Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу
от 27 апреля 2015 г. N 04-01/105-2015
Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<>
при участии:
<> - представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО;
рассмотрев жалобу ИП Федоровских Н.В. (г. Реж Свердловской обл.) на действия заказчика - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО при проведении закупки "Приобретение жилого помещения на вторичном рынке в г. Новый Уренгой (за исключением районов Лимбяяха и Коротчаево - в связи с отдаленностью территории) в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации мероприятия по приобретению жилья для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа в составе подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы" утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 г. N 1099-П" (ЭА, извещение N 0190200000315003311), установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступила на рассмотрение жалоба ИП Федоровских Н.В. на действия заказчика - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО при проведении закупки "Приобретение жилого помещения на вторичном рынке в г. Новый Уренгой (за исключением районов Лимбяяха и Коротчаево - в связи с отдаленностью территории) в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации мероприятия по приобретению жилья для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа в составе подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы" утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 г. N 1099-П".
По мнению Заявителя, Заказчик, установив запрет на участие в электронном аукционе агентов, ограничил количество участников и, тем самым, нарушил требования п.п. 2,3,5,8 ст.ст. 15, 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Из жалобы следует, что представитель, действующий на основании нотариальной доверенности, вправе подать заявку на участие в электронном аукционе и участвовать в таковом. Заявитель считает, что в данном случае собственники квартир выразили свою волю и наделили полномочиями ИП Федоровских Н.В., на участие в электронном аукционе, т.е. по своей сути на совершение сделки по купле-продаже недвижимости. Кроме того, данное действие было удостоверено нотариусом. Законом прямо установлена возможность участвовать в закупке лично или через представителя. Каких-либо препятствий, предусмотренных ст. 182 ГК РФ, в данном случае также не имеется.
Кроме того, Заявитель ссылается на положения ч. 2 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которой, наряду с установленными частью 1 статьи 17 запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами, ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Заявитель указывает, что, он, как аккредитованный участник электронной площадки "Сбербанк АСТ", считает, что организатор торгов, указывая, что участие в аукционе по доверенности является невозможным, нарушает его права и права других участников размещения заказа, ограничивая при этом возможность участия в данном аукционе, и нарушает при этом принципы конкурентности и "прозрачности" при проведении аукциона. Заявитель считает, что установив такое условие участникам закупки, организатор торгов фактически лишил права предложить в качестве объекта закупки жилое помещение, находящееся в установленном законом порядке в общей долевой собственности, так как технически невозможно нескольким собственникам пройти аккредитацию на электронной площадке под одной электронно-цифровой подписью, чтобы подать одну совместную заявку. Тем самым заказчик ограничил конкуренцию при проведении аукциона, что в соответствии со статьей 17 ФЗ "О защите конкуренции" недопустимо.
Рассмотрев материалы дела, возражения на жалобу, проведя внеплановую камеральную проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489).
Жалоба ИП Федоровских Н.В. рассматривается в порядке Главы 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Нормы, регулирующие правоотношения по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд, содержатся в параграфе 4 главы 30 Гражданского кодекса. Отношения, связанные с приобретением недвижимого имущества, регулируются параграфом 7 главы 30 Гражданского кодекса.
В силу статьи 526 ГК РФ и статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат Собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130 ГК РФ).
Поставка товаров для государственных нужд и продажа недвижимого имущества представляют собой отдельные виды договора купли-продажи (статья 454 Гражданского кодекса). Таким образом, правовое регулирование отношений купли-продажи недвижимого имущества и отношений, связанных с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, различно.
Статьей 60 Закона о контрактной системе изложены особенности документооборота при проведении электронного аукциона.
Обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
В случае, если Законом о контрактной системе предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.
Для обеспечения доступа к участию в электронных аукционах оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников такого аукциона.
Согласно статье 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с ч. 10 ст. 69 Закона о контрактной системе победителем такого аукциона признается участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем.
В соответствии с частью 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством (Глава 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно статье 182 ГК РФ представитель по доверенности имеет право осуществлять сделки от имени представляемого, а не от своего имени. Участие в электронных аукционах агентов участников закупки Федеральным законодательством не предусмотрено.
Государственный контракт может быть заключен только с собственником жилого помещения- участником закупки непосредственно, либо с собственником жилого помещения- участником закупки, в лице его законного представителя.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Исходя из вышеизложенного, Комиссия не усматривает в действиях заказчика - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО признаков нарушения статей 15 и 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и положений Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Признать жалобу ИП Федоровских Н.В. (г. Реж Свердловской обл.) на действия заказчика - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО при проведении закупки "Приобретение жилого помещения на вторичном рынке в г. Новый Уренгой (за исключением районов Лимбяяха и Коротчаево - в связи с отдаленностью территории) в государственную собственность Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации мероприятия по приобретению жилья для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и лиц из их числа в составе подпрограммы "Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе" государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2020 годы" утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 г. N 1099-П" (ЭА, извещение N 0190200000315003311) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закон о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 апреля 2015 г. N 04-01/105-2015
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016