Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
N 05-03/6896 (опубликовано 10 августа 2012 г.)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
РЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена 30 июля 2012 года
В полном объеме решение изготовлено 07 августа 2012 года
N 05-03/6896
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> (далее - Комиссия), рассмотрев дело N АО 109-05/12 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа "Инта", место нахождения: Республика Коми, город Инта, улица Горького, дом 16, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), обществом с ограниченной ответственностью "Дионис", место нахождения: Республика Коми, город Инта, улица Промышленная, дом 17а, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, установила:
Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 18.04.2010 до 06.01.2012.
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Администрация МО ГО "Инта"), место нахождения: Республика Коми, город Инта, улица Горького, дом 16.
К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дионис" (далее - ООО "Дионис"), место нахождения: Республика Коми, город Инта, улица Промышленная, дом 17а.
К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечен индивидуальный предприниматель <_>
Общие принципы организации местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).
Согласно части 1 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании городского округа "Инта" (далее - МО ГО "Инта", городской округ) определены Уставом муниципального образования городского округа "Инта", принятым Советом муниципального образования городского округа "Инта" 12.05.2007 (далее - Устав МО ГО "Инта").
В силу части 1 статьи 37 Устава МО ГО "Инта" администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральным законодательством и законами Республики Коми.
Пунктом 3 части 1 статьи 10 Устава МО ГО "Инта" к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Пунктом 7 части 1 статьи 39 Устава МО ГО "Инта" к полномочиям администрации городского округа отнесено управление муниципальной собственностью городского округа в соответствии с порядком, установленным Советом городского округа.
Подпунктом 4.2.1. пункта 4.2. Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО ГО "Инта", утвержденного Решением Совета МО ГО "Инта" от 19.10.2007 N I-8/83 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Инта" (далее - Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности МО ГО "Инта"), к полномочиям администрации городского округа отнесено управление и распоряжение муниципальной собственностью городского округа в порядке, устанавливаемом законодательством, решениями Совета городского округа и Положением.
Пунктом 3.20. Положения о порядке передачи в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МО ГО "Инта", утвержденного Решением Совета МО "Город Инта" от 30.05.2002 N 312 (далее - Положение о порядке передачи в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью МО ГО "Инта") установлено, что арендатор вправе с письменного согласия Арендодателя, Балансодержателя и Администрации МО "Город Инта" передавать арендуемое имущество в субаренду в соответствии с действующим Положением "О субаренде нежилых помещений", утвержденном Советом города.
Пунктом 2.5. Положения "О субаренде нежилых помещений", утвержденного Решение Совета МО "Город Инта" от 30.05.2002 N 313 "Об утверждении Положения "О субаренде нежилых помещений", предусмотрено, что на основании решения арендодателя с разрешения Администрации МО ГО "Инта" между арендодателем и субарендатором заключается договор, в котором оговариваются условия предоставления помещения в субаренду с соблюдением требований по использованию нежилых помещений.
Между Администрацией МО ГО "Инта" (далее - арендодатель), ООО "Дионис" (далее - арендатор) и индивидуальным предпринимателем <_> (далее - субарендатор) заключен договор субаренды N 862 от 01.01.2012 (далее - договор субаренды), согласно которому арендодатель дает согласие, арендатор сдает в субаренду, а субарендатор принимает в субаренду находящееся в собственности МО ГО "Инта" недвижимое имущество - нежилое помещение в здании по адресу: Республика Коми, город Инта, улица Мира, дом 37, площадью 33,48 кв. м. (далее - муниципальное недвижимое имущество), на срок с 01.01.2012 по 30.12.2012.
Закон о защите конкуренции, вступивший в силу 26.10.2006, распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, было установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции, вступившей в действие с 02.07.2008, урегулированы особенности заключения договоров предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, и закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции определено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 18.04.2010 до 06.01.2012, было определено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество:
1) на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;
2) государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;
3) государственным и муниципальным учреждениям, государственным корпорациям, государственным компаниям;
4) некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений) (в том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), первичным профсоюзным организациям), объединений работодателей, товариществ собственников жилья, социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также других видов деятельности, предусмотренных статьей 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
5) адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам;
6) образовательным учреждениям независимо от их организационно-правовых форм, включая указанные в пункте 3 части государственные и муниципальные образовательные учреждения, и медицинским учреждениям частной системы здравоохранения;
7) для размещения объектов почтовой связи;
8) лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
9) в порядке, установленном главой 5 Федерального закона;
10) лицу, с которым заключен государственный или муниципальный контракт по результатам конкурса или аукциона, проведенных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", если предоставление указанных прав было предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе для целей исполнения этого государственного или муниципального контракта. Срок предоставления указанных прав на такое имущество не может превышать срок исполнения государственного или муниципального контракта;
11) на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается);
12) взамен недвижимого имущества, права в отношении которого прекращаются в связи со сносом или с реконструкцией здания, строения, сооружения, которыми или частью которых является такое недвижимое имущество, либо в связи с предоставлением прав на такое недвижимое имущество государственным или муниципальным образовательным учреждениям, медицинским учреждениям. При этом недвижимое имущество, права на которое предоставляются, должно быть равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу по месту расположения, площади и определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, стоимости. Условия, при которых недвижимое имущество признается равнозначным ранее имеющемуся недвижимому имуществу, устанавливаются федеральным антимонопольным органом;
13) правопреемнику приватизированного унитарного предприятия в случае, если такое имущество не включено в состав подлежащих приватизации активов приватизированного унитарного предприятия, но технологически и функционально связано с приватизированным имуществом и отнесено федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, или к объектам, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 2 статьи 615 Гражданского кодекса арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив, если иное не установлено кодексом, другим законом или иными правовыми актами. В указанных случаях, за исключением перенайма, ответственным по договору перед арендодателем остается арендатор.
К договорам субаренды применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Договор субаренды в отношении муниципального имущества, исходя из его предмета, предусматривает переход прав владения и пользования в отношении такого имущества.
Статья 17.1 Закона о защите конкуренции применима к заключению любых договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества.
Следовательно, заключение договоров субаренды должно осуществляться по результатам проведения торгов.
Заключение договора субаренды должно было осуществляться по результатам проведения открытых торгов в порядке части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 18.04.2010 до 06.01.2012.
Дача согласия Администрацией МО ГО "Инта" ООО "Дионис" на предоставление в субаренду муниципального недвижимого имущества индивидуальному предпринимателю <_> без проведения торгов могло привести к ограничению конкуренции на товарных рынках видов деятельности, осуществляемых с использованием муниципального недвижимого имущества, в МО ГО "Инта".
В действиях Администрации МО ГО "Инта" в виде дачи согласия ООО "Дионис" на предоставление в субаренду муниципального недвижимого имущества индивидуальному предпринимателю <_> без проведения торгов имеются нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012.
В действиях ООО "Дионис" в виде заключения с индивидуальным предпринимателем <_> в отношении муниципального недвижимого имущества договора субаренды без проведения торгов имеются нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 18.04.2010 до 06.01.2012.
Между Администрацией МО ГО "Инта", ООО "Дионис" и индивидуальным предпринимателем <_> заключено соглашение от 01.06.2012 о расторжении договора субаренды N 862 от 01.01.2012, по которому договор субаренды расторгнут с 01.06.2012.
Таким образом, договор субаренды расторгнут.
Однако, доказательства принятия ООО "Дионис" от индивидуального предпринимателя <_> муниципального недвижимого имущества в связи с расторжением договора субаренды по акту приема-передачи в Коми УФАС России не представлены.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, решила:
1. Признать Администрацию МО ГО "Инта" нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, в части действий в виде дачи согласия ООО "Дионис" на предоставление в субаренду муниципального недвижимого имущества индивидуальному предпринимателю <_> без проведения торгов.
2. Признать ООО "Дионис" нарушившим часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 18.04.2010 до 06.01.2012, в части заключения с индивидуальным предпринимателем <_> в отношении муниципального недвижимого имущества договора субаренды без проведения торгов.
3. Выдать Администрации МО ГО "Инта", ООО "Дионис" предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем принятия мер по возврату муниципального недвижимого имущества от индивидуального предпринимателя <_> по акту приема-передачи.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми
ПРЕДПИСАНИЕ
07 августа 2012 года
N 05-03/6896
г. Сыктывкар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <_> (далее - Комиссия), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 07 августа 2012 года по делу N АО 109-05/12 о нарушении Администрацией муниципального образования городского округа "Инта", место нахождения: Республика Коми, город Инта, улица Горького, дом 16, части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, обществом с ограниченной ответственностью "Дионис", место нахождения: Республика Коми, Республика Коми, город Инта, улица Промышленная, дом 17а, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, предписывает:
1. Администрации муниципального образования городского округа "Инта", обществу с ограниченной ответственностью "Дионис" в срок до 05.09.2012 прекратить нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по возврату от индивидуального предпринимателя <_> муниципального недвижимого имущества согласно договору субаренды N 862 от 01.01.2012 между Администрацией муниципального образования городского округа "Инта", обществом с ограниченной ответственностью "Дионис" и индивидуальным предпринимателем <_> по акту приема-передачи.
2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми N 05-03/6896 (опубликовано 10 августа 2012 г.)
Текст документа опубликован на сайте solutions.fas.gov.ru, приведен по состоянию на 22.1.2016