Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
от 24 февраля 2015 г. N 456/2014
Резолютивная часть оглашена 11 февраля 2015 г.
В полном объеме Решение изготовлено 24 февраля 2015 г. г. Краснодар
Комиссия Краснодарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Иващенко И.В. - заместитель руководителя управления,
Члены Комиссии:
Тер-Осканов И.О. - начальник отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Морданева А.С.- ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
Коробкина О.Р. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля на транспорте, в строительстве и ЖКХ;
рассмотрев дело N456/2014 по признакам нарушения МБУ "Исток" ("<_>") ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции", установила:
В Краснодарское УФАС России поступило обращение из прокуратуры Брюховецкого района Краснодарского края (входящий от 02.09.2014 N10009) на действия МБУ "Исток" по вопросу взимания платы с жителей Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района при выдачи технических условий для подключения объектов капитального строительства к водопроводу МБУ "Исток" Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района.
Из материалов, представленных прокуратурой Брюховецкого района, следует, что на территории Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района осуществляет деятельность по водоснабжению.
Приказом директора МБУ "Исток" от 29.12.2012 N79-р утвержден перечень платных услуг МБУ "Исток" Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по водоснабжению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к числу сфер деятельности субъектов естественной монополии, в силу указанного Федерального закона МБУ "Исток" является субъектом естественной монополии на рынке услуг по водоснабжению.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии с п.1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.10г. N220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) в случае, если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.
Услуги по выдаче технических условий присоединения к сетям водоснабжения не образуют отдельного вида экономической деятельности, являются нераздельной частью рынка услуг по водоснабжению, в связи, с чем не составляют самостоятельного товарного рынка.
Таким образом, МБУ "Исток" занимает доминирующее положение на рынке водоснабжения в границах эксплуатируемой и присоединительной сети, расположенной в ст. Новоджерелиевской сельского поселения Брюховецкого района, с долей равной 100%.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, в действиях МБУ "Исток, выразившихся во включении в приложение N1 Приказа директора МБУ "Исток" от 29.12.2012 N79-р "Об оказании платных услуг МБУ "Исток" Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района на 2013 г." тарифа на услуги по оформлению и выдачи технических условий для подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения в размере 1000 рублей и фактического применения данного тарифа, содержатся признаки нарушения ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Приказом руководителя Краснодарского УФАС России от 02.12.2015 N551 в отношении МБУ "Исток" возбуждено дело N456/2014 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Определением от 17.12.2014 N23454/4 о назначении дела N456/2014 о нарушении антимонопольного законодательства рассмотрение дела N456/2014 назначено на 11.02.2015.
Заседание Комиссии по рассмотрению дела N456/2014 состоялось 11.02.2015 в присутствии председателя Комиссии, членов Комиссии, ответчика - директор МБУ "Исток" ("<_>"), в отсутствие надлежаще уведомленной прокуратуры Брюховецкого района. От Р., С., Я. поступило ходатайство о рассмотрении дела N456/2014 в отсутствии.
В ходе рассмотрения дела N456/2014, Комиссия установила следующее.
В Краснодарское УФАС России поступило обращение из прокуратуры Брюховецкого района Краснодарского края (входящий от 02.09.2014 N10009) на действия МБУ "Исток" по вопросу взимания платы с жителей Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района при выдачи технических условий для подключения объектов капитального строительства к водопровода МБУ "Исток" Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района.
Из материалов, представленных прокуратурой Брюховецкого района, следует, что на территории Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района осуществляет деятельность по водоснабжению.
Приказом директора МБУ "Исток" от 29.12.2012 N79-р утвержден перечень платных услуг МБУ "Исток" Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района на 2013 год. Согласно приложению N1 к Приказу директора МБУ "Исток" от 29.12.2012 N79-р "Об оказании платных услуг МБУ "Исток" Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района на 2013 г." утвержден тариф на услуги по оформлению и выдачи технических условий для подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения в размере 1000 руб.
В соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83, предметом регулирования данного акта являются отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса на выдачу технических условий, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
В целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса (пункт 14 названных Правил).
Таким образом, по общему правилу, надлежащим субъектом, обязанным предоставить технические условия о возможности подключении к сетям по запросу заинтересованного земельного участка или объекта капитального строительства, является организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.
Вышеуказанная организация на полученный запрос о выдаче технических условий согласно Правилам N83 предоставляет технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, либо направляет мотивированный отказ в выдаче технических условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Иных вариантов ответа действующими Правилами N 83 не предусмотрено. При этом, отказ в выдаче условий должен быть во-первых, мотивированным; во-вторых, мотивом для такого отказа может быть лишь отсутствие возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно п. 9 указанных Правил N83, выдача технических условий или информация о плате за подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.
Согласно журналу регистрации заявлений на выдачу технических условий на подключение вновь стоящихся объектов к водопроводным сетям ст. Новоджерелиевской, представленному МБУ "Исток", следует, что оформлено и выданы технические условия следующим лицам:
Т. ("<_>") заявление от 10.05.2012, ТУ N53 от 10.05.2012;
Г. ("<_>") заявление от 29.06.2012, ТУ N35 от 03.07.2012 г.;
Р. ("<_>") заявление от 30.07.2012, ТУ N57 от 30.07.2012 г.;
М.("<_>") заявление от 13.08.2012, ТУ N58 от 13.08.2012 г.;
Б. ("<_>") заявление от 15.08.2012, ТУ N59 от 15.08.2012 г.;
З. ("<_>") заявление от 06.09.2012, ТУ N60 от 06.09.2012 г.;
С. ("<_>") заявление от 14.09.2012, ТУ N61 от 14.09.2012 г.;
К. ("<_>") заявление от 22.10.2012, ТУ N62 от 22.10.2012 г.;
Г. ("<_>") заявление от 14.11.2012, ТУ N64 от 11.12.2012 г.;
С. ("<_>") заявление от 14.11.2012, ТУ N63 от 19.11.2012 г.;
С. ("<_>") заявление от 01.02.2013, ТУ N65 от 01.02.2013 г.;
Р. ("<_>") заявление от 14.03.2013, ТУ N66 от 14.03.2013 г.;
Р. ("<_>") заявление от 14.03.2013, ТУ N67 от 14.03.2013 г.;
А. ("<_>") заявление от 25.04.2013, ТУ N68 от 07.05.2013 г.;
Ч. ("<_>") заявление от 04.06.2013, ТУ N69 от 04.06.2013 г.;
Г. ("<_>") заявление от 10.06.2013, ТУ N70 от 10.06.2013 г.;
К. ("<_>") заявление от 02.07.2013, ТУ N71 от 02.07.2013 г.;
К. ("<_>") заявление от 16.07.2013, ТУ N72 от 16.07.2013 г.;
К. ("<_>") заявление от 19.07.2013, ТУ N73 от 19.07.2013 г.;
Я. ("<_>") заявление от 22.07.2013, ТУ N74 от 22.07.2013 г.;
М. ("<_>") заявление от 23.07.2013, ТУ N75 от 30.07.2013 г.;
М. ("<_>") заявление от 30.07.2013, ТУ N76 от 30.07.2013 г.;
М. ("<_>") заявление от 31.07.2013, ТУ N77 от 31.07.2013 г.;
М. ("<_>") заявление от 13.08.2013, ТУ N78 от 13.08.2013 г.;
А. ("<_>") заявление от 15.08.2013, ТУ N79 от 15.08.2013 г.;
П. ("<_>") заявление от 24.09.2013, ТУ N80 от 24.09.2013 г.;
Г. ("<_>") заявление от 07.10.2013, ТУ N81 от 07.10.2013 г.;
Р. ("<_>") заявление от 21.10.2013, ТУ N82 от 21.10.2013 г.;
Р. ("<_>") заявление от 24.10.2013, ТУ N83 от 24.10.2013 г.;
Б. ("<_>") заявление от 29.10.2013, ТУ N84 от 29.10.2013 г.;
М. ("<_>") заявление от 09.01.2014, ТУ N85 от 09.01.2014 г.;
Д. ("<_>") заявление от 13.01.2014, ТУ N86 от 13.01.2014 г.;
Л. ("<_>") заявление от 24.03.2014, ТУ N87 от 24.03.2014 г.;
Б. ("<_>") заявление от 23.05.2014, ТУ N95 от 23.05.2014 г.
Согласно представленной информации МБУ "Исток", вышеуказанным лицам выдавался кассовый чек и квитанция об оплате за выдачу технических условий для подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения в размере 1000 рублей 00 копеек (приходные кассовые ордера по вышеуказанным лицам имеются в материалах дела).
При оформлении и выдачи технических условий для подключения объектов капитального строительства к сетям водоснабжения с жителей Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района взималась плата в размере 1000 рублей, что противоречит требованиям п. 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83.
Таким образом, в действиях МБУ "Исток, выразившихся во включении в приложение N1 Приказа директора МБУ "Исток" от 29.12.2012 N79-р "Об оказании платных услуг МБУ "Исток" Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района на 2013 г." тарифа на услуги по оформлению и выдачи технических условий для подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения в размере 1000 рублей и фактического применения данного тарифа, что противоречит требованиям п.9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83, установлен факт нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции".
В ходе рассмотрения дела N456/2014 МБУ "Исток" представило Приказ от 20.08.2014 N31-р "О внесении изменений в приказ от 29.12.2012 года "Об оказании платных услуг МБУ "Исток" Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района на 2013 г." в соответствии, с которым, исключен тариф на услуги по оформлению и выдачи технических условий для подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения в размере 1000 рублей.
Данное обстоятельство учтено Комиссией Краснодарского УФАС России по делу N456/2014.
Руководствуясь статьей 23, ч.1 ст. 39, ч.1-3 ст. 41, ч. 1,2 ст. 49, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать в действиях МБУ "Исток" факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося во включении в приложение N1 Приказа директора МБУ "Исток" от 29.12.2012 N79-р "Об оказании платных услуг МБУ "Исток" Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района на 2013 г." тарифа на услуги по оформлению и выдачи технических условий для подключения объектов капитального строительства к сетям водоснабжения в размере 1000 рублей и фактического применения данного тарифа, что противоречит требованиям п. 9 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N83.
2. Предписание МБУ "Исток" о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать, в связи с внесением изменений в приказ от 29.12.2012 "Об оказании платных услуг МБУ "Исток" Новоджерелиевского сельского поселения Брюховецкого района на 2013 г." об исключении тарифа на услуги по оформлению и выдачи технических условий для подключения объекта капитального строительства к сетям водоснабжения в размере 1000 рублей, в соответствии с приказом МБУ "Исток" N31-р от 20.08.2014.
3. Передать материалы дела 456/2014 должностному лицу для принятия решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту нарушения МБУ "Исток" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
Председатель комиссии И.В. Иващенко
Члены комиссии И.О. Тер-Осканов
А.С. Морданева
О.Р. Коробкина
В соответствии со ст.52 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 февраля 2015 г. N 456/2014
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016