образований по благоустройству территорий населенных пунктов и подготовке объектов ЖКХ Новосибирской области к работе в осенне-зимний период на 2013- 2015 годы" на 2013 г.
Распоряжением N92б-р от 09.08.2013 г. "О выделении средств МУП ЖКХ "Ярковское" средства по данной программе выделены МУП ЖКХ "Ярковское". Заключены соглашения с МУП ЖКХ "Ярковское" о целевом использовании средств.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам из бюджета Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области утвержден решением сессии N 64 от 24.12.2013 г.
В соответствии с п. 1 ч. 8 ст. 44, ч. 12 ст. 44 Федерального закона от 26.06.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" 02.04.2015 г. в отношении Администрацией Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства N 15 по признакам нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.06.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Администрацией Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области представлены следующие пояснения по существу дела (вх. N 3736 от 21.04.2015 г.).
Распоряжение администрации Новосибирского района Новосибирской области N 272-ра от 17.07.2013 "О распределении субсидий на реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Государственная поддержка муниципальных образований по благоустройству территорий населённых пунктов и подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области к работе в осеннее -зимней период на 2013-2015 годы" на 2013 год", администрация Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области получила целевые денежные средства в размере 9 750 000 рублей, которые согласно приложению N 1 к Распоряжению Новосибирского района N 272- ра от 17.07.2013 г должна была направить на подготовку объектов жилищно - коммунального хозяйства.
На территории Ярковского сельсовета деятельность в сфере жилищно- коммунального хозяйства осуществляет только одна организация МУП ЖКХ "Ярковское". Какие-либо жилищные и жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья на территории муниципалитета отсутствуют. Все многоквартирные дома, находящиеся на территории сельсовета, в установленном законом порядке, проходили открытый конкурс по отбору управляющей компании. За весь период проведения этих конкурсов не было зарегистрировано ни одной заявки на участие в них. После чего по результатам проведенных собраний собственников жилья, дома перешли под управление МУП ЖКХ "Ярковское", в связи с чем, обязанность по содержанию многоквартирных жилых домов (тепло- и водоснабжение, освещение и т.д.) легла на МУП ЖКХ "Ярковское", и именно эта организация обязана заниматься закупкой угля для теплоснабжения многоквартирных жилых домов.
Учитывая вышесказанное, администрация Ярковского сельсовета не предположила, что выделяя средства целевого назначения, может лишить конкурентной борьбы другие заинтересованные лица. Немедленное направление целевых средств, выделенное Новосибирским районом, также было связано с тем, что поступили они в бюджет муниципального образования в августе и сентябре 2013 года и подготовка к осеннее - зимнему периоду объектов ЖКХ требовала срочной подготовки. С приближением осеннее - зимних холодов запоздание в подготовке объектов ЖКХ впоследствии могло привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на территории Ярковского сельсовета.
Также на момент распределения средств в штате администрации Ярковского сельсовета отсутствовал специалист - юрист, занимавшая эту должность сотрудник с 31.07.2013 г находилась в отпуске с последующим увольнением (распоряжение N 40- рлв от 31.07.2013 г), а новый специалист на вышеуказанную должность был принят только 10.09.2013 г. с испытательным сроком на два месяца (распоряжение N 15-рл от 10.09.2013 ) и на момент распределения средств компетентного специалиста, который бы в соответствии с действующим законодательством в полном объёме подготовил пакет документов с целью его направления для рассмотрения в антимонопольный орган, не было. А документы, собранные не в полном объёме и не соответствующие заявленным законом требованиям, могли привести к тому, что рассмотрение заявки могло продлиться до двух месяцев, что так же могло привести к срыву подготовки объектов ЖКХ к осеннее - зимнему периоду и впоследствии привести к возникновению чрезвычайных ситуаций на территории Ярковского сельсовета Новосибирского района НСО. За полученные средства МУП ЖКХ "Ярковское" отчиталось в полном объёме.
В действиях администрация Ярковского сельсовета имеют место нарушения порядка, установленного главой 5 Федерального закона от 26.07.2013 г N 135 - ФЗ "О защите конкуренции", но эти действия, никоим образом не имели умысла на ограничение конкуренции, а объясняются тем, что подготовка объектов должна была пройти в довольно сжатые сроки, а также отсутствием компетентного специалиста, который бы провел все действия в соответствии с действующим законодательством. Впредь обязуемся не нарушать установленные законом правила.
В ходе рассмотрения представленных материалов, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.
Распоряжением администрации Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области N 92б-р от 09.08.2013 г. МУП ЖКХ "Ярковское" выделена субсидия на приобретение угля для создания нормативного запаса топлива в сумме 3 290 184р.; на подготовку объектов ЖКХ к работе в осеннее-зимний период 2013-2014 г., в сумме 702 049,40р. Перечисление денежных средств на вышеуказанные цели происходило в рамках заключенных между администрацией Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области соглашений и МУП ЖКХ "Ярковское" Соглашений N 5 от 12.08.2013 г. и N 6 от 19.08.2013 г.
Распоряжением N 118-р от 22.10.2013 г. администрация Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области выделила МУП ЖКХ "Ярковское" субсидию в целях подготовки объектов ЖКХ к работе в осеннее- зимний период 2013-2014 г. в сумме 3 000 000р.
Выделение денежных средств из местного бюджета Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области на приобретение угля для создания нормативного запаса топлива и на подготовку объектов ЖКХ к работе в осеннее-зимний период не может рассматриваться как предоставление субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в смысле ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, так как осуществляется не в целях возмещения затрат или недополученных расходов, а на выполнение определенных работ.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ).
Распоряжения администрации Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области N 92б-р от 09.08.2013 г, N 118-р от 22.10.2013 г., соглашения N 5 от 12.08.2013 г., N 6 от 19.08.2013 г. предполагают выделение хозяйствующему субъекту (МУП "Ярковское") денежных средств взамен на поставку товаров (приобретение угля), выполнение работ (подготовка объектов ЖКХ к отопительному сезону), что исключает возможность применения к данным правоотношениям положений о предоставлении субсидий (см. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.08.2010 г. по делу N А40-51735/10-130-252; Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. N 09АП-25734/2010-АК по делу N А40-51735/10-130-252; Постановление ФАС Уральского округа от 24.11.2008 г. N Ф09-8708/08-С1 по делу N А76-578/08; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 г. по делу N А45-9905/2011).
Основанием для предоставления юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг средств государственного (местного) бюджета в виде субсидий является фактическое возникновение затрат или недополученных ими доходов (см. Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2010 г. N 74-Г10-16).
Согласно п. 20 ст. 4 Федерального закона от 26.06.2006 г. N ФЗ-135 "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.
К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага (ст. 128 Гражданского кодекса РФ).
Следовательно, выделение администрацией Ярковского сельсовета распоряжениями N 92б-р от 09.08.2013 г, N 118-р от 22.10.2013 г., соглашениями N 5 от 12.08.2013 г., N 6 от 19.08.2013 г. хозяйствующему субъекту МУП "Ярковское" денежных средств из местного бюджета на приобретение угля, на подготовку объектов ЖКХ к работе в осеннее-зимний период 2013-2014 г., обеспечивающее более выгодные условия деятельности, представляет собой муниципальные преференции.
Государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:
1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом, основание предоставления муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа, предусмотренное п. 1 ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", не может быть применено к рассматриваемым правоотношениям, поскольку выделение денежных средств из местного бюджета администрацией Ярковского сельсовета распоряжениями N 92б-р от 09.08.2013 г, N 118-р от 22.10.2013 г., соглашениями N 5 от 12.08.2013 г., N 6 от 19.08.2013 г. хозяйствующему субъекту МУП "Ярковское" денежных средств из местного бюджета на приобретение угля, на подготовку объектов ЖКХ к работе в осеннее-зимний период 2013-2014 г. не соответствует целям предоставления государственных или муниципальных преференций, перечисленным в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Таким образом, выделение администрацией Ярковского сельсовета распоряжениями N 92б-р от 09.08.2013 г, N 118-р от 22.10.2013 г., соглашениями N 5 от 12.08.2013 г., N 6 от 19.08.2013 г. хозяйствующему субъекту МУП "Ярковское" денежных средств из местного бюджета на приобретение угля, на подготовку объектов ЖКХ к работе в осеннее-зимний период 2013-2014 г., являющееся предоставлением муниципальных преференций, обеспечивающих более выгодные условия деятельности, без предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, ввиду неправомерного получения отдельными хозяйствующими субъектами денежных средств местного бюджета, является нарушением ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Новосибирского УФАС России, решила:
1. Признать администрацию Ярковского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области нарушившей ч. 1 ст. 15, ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Нарушение выразилось в выделении администрацией Ярковского сельсовета распоряжениями N 92б-р от 09.08.2013 г, N 118-р от 22.10.2013 г., соглашениями N 5 от 12.08.2013 г., N 6 от 19.08.2013 г. хозяйствующему субъекту МУП ЖКХ "Ярковское" денежных средств из местного бюджета на приобретение угля, на подготовку объектов ЖКХ к работе в осеннее-зимний период 2013-2014 г., являющихся предоставлением муниципальной преференции, обеспечивающих более выгодные условия деятельности, в нарушение порядка, установленного гл. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 5 мая 2015 г.
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016