Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
от 27 июля 2012 г. N 7-5875-12/7
Резолютивная часть решения оглашена "18" июля 2012 г.
В полном объеме решение изготовлено "27" июля 2012 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: ________
рассмотрев дело N 7-5875-12/7 по признакам нарушения Департаментом управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент/Организатор торгов) (ул. Л. Толстого, д. 20, г. Самара, 443010) частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), установила:
В Самарское УФАС России поступили жалобы физических лиц П. Г.М. и Т. А.А. (вх. NN 4177 от 02.07.2012 г., 4305 от 05.07.2012 г.) на действия Департамента управления имуществом городского округа Самара при продаже муниципального имущества без объявления цены.
Заявители жалоб считают, что им необоснованно отказано в приеме заявок на участие в продаже имущества по причине оформления заявок с нарушением требований, установленных продавцом, и оформления ненадлежащим образом документов, предусмотренных информационным сообщением.
Указанные жалобы рассмотрены Комиссией Самарского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
По результатам рассмотрения жалоб N 15-5875-12/7, Комиссией в действиях Департамента нарушение порядка проведения продажи имущества без объявления цены не установлено.
Вместе с тем, по результатам рассмотрения имеющихся материалов Комиссией, в действиях Департамента установлены признаки нарушения частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Самарским УФАС России по результатам рассмотрения материалов жалоб N 15-5875-12/7 возбуждено дело N 7-5875-12/7 по признакам нарушения Департаментом управления имуществом городского округа Самара частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Департаментом представлены письменные пояснения по делу (исх. N 15-07-09/27966 от 18.07.2012 г.).
Комиссия, рассмотрев материалы настоящего дела, заслушав доводы ответчика, установила следующее.
Официальные информационные сообщения о проведении Департаментом продажи муниципального имущества без объявления цены опубликованы в газете "Самарская газета" N 88 (4865) от 24.05.2012 г., а также размещены на сайтах в сети "Интернет": www.city.samara.ru, www.torgi.gov.ru (Извещения N 230512/0162049/01, N 240512/0162049/01).
В соответствии с Информационными сообщениями, продажа муниципального имущества без объявления цены проводится в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2002 N 549 (далее - Положение).
В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации), информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, подлежащее опубликованию в официальном печатном издании, должно содержать, следующие сведения:
1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;
2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);
3) способ приватизации такого имущества;
4) начальная цена продажи такого имущества;
5) форма подачи предложений о цене такого имущества;
6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;
7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;
8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;
9) исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов;
10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;
11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;
12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;
13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);
14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества.
Согласно части 5 статьи 15 Закона о приватизации, информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, размещаемое на сайтах в сети "Интернет", наряду со сведениями, предусмотренными пунктами 3 и 4 настоящей статьи, должно содержать, в том числе требования к оформлению представляемых покупателями документов.
В соответствии с пунктом 6 Положения, форма бланка заявки утверждается продавцом и приводится в информационном сообщении.
В Информационных сообщениях о продаже муниципального имущества без объявления цены указано, что к участию в продаже допускаются юридические и физические лица, своевременно подавшие документы, в том числе заявку по форме, утвержденной приказом Департамента управления имуществом городского округа Самара от 13.01.2012 N 20.
В материалах дела имеется Приказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 13.01.2012 N 20. Приложением N 5 к указанному приказу утверждена форма заявки для участия в продаже имущества без объявления цены (далее - форма заявки).
Вышеуказанная форма заявки размещена в Информационных сообщениях о проведении торгов на сайте www.torgi.gov.ru в разделе "Документы".
Установлено, что 31 мая 2012 г. П. Г.М. в адрес Департамента направлены заявки для участия в продаже имущества без объявления цены по лотам NN 2, 5 (Извещение N 230512/0162049/01), N 2 (Извещение N 240512/0162049/01).
31.05.2012 г. Т. А.А. также направил в Департамент заявки для участия в продаже имущества без объявления цены по лотам NN 3, 4, 6, 7, 8, 9 (Извещение N 230512/0162049/01), NN 1, 3, 5, 6, 7, 8 (Извещение N 240512/0162049/01).
Письмами от 19.06.2012 г. исх. NN 15-07-04/23896, 15-07-04/23897 Департамент уведомил П.Г.М. и Т.А.А. об отказе в приеме заявок на участие в продаже без объявления цены приобретения муниципального имущества, в связи с тем, что заявки оформлены с нарушением требований, установленных продавцом, и документы, предусмотренные информационным сообщением оформлены ненадлежащим образом:
- в заявке для участия в продаже имущества без объявления цены указана дата, не соответствующая дню проведения продажи муниципального имущества;
- не указаны дата и номер публикации информационного сообщения о проведении продажи имущества без объявления цены.
Из материалов дела следует, что форма заявки предусматривает указание претендентами даты в заголовке, для чего в форме предусмотрена пустая строка, которую претендентам необходимо заполнить. Согласно письменным пояснениям Департамента (исх. N 15-07-09/26047 от 05.07.2012 г.), претендентам необходимо в установленном месте (в заголовке заявки) указать дату проведения процедуры продажи муниципального имущества без объявления цены.
Кроме того, форма заявки предполагает указание даты и номера публикации информационного сообщения о проведении продажи имущества в газете "Самарская газета".
Вместе с тем, Комиссия установила, что форма заявки не содержит пояснений относительно того, какую именно дату следует указывать претенденту в заявке. Заявки П.Г.М. и Т. А.А. содержат даты. Однако эти даты являются датами их подписания претендентами: 30.05.2012 г. и 28.05.2012 г. соответственно.
В форме заявки до сведения претендентов не доводится информация о том, что датой в заявке должна являться дата проведения продажи имущества без объявления цены.
Как было указано выше, заявки П. Г.М. и Т. А.А. для участия в продаже муниципального имущества без объявления цены не были приняты Департаментом по причине несоответствия даты указанной в заявках дате проведения продажи муниципального имущества, а также неуказания даты и номера публикации информационного сообщения о проведении продажи имущества без объявления цены.
Таким образом, отсутствие в форме заявки четких указаний и инструкции по ее заполнению привело к отказу в допуске претендентов к участию в продаже имущества без объявления цены.
Кроме того, Комиссия установила, что в Информационных сообщениях о проведении продажи имущества, а также в других документах продажи имущества без объявления цены отсутствует информация о дате и номере публикации информационного сообщения о проведении продажи имущества без объявления цены в печатном издании.
При таких обстоятельствах, установленное Департаментом в форме заявки требование об указании даты и номера публикации информационного сообщения о проведении продажи имущества без объявления цены в печатном издании необоснованно возлагает на претендентов дополнительные обязанности по поиску и указанию требуемой информации.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что требование Департамента к содержанию формы заявки, заполняемой претендентом, привело к ограничению конкуренции при проведении продажи имущества без объявления цены.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
С другой стороны, вышеуказанное требование организатора торгов привело к необоснованному ограничению доступа претендентов (Пестовой Г.М. и Тархова А.А.) к участию в продаже муниципального имущества без объявления цены.
В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются органы местного самоуправления, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях Департамента нарушения частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссией не установлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать в действиях Департамента управления имуществом городского округа Самара нарушение частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в ограничении конкуренции при продаже муниципального имущества без объявления цены, а также в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в продаже муниципального имущества без объявления цены.
2. Выдать Департаменту управления имуществом городского округа Самара предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: о внесении изменений в Приказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 13.01.2012 N 20, исключающих ограничение конкуренции при проведении продажи муниципального имущества без объявления цены, а также не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в продаже муниципального имущества без объявления цены.
2. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
ПРЕДПИСАНИЕ
27 июля 2012 г. г. Самара
Комиссия Самарского УФАС России (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
______
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 27.07.2012 г. по делу N 7-5875-12/7 о нарушении Департаментом управления имуществом городского округа Самара частей 1, 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. Департаменту управления имуществом городского округа Самара в срок до 31 августа 2012 года прекратить нарушение частей 1 и 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении требований к содержанию формы заявки для участия в продаже имущества без объявления цены, которые приводят к ограничению конкуренции при продаже имущества без объявления цены, а также в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах,
а именно: внести изменения в приказ Департамента управления имуществом городского округа Самара от 13.01.2012 N 20, исключающие ограничение конкуренции при проведении продажи муниципального имущества без объявления цены, а также не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в продаже муниципального имущества без объявления цены, с учетом решения Комиссии Самарского УФАС России по делу N 7-5875-12/7.
2. О выполнении настоящего Предписания сообщить не позднее пяти дней со дня его выполнения, направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение Предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 июля 2012 г. N 7-5875-12/7
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016