Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
(опубликовано 2 июня 2014 г.)
Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области
Резолютивная часть решения объявлена 26.03.2014 г. г.Курск
Решение в полном объёме изготовлено 27.03.2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе в составе:
, рассмотрев дело N02/10-11-2014, возбужденное по признакам нарушения ООО "Глория" (Курская область, г.Курчатов, ул.Гайдара, 7) ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе", выразившегося в распространении рекламы медицинских услуг без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, а также необходимости получения консультации специалистов, в отсутствие представителя ООО "Глория" (о времени и месте рассмотрения дела общество извещено по юридическому адресу), представитель ООО "РИА "Фолиант" на рассмотрение дела не явился (заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя общества) установила:
06.11.2013 г. управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области проведено наблюдение за соблюдением требований законодательства РФ о рекламе при размещении рекламы в городском телефонном справочнике "Фолиант Курск 2013" N6.
В результате наблюдения установлено, что на странице N69 телефонного справочника "Фолиант Курск 2013" размещена реклама следующего содержания: "Глория, оздоровительный фитоцентр. г.Курчатов, ул. Гайдара, 7. тел.8-919-178-40-07. Фитосауна "Кедровая бочка"; солярий; обертывания натуральными средствами; все виды массажа; тестирование всех систем организма; детская оздоровительная гимнастика. Оздоровительный фитоцентр "Глория" проводит обучающие мастер-классы по применению натуральной косметики; обучение по бизнесу.".
В соответствии с ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе" реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
В содержании вышеуказанной рекламы медицинских услуг отсутствует информация о наличии противопоказаний к их применению и использованию и о необходимости получения консультации специалистов.
Согласно документированной информации, представленной рекламораспространителем ООО "РИА "Фолиант" на запрос управления ФАС по Курской области, рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО "Глория".
Рассмотрев вышеизложенные факты, Председатель Комиссии управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, признал их достаточными для возбуждения производства по делу.
На рассмотрение дела представитель ООО "Глория" не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Как следует из письменных пояснений ООО "РИА "Фолиант", представленных в материалы дела, между ООО "Глория" и ООО "РИА "Фолиант" заключен договор на размещение рекламы в журнале "Красота и здоровье". Однако, в связи с тем, что ООО "РИА "Фолиант" отменило запланированный выпуск журнала "Красота и здоровье", реклама ООО "Глория" была размещена в телефонном справочнике "Фолиант Курск 2013" N6 по инициативе ООО "РИА "Фолиант" на бесплатной основе. Документов, подтверждающих факт согласования с рекламодателем макета рассматриваемой рекламы, размещенной в телефонном справочнике "Фолиант Курск 2013" N6, ООО "РИА "Фолиант" не представлено.
При таких обстоятельствах, проанализировав имеющиеся материалы дела, Комиссия приходит к следующему.
В телефонном справочнике "Фолиант Курск 2013" N6 размещена реклама следующего содержания: "Глория, оздоровительный фитоцентр. г.Курчатов, ул. Гайдара, 7. тел.8-919-178-40-07. Фитосауна "Кедровая бочка"; солярий; обертывания натуральными средствами; все виды массажа; тестирование всех систем организма; детская оздоровительная гимнастика. Оздоровительный фитоцентр "Глория" проводит обучающие мастер-классы по применению натуральной косметики; обучение по бизнесу.".
В соответствии со статьёй 3 ФЗ "О рекламе", реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Размещение рассматриваемой информации преследует цель привлечения внимания потребителей к конкретным объектам рекламирования - ООО "Глория" и медицинским услугам, оказываемым обществом потребителям.
Таким образом, вышеуказанная информация содержит все признаки рекламы, установленные ст.3 ФЗ "О рекламе" и, следовательно, является рекламой.
Согласно ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе" (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N200-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ), реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
Как следует из объяснений ООО "РИА "Фолиант", ООО "Глория" не заключало с ООО "РИА "Фолиант" договор на размещение вышеуказанной рекламы в телефонном справочнике "Фолиант Курск 2013" N6 и не оплачивало размещение рекламы. Рекламораспространителем - ООО "РИА "Фолиант" так же не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что размещение рассматриваемой рекламы в телефонном справочнике "Фолиант Курск 2013" было согласовано с рекламодателем и что данным рекламодателем является ООО "Глория".
Таким образом, изложенные обстоятельства и имеющиеся материалы дела свидетельствуют о размещении ООО "РИА "Фолиант" в телефонном справочнике "Фолиант Курск 2013" рекламы, без наличия согласования ее текста с рекламодателем.
Статьей 3 ФЗ "О рекламе" установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии со ст.38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе" несёт рекламодатель и рекламораспространитель.
Материалами дела установлено, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют доказательства, подтверждающие, что лицом, определившим предмет рекламирования и содержание вышеуказанной рекламы, противоречащей ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе", является ООО "Глория".
При таких обстоятельствах, Комиссия управления ФАС по Курской области руководствуясь ст.36 ФЗ "О рекламе", п.п.37, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе Комиссия решила:
1. Признать ненадлежащей рекламу медицинских услуг "Глория, оздоровительный фитоцентр. г.Курчатов, ул. Гайдара, 7. тел.8-919-178-40-07. Фитосауна "Кедровая бочка"; солярий; обертывания натуральными средствами; все виды массажа; тестирование всех систем организма; детская оздоровительная гимнастика. Оздоровительный фитоцентр "Глория" проводит обучающие мастер-классы по применению натуральной косметики; обучение по бизнесу.", размещенную в телефонном городском справочнике "Фолиант Курск 2013" с нарушением ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе", в содержании которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также необходимости получения консультации специалистов.
2. Выдать ООО "РИА "Фолиант" предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
3. Выдать ООО "Глория" предписание о прекращении распространения ненадлежащей рекламы.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р Е Д П И С А Н И Е
Предписание оглашено 26.03.2014 г.
Предписание в полном объёме изготовлено 27.03.2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел по признакам нарушения рекламного законодательства в составе:
на основании своего решения по делу N02/10-11-2014, возбужденному управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области по признакам нарушения ООО "Глория" (Курская область, г.Курчатов, ул.Гайдара, 7) ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе", предписывает:
1. ООО "Глория" в течении 10 (десяти) рабочих дней с даты получения настоящего предписания принять меры по устранению нарушения ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе" при размещении рекламы медицинских услуг: "Глория, оздоровительный фитоцентр. г.Курчатов, ул. Гайдара, 7. тел.8-919-178-40-07. Фитосауна "Кедровая бочка"; солярий; обертывания натуральными средствами; все виды массажа; тестирование всех систем организма; детская оздоровительная гимнастика. Оздоровительный фитоцентр "Глория" проводит обучающие мастер-классы по применению натуральной косметики; обучение по бизнесу." в телефонном справочнике "Фолиант Курск", а также любыми иными способами (наружной рекламы; рекламы в средствах массовой информации; путём расклеивания рекламных листовок (буклетов); в электронном виде и т. п.), в содержании которой отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также необходимости получения консультации специалистов.
2. Документированную информацию о выполнении настоящего предписания представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области в течении 3 (трёх) рабочих дней с даты выполнения настоящего предписания.
3. Контроль за выполнением данного предписания возложить на члена Комиссии
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: Невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р Е Д П И С А Н И Е
Предписание оглашено 26.03.2014 г.
Предписание в полном объёме изготовлено 27.03.2014 г.
Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по рассмотрению дел по признакам нарушения рекламного законодательства в составе:
на основании своего решения по делу N02/10-12-2014, возбужденному управлением Федеральной антимонопольной службы по Курской области по признакам нарушения ООО "Глория" (Курская область, г.Курчатов, ул.Гайдара, 7) ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе", предписывает:
1. ООО "РИА "Фолиант" (г.Вооронеж, ул.Никитская, 8-а, офис 815; ИНН 3661017714) в течении 10 (десяти) рабочих дней с даты получения настоящего предписания прекратить распространение в телефонном городском справочнике "Фолиант Курск" (иных средствах массовой информации, издаваемых ООО "РИА "Фолиант", в том числе электронных) ненадлежащей рекламы медицинских услуг: "Глория, оздоровительный фитоцентр. г.Курчатов, ул. Гайдара, 7. тел.8-919-178-40-07. Фитосауна "Кедровая бочка"; солярий; обертывания натуральными средствами; все виды массажа; тестирование всех систем организма; детская оздоровительная гимнастика. Оздоровительный фитоцентр "Глория" проводит обучающие мастер-классы по применению натуральной косметики; обучение по бизнесу.", в содержании которой в нарушение ч.7 ст.24 ФЗ "О рекламе" отсутствует предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, а также необходимости получения консультации специалистов.
2. Документированную информацию о выполнении настоящего предписания представить в управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области в течении 3 (трёх) рабочих дней с даты выполнения настоящего предписания.
3. Контроль за выполнением данного предписания возложить на члена Комиссии Полторацкого А.Н.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание: Невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа влечёт административную ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области (опубликовано 2 июня 2014 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016