Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия
от 2 июня 2014 г. N 05-41/07-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции)(далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>
В присутствии представителя заявителя ООО "Форест" по доверенности от 29.05.2014 N б/н <_>
в присутствии представителя ответчика ГАУ РБ "Дирекция спортивных сооружений" от б/д N б/<_>
рассмотрев жалобу ООО "Форест" (вх. от 22.05.2014 N 3173) на действия заказчика ГАУ РБ "Дирекция спортивных сооружений" при проведении запроса предложения N 31401100175 на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерно-технических систем объектов: 1) "Физкультурно-спортивный комплекс", расположенный по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Рылеева, д.2. 2) "Стадион на 10 000 зрителей и легкоатлетический манеж", расположенный по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Кирова, 1. 3) "Спортивно-туристский центр", расположенный по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с.Максимиха, ул.Опытная, 1, установила:
В Бурятское УФАС России для проверки и принятии правового решения поступила жалоба ООО "Форест" (вх. от 22.05.2014 N 3173) на неправомерные действия ГАУ РБ "Дирекция спортивных сооружений" (далее - Заказчик) при проведении запроса предложения N 31401100175 на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерно-технических систем объектов: 1) "Физкультурно-спортивный комплекс", расположенный по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Рылеева, д.2. 2) "Стадион на 10 000 зрителей и легкоатлетический манеж", расположенный по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Кирова, 1. 3) "Спортивно-туристский центр", расположенный по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, с.Максимиха, ул.Опытная, 1.
Из жалобы ООО "Форест" следует, что в документации о закупке Заказчиком установлено требование предоставить копию лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Лицензия).
Вместе с тем, пункт 3.2. проекта договора на обслуживание содержит условие, что исполнитель исполняет обязательства по настоящему договору самостоятельно или с привлечением третьих лиц, привлечение третьих лиц предварительно письменно согласовывается с Заказчиком. Услуги по техническому обслуживанию включают в себя обслуживание систем водоснабжения и водоотведения, электроснабжения, теплоснабжения, а также системы пожаротушения. Ранее данные услуги предоставлялись Заказчику разными организациями - специалистами каждый в своей области, установив требование предоставить лицензию, Заказчик ограничил участие в запросе предложений. Затраты на обслуживание систем пожаротушения составляют не более 20% цены договора.
Также, Заказчик в пункте 3.1.3 документации о закупке установил, что любой участник закупки вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений документации о закупках. В течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик обязан направить в письменный форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации о закупке, если указанный запрос поступил к Заказчику не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок на участие в закупке.
В документации о закупке порядок подачи запроса и получения ответа на запрос, отличается от порядка, установленного в Положении о закупках заказчика.
Так, в пункте 9.3.11 Положения о закупках установлено, что любой участник закупки вправе направить в письменный форме заказчику запрос о разъяснении положений документации о закупках. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации о закупке, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за три дня до дня окончания подачи заявок на участие в закупке.
20.05.2014 ООО "Форест" направил в адрес Заказчика запрос о внесение изменения в документацию о закупке и исключить противоречия в части возможности подачи запроса, Заказчик изменения не внес. Указанные действия Заказчика вводят в заблуждение участников запроса предложений относительно сроков реализации права на подачу запроса.
Кроме того, 21.05.2014 Заказчик по своей инициативе внес изменения в документацию о закупке, однако, срок проведения запроса предложений им не был увеличен. То есть, с момента внесений изменений и до окончания срока заявок составляет менее 2-х дней. В нарушении Положения о закупках, участники закупки не могут реализовать свое право на подачу запроса о разъяснении новой документации о закупке. Данное обстоятельство ограничивает возможность участие в закупке, поскольку создает неясности в каком порядке нужно подать заявку на участие.
Как следует из письменных объяснений ГАУ РБ "Дирекция спортивных сооружений" (вх. от 26.05.2014 N 3247) следует, что подпункт е пункт 3.2.2 Документации о проведении запроса предложений установлено требование к участнику о предоставлении копии лицензии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1225 "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений относится к лицензируемым видам деятельности.
В целях недопущения ограничения участником запроса предложений Заказчиком в Документации о проведении запроса предложений установлено, что исполнитель имеет право привлечь для оказания услуг третьих лиц, при этом если несколько юридических лиц, физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) выступают на стороне одного участника закупки, если участник закупки оказывает услуги с привлечением третьих лиц, то участник закупки должен представить заверенную копию договора совместных с ними действий, при этом прикладывает сопроводительное письмо с приложением заверенных учредительных документов третьего лица, в котором прописывает перечень услуг, оказываемых третьими лицами. Копия договора заверяется печатью и подписью Участника запроса предложений. При привлечении третьих лиц для оказания услуг требующих в соответствии с подпунктами е, ж, з пункта 1 части 3.2.2 Документации о проведении запроса предложений, предоставление копий документов, подтверждающих возможность оказания данных услуг. Участник запроса предложений, предоставляет копии вышеуказанных документов (вместе с учредительными документами, заверенными третьим лицом или Участником запроса предложений) на третье лицо.
В соответствии с учетом изменений в Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУ РБ "Дирекция спортивных сооружений" от 15.05.2014 любой участник закупки вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений документации о закупках. В течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменный форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации о закупке, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок на участие в закупке. В документации о проведении запроса предложений также установлено, что участник имеет право подать запрос на разъяснение не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок на участие в закупке.
Также, 21.05.2014 ГАУ РБ "Дирекция спортивных сооружений" было направлено разъяснение в адрес ООО "Форест" о положениях Документации. Срок подачи заявок не был продлен Заказчиком в связи с тем, что данное разъяснение не повлекло за собой существенных изменений в требования по проведению данного запроса предложений.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы N 05-41/07-2014 представитель заявителя предоставила ходатайство (вх. от 02.06.2014 N 3492) об отзыве пункта 1 жалобы от 22.05.2014 о представлении копии лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в связи с тем, что ООО "Форест" неверно поняло порядок предоставления вышеуказанной лицензии.
Также, заявила, что в соответствии с пунктом 8.4 Положения о закупке под аукционом на право заключить договор понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора.
В соответствии с пунктом 8.6. под запросом предложений понимается способ закупки, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд Заказчика сообщается неограниченному кругу лиц, путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения договора в заявке на участие в запросе предложений которого присвоен первый номер.
Таким образом, понятие аукциона и запроса предложений по Положению о закупке Заказчика одинаковый, так как победителем признается лицо, предложивший наиболее низкую цену договора.
Представитель ответчика ГАУ РБ "Дирекция спортивных сооружений" пояснила, что у ответчика была возможность подать заявку на участие в день вскрытия конвертов, так как в соответствии с пунктом 14.6.1 Положения о закупке и пункта 3.7.1 Документации, публично в день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса предложений непосредственно перед вскрытием конвертов с предложениями заказчик обязан объявить присутствующим участникам закупки при вскрытии таких конвертов о возможности подать предложения на участие в запросе предложений, изменить или отозвать поданные предложения.
В связи с тем, что Заказчиком было замечено расхождение пункта 2 части 3.2.2 Документации с пунктом 3.7.2 Документации, ГАУ РБ "Дирекция спортивных сооружений" 21.05.2014 вносит изменения в извещение об исключение подпункта б пункта 2 части 3.2.2 предложение о качественных и функциональных характеристиках товара, работ, услуг, в соответствии с перечнем услуг по техническому обслуживанию, перечнем оборудования, перечнем основных нормативно-технических документов по обслуживанию инженерных сетей, Исполнитель предоставляет Технический регламент на оказание услуг по инженерно-техническому обслуживанию систем, чтобы не вводить в заблуждение участников закупки, так как заявки на участие в запросе предложений оцениваются исходя из двух критериев: 1. Цена договора; 2. Квалификация участника закупки на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Срок подачи заявок не был продлен Заказчиком в связи с тем, что данные изменения в документацию о проведении запроса предложений не повлекли за собой существенных изменений в требования по проведения данного запроса предложений.
В результате рассмотрения жалобы в соответствии со статьей 181 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.
На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Положение о закупках товаров, работ, услуг для нужд ГАУ РБ "Дирекция спортивных сооружений" утверждено наблюдательным советом ГАУ РБ "Дирекция спортивных сооружений" протоколом от 26.07.2013 N 4, протоколом от 15.05.2014 N 9 вносит изменения и дополнения (далее - Положение о закупке). На сайте www.zakupki.gov Положение о закупке размещено.
Из представленных документов ГАУ РД "Дирекция спортивных сооружений" следует, что в соответствии с приказом от 14.05.2014 N 164 о проведении запроса предложения и извещения о проведении закупки от 16.05.2014 ГАУ РД "Дирекция спортивных сооружений" провело запрос предложений на оказание услуг по техническому обслуживанию инженерно-технических систем объектов (июнь - декабрь 2014 г.), начальная (максимальная) цена 10 588 475,83 рублей, срок предоставления документации с 19.05.2014 по 23.05.2014, дата и время рассмотрения заявок 23.05.2014 16:30, дата и время подведения итогов 26.05.2014 14:00.
21.05.2014 ГАУ РД "Дирекция спортивных сооружений" вносит изменения в извещение о проведение закупки об исключении подпункта б пункта 2 части 3.2.2 Документации.
Согласно пункта 9.3.11 Положения о закупке при необходимости, срок подачи заявок на участие может быть продлен на срок, достаточный для учета участником закупки разъяснений положений документации о закупке при подготовке заявок на участие в закупке.
Вместе с тем, Положением о закупке не предусмотрено изменения сроков окончания подачи заявок на участие в запросе предложений.
Согласно извещению о проведении закупки начальная(максимальная) цена составляет 10 588 475,83 рубля.
Согласно пункта 8.6.2 Положения о закупке заказчик вправе проводить закупки с помощью запроса предложений в случае закупки товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую пятнадцать миллионов рублей.
Таким образом, вышеназванные условия определяются Заказчиком самостоятельно, Законом о закупках не конкретизированы.
Согласно пункта 9.3.11 Положения о закупках и пункта 3.1.1 Документации, любой участник закупки вправе направить в письменной форме Заказчику запрос о разъяснении положений документации о закупках. В течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменный форме или в форме электронного документа разъяснения положений документации о закупке, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок на участие в закупке. В документации о проведении запроса предложений также установлено, что участник имеет право подать запрос на разъяснение не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок на участие в закупке.
21.05.2014 ГАУ РД "Дирекция спортивных сооружений" направило разъяснения положений документации по запросу ООО "Форест" от 20.05.2014.
Таким образом, ООО "Форест" воспользовалось своим правом для разъяснения положений документации.
При рассмотрении жалоб на действия заказчиков при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Порядком, статьей 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган оценивает соответствие процедуры такой закупки требованиям действующего законодательства, в том числе, Закона о закупках и положения о закупках заказчика.
Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) заказчика, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.
Довод представителя ГАУ РБ "Дирекция спортивных сооружений" о том, что участникам запроса предложений можно подать заявку в день вскрытия конвертов не соответствуют Закону о закупках, так как сведения указанные в извещении должны соответствовать сведениям, указанным в документации. В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона о закупках извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Таким образом, из вышесказанного следует, что участники запроса предложения могут быть введены в заблуждение относительно сроков подачи заявок, так как в извещение указано окончание подачи заявок 23.05.2014, а в документации можно подать в день вскрытия конвертов, то есть 26.05.2014.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Бурятского УФАС России, решила:
1. Признать жалобу ООО "Форест" необоснованной.
2. Выдать предписание об устранении последствий нарушений порядка организации закупок, а именно продлить срок проведения запроса предложений, внести изменения в документацию о проведении запроса предложений в срок до 10.06.2014.
3. Основания для принятия иных мер отсутствуют.
<_>
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ
02 июня 2014 г. Жалоба N 05-41/07-2014
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия Бурятского УФАС России), в составе:
<_>
руководствуясь частью 20 статьи 18.1, пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 02.06.2014 года по жалобе N 05-41/07-2014 о нарушении ГАУ РБ "Дирекция спортивный сооружений" (670000, г.Улан-Удэ, ул.Кирова, д.1) статьи 18.1 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
1. Заказчику ГАУ РБ "Дирекция спортивных сооружений" в срок до 10.06.2014 устранить нарушение требований статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно продлить срок проведения запроса предложений, внести изменения в документацию о проведении запроса предложений.
2. Заказчику ГАУ РБ "Дирекция спортивных сооружений" в срок до 11.06.2014 уведомить Бурятское УФАС России об исполнении настоящего предписания с предоставлением документального подтверждения исполнения предписания.
Неисполнение в установленный срок предписания влечет за собой последствия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 2 июня 2014 г. N 05-41/07-2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016