Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
от 9 июня 2014 г. N 14-01-10-04/44
Резолютивная часть решения оглашена 27 мая 2014 года г. Волгоград
Решение в полном объеме изготовлено 09 июня 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
А.В. Гаджиевой - председателя Комиссии, Заместителя руководителя - начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области (далее - Управление),
Р.С. Акарашева - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
В.П. Фролова - члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления,
рассмотрев дело N 14-01-10-04/44 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по признакам нарушения Закрытым акционерным обществом "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" (400007, Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Ленина, 110) пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861), выразившегося во введении режима полного ограничения потребления электрической энергии на объект - столярная мастерская, принадлежащего Харионовскому А.В. и расположенному по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Ленина, 110, в отсутствии Заявителя и представителя ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела N 14-01-10-04/44, установила:
Поводом для возбуждения настоящего дела послужило заявление Харионовского А.В. (далее - Заявитель), поступившее в адрес Управления о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" (вх. N 3102 от 30.10.2013 г.).
По итогам рассмотренного заявления Харионовского А.В., Управление пришло к выводу о наличии в действиях/бездействии Закрытого акционерного общества "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" (далее - ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь", Общество) (400007, г. Волгоград, пр. Ленина, 110) признаков нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861), выразившиеся во введении режима полного ограничения потребления электрической энергии на объект - столярная мастерская, принадлежащего Харионовскому А.В. и расположенному по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Ленина, 110.
По результатам рассмотрения заявления, поданного в Управление со стороны Харионовского А.В. приказом от 03 февраля 2014 года N 20 Руководителя Управления было возбуждено дело N 14-01-10-04/44 по признакам нарушения ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) (далее - Правила недискриминационного доступа_).
При рассмотрении настоящего дела по факту его возбуждения ответчиком были представлены документы: представление прокуратуры Краснооктябрьского района г. Волгограда (исх. N 7-24-2013 от 01.11.2013 г.) об устранении нарушений требований законодательства о защите конкуренции, об электроэнергетике и ответ ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" на данное представление.
ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" ответило в прокуратуру (исх. N б/н от 19.12.2013 г.) Краснооктябрьского района г. Волгограда, что "_10 октября 2012 года Арбитражным судом Волгоградской области было вынесено решение о признании ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" банкротом и открытии конкурсного производства. В настоящий момент ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" не осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии, поскольку у ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" отсутствует имущество необходимое для оказания вышеуказанных услуг_"
Рассмотрев представленные материалы, изучив обстоятельства дела, выслушав доводы сторон по делу, Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области установлено следующее.
Харионовский А.В. представил в адрес Управления Договор N 435/2006 на оказание услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии от 11 апреля 2006 г. (далее - договор оказания услуг N 435/2006), заключенный между ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" ("Сетевая компания") и Харионовским А.В. ("Потребитель").
Предметом, в соответствии с пунктом 1.1 указанного договора, является следующее: "оказание услуги по передаче электроэнергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Сетевой компании на праве собственности и (или) ином законном основании, а Потребитель обязуется оплачивать услуги по передаче электроэнергии в порядке, установленном настоящим договором".
Согласно пункту 1.2.4 договора оказания услуг N 435/2006 "ориентировочная цена договора_составляет 955 рублей 80 копеек, в том числе НДС - 145 рублей 80 копеек".
Согласно пункту 4.1 договора оказания услуг от N 435/2006 "Тариф на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям Сетевой компании устанавливается РСТ Волгоградской области, является обязательным для сторон по настоящему договору, и на момент заключения договора составляет 0,03 руб/кВт/ч".
В соответствии с пунктом 8.2 договора оказания услуг N 435/2006 "по истечении срока, указанного в п. 8.1 договор пролонгируется на следующий календарный год, если ни одна из сторон, не менее чем за 30 дней до окончания текущего года, не заявит о намерении изменить (дополнить, расторгнуть) договор до окончания срока его действия путем подписания дополнительного соглашения".
Заявителем были предоставлены накладные N 2038 и N 2038/1 от 22.12.2006, а также копии чеков, подтверждающие оплату электроэнергии по вышеуказанному договору.
В сопроводительном письме исх. N 2461-ж/2013 от 01.11.2013 г. переданное прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда указано, что с 2006 года ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" прекратило подачу электроэнергии к помещению столярной мастерской принадлежащей заявителю на праве собственности.
24 апреля 2013 года и 04 июля 2013 года заявителем в адрес ЗАО ВМЗ "Красный октябрь" были направлены письма с просьбой возобновить подачу электрической энергии по договору N 435/2006.
Переток электроэнергии представляет собой ее перемещение по линиям электропередач и другим объектам электросетевого хозяйства. Соблюдение запрета на препятствование перетоку становится обязанностью лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства при определенных условиях, установленных Правилами недискриминационного доступа. При этом осуществление перетока на безвозмездной основе как соблюдение названного запрета не является услугой передачи электроэнергии в смысле ст. 3 Закона об электроэнергетике и ст. 4 Закона о естественных монополиях (Постановление президиума ВАС РФ N 2513/12 от 20.11.2012).
Кроме того, п. 2 ст. 26 Закона об электроэнергетике установлено, что оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг, договор оказания этих услуг является публичным.
Согласно аб. 3 п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят:
цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В соответствии с постановлением Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 26.12.2012 N36/11 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2013 год" и постановлением N 58/1 от 04.12.2013, у ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" отсутствуют утвержденные тарифы на услугу по передаче электрической энергии на 2013 год и на 2014 год.
В соответствии с вышеизложенным ЗАО ВМЗ "Красный октябрь" не может осуществлять деятельность по оказанию услуги по передаче электрической энергии, ЗАО ВМЗ "Красный октябрь" может только соблюдать запрет на воспрепятствование перетоку электроэнергии на энергопринимающие установки Заявителя.
Согласно пункту 61 "Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии" (далее - Основные положения_) (утв. Постановлением Правительства от 31 августа 2006 г. N 530) гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом (далее - заявитель) в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.
Гарантирующий поставщик вправе отказаться от заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) с заявителем в случае:
- отсутствия технологического присоединения в установленном порядке соответствующих энергопринимающих устройств к электрическим сетям;
- нахождения точек поставки на розничном рынке, в отношении которых заявитель намеревается заключить договор, вне зоны деятельности гарантирующего поставщика.
01 мая 2013 года между ОАО "Волгоградэнергосбыт" и Заявителем заключен договор энергоснабжения N 4000752/13.
Предметом в соответствии с пунктом 1.1 указанного договора является следующее: "ОАО "Волгоградэнергосбыт" обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) Харионовскому А.В. в точках поставки, определенных Приложением N 3 к договору, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией Харионовского А.В., а Харионовский А.В. обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги".
ОАО "Волгоградэнергосбыт" в адрес технического директора ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" направило письмо от 05.08.2013 г. N 25/870 о предоставлении информации о причинах отказа ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" подачи напряжения на электроустановки заявителя. До настоящего времени каких-либо пояснений по данному вопросу не поступило.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 21.11.2013) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям", Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.
В адрес Управления Заявителем представлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон между ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" и ПБОЮЛ Харионовский А.В. от 19 декабря 2006 г.
Из акта разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 19 декабря 2006 г. б/н, следует, что слесарная мастерская, принадлежащая Харионовскому А.В. и расположенная по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Ленина, 110, опосредованно присоединена к электрическим сетям сетевой организации через объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в ведении ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь".
Следовательно, заключенный договор энергоснабжения N 4000752/13 от 01.05.2013 г. между ОАО "Волгоградэнергосбыт" и Харионовским А.В., а также акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 19 декабря 2006 г. б/н свидетельствует о надлежащем опосредованном технологическом присоединении к электрическим сетям объекта: слесарная мастерская, расположенная по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Ленина, 110 к сетям (объектам электросетевого хозяйства) ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь".
В соответствии с п. 6 Правил недискриминационного доступа, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Таким образом, воспрепятствование перетоку электрической энергии ЗАО "ВМЗ "Красный Октябрь" в отношении объекта - слесарная мастерская, принадлежащая Харионовскому А.В., расположенная по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Ленина, 110, не соответствует пункту 6 Правил недискриминационного доступа.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь", выразившиеся в препятствовании перетоку электрической энергии через объект электросетевого хозяйства, принадлежащие ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь", с Харионовским А.В. по договору оказания услуг N 435/2006 в целях снабжения электрической энергии объекта: слесарная мастерская, расположенная по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Ленина, 110, при наличии заключенного договора энергоснабжения (N 4000752/13 от 01.05.2013 г.) между ОАО "Волгоградэнергосбыт" и Харионовским А.В. без установленного для ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" тарифа по передаче электрической энергии, утвержденного органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, нарушают пункт 6 Правил недискриминационного доступа_
Согласно пункту 2 абз. 1 статьи 22 Закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения.
В соответствии со статьей 2 Закона "Закона о защите конкуренции" антимонопольное законодательство Российской Федерации (далее - антимонопольное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.
Отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона, могут регулироваться постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства N 861 Федеральная антимонопольная служба определена уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по обеспечению государственного контроля за соблюдением правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам администратора торговой системы.
Основания для переквалификации нарушения отсутствуют.
С учетом изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" нарушило пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861), выразившегося во введении режима полного ограничения потребления электрической энергии на объект - столярная мастерская, принадлежащего Харионовскому А.В. и расположенному по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Ленина, 110
Согласно пункту 5 части 1 статьи 49 Закона "О защите конкуренции" Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу Комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Комиссия Управления приходит к выводу о необходимости выдачи ЗАО ВМЗ "Красный Октябрь" предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Управления решила:
1. Признать Закрытое акционерное общество "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" (400007, Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Ленина, 110) нарушившим пункт 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861), выразившегося в препятствование перетоку электрической энергии на объект - слесарная мастерская, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, пр. Ленина, 110, в период с 2006 года по настоящее время.
2. Выдать Закрытому акционерному обществу "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь" предписание об устранении нарушения пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области от 9 июня 2014 г. N 14-01-10-04/44
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016